Бухгалтерский учет производственных запасов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2011 в 20:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является определение наиболее рационального метода учета транспортных расходов на поступления материально-производственных запасов в СМУ-1 филиал ОАО "Щекингазстрой" для наиболее эффективного функционирования предприятия.

Для этого необходимо выполнить следующие задачи:

рассмотреть основные теоретические аспекты организации учета поступления материально-производственных запасов, такие как
понятие и классификация материально-производственных запасов,
документальное оформление поступления материалов;
оценка материально-производственных запасов при поступлении;
учет наличия и движения материалов на складе;
.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. Общее положение учета МПЗ 5

1.1. Понятие, задачи и классификация учета МПЗ 5

1.2. Документальное оформление учета материально-производственных запасов 10

1.3. Отражение поступления материально-производственных запасов в бухгалтерском учете 13

Глава 2. Учет МПЗ на СМУ-1 филиал ОАО "ЩЕКИНГАЗСТРОЙ" 19

2.1. Общие положения о предприятии 19

2.2. Учетная политика СМУ-1 филиал ОАО "ЩЕКИНГАЗСТРОЙ" 22

2.3. Бухгалтерский учет поступления МПЗ на СМУ-1 ОАО "ЩЕКИНГАЗСТРОЙ" 26

Глава 3. Выбор наиболее рационального метода учета транспортных расходов 38

3.1. Учет транспортных расходов методом прямого включения в фактическую себестоимость 38

3.2. Учет транспортных расходов на отдельном субсчете к счету 10 39

3.3. Учет транспортных расходов с использованием счета 15 40

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43

Вложенные файлы: 1 файл

Курс бух Учет МПЗМарихина.rtf

— 1.17 Мб (Скачать файл)

      Перечень материалов, которые могут завозиться транзитом непосредственно в подразделения организации, должен быть оформлен распорядительным документом по организации.

      На стройках строительные материалы, конструкции и детали, поступающие в значительном количестве, как правило, завозятся непосредственно на объекты строительства, минуя базисный (центральный) склад.

      При приемке импортных материалов следует учитывать правила и особенности, установленные договорами (контрактами) и таможенным законодательством.

      Приемные акты и приходные ордера должны, как правило, составляться в день поступления соответствующих материалов на склад или в другие установленные в организации сроки, но не позже сроков, установленных нормативными актами для приемки поступающих грузов.

      Материалы, поступающие на ответственное хранение, записываются заведующим складом (кладовщиком) в специальную книгу (карточку), хранятся на складе обособленно и не могут расходоваться.

      В случае, если материалы, принятые на ответственное хранение, относятся в соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации к бесхозяйным вещам и являются скоропортящимися, или издержки по их хранению несоизмеримо велики по сравнению с их стоимостью, то организация может использовать указанные материалы в производственных и иных целях или продать. При этом указанные материалы приходуются в организации по рыночной стоимости.

      Выручка от продажи этих материалов или их рыночная стоимость при использовании материалов для собственных нужд организации, уменьшенная на величину расходов по их хранению, продаже и других аналогичных затрат, подлежит возврату собственнику материалов.

      В организации должен быть установлен контроль за поступлением материалов (за отгрузкой поставщиками), а также за производством расчетов с поставщиками и покупателями.

      Контроль за своевременным оприходованием прибывших грузов осуществляется согласно решению руководителя организации соответствующими подразделениями (службой снабжения, бухгалтерской службой и т.п.) и (или) должностными лицами.

      Материалы, закупленные подотчетными лицами организации, подлежат сдаче на склад. Оприходование материалов производится в общеустановленном порядке на основании оправдательных документов, подтверждающих покупку (счета и чеки магазинов, квитанция к приходному кассовому ордеру - при покупке у другой организации за наличный расчет, акт или справка о покупке на рынке или у населения), которые прикладываются к авансовому отчету подотчетного лица.

      Сдача подразделениями на склад материалов оформляется накладными на внутреннее перемещение материалов в случаях, когда:

      - продукция, изготовленная подразделениями организации, используется для внутреннего потребления в организации или для дальнейшей переработки;

      - осуществляется возврат подразделениями организации на склад или цеховую кладовую;

      - производится сдача отходов, образующихся в процессе производства продукции (выполнения работ), а также сдача брака;

      - осуществляется сдача материалов, полученных от ликвидации (разборки) основных средств;

      - других аналогичных случаях.

      Операции по передаче материалов из одного подразделения организации в другое оформляются также накладными на внутреннее перемещение материалов.

      Учет недостач и порчи, обнаруженных при приемке материалов

      Недостачи и порча, выявленные при приемке поступивших в организацию материалов, учитываются в следующем порядке:

      а) сумма недостач и порчи в пределах норм естественной убыли определяется путем умножения количества недостающих и (или) испорченных материалов на договорную (продажную) цену поставщика. Другие суммы, в том числе транспортные расходы и налог на добавленную стоимость, относящиеся к ним, не учитываются. Сумма недостач и порчи списывается с кредита счета расчетов в корреспонденции с дебетом счета "Недостачи и потери от порчи ценностей". Одновременно недостающие и (или) испорченные материалы списываются со счета "Недостачи и потери от порчи ценностей" и относятся на транспортно-заготовительные расходы или на счета отклонений в стоимости материальных запасов.

      Если испорченные материалы могут быть использованы в организации или проданы (с уценкой), они приходуются по ценам возможной продажи. Одновременно на эту сумму уменьшается сумма потерь от порчи;

      б) недостачи и порча материалов сверх норм естественной убыли учитываются по фактической себестоимости.

      В фактическую себестоимость включаются:

      - стоимость недостающих и испорченных материалов, определяемая путем умножения их количества на договорную (продажную) цену поставщика (без налога на добавленную стоимость). По подакцизным товарам в договорную (продажную) цену включаются акцизы. Если испорченные материалы могут быть использованы в организации или проданы (с уценкой), они приходуются по ценам возможной продажи, с уменьшением на эту сумму потерь от порчи материалов;

      - сумма транспортно-заготовительных расходов, подлежащая оплате покупателем, в доле, относящейся к недостающим и испорченным материалам. Эта доля определяется путем умножения стоимости недостающих и испорченных материалов на процентное отношение транспортных расходов, сложившееся на момент списания, к общей стоимости материалов (по продажным ценам поставщика) по данной поставке (без налога на добавленную стоимость);

      - сумма налога на добавленную стоимость, относящаяся к основной стоимости недостающих и испорченных материалов и к транспортным расходам, связанным с их приобретением.

      Фактическая себестоимость недостач и порчи сверх норм естественной убыли учитывается по дебету счета учета расчетов по претензиям и списывается с кредита счета расчетов (по лицевому счету поставщика). При оприходовании поступивших от поставщиков недостающих материалов, подлежащих оплате покупателем, соответственно уменьшается стоимость материалов, транспортно-заготовительных расходов и налог на добавленную стоимость, включенные в фактическую себестоимость недостачи и порчи.

      Аналогично учитываются претензии к поставщикам на суммы излишней оплаты, произведенные в связи с несоответствием цен, указанных в расчетных документах, ценам, предусмотренным в договоре (завышение цен), арифметических ошибок, допущенных в расчетных документах поставщика, и по другим подобным причинам.

      Если к моменту обнаружения недостачи, порчи, завышения цен, других ошибок в расчетных документах поставщика расчеты не были произведены, то оплата производится за вычетом стоимости недостающих и испорченных по вине поставщика материалов, других завышений сумм расчетного документа, о чем покупатель письменно сообщает поставщику. В этом случае неоплаченные суммы на счете учета расчетов по претензиям не отражаются.

      При отсутствии оснований для предъявления претензии и (или) иска (например, в случаях стихийных бедствий), а также в случаях, когда иск покупателя к поставщику и (или) транспортной организации судом не удовлетворен (полностью или частично), такие суммы недостач и потерь от порчи списываются покупателем на счет "Недостачи и потери от порчи ценностей".

      Порядок списания сумм со счета "Недостачи и потери от порчи ценностей" аналогичен порядку, изложенному в пункте 29 настоящих Методических указаний.

      В случае поставки продукции, не соответствующей по своим качественным характеристикам стандартам, техническим условиям, заказам, договорам, такие материалы приходуются по пониженным ценам, согласованным с поставщиком.

      Учет транспортно-заготовительных расходов.

      Порядок учета транспортно-заготовительных расходов (ТЗР) определен Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально - производственных запасов, утвержденными Приказом Минфина России от 28.12. 2002 N 119н.

      В перечень расходов, включаемых в состав транспортно-заготовительных, входят:

  • суммы, уплачиваемые организациям за информационные, консультационные услуги, связанные с приобретением материальных ценностей;
  • комиссионные вознаграждения посредническим организациям;
  • таможенные пошлины и сборы;
  • суммы, уплачиваемые транспортным организациям за перевозку груза;
  • расходы на погрузку материалов в транспортные средства;
  • плата за хранение материалов в местах приобретения, на железнодорожных станциях, в портах, на пристанях;
  • расходы на содержание специальных заготовительных пунктов, складов и агентств, организованных в местах заготовок;
  • расходы на командировки, связанные с непосредственным заготовлением материалов;
  • расходы на содержание заготовительно-складского аппарата организации;
  • стоимость потерь в пути поставленных материалов в пределах норм естественной убыли;
  • проценты по кредитам банков и займам, полученным на приобретение материалов до принятия их к бухгалтерскому учету;
  • иные расходы, непосредственно связанные с процессом приобретения и заготовления материалов.

      К иным расходам, в частности, относится разница между учетной и договорной ценой материалов (п.80 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально - производственных запасов). В качестве учетных цен могут быть приняты: договорные цены, фактическая себестоимость материалов предыдущего отчетного периода (месяца или года), планово - расчетные цены и средняя цена как разновидность планово - расчетной. Предприятие самостоятельно определяет и отражает в учетной политике применение учетных цен и их вид.

      Согласно п.83 Методических указаний транспортно-заготовительные расходы могут учитываться с использованием одного из трех вариантов:

  • на счете 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" с последующим их отнесением на счет 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей";
  • на субсчете "Транспортно-заготовительные расходы" к счету 10 "Материалы";
  • на счете 10 "Материалы", если оценка материалов при их поступлении формируется по фактическим затратам с учетом транспортно-заготовительных расходов.

      При третьем варианте говорить об особом учете транспортно-заготовительных расходов по существу не представляется возможным, так как скорее это - способ оценки материалов в бухгалтерском учете без применения учетных цен, то есть по фактическим затратам. В силу того, что такой способ формирования оценки материалов является очень трудоемким и предполагает своевременное наличие достоверной информации о транспортно-заготовительных расходах по каждой отдельной партии материалов, практически он может применяться только на отдельных предприятиях с ограниченной номенклатурой материалов и небольшим количеством отдельных поставок в течение отчетного периода. Данный способ оценки материалов эффективно применяется при организации количественного учета материалов на складах СМУ-1 ОАО "Щекингазстрой".

      Два первых варианта предусматривают применение учетной цены материалов и обособленное отражение транспортно-заготовительных расходов либо в составе собственно счета 10 "Материалы", либо на счете 16 "Отклонение в стоимости материалов". Однако для принятия решений по управлению запасами и процессом заготовления материалов, а также формирования себестоимости продукции (работ, услуг) учет транспортно-заготовительных расходов, независимо от того, на каком счете они учитываются, должен быть организован по отдельным группам, видам материалов. Степень детализации учетных групп транспортно-заготовительных расходов в соответствии с учетными группами материалов определяется задачами управления на каждом отдельном предприятии.

      Методическими указаниями разрешается вести учет транспортно-заготовительных расходов в целом, а не по группам, в двух случаях: во-первых, если нет значительного различия между отдельными группами в удельном весе транспортно-заготовительных расходов в общей сумме затрат на приобретение и заготовление материалов; во-вторых, если нет возможности их отнесения непосредственно к конкретным группам материалов (например, содержание заготовительно-складского аппарата предприятия). Первое условие практически не выполняется, так как различные группы материалов приобретаются у разных поставщиков и, как правило, в разных регионах. Материалы, которые включаются в одну группу, также приобретаются по договорам с разными поставщиками, заключенным на различных условиях, в частности, условиях поставки. Поэтому различия в удаленности поставщиков от предприятия, условиях договоров приводят к существенным колебаниям удельного веса транспортно-заготовительных расходов в составе затрат на приобретение материалов. Еще одним обстоятельством, ограничивающим возможности применения данного способа учета транспортно-заготовительных расходов, является колебание удельного веса по отчетным периодам. Если хотя бы в одном месяце отчетного года величина колебаний превышает предельно допустимый уровень (5%), то необходимо распределять транспортно-заготовительные расходы по группам материалов.

Информация о работе Бухгалтерский учет производственных запасов