Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 00:00, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является приобретение знаний и навыков о содержании и порядке составления бухгалтерского баланса предприятия.
Для того чтобы достичь цели нужно выполнить ряд задач:
1. Определить теоретические и организационные аспекты построения бухгалтерского баланса и отчет о прибылях и убытках:
- нормативно-правовое регулирование составления бухгалтерской отчетности;
- виды и классификация бухгалтерских балансов;
- порядок формирования отчета о прибылях и убытках
Введение…………………………………………………………………...4
1 Теоретические и организационные аспекты построения бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках……………………..6
1.1 Нормативно-правовое регулирование составления бухгалтерской отчетности………………………………………………………………………..6
1.2 Виды и классификация бухгалтерских балансов…………………...10
1.3 Порядок формирования отчета о прибылях и убытках…………….17
2 Бухгалтерский баланс………………………………………………......28
2.1 Порядок отражения активов баланса………………………………..28
2.2 Синтетический и аналитический учет……………………………….40
2.3 Порядок проведения инвентаризации перед составлением бухгалтерского баланса…………………………………………………………50
3 Рекомендации по совершенствованию бухгалтерского баланса…….64
3.1 Международные стандарты формирования бухгалтерского баланса……………………………………………………………………………64
3.2 Автоматизация расчетов……………………………………………...68
Заключение………………………………………………………………..73
Список литературы……………………………………………………….75
По строке 640 «Доходы будущих периодов» показывается кредитовое сальдо по счету 98 «Доходы будущих периодов», отражающему доходы, полученные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам.
Стоит отметить, что получение денег в качестве предварительной оплаты или аванса доходом будущих периодов не является.
По строке 650 «Резервы предстоящих расходов» отражаются зарезервированные суммы, числящиеся на счете 96 «Резервы предстоящих расходов».
В строке 660 «Прочие краткосрочные обязательства» показываются суммы краткосрочных пассивов, не нашедших отражения по другим статьям раздела V бухгалтерского баланса. [10]
Справка о наличии ценностей, учитываемых на забалансовых счетах
Справка – это составная часть баланса. В ней отражается стоимость ценностей, учтенных на забалансовых счетах.
Основные средства, которые не принадлежат организации на праве собственности, отражаются по строке «Арендованные основные средства». Причем из них необходимо выделить стоимость основных средств, находящихся в организации по договору лизинга и учитываемых в соответствии с договором на балансе лизингодателя. [8]
По строке 920 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» можно отразить, например, стоимость неоплаченных материалов, если договором предусмотрен переход права собственности на них после оплаты. Здесь также отражаются проданные товары, но оставленные на складе организации на ответственное хранение. Товары, принадлежащие другим организациям, которые организация собирается продать по договору комиссии отражаются в справке по строке 004 «Товары, принятые на комиссию».
Дебиторская задолженность списывается с баланса, когда должник признан банкротом или же истек срок исковой давности. Однако еще в течение 5 лет после этого задолженность учитывается на забалансовом счете 007 «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов». Остаток по данному счету переносится в строку «Списанная в убыток задолженность неплатежеспособных дебиторов» справки. До истечения 5 лет такую задолженность можно списать, если должник погасил долг или ликвидировался.
Суммы гарантий, которые получены организацией от других организаций, заносятся в строку «Обеспечения обязательств и платежей полученные». Если, наоборот, такие гарантии выдала организация, то их сумму следует занести в строку «Обеспечения обязательств и платежей выданные».
Организация может иметь объекты
жилищного фонда, которые не используются
для получения дохода. Согласно п.
17 Положения по бухгалтерскому учету
«Учет основных средств» (ПБУ 6/01), утвержденного
Приказом Минфина РФ от 30.03.2001 № 26н,
в бухгалтерском учете
Вместе с тем руководителю организации нужна информация об их изношенности. Такие сведения указываются по строке «Износ жилищного фонда».
Информация о старении объектов внешнего благоустройства отражается по строке «Износ объектов внешнего благоустройства и других аналогичных объектов».
Строку 990 «Нематериальные активы, полученные в пользование» следует заполнять тем организациям, которые получили право на использование объектов интеллектуальной собственности (товарного знака, изобретения, компьютерной программы и т. п.). Такие нематериальные активы учитываются за балансом по стоимости, указанной в договоре. [10]
2.2 Синтетический и аналитический учет
Интересы оперативного управления
требуют отражения в учете
детализированных данных о состоянии,
составе и движении хозяйственных
средств. Поэтому в текущем учете
наряду с бухгалтерскими счетами
для укрупненной группировки
ведутся счета по необходимым
аналитическим признакам. [16]
Бухгалтерские
счета в определенной степени детализации
открываются на каждое наименование средств
либо источников их образования внутри
отдельно взятых бухгалтерских счетов,
ведущихся на уровне предприятия. Сальдо
бухгалтерского счета на уровне предприятия
в целом представляет финансовый аспект
бухгалтерского учета. Сальдо, например,
счета "Основные средства", детализированное
сначала в стоимостном выражении по классификационным
группам основных средств на счетах "Здания",
"Машины" и других, а внутри каждого
из них - на счетах "Здание литейного цеха № I", "Здание кузнечного цеха №
I", "Разливочная машина в литейном
цехе № I" и т.д. по всем учетным единицам
основных средств, будет представлять
информацию для бухгалтерского контроля
за сохранностью данного имущества в местах
его эксплуатации, которая также может
использоваться для выработки различных
управленческих решений, связанных с повышением
эффективности использования объектов
основных средств, составления бухгалтерской
и, статистической отчетности и других
информационных нужд. [9]
Существует
два информационных уровня бухгалтерских
счетов синтетические счета и аналитические
счета. Между ними - субсчета, которые являются
промежуточной группировкой в пределах
соответствующего синтетического счета.
Синтетические
счета являются счетами I порядка, субсчета
- счетами II порядка, аналитические счета
- III, IV, V порядка и т.д.
На синтетических счетах бухгалтерского
учета отражаются данные экономических
группировок имущества, источников его
формирования и хозяйственные факты в
обобщенном виде в денежном выражении
на уровне предприятия. Учет на этих счетах
называется синтетическим; он обобщает
сведения аналитических счетов.
Синтетический
учет дает обобщенное отражение хозяйственной
деятельности предприятия в системе синтетических
счетов и в бухгалтерском балансе.
Аналитический
учет предоставляет детальную информацию
по всем участкам хозяйственной деятельности
в системе аналитических счетов.
Аналитические счета открываются к определенному
синтетическому счету с оценкой хозяйственных
средств и источников в натуральных, трудовых
и денежных измерителях; их количество
определяется контрольными потребностями
в детализации учетных данных в пределах
того или иного синтетического счета.
Таким образом,
между аналитическими и синтетическими
счетами - существует прямая взаимосвязь:
- сумма сальдо на начало месяца по аналитическим
счетам равна остатку на начало месяца
по объединяющему их синтетическому счету;
- сумма оборотов по дебету и кредиту одного синтетического счета равна суммам
оборотов (соответственно) по дебету и
кредиту всех аналитических счетов, к
нему относящихся;
- сумма сальдо на конец месяца по аналитическим
счетам равна остатку на конец месяца
по объединяющему их синтетическому счету.
Связь аналитического
учета с синтетическим осуществляется
путем сравнения итогов по аналитическим
счетам с суммами соответствующего синтетического
счета- Если итоги ведомости и суммы счета
не совпадают, значит, в записях или подсчетах
допущена ошибка. [17]
Общие суммы
оборотов и сальдо, учтенные на аналитических
счетах и субсчетах, всегда равны оборотам
и сальдо того синтетического счета. к
которому они открыты. Это равенство проверяется
перед составлением бухгалтерского баланса.
Нарушение такого правила приводит к запущенности
бухгалтерского учета, ослаблению контроля,
создает условия для злоупотреблений
и образования убытков.
Субсчета
являются промежуточной стоимостной группировкой
аналитических счетов в пределах соответствующего
синтетического счета. Например, к синтетическому
счету "Материалы" могут быть открыты
следующие субсчета:
"Сырье и материалы";
"Покупные полуфабрикаты и комплектующие
изделия, конструкции и детали";
"Топливо";
"Тара и тарные материалы";
"Запасные части";
"Прочие материалы";
"Материалы, переданные в переработку
на сторону";
"Строительные материалы";
"Инвентарь и хозяйственные принадлежности"
и т.д.
Каждый
из перечисленных субсчетов может быть
детализирован по аналитическим счетам,
на которых ведется суммовой учет материалов
по их назначению и классификационным
(учетным) группам.
Между счетами
и балансом существует тесная взаимосвязь.
И баланс и счета отражают средства, которыми
располагает предприятие. В активе баланса
показываются виды средств для текущего
учета, которые открывают активные счета.
В пассиве баланса отражаются источники
средств, по которым текущий учет осуществляется
в пассивных счетах. Число балансовых
статей не совпадает с числом синтетических
счетов бухгалтерского учета, т.к. бухгалтерский
баланс состоит по данным учета на счетах,
разукрупняя или объединяя показатели
счетов. [3]
В начале
каждого отчетного периода в соответствии
с данными статей баланса открываются
бухгалтерские счета. На каждый вид средств
или источников средств, требующих самостоятельного
учета, заводится счет, в который записывается
остаток из баланса: по активным счетам
- в дебет, по пассивным - в кредит.
На протяжении
отчетного периода в синтетических и аналитических
счетах отражаются осуществляемые на
предприятии операции. По окончании записей
операций за отчетный период, в счетах
подсчитываются итоги оборотов и выводятся
новые остатки. Если в течение отчетного
периода возникла необходимость отразить
операцию на счете, не имевшем остатка
на начало периода, то его открывают путем
записи суммы этой операции. На основе
итогов синтетических счетов составляется
баланс предприятия на следующую отчетную
дату. Для этого конечные остатки из средств
переносятся в соответствующие статьи
баланса.
Таким образом,
бухгалтерский баланс фиксирует состояние
хозяйственных средств и их источников
на определенный момент времени, т.е. отчетную
дату, не отражая при этом движение хозяйственных
средств, поэтому его называют статистическим.
В нем не находят отражение обороты по
счетам и корреспонденции счетов, которые
несут основную информацию о хозяйственных
процессах. Для получения этой информации
составляются балансы оборотов по счетам
(динамические), развернутая сводка, итог
данных оборотов и сальдо по всей системе
синтетических счетов. Такая система называется
оборотным балансом или оборотной ведомостью.
Оборотная ведомость по счетам синтетического
учета представляет собой свод оборотов
и сальдо по всем счетам синтетического
учета, предназначенных для проверки участвующих
записей, состояния баланса и общего ознакомления
с состоянием и изменением хозяйственных
средств.
Оборотная
ведомость по синтетическим счетам используется
для проверки правильности и полноты записи
в них. [9]
Пример. Издательство выпускает брошюры и книги. Издательство выпускает художественную, экономическую литературу и путеводители. Экономическая литература и путеводители выпускаются в виде брошюр, художественная литература - в виде книг в Жестком переплете. Из книг выпускаются: В. Шекспир «Комедии» и Б. Пастернак «Избранное». Из брошюр выпускаются: «Путеводитель по Испании», «Путеводитель по Сейшельским островам», Е. А. Русакова «Учет основных средств». Готовую продукцию издательство отражает по счету 43 «Готовая продукция» (счет 43 - счет первого порядка). К счету 43 «Готовая продукция» открываются субсчета (счета второго порядка): 43.1 - «Книги», 43.2 - «Брошюры». В разрезе субсчета 43.1 «Книги» открывается аналитический счет 43.1-1 «Художественная литература» (счет третьего порядка). В случае принятия решения выпускать, например, словари в жестком переплете в Рабочий план счетов необходимо будет включить аналитический счет третьего порядка 43.1 -2 «Словари». Далее аналитический учет содержит счета четвертого порядка, которые совпадают с названиями выпускаемых изданий: 43.1 -1.1 - В. Шекспир «Комедии», 43.1 -1.2 - Б. Пастернак «Избранное». В разрезе субсчета 43.2 «Брошюры» открываются аналитические счета третьего порядка: 43.2-1 «Экономическая литература» и 43.2-2 «Путеводители». Таким образом, 43.2-1.1 - Е. А. Русакова «Учет основных средств», 43.2-2.1 - «Путеводитель по Испании», 43.2-2.2 - «Путеводитель по Сейшельским островам». Это аналитические счета четвертого порядка. Схематически иерархия аналитических счетов в разрезе синтетического счета 43 «Готовая продукция» выглядит следующим образом:
Схема 2.2.1 соподчиненность аналитических счетов в разрезе синтетического.
Пусть издательство печатает
свою продукцию в Тверском и Можайском
полиграфкомбинате. В синтетическом
учете для отражения расчетов
по предоставленным
По счетам аналитического учета, открываемым в разрезе синтетического счета 43 «Готовая продукция» составляется количественно-суммовая ведомость (табл.5.1). По счетам аналитического учета, открываемым в разрезе синтетического счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» составляется контокоррентная ведомость (табл. 5.2).
Обобщение данных синтетического
учета производится в оборотных
ведомостях по синтетическим счетам.
Они бывают простой и шахматной
формы. Простая оборотная ведомость
по синтетическим счетам носит название
оборотно-сальдового баланса. Оборотно-сальдовый
баланс содержит перечень всех синтетических
счетов Рабочего плана счетов. На каждый
счет отводится отдельная строка,
в которой указываются
Таблица 2.2.1 Оборотная ведомость по счету 43 "Готовая продукция"
Таблица 2.2.2Оборотная ведомость по счету 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками"
Таблица 2.2.3 Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета
Равенство итогов сальдо по дебету и кредиту счетов обусловлено тем, что итог дебетовых сальдо по счетам показывает денежную оценку имущества (активов) предприятия, а итог кредитовых саль до - денежную оценку источников имущества (пассивов) предприятия. Равенство итогов дебетовых и кредитовых оборотов по счетам вытекает из сущности двойной записи, при которой каждая хозяйственная операция отражается как по дебету, так и по кредиту счетов в одинаковых суммах.
Попарное равенство итогов оборотно-сальдового баланса имеет большое контрольное значение. Отсутствие такого равенства свидетельствует о наличии ошибок в учетных записях, которые необходимо найти и исправить. Оборотно-сальдовый баланс имеет значение для ознакомления с состоянием и движением хозяйственных средств и источников их формирования за месяц. Данные оборотно-сальдового баланса используются при составлении бухгалтерского баланса.
Оборотная ведомость по синтетическим
счетам шахматной формы строится
следующим образом. По горизонтали
и вертикали записываются номера
синтетических счетов. Затем из журнала
регистрации хозяйственных
Таблица 2.2.4 Шахматный баланс [22]
Пример. На склад ЗАО "Венера", занимающегося
производством мебели, поступило из производства
10 спальных гарнитуров. Фактическая себестоимость
гарнитуров составила 30 000 руб. Гарнитуры
были проданы за 50 400 руб. (в том числе НДС
- 8400 руб.).
Бухгалтер "Венеры" должен сделать
записи:
Дт 43 Кт 20
- 30 000 руб. - отражена себестоимость готовой
продукции;
Дт 51 Кт 62
- 50 400 руб. - поступили деньги от покупателя;
Дт 62 Кт 90/1
- 50 400 руб. - отражена выручка от продажи
гарнитуров;
Дт 90/2 Кт 43
- 30 000 руб. - списана фактическая себестоимость
гарнитуров;
Дт 90/3 Кт 68 субсчет "Расчеты
по НДС"
- 8400 руб. - начислен НДС;
Дт 90/9 Кт 99
- 12 000 руб. (50 400 - 8400 - 30 000) - отражен финансовый
результат от продажи гарнитуров
2.3 Порядок проведения
инвентаризации перед
Статьей 12 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено, что для обеспечения достоверности данных учета и отчетности организации должны регулярно проводить инвентаризацию имущества и финансовых обязательств. В частности, в обязательном порядке инвентаризация проводится перед составлением годовой бухгалтерской отчетности. В ходе инвентаризации проверяют:
Инвентаризацию проводят
для обеспечения достоверности
данных бухгалтерского учета и отчетности.
Основной целью инвентаризации является
выявление фактического наличия
имущества. К нему, в частности, относят
основные средства, нематериальные активы,
материалы, готовую продукцию, товары,
денежные средства и документы, ценные
бумаги, капитальные вложения, затраты
в незавершенном производстве. Фактические
остатки имущества компании сверяются
с данными, отраженными в бухучете.
При выявлении разниц их списывают.
Кроме того, проверке подлежат правильность
отражения в бухгалтерском