Бухгалтерский учёт природоохранных мероприятий в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 15:54, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы: Провести анализ бухгалтерского учёта природоохранных мероприятий в современных условиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Изучить методологическую литературу по выбранной теме;
- Дать определения основным понятиям природоохранных мероприятий и их классификацию;
- Выявить все затраты на природоохранные мероприятия и платежи по ним

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УЧЁТА ПРИРОДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ……………………………………………………………………..5
1.1 Понятие природоохранных мероприятий…………………………………........5
1.2 Классификация природоохранных мероприятий………………………….......6
1.3 Нормативное регулирование природоохранных мероприятий………………8
2 ЗАТРАТЫ НА ПРИРОДООХРАННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ И ПЛАТЕЖИ ПО НИМ……………………………………………………………………………11
2.1 Эффективность затрат на природоохранные мероприятия………………….11
2.2 Текущие затраты………………………………………………………………..14
2.3 Учёт затрат капитального характера…………………………………………..24
3 БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЁТ ПРИРОДООХРАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ ОАО «КОМИТЕКС»...............................................................33
3.1 Технические характеристики объектов природоохранного назначения предприятия ОАО «Комитекс»………………………………………………….…33
3.2 Краткая характеристика работы вспомогательных производств предприятия ОАО «Комитекс»……………………………………………………………….......34
3.3 Платежи за загрязнение окружающей природной среды предприятием за 2009-2010 гг…………………………………………………………………………35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…….………………………….……………………………….….39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………….….43
ПРИЛОЖЕНИЕ А Расчёт 10-процентных отчислений от оплаты за фактическое загрязнение окружающей природной среды за I квартал 2009 года, направляемых в федеральный бюджет РФ………………………….…………….44

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 293.00 Кб (Скачать файл)

Базовые нормативы платы  устанавливаются с учетом степени  опасности загрязнения для окружающей природной среды и здоровья населения. Для отдельных регионов и бассейнов рек устанавливаются коэффициенты к базовым нормативам, учитывающие экологические факторы — природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов.

В случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная [8,c 88].

Платежи за предельно  допустимые выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов, уровни вредного воздействия осуществляются за счет себестоимости продукции (работ, услуг), а платежи за превышение их - за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя.

Плата за нормативные  и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов перечисляется предприятиями, учреждениями, организациями в бесспорном порядке: 10 % — в доход федерального бюджета для финансирования деятельности территориальных органов государственного управления в области охраны окружающей природной среды; 90 % - на специальные счета внебюджетных государственных экологических фондов.

Нормативы предельно  допустимых выбросов и сбросов утверждаются специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей природной среды (по химическим веществам), санитарно-эпидемиологического надзора (по микроорганизмам и биологическим веществам).

Расчеты платы установленной  формы направляются предприятием в налоговую инспекцию по месту его нахождения. В случаях, когда предприятие имеет обособленные подразделения, обязанность по представлению расчетов и внесению платы за весь объем загрязнения окружающей природной среды действующим законодательством возложена на головное предприятие. Если подразделения и филиалы предприятий, расположенные на отдельных от головных предприятий территориях, не имеют расчетных счетов, плату за загрязнение этими подразделениями и филиалами вносят головные предприятия. Платежи поступают в экологические фонды тех территорий, где расположены указанные подразделения и филиалы предприятия.

Так как отчисления за загрязнение окружающей природной среды уплачиваются в федеральный бюджет в размере 10 %, в размере 90 % — в территориальные экологические фонды, особым является порядок установления льгот по их уплате. Исполнительные органы субъектов Российской Федерации по согласованию с территориальными природоохранными органами и органами Госсанэпиднадзора России вправе снижать размеры платы за загрязнение окружающей природной среды или освобождать от нее отдельные организации социальной и культурной сферы, а также организации, финансируемые из бюджета.

Но этот порядок не применяется по отношению к 10 %-ным отчислениям в федеральный бюджет, так как органы исполнительной власти субъектов Российской Федерация не вправе освобождать плательщиков от обязательных платежей в федеральный бюджет.

Внесение платы за загрязнение окружающей природной среды не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, а также от возмещения в полном объеме вреда, причиненного окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей природной среды, в соответствии с действующим законодательством.

Таблица 2-Порядок отражения на счетах бухгалтерского учёта операций по платежам за загрязнение окружающей среды

Содержание хозяйственной  операции

Дебет

Кредит

Начислены 90 % платежей на специальные счета внебюджетных государственных экологических фондов за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду

20

68

Начислены 90 % платежей на специальные счета внебюджетных государственных экологических фондов за превышение предельно допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в природную среду

90

68

Начислены 10 % платежей в доход федерального бюджета за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду

20

68

Начислены 90 % платежей в доход федерального бюджета за превышение предельно допустимых выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в природную среду

90

68


Контроль за правильностью  и своевременностью исчисления и уплаты налогов осуществляется налоговыми органами в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

 Перечисление в экологические фонды средств, вносимых в виде платы за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов предприятиями, осуществляется ежеквартально в следующие сроки:

- в случае перечисления плановых платежей — не позднее 20 числа последнего месяца квартала;

- при перечислении фактических (скорректированных) платежей плата вносится за I—III кварталы не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. В IV квартале эти предприятия перечисляют в экологические фонды плановые платежи не позднее 20 декабря. Перерасчет платы за IV квартал отчетного года производится в январе следующего года и вносится на счет экологического фонда не позднее 20 числа этого месяца. Этот же срок для перерасчета платы устанавливается для предприятий, вносивших плановые платежи в течение всего отчетного года.

Плательщик имеет право  осуществлять перечисление причитающегося платежа за различные виды загрязнения, как отдельными платежными поручениями, так и одним платежным поручением, в котором суммируются все виды платежей. В этом случае в графе "назначение платежа" платежного поручения (либо в реестре к нему) производится расшифровка причитающейся к перечислению суммы по видам загрязнения.

Платежное поручение  на перечисление причитающихся согласно расчету платежей в соответствующий экологический фонд сдается плательщиком в обслуживающие его учреждения банка не позднее дня наступления срока платежа. Если платежи за загрязнение окружающей природной среды сверх предельно допустимых нормативов равны или превышают размер прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя, то специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора и соответствующими органами исполнительной власти рассматривается вопрос о приостановке или прекращении деятельности соответствующего предприятия.

Перечисление сумм по искам о возмещении вреда и  штрафов за экологические правонарушения производится на счета экологических  фондов предприятиями и гражданами в добровольном порядке или же в течение 15 дней после вступления решения суда (арбитражного суда) в законную силу либо в сроки, устанавливаемые решением суда.

Платежи по договорам  обязательного и добровольного  экологического страхования

В соответствии со ст. 23 Закона "Об охране окружающей природной среды" в Российской Федерации осуществляется добровольное и обязательное государственное экологическое страхование предприятий, учреждений, организаций, а также граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия, аварий и катастроф (см. таблица 3).

Порядок экологического страхования и использования фондов устанавливается Правительством Российской Федерации.

Таблица 3- Порядок отражения на счетах  бухгалтерского учете операций платежей по обязательному и добровольному страхованию

Содержание хозяйственной операции

Дебет

Кредит

Перечисление сумм страховых  платежей по договорам обязательного государственного и добровольного экологического страхования

76.1

51

Начисление сумм страховых  платежей по договорам обязательного  государственного экологического страхования

20, 23, 25, 26, 29,  44,46

76.1

Суммы страховых платежей по договорам добровольного экологического страхования в пределах норматива

20,23

76.1

Суммы страховых платежей по договорам добровольного экологического страхования, платежи по которым могут быть включены в себестоимость продукции, но срок начала договора не наступил или договор страхования заключен на длительный срок

97

76.1

Суммы страховых платежей по договорам добровольного экологического страхования, превышающие норматив

99

76.1


 

 Затраты по оплате  услуг сторонних организаций,  осуществляемых по предписанию  территориальных комитетов по  охране природы

Предприятиям необходимо получить разрешение на выброс, сброс загрязняющих веществ и размещение отходов, что требует определенных расходов. Мнения официальных лиц об источнике покрытия этих расходов различны.       

А) Оформление разрешения на выбросы загрязняющих веществ.

С одной стороны, затраты по инвентаризации и оформлению разрешения на выбросы загрязняющих веществ, осуществленные в соответствии со ст. 45 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды" по предписанию государственных экологических органов, относятся к затратам, которые включаются в себестоимость продукции. С другой стороны. Положением о составе затрат предусмотрено, что за счет себестоимости продукции (работ, услуг) относятся сами платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду, а включение в себестоимость продукции затрат по оплате услуг сторонних организаций, выполняющих работы по разработке нормативов предельно допустимых выбросов (сбросов) и паспортизации промышленных отходов, Положением не предусмотрено.             

Б) Установление нормативов загрязнения.

В соответствии с Положением о составе затрат платежи в  экологические фонды за загрязнение  окружающей среды в пределах нормативов относятся на себестоимость продукции, работ, услуг; сверх норм — за счет собственных источников. Для установления этих нормативов предприятия иногда привлекают к их разработке специалистов — экологических аудиторов. Однако Законом РФ "Об охране окружающей природной среды" разработка указанных нормативов самим предприятием не предусматривается, следовательно, отнесение таких расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) или на убытки предприятия, учитываемые для целей налогообложения, неправомерно.

В) Какого-либо нормативного документа, определяющего состав природоохранных мероприятий, затраты по выполнению которых относятся на себестоимость, не существует. Поэтому предприятие должно быть готово отстаивать свои интересы в судебном порядке.

 Текущие затраты,  связанные с содержанием и  эксплуатацией фондов природоохранного назначения рассмотрены в таблице 4.

Содержание и эксплуатация очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, относятся к статье затрат "Природоохранные мероприятия'' тогда, когда для этого привлекаются сторонние организации. Расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией природоохранных объектов работниками предприятия, подлежат включению в соответствующие статьи затрат на производство (расходы на оплату труда, отчисления на социальное страхование, амортизация основных средств и др.).

Согласно Положению  о составе затрат в себестоимость продукции (работ, услуг) включаются затраты, непосредственно связанные с производством и реализацией. Эти затраты подлежат отнесению за счет того же источника средств, за счет которого осуществляется текущий и капитальный ремонт технологических сооружений.

Таблица 4- Порядок отражения операций на счетах бухгалтерского учета затрат, связанных с содержанием и эксплуатацией фондов природоохранного назначения

Содержание хозяйственной  операции

Дебет

Кредит

Начислена задолженность  подрядчику за ремонт основных фондов природоохранного назначения (очистных сооружений, золоуловителей, фильтров)

20

76

Начислен НДС от стоимости  работ

19

76

Погашена задолженность  подрядчику

76

51


 

В целях равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения отчетного периода организация может создавать резервы на предстоящие затраты на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий.

В бухгалтерском балансе на конец отчетного года отражаются по отдельной статье остатки резервов, переходящие на следующий год, определенные исходя из правил, установленных актами по бухгалтерскому учету.

 Расходы по захоронению  экологически опасных отходов представлены в таблице 5.

Правовые основы обращения  с отходами производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду определены Федеральным законом от 24.06.98 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

Согласно ст. 4 Закона собственник опасных отходов вправе отчуждать их в собственность другому лицу; передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения опасными отходами, если у этого лица имеется соответствующая лицензия. Положение о лицензировании деятельности по обращению с опасными отходами утверждено постановлением Правительства РФ от 20.05.99 № 556.

Плата за размещение отходов  взимается не только с юридических  лиц, но и с индивидуальных предпринимателей в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таблица 5- Порядок отражения операций на счетах бухгалтерского учета расходов по захоронению экологически опасных отходов

Информация о работе Бухгалтерский учёт природоохранных мероприятий в современных условиях