Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2012 в 22:48, контрольная работа
Контроль является широко распространенным объективным явлением в экономической жизни общества. Он тесно связан с другими явлениями, поэтому не всегда обнаруживается его важная роль во всех без исключения процессах управления производством. Для понимания действительной роли контроля необходимо качественное обособление и самостоятельный анализ практики управления.
Министерство по налогам и сборам проводит государственную политику и осуществляет регулирование и управление в сфере налогообложения, а его органы на местах (инспекции) осуществляют контроль за обеспечением правильного исчисления, внесением налогов и сборов в бюджет налогоплательщиками.
Министерство экономики осуществляет контроль за социально-экономическим развитием РБ, проверяет обоснованность планов развития экономики, выполнение планов социально-экономического развития и другие вопросы, входящие в его компетенцию.
Министерство статистики и анализа на основании принятой отчетности осуществляет контроль за выполнением планов социально-экономического развития по территориально-отраслевому признаку. Оно осуществляет проверку достоверности отчетных данных и состояние организации учета и отчетности на предприятиях.
НБ РБ регулирует кредитные отношения, денежное обращение, определяет порядок расчетов и обладает исключительным правом эмиссии денег.
Органы специализированного
Административные органы (Верховный.. Суд, хозяйственные суды) призваны обеспечить строгий контроль за соблюдением субъектами хозяйствования и отдельными лицами законодательства Республики Беларусь. Они осуществляют проверку состояния
исполнительской дисциплины. Контроль за конституционностью нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом Республики Беларусь.
Для повышения эффективности
Указом Президента Республики Беларусь от 15,11.1999 г. № 673 (в редакции Указа Президента Республики Беларусь от 06.12.2001 г. № 722) утверждено Положение о Совете по координации контрольной деятельности в Республике Беларусь. В состав Совета входят представители руководства Совета Министров Республики Беларусь, Администрации Президента Республики Беларусь, Прокуратуры, Комитета государственного контроля, Национального банка. Комитета государственной безопасности. Министерства внутренних дел. Министерства по налогам и сборам. Министерства финансов, Министерства экономики. Государственного таможенного комитета, Возглавляет Совет председатель, которым по должности является Председатель Комитета государственного контроля.
Для координации деятельности контролирующих
органов, созданных на территории соответствующих
административно-
Ведомственный контроль-контроль, осуществляемый министерствами (ведомствами), ассоциациями, концернами и другими вышестоящими органам? управления за деятельностью прямо подчиненных им организаций v предприятий. Подробнее определение ведомственного контроля дано Е Положении о ведомственном контроле за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, объединений, организаций и учреждений, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 9 января 2002 г. № 22? некоторых вопросах осуществления ведомственного контроля». Согласно пункту 2 этого Положения, «Ведомственный контроль - составная часть государственного контроля, осуществляемого республиканскими органами государственного управления; иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, местными исполнительными и распорядительными органами... в целях обеспечения соблюдения подчиненными .или входящими в их состав организациями государственной формы собственности, а также с долей государственной собственности требований законодательства при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности, сохранности, целевого и эффективного использования государственного имущества, своевременного выявления, пресечения и предотвращения экономических . правонарушений, выявления неиспользуемых резервов повышения , 'эффективности экономической деятельности предприятий».
Функции органов ведомственного контроля определены отраслевыми инструкциями, разрабатываемыми министерствами, ведомствами и другими вышестоящими органами управления на основе нормативных актов и инструктивных материалов, регламентирующих организацию контроля в Республике Беларусь.
Ведомственный контроль включает внутриведомственный,
внутрихозяйственный и
Внутриведомственный контроль осуществляют государственные ведомства (министерства, комитеты, концерны и др.), имеющие вертикальную структуру управления.
Контрольно-ревизионные. службы осуществляют общее руководство и контроль ревизионной работы в подведомственных организациях. Они проводят инструктажи по вопросам ведомственного контроля, разрабатывают мероприятия по сохранности государственного имущества и проверяют их выполнение. Они также занимаются обобщением и распространением передового опыта, организацией повышения квалификации ревизорских кадров, разработкой методических рекомендации по проведению ревизий и проверок и т.д.
В органах ведомственного контроля контрольную работу осуществляют также и функциональные управления или отделы (бухгалтерия, плановый отдел, отдел труда и заработной платы и др.). Контроль за производственной и финансово-хозяйственной деятельностью подведомственных организаций, предприятий и учреждений осуществляется с помощью экономического анализа, а тематических проверок и ревизий, назначаемых руководителем соответствующего вышестоящего органа.
Внутрихозяйственный контроль осуществляют объединения и предприятия, организации и учреждения. Его задачей является контроль за предпринимательской деятельностью, в производственных единицах (филиалах, дочерних предприятиях и Др.).
Если контроль осуществляется одним человеком, он имеет индивидуальный характер, при осуществлении его .коллективом граждан он носит общественный характер, или иначе его называют социальным контролем. Последний представляет собой совокупность средств и приемов, с помощью которых предприятие гарантирует, что поведение его работников будет осуществляться в соответствии с установленными нормами и правами.
При осуществлении социального контроля на производстве можно выделить несколько способов:
» воспитание работников, в процессе которого они сознательно принимают нормы и правила предприятия;
» принуждение, применение определенных санкций к работникам которые направлены на недопущение отклонений от норм и правил;
« финансовая, нравственная, юридическая и другие формы ответственности перед организацией (ее учредителями).
МЕТОДЫ РЕВИЗИИ
В процессе осуществления контроля, при изучении различных сторон деятельности организаций и предприятий широко используются такие всеобщие методы познания, как сравнение, анализ и синтез, а также логические методы исследования -дедукция и индукция.
Сравнение предоставляет контролирующим широкий спектр возможностей для всестороннего исследования финансовых операций и хозяйственных явлений, познания причин, влияющих на конечные результаты хозяйствования. В период осуществления контрольных действий сравнивают отчетные показатели с плановыми или прогнозными с целью контроля выполнения плановых (прогнозных) показателей. Фактический расход материальных ценностей сравнивают с установленными нормами с целью проверки их соблюдения и выявления резервов экономии. Производят сравнение показателей работы контролируемого предприятия со среднеотраслевыми показателями, чтобы выявить отрицательные или положительные аспекты в деятельности объекта контроля.
Осуществление контрольно-ревизионных действий практически немыслимо без использования анализа и синтеза. Анализ позволяет изучить отдельные операции, факты хозяйственной жизни, проникнуть в глубь исследуемого явления или процесса, определить степень влияния различных факторов, как положительных, так и отрицательных, на конечные результаты хозяйствования контролируемого предприятия. Вместе с тем анализ не может дать общей картины действительности. Ее можно получить только с помощью синтеза, который является противоположностью анализа. Синтез позволяет обобщить установленные факты, отделить в их массе типичные от случайных, основные от второстепенных.
В последующем ведомственном и вневедомственном контроле наиболее эффективен метод дедукции, рассчитанный на получение обоснованных выводов путем перехода от обобщенных синтетических показателей к частным и единичным фактам. Последовательность контрольных действий при этом такова: от показателей бухгалтерской и статистической отчетности через регистры синтетического и аналитического бухгалтерского учета до сплошного или выборочного рассмотрения
первичных документов. Использование при осуществлении контрольных процедур метода дедукции позволяет комплексно изучить эффективность управления экономикой и соблюдения правовых норм.
Во внутрихозяйственном
В то же время контроль имеет и
собственный метод, отличный от метода
бухгалтерского учета и анализа
хозяйственной-деятельности. Он представляет
собой органически
Следует отметить, что данная классификация носит в определенной степени условный характер. Так, например, инвентаризация материальных ценностей относится к методическим приемам фактического контроля. В процессе ее проведения устанавливает-ся фактическое количество ценностей путем пересчета, обмера, взвешивания и т. п. В то же время полученные результаты необходимо сопоставить с данными учета материальных ценностей, которые отражены в учетных регистрах. Следовательно, без использования учетных данных осуществление инвентаризации не представляется возможным. Встречная проверка, которая относится к методическим приемам документального контроля, часто сопровождается проверкой фактического наличия ценностей, поэтому при группировке приемов контроля руководствуются преобладающим характером их использования.
Документальный и фактический
контроль существует не изолированно,
а дополняет друг друга. Полноценность
и неопровержимая доказательность
первичных документов и учетных
записей при необходимости
Правильный выбор приемов
Использование в процессе проведения ревизии и аудита математических, экономических, статистических и правовых приемов.
Способы проверки определяются при подготовке к ее осуществлению, составлении рабочего плана ревизионной группы (плана ожидаемых контрольных действий).
Классификация методических приемов проверки опирается на внутренне присущую ей последовательность контрольных действий и их логическую взаимосвязь. Исходя из этого критерия, в числе основных приемов проверки следует выделить:
- математическая проверка –
это проверка, в процессе которой
устанавливается правильность
Она дополняется аналитической проверкой регистров б.у., балансов и отчетности. Изучаются соответствие показателей отчетности данным аналитического и синтетического учета, согласованность показателей в отдельных формах бух. Отчетности и баланса, в учетных регистрах и первичных документах. Математической проверке подвергаются также данные справок и расчетов бухгалтерии, составление которых связанно с исправлением ошибок, расчетами по распределению фонда оплаты труда, начислению амортизации по ОС, распределению косвенных расходов, калькулированию себестоимости продукции и т.д.
- юридическую (правовую) проверку
– проверку, в процессе которой
определяется соответствие
- нормативную проверку –