Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 00:00, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является приобретение знаний и навыков о содержании и порядке составления бухгалтерского баланса предприятия.
Для того чтобы достичь цели нужно выполнить ряд задач:
1. Определить теоретические и организационные аспекты построения бухгалтерского баланса и отчет о прибылях и убытках:
- нормативно-правовое регулирование составления бухгалтерской отчетности;
- виды и классификация бухгалтерских балансов;
- порядок формирования отчета о прибылях и убытках
Введение…………………………………………………………………...4
1 Теоретические и организационные аспекты построения бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках……………………..6
1.1 Нормативно-правовое регулирование составления бухгалтерской отчетности………………………………………………………………………..6
1.2 Виды и классификация бухгалтерских балансов…………………...10
1.3 Порядок формирования отчета о прибылях и убытках…………….17
2 Бухгалтерский баланс………………………………………………......28
2.1 Порядок отражения активов баланса………………………………..28
2.2 Синтетический и аналитический учет……………………………….40
2.3 Порядок проведения инвентаризации перед составлением бухгалтерского баланса…………………………………………………………50
3 Рекомендации по совершенствованию бухгалтерского баланса…….64
3.1 Международные стандарты формирования бухгалтерского баланса……………………………………………………………………………64
3.2 Автоматизация расчетов……………………………………………...68
Заключение………………………………………………………………..73
Список литературы……………………………………………………….75
Ответственности за то, что компания не провела инвентаризацию, нет. Поэтому многие бухгалтеры либо не проводят ее вовсе, либо отражают ее результаты лишь на бумаге, чтобы соблюсти формальные требования закона. А зря. Эта процедура помогает как минимум найти и вовремя исправить ошибки, допущенные в бухгалтерском учете, выявить недостачи и при необходимости привлечь тех или иных лиц к ответственности. Кроме того, если компания должна проходить обязательный аудит, при отсутствии инвентаризации ей могут отказать в выдаче положительного заключения. Также при отсутствии обязательной инвентаризации налоговики могут признать бухгалтерскую отчетность недостоверной. Это влечет за собой начисление штрафных санкций как для самой компании, так и для ее должностных лиц. [6]
Порядок и сроки проведения инвентаризаций определяет руководитель компании. Их закрепляют в качестве элемента бухгалтерской учетной политики фирмы. Законодательством определены случаи, когда инвентаризация должна проводиться в обязательном порядке*(39). Перечислим некоторые из них:
- при передаче какого-либо имущества в аренду, его выкупе или продаже;
- перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
- при смене материально
ответственных лиц. При
- при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
- в случае стихийного
бедствия, пожара или других
- при реорганизации или ликвидации организации. [12]
Руководитель компании может назначить инвентаризацию при смене главного бухгалтера. Это необходимо, чтобы правильно передать дела новому главбуху. Кроме того, он вправе проводить внеплановые, или внезапные, инвентаризации. Обычно они необходимы, чтобы пресечь злоупотребления со стороны лиц, которым вверены материальные ценности компании. Собственники фирмы (участники или акционеры) могут назначить инвентаризацию при смене ее руководителя.
Для проведения инвентаризации
в компании должна быть создана инвентаризационная
комиссия. Ее назначает руководитель
фирмы своим приказом. Для этого
документа установлена типовая
Приказ о назначении комиссии (Приложение 2). Его регистрируют в специальном журнале. Для него также предусмотрена типовая форма ИНВ-23. В нем, в частности, указывают реквизиты приказа о проведении проверки и назначении комиссии, ее состав поименно, виды инвентаризируемого имущества и обязательств. (Приложение 3)
Инвентаризация может быть полная или частичная. При полной проверяют все виды имущества и обязательств компании. При частичной - лишь отдельные объекты учета (например, только товары или денежные средства).
Таблица 2.3.1 Виды инвентаризации
Причина проведения инвентаризации |
Виды инвентаризации |
Виды инвентаризируемого имущества и обязательств |
Передача имущества в аренду, его выкуп или продажа |
Обязательная, плановая, частичная |
Имущество, которое является предметом аренды, выкупа или продажи (например, основные средства, долгосрочные вложения в материальные ценности и т.п.) |
Составление годовой бухгалтерской отчетности |
Обязательная, плановая, полная |
Все виды имущества и обязательств компании. При этом инвентаризацию основных средств можно проводить только один раз в 3 года, библиотечных фондов - один раз в 5 лет. Инвентаризацию имущества, наличие которого проверялось не ранее 1 октября, допускается не проводить |
Смена материально ответственных лиц |
Обязательная, плановая, частичная |
Имущество, которое было
вверено материально |
Выявление фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества |
Обязательная, плановая, частичная |
Имущество, в отношении которого есть подозрения или выявлены факты хищения, злоупотребления, порчи |
Стихийное бедствие, пожар, другие чрезвычайные ситуации |
Обязательная, плановая, частичная |
Имущество, которое пострадало в результате чрезвычайной ситуации |
Реорганизация или ликвидация компании |
Обязательная, плановая, полная |
Все виды имущества и обязательств компании на момент реорганизации или ликвидации |
Проверка добросовестности материально ответственных лиц |
Необязательная, внеплановая, частичная |
Имущество, которое было
вверено материально |
Порядок проведения инвентаризации определен специальными Методическими указаниями, утвержденными приказом Минфина России. По этому документу основные цели этой процедуры:
- выявление фактического
наличия имущества, как
- сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета;
- проверка полноты отражения в учете обязательств.
В ходе инвентаризации сотрудники компании (инвентаризационная комиссия) проверяют фактическое наличие имущества путем его пересчета, взвешивания и обмера. Это делают при обязательном присутствии материально ответственных лиц. Правильность учета обязательств, расходов, нематериальных активов проверяют на основании бухгалтерских документов. [16]
Особенности инвентаризации отдельных видов имущества и финансовых обязательств
Порядок проведения инвентаризации
зависит от вида имущества и финансовых
обязательств, в отношении которых
устанавливается полнота и
Особенности инвентаризации амортизируемого имущества
До начала инвентаризации основных средств рекомендуется проверить:
При обнаружении расхождений и неточностей в регистрах бухгалтерского учета или технической документации в них должны быть внесены соответствующие исправления и уточнения.
При инвентаризации основных
средств комиссия производит осмотр
объектов и заносит в описи, составленные
по форме № ИНВ-1, полное их наименование,
назначение, инвентарные номера и
основные технические или
По результатам инвентаризации
амортизируемого имущества
Инвентаризация финансовых вложений
При инвентаризации финансовых вложений проверяются фактические затраты в ценные бумаги и уставные капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы.
Инвентаризация ценных бумаг проводится по отдельным эмитентам с указанием в акте на звания, серии, номера, номинальной и фактической стоимости, сроков погашения и общей суммы. Реквизиты каждой ценной бумаги сопоставляются с данными описей (реестров, книг), хранящихся в бухгалтерии организации.
При проверке фактического наличия ценных бумаг устанавливается:
При хранении ценных бумаг в организации их инвентаризация проводится одновременно с инвентаризацией денежных средств в кассе.
Инвентаризация ценных бумаг, сданных на хранение в депозитарий, заключается в сверке остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах бухгалтерского учета организации, с данными выписок депозитария.
Суммы финансовых вложений в уставные капиталы других организаций, а также займов, предоставленных другим организациям, при инвентаризации должны быть подтверждены документами. (Приложение 4)
Инвентаризация товарно-материальных ценностей
Инвентаризация товарно-
По итогам проверки товарно-материальных ценностей, если выявлены несовпадения с данными бухгалтерского учета, составляется сличительная ведомость по форме № ИНВ-19.
Инвентаризация незавершенного производства и расходов будущих периодов
При инвентаризации незавершенного производства в организациях, занятых промышленным производством, необходимо:
В зависимости от специфики и особенностей производства перед началом инвентаризации необходимо сдать на склады все ненужные в цехах материалы, покупные детали и полуфабрикаты, а также все детали, узлы и агрегаты, обработка которых на данном этапе закончена.
Инвентаризационная комиссия
по документам устанавливает сумму,
подлежащую отражению на счете «Расходы
будущих периодов» и отнесению
на издержки производства и обращения
(либо на соответствующие источники
средств организации) исходя из документально
обоснованного срока и в
Инвентаризация денежных средств, денежных документов и бланков строгой отчетности
Инвентаризация кассы производится в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, который утвержден решением Совета директоров ЦБ РФ от22.09.93 № 40.
При подсчете фактического наличия денежных знаков и других ценностей в кассе принимаются к учету наличные деньги, ценные бумаги и денежные документы (почтовые марки, марки государственной пошлины, бланки строгой отчетности, бланки векселей, путевки в дома отдыха и санатории, авиабилеты и др.).
Проверка фактического наличия бланков ценных бумаг и бланков строгой отчетности производится по видам бланков, с учетом начальных и конечных номеров тех или иных бланков, а также по каждому месту хранения и материально ответственным лицам.
Инвентаризация денежных средств в пути производится путем сверки числящихся сумм на счетах бухгалтерского учета с данными квитанций учреждения банка, почтового отделения, копий сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка.
Инвентаризация денежных средств, находящихся в банках на расчетном (текущем), валют ном и специальных счетах, производится путем сверки остатков сумм, числящихся на соответствующих счетах по данным бухучета, с данными выписок банков.
Инвентаризация расчетов с дебиторами и кредиторами
Для подтверждения правильности
отражения на счетах бухгалтерского
учета сумм дебиторской и кредиторской
задолженности перед
При сверке расчетов с работниками организации выявляются невыплаченные суммы по оплате труда, подлежащие перечислению на счет депонентов, а также суммы переплаты работникам и причины ее возникновения.