Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 08:39, лекция
История БУХГАЛТЕРСКОГО учета насчитывает почти шесть тысяч лет. Его вызвала к жизни хозяйственная деятельность человека.
I этап развития бухгалтерского учета – униграфическая бухгалтерия. Главное отличие – отсутствие единого денежного измерителя, двойной записи и баланса.
Униграфический учет воспроизводил факты хозяйственной жизни в тех единицах измерения, в которых они возникали. В своем развитии униграфический учет прошел 5 этапов.
НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ – введено Налоговым кодексов РФ. Налоговый учет осуществляется организациями для определения налоговой базы по налогу на прибыль. Для налогового учета используются правильно оформленные бухгалтерские документы.
БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ является сплошным, непрерывным документально оформленным и взаимосвязанным отражением хозяйственной деятельности организации в натуральном, трудовом и денежном выражении.
На каждом предприятии в рамках бухгалтерского учета формируется три вида учетной информации: оперативная – обстоятельно описывающая хозяйственные операции, управленческая – используемая в процессе планирования, исполнения и контроля над ходом производства, финансовая – используемая как для руководства, так и для внешних пользователей (физ. лиц и организаций).
Ежедневно для деятельности предприятия необходим значительный объем оперативной информации. Торговым менеджерам необходимо знать, какие товары реализуются, их стоимость и цены. Факт реализации должен отражаться в отдельной накопительной ведомости по данным первичных документов. Кладовщик должен знать о наличии запасов товаров определенного вида, с тем, чтобы можно было вовремя заказать пополнение. Необходимо знать о суммах задолженности другим организациям, сроках их уплаты и о сумме денег на счетах в банке и в кассе. Состояние незавершенного производства позволяет спланировать выпуск; наличие остатков готовой продукции позволяет спланировать сбыт, остатки на складах. Наличие средств в кассе и в банке помогает соизмерить обязательные платежи и др. расходы. Оперативная информация поступает из первичных документов, которые содержат исходные данные для финансового и управленческого учета. Поэтому очень важно, чтобы все документы без задержек поступали в бухгалтерию сразу после завершения операции и немедленно обрабатывались.
Определение: БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций [9].
Основными задачами бухгалтерского учета являются:
1)формирование
полной и достоверной
2)обеспечение
информацией, необходимой
3) предотвращение
отрицательных результатов
Пользователей бухгалтерской информации можно разделить на две группы: внутренних и внешних.
Внутренние пользователи – Совет директоров, руководители подразделений, служащие, участники (собственники) организации.
Внешние – инвесторы, кредитующие банки, налоговые органы, органы статистики, арбитраж, аудиторские фирмы, страховые компании, правительственные органы, поставщики и заказчики.
Бухгалтерский учет служит основой для принятия управленческих и финансовых решений как внутри организации, так и вовне. При этом обеспечивает выполнение важнейших функций - таких, как информация, планирование, контроль, сохранность и анализ.
Информация – своевременное качественное получение сведений о финансово-хозяйственной деятельности организации для принятия управленческих решений.
Планирование заключается в постановке цели, изыскание путей ее достижения и выбор оптимальных вариантов решения. Планирование на текущий период и на перспективу невозможно без информации о предстоящих затратах материальных и денежных средств и предполагаемой прибыли.
Контроль - процесс, позволяющий
определить фактическое выполнение
планов (заданий), для чего используют
метод сопоставления
Сохранность предполагает обеспечение за счет использования развернутого Плана счетов (рабочего плана счетов), который охватывает все аспекты движения и хранения материальных ценностей и денежных средств, сохранность имущества организации. Эта функция усиливается объективным ведением учета и своевременным проведением инвентаризации.
Анализ - процесс последовательного изучения принятых решений с целью их улучшения. Если цель не достигнута, то аналитическим путем выясняются причины, обусловившие срыв плана, а именно: недостатки планирования, контроля, невыполнимость поставленной цели.
Бухгалтерский учет обязаны вести все организации, находящиеся на территории РФ. И базируется на международных стандартах учета и отчетности. В соответствии с этим он регламентируется четырехуровневой системой документов.
Урвень регулирования |
Источники регулирования |
Документы, регулирующие учет |
Область воздействия |
I |
Парламент РФ, Президент РФ, Правительство РФ |
ГК РФ, ФЗ «О БУ», Указы Президента и постановления Правительства РФ, Положения по ведению БУ и бухг. отчетности |
Устанавливают единые правовые и методические основы организации и ведения БУ |
II |
Министерство финансов РФ, Центральный банк России и др. органы испол. власти |
Положения по БУ – система национальных стандартов |
Регулируют общие принципы организации и ведения БУ, представления бухг. отчетности, правила ипорядок учета отдельных объектов бухг. наблюдения |
III |
Министерство финансов РФ и др. органы исполнительной власти |
План счетов БУ, Инструкция по его применению. Методические рекомендации и указания. |
Определяют схему регистрации и группировки наблюдения, регулируют методы оценки имущества, порядок проведения инвентаризации и т.п. |
IV |
Управленческий персонал организации |
Документы, регулирующие учетную политику, рабочие документы конкретной организации по учету |
Выбор форм и методов ведения учета и отчетности, исходя из специфики деятельности, уровня автоматизации учета, подготовки счетных работников |
Первый уровень документов – законодательные акты. В них отражается обязательность, правила и принципы ведения учета всеми предприятиями. К документам первого уровня относят: Федеральный закон «О бухгалтерском учете», иные федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, Положения о ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, а также Гражданский кодекс РФ.
Второй уровень – документы, содержащие рекомендации о ведении бухгалтерского учета по отдельным участкам и видам деятельности. К ним относят национальные стандарты по бухгалтерскому учету: положения по бухгалтерскому учету (ПБУ).
Система документов первых двух уровней составляют законодательную и нормативную базу ведения бухгалтерского учета.
К документам третьего уровня
относят методические указания в
виде инструкций, рекомендаций и разъяснений.
Важнейшим документом этого уровня
является План счетов бухгалтерского
учета финансово-хозяйственной
Четвертый уровень –
совокупность документов организации,
раскрывающих ее учетную политику.
Они разрабатываются
Проблема стандартизации бухгалтерского учета и отчетности все больше приобретает международный характер. Унификация требований к финансовой отчетности и наднациональные стандарты влекут за собой разработку стандартов не только в отдельных странах, но и на международном уровне. В каждой стране развивается своя национальная система бухгалтерского учета и отчетности под воздействием ряда факторов, которые влияют на особенности создания и функционирования такой системы.
В настоящее время существуют три основные модели бухгалтерского учета – англо-американская, европейская (континентальная), южно-американская.
На развитие англо-американской модели оказывают влияние национальные стандарты США US GAAP (Generally Accepted Accounting Principles), разработка которых началась в начале 1930-х гг. Учетные принципы этого стандарта стали применяться при котировке акций на Нью-Йоркской фондовой бирже. На этой основе возникла современная система национальных стандартов США (ГААП), получившая распространение в Канаде, Австралии, Великобритании, Ирландии, Новой Зеландии, Нидерландах, Израиле, Индии, странах Центральной Америки и ряде других стран и положенная в основу становления англо-американской модели учета.
Для англоязычных стран характерно не государственное регулирование учета, а профессиональное: аудиторские и бухгалтерские профессиональные организации разрабатывают методику учета, а государственные органы признают ее. В основу таких отношений заложено общее и прецедентное право, т.е. единая система права построена на основе судебных решений. Для этой модели характерно: отсутствие законодательного регулирования учета; использование стандартов, разработанных профессиональными организациями бухгалтеров; гибкая учетная система; высокий общеобразовательный уровень бухгалтеров и пользователей финансовой отчетности;
Родоначальниками европейской модели бухгалтерского учета являются страны континентальной Европы (Германия, Франция, Австрия, Бельгия, Италия) Япония и Египет. Россия также тяготеет к данной модели. Так в России разрабатываются свои национальные стандарты (положения по бухгалтерскому учету – ПБУ), которые ориентированы на международные стандарты.
Для европейской (континентальной) модели характерно: законодательное регулирование учета, его ориентация на государственные потребности (налогообложение и макроэкономическое регулирование), консерватизм учетной практики. Привлечение инвестиций осуществляется с участием банков, поэтому финансовая отчетность предназначена для них, а не для участников рынка ценных бумаг. Определенное влияние на бухгалтерский учет нашей страны оказали Германия и Франция. Главным пользователем в данной модели выступает государство с целью сбора налогов.
Южно-американскую модель применяют в развивающих странах (Аргентина, Боливия, Бразилия, Гайана, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор). Отличительной особенностью становления данной модели является: большая вероятность инфляции, поэтому отчетность пересчитывается с поправкой на гиперинфляцию; учет ориентирован на потребности государства.
Деление на модели национального бухгалтерского учета скорее условное. Некоторые страны используют смешанные системы с национальной спецификой. Так, исламская модель (страны исламского мира и африканского континента) развивалась под сильным влиянием мусульманской религии. Основой этой модели являются соображения морали.
При рассмотрении процессов, направленных на уменьшение различий в финансовой отчетности разных стран, используют такие понятия, как «гармонизация» и «стандартизация».
Под гармонизацией понимаются общие подходы к ведению бухгалтерского учета в различных странах.
Под стандартизацией понимаются общие стандарты при составлении отчетности. В этом случае применяются более строгие правила.
В современных условиях процесс гармонизации и стандартизации бухгалтерского учета носит глобальный характер.
Гармонизация
учета достигается через
Стандартизация учета осуществляется через профессиональные организации в области учета, такие, как Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО) и Международная федерация бухгалтеров.
Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) – это общепринятые правила по признанию, оценке и раскрытию финансово-хозяйственных операций для составления финансовых отчетов фирмами во всех странах мира. Они разработаны высокопрофессиональными международными организациями. МСФО носят рекомендательный характер. Цель их разработки – гармонизация национальных систем учета и отчетности для повышения потребительных качеств финансовой отчетности.