Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2014 в 16:25, курсовая работа
С основными средствами как объектом учета связаны многие проблемы современной российской экономики: недостаточная конкурентоспособность продукции в связи с чрезмерным физическим и моральным износом оборудования, незагрузка производственных мощностей, необоснованное дробление имущественных комплексов, низкие фондоотдача и инвестиционная активность, недостаточно реальная оценка активов, завышенная налоговая нагрузка при избыточном имуществе. Усиливается влияние учета основных средств как на финансовое состояние субъектов хозяйствования, так и на качество представляемой ими отчетности. Поэтому основные средства в настоящих условиях становятся для многих организаций весьма существенным объектом аудита [22].
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1 ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРКИ УЧЁТА ОПЕРАЦИЙ С ОСНОВНЫМИ СРЕДСТВАМИ……………………………….5
2 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «ВОДОПРОВОД»……………………………………...12
3 АУДИТ ОПЕРАЦИЙ С ОСНОВНЫМИ СРЕДСТВАМИ…………………..20
3.1 Планирование аудита основных средств………………………………….20
3.2 Проверка правильности оформления движения основных средств…….39
3.3 Проверка правильности учёта амортизации основных средств………...44
3.4 Аудит результатов инвентаризации основных средств………………...47
3.5 Оценка правильности учёта ремонта основных средств………………...49
З.6 Проверка данных инвентарных и синтетических счетов учёта
основных средств……………………………………………………………...50
3.7 Обобщение результатов проверки………………………………………...54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………..64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………….68
- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств ОАО «Водопровод»;
- методы оценки активов и обязательств;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации;
- порядок контроля за хозяйственными операциями.
При формировании учетной политики предполагается, что:
- активы и обязательства ОАО «Водопровод» существуют обособленно от активов и обязательств собственников этого ОАО «Водопровод»;
- ОАО "Водопровод" будет продолжать свою деятельность в будущем и у него отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности;
- принятая ОАО «Водопровод» учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому;
- факты хозяйственной деятельности
ОАО «Водопровод» относятся к тому отчетному
периоду, в котором они имели место, независимо
от фактического
времени поступления или выплаты денежных
средств, связанных с этими
фактами (допущение временной определенности
факторов хозяйственной деятельности).
В ОАО «Водопровод» в обязательном порядке проводится инвентаризация: под ней понимается установление фактического наличия на определенную дату активов и обязательств организации, а также объектов, учитываемых на забалансовых счетах, в регистрах налогового учета. Инвентаризация проводится инвентаризационными комиссиями, состав которых утверждается приказом (распоряжением) руководителя организации. В состав комиссии включаются представители администрации организации, работники бухгалтерской службы, другие специалисты. Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц. Руководитель ОАО «Водопровод» должен создать условия, обеспечивающие полную и точную проверку фактического наличия имущества в установленные сроки. На каждый вид инвентаризируемых объектов составляются отдельные инвентаризационные описи, которые подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. Инвентаризационные описи (акты) составляются в двух экземплярах: один передается в бухгалтерию, второй остается у материально ответственного лица либо в инвентаризационной комиссии. Приказы руководителя организации о проведении инвентаризации, а также результаты контрольных проверок правильности проведения инвентаризации регистрируются в особых журналах. Данные результатов всех инвентаризаций, произведенных в течение одного года, обобщаются в сводной ведомости учета результатов инвентаризаций.
Бухгалтерский учет в ОАО «Водопровод» осуществляется на основе типичных первичных документов, а именно: счета-фактуры, приходные кассовые ордера, расходные кассовые ордера, договора, документы по заработной плате, бухгалтерской отчетности и так далее.
Форма учета в ОАО «Водопровод» автоматизированная, а именно «1 С: Предприятие 7.7». Данная система предоставляет широкие возможности ведения автоматизированного учета в организации независимо от их вида деятельности и формы собственности, с различным уровнем сложности учета. Данная программа позволяет организовать эффективный бухгалтерский, кадровый, оперативный торговый, складской и производственный учет, а также расчет заработной платы. В комплексную поставку входят основные компоненты системы программ "1С: Предприятие":
- бухгалтерский учет;
- оперативный учет;
- расчет.
Также и основные конфигурации:
-"бухгалтерский учет"
-"торговля +склад"
-"зарплата + кадры"
-"производство + услуги + бухгалтерия"
-"бухгалтерия + торговля + склад + зарплата + кадры"
ОАО «Водопровод» ежегодно составляет годовую бухгалтерскую отчетность в соответствии с учредительными документами и предоставляет ее в налоговую инспекцию. Годовая бухгалтерская отчетность представляется в течение 90 дней по окончании отчетного года. В пределах указанного срока годовая отчетность утверждается в порядке, установленном учредительными документами и устанавливается конкретная дата представления отчетности. При этом годовая отчетность может быть представлена не ранее 60 дней по окончании отчетного года. Годовая бухгалтерская отчетность является открытой для заинтересованных пользователей, и организация должна обеспечить им возможность ознакомиться с ней и получить с нее копии.
До начала проведения аудита или оказания сопутствующих услуг аудитор должен ознакомиться в достаточной мере с деятельностью экономического субъекта.
Поэтому планирование следует рассматривать как важный и ответственный этап аудиторской проверки, поскольку от качества его выполнения зависит эффективность всей последующей работы аудитора. Оптимальная схема планирования аудита, составленная на основе российских стандартов аудиторской деятельности, должна включать следующие стадии:
1) предварительное планирование;
2) изучение системы
3) установление уровня существенности;
4)оценка аудиторского риска;
5) построение аудиторской выборки;
6) подготовка общего плана и программы аудита.
Предварительное планирование целесообразно начать с бесед с представителями руководства, сотрудниками подразделений, главным бухгалтером, руководителем службы внутреннего контроля. Беседы должны строиться таким образом, чтобы аудитор мог получить достаточно четкое представление о том, чего от него ожидает клиент, как он представляет себе характер, объем и сроки работы и т.п. Руководствуясь аудиторским Стандартом "Разъяснения, предоставляемые руководством проверяемого экономического субъекта", аудитор должен получить разъяснения для подтверждения допущения непрерывности деятельности, первичной оценки надежности систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля [13].
На этапе предварительного планирования необходимо ознакомиться с экономическими условиями функционирования предприятия, видами его деятельности. Изучение этих базовых вопросов позволяет аудитору получить общее представление о деятельности предприятия. Основным источником информации на данном этапе выступает письменно зафиксированная учетная политика предприятия, сформированная с учетом экономических и организационных факторов. Аудитору следует осмыслить и детально проанализировать содержание учетной политики клиента, степень проработанности в ее положениях основополагающих принципов ведения бухгалтерского учета.
Ознакомившись с содержанием принципов и правил ведения бухгалтерского учета принятых на предприятии, аудитор может приступить к оценке организационной структуры, на которую возложена функция реализации продукции и заключение договоров с позиции ее оптимальности и способности к эффективному функционированию.
На этапе предварительного планирования необходимо оценить квалификацию сотрудников подразделений с учетом уровня образования, практического опыта, периодичности повышения квалификации, стажировок. Получить необходимые сведения аудитор может путем изучения документации отдела по работе с персоналом и устного опроса сотрудников.
Этап предварительного планирования следует завершить изучением отчетов службы внутреннего контроля, материалов налоговых проверок и других контролирующих структур.
Изучение системы бухгалтерского учета на предприятии предполагает изучение и оценку основных принципов организации бухгалтерского учета изучаемых операций и документооборота, закрепленных в положениях учетной политики, роли средств вычислительной техники в ведении учета, организационной структуры подразделений, ответственных за ведение бухгалтерского учета. Целесообразно выполнить обзорную проверку типичных бухгалтерских проводок по операциям учета основных средств и установить фактическое наличие и правильность оформления договоров, первичных документов, на основании которых выполнялись записи по счетам бухгалтерского учета [21].
Установление уровня существенности выполняется на стадии планирования. Понятие существенности устанавливает размер допустимой ошибки и форму аудиторского заключения, а также является исходным и основополагающим фактором для определения объема аудита. Ошибка считается существенной если ее пропуск или не обнаружение значительно искажает финансовые показатели и влияет на решение пользователя. Из существенности вытекает понятие уровень существенности, который зависит от особенностей клиента. Уровень существенности – это предельное значение ошибки в финансовом показателе, начиная с которой пользователи финансовой информации не могут делать правильные выводы и принимать обоснованные экономические решения. Произведем расчет уровня существенности по организации ОАО «Водопровод».
Таблица 4 – Расчёт уровня существенности
Базовый показатель |
Значение базового показателя, тыс. руб. |
Уровень существенности |
Сумма уровня существенности |
1. Прибыль по балансу |
164 |
5 |
8 |
2. Выручка без НДС |
47258 |
2 |
954 |
3. Валюта баланса |
31114 |
2 |
622 |
4. Собственный капитал |
6756 |
10 |
676 |
5. Общие затраты |
49468 |
2 |
989 |
В столбец 2 записываем значения показателя за 2011 год. Показатели в столбце 3 должны быть определены внутренней инструкцией аудиторской фирмы и применяться на постоянной основе. Столбец 4 получают умножением данных из столбца 2 на показатель из столбца 3, разделенный на 100%. Среднее арифметическое показателей в столбце 4, рассчитанное непосредственным образом, составляет:
(8 + 954 + 622 + 676 + 989) / 5 = 650 тыс. руб.
Наименьшее значение отличается от среднего на:
(650 – 8) / 650 x 100% = 99%
Наибольшее значение отличается от среднего на:
(989 – 650) / 650 x 100% = 52%
Стандартом определено, что отклонение среднего значения должно составлять 45-50%, поскольку в нашем случае данное условие не выполнено, то рассчитывается новое среднее значение без учета наименьшего и наибольшего показателя.
(954 + 622 + 676) / 3 = 751 тыс. руб.
Расчет отклонения наименьшего значения уровня существенности от среднего в %: (751 – 622) / 751 x 100% = 17%
Расчет отклонения наибольшего значения уровня существенности от среднего в %: (954 – 751) / 751 x 100% = 27%
Так как данные отклонения незначительны, средним значением показателей можно считать величину 751 тыс. руб.
Полученную величину допустимо округлить до 750 тыс.руб. и использовать данный количественный показатель в качестве значения уровня существенности. Различие между значением уровня существенности до и после округления составляет:
(751-750)/750 x 100%=0,13%, что находится в пределах 20%.
Значит такое округление допустимо.
Установив допустимый уровень существенности, аудитор может приступать к построению аудиторской выборки. Для построения выборки используется таблица случайных чисел, что предпочтительнее, либо выборка производится спонтанно самостоятельно (бессистемный выбор).
Принимая во внимание тот факт, что аудитор не подтверждает каждую заключенную клиентом сделку, он может только выразить мнение с определенным уровнем уверенности в его правомерности. Всегда есть определенный риск, так как существует вероятность того, что какая-либо существенная неточность не была обнаружена. Поэтому важными элементами аудиторской деятельности при планировании аудита являются оценка аудиторского риска и определение информационной базы для проведения проверки.
Аудиторский риск — это риск выражения аудитором ошибочного аудиторского мнения в случае, когда в финансовой отчетности содержатся существенные искажения.
Требования к оценке аудиторского риска и его компонентов определены Федеральным правилом (стандартом) № 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом», утвержденным постановлением Правительства РФ от 04.07.2003 № 405. В соответствии с этим стандартом аудитору следует использовать свое профессиональное суждение, чтобы оценить аудиторский риск, а также разработать аудиторские процедуры, необходимые для снижения аудиторского риска до приемлемо низкого уровня.
В практике аудита приемлемым считается аудиторский риск — 5%. Это означает, что пять из 100 подписанных аудитором заключений содержат неверные сведения по спорным вопросам. Установление данного показателя на более низком уровне может оказать отрицательное влияние на конкурентоспособность аудиторской организации.
Риск существенных искажений оценивается следующим образом:
0-30% - низкий риск (средняя 15%);