Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 21:42, курсовая работа
Практика свидетельствует, что если компания имеет отчетность по международным стандартам, то, во-первых, она имеет доступ на международные рынки капитала, и, во-вторых, ей удается привлекать финансирование с рынка (и не только международного) на более выгодных условиях. Действительно, компания предоставляет достаточный объем информации о себе, что позволяет заимодавцу, потенциальному инвестору понять и оценить риски, с которыми связано предоставление финансирования. Использование МСФО при подготовке отчетности российской компании делает ее более конкурентоспособной в борьбе за источники финансирования.
К настоящему времени Совет по международным стандартам финансовой отчетности выпустил 41 стандарт, охватывающий широкий круг вопросов, относящихся к бухгалтерскому учету и отчетности.
Введение стр. 3-4
1. Сущность международных стандартов бухгалтерского учета
1.1. Предпосылки разработки международных стандартов финансовой отчетности стр. 5-7
1.2. Разработка международных стандартов финансовой отчетности
стр.8-14
1.3. Общие принципы функционирования системы международных стандартов финансовой отчетности стр. 15-30
2. Сравнительный анализ международных и российских стандартов бухгалтерского учета
2.1. Российские стандарты (положения по бухгалтерскому учету)
стр. 31-35
2.2. Краткая характеристика международных стандартов стр. 36-41
2.3. Основные различия между российскими и международными стандартами стр.41-52
3. Реформирование бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности
3.1. Востребованность и применение МСФО стр.53-56
3.2. Реформирование бухгалтерского учета и отчетности в России в соответствии с МСФО стр. 57-69
Заключение стр. 70
Список использованной литературы стр. 72-73
Еще одним из органов СМСФО является Консультативный (или Попечительский) совет по стандартам, созданный в 1995 году, в который входят самые известные специалисты, занимающие высокие позиции в бухгалтерской профессии и бизнесе. Основной задачей Совета по стандартам является содействие повсеместному принятию международных стандартов и укрепление авторитета СМСФО. В функции консультативного совета входят:
Консультативный совет гарантирует независимость и объективность Правления в принятии решений по предложенным стандартам. Совет не участвует в самом процессе принятия решений и не стремится влиять на него. Сейчас в состав этого органа входят 11 членов на двухгодичной основе с правом переизбрания.
В 1997 году Правление КМСФО одобрило создание Постоянного комитета по интерпретациям. В его задачи входит рассмотрение вопросов бухгалтерского учета, которые не получили отражения в существующих стандартах и могут иметь неоднозначное толкование. Работа Комитета осуществляется в тесном взаимодействии с аналогичными национальными комитетами. Комитет занимается неудовлетворительной практикой учета в рамках международных стандартов и возникновением новых обстоятельств, не учтенных при разработке существующих стандартов. Постоянный комитет по интерпретациям состоит из 12 голосующих членов, которые принимают интерпретации. Представители Европейской комиссии и Международной организации комиссий по ценным бумагам являются наблюдателями без права голоса.
Процедура создания международных стандартов
Основу разработки международных стандартов бухгалтерского учета составляют те процедуры, которые исторически сложились в англо – язычных странах, главным образом в США и Великобритании.
Процедура создания нового международного учетного стандарта отличается известной консервативностью, обстоятельностью, занимает относительно продолжительный отрезок времени и состоит из 6 циклов:
1-й цикл – формирование
2-й цикл – разработка проекта стандарта.
3-й цикл – подготовка рабочего проекта положений стандарта.
4-й цикл – утверждение
5-й цикл – составление плана
разработки международного
6-й цикл – подготовка проекта международного стандарта.
Подробное описание процедуры составления международных стандартов представлено в Приложении 2,3.
Международный стандарт бухгалтерского учета считается принятым, если его одобрили три четверти членов правления. Утвержденным текстом всех международных стандартов считается текст, опубликованный Комитетом на английском языке. Все официальные переводы подготавливаются при участии специалистов СМСФО. В настоящее время МСФО официально переведены на 4 языка (немецкий, русский, французский и польский), идет работа над официальным переводом на китайский, японский, португальский и испанский языки. Неофициально международные стандарты переведены на более чем 30 языков.
Межправительственная рабочая группа экспертов по международным стандартам учёта и отчётности при ООН.
Межправительственная рабочая группа экспертов по международным стандартам учёта и отчётности при ООН была создана в 1982 г. и занимается изучением проблем учёта в международном аспекте, содействием стандартизации учёта на национальном и международном уровне, помощью развивающимся странам во внедрении стандартов. Группа тесно взаимодействует с международными организациями (ООН, ОЭСР, СМСФО).
Европейская Комиссия
Европейская Комиссия занимается гармонизацией учёта в рамках Европейского Союза. Этот процесс осложняется наличием существенных различий в бухгалтерской практике стран – членов Союза: в Голландии, Великобритании и Ирландии – бухгалтерский учёт ориентирован, прежде всего, на кредиторов и собственников, в Германии, Бельгии и Люксембурга – на банки, во Франции бухучёт сильно зависит от макроэкономического планирования. Основой европейского законодательства в области бухучёта являются 4-я и 7-я Директивы Совета Министров. Первая затрагивает проблемы составления годовой отчётности акционерными компаниями, вторая посвящена вопросам составления консолидированной (сводной) отчётности. Также была принята Директива по годовой и консолидированной отчётности банков и других финансовых институтов и аналогичная Директива для страховых компаний. В ноябре 1995 г. Европейская Комиссия одобрила новый подход к гармонизации бухучёта. Признавалось, что «европейские Директивы не соответствуют международным стандартам, необходимым для целей рынка капиталов. Транснациональные компании вынуждены готовить два комплекта финансовой отчётности, что весьма дорого, и может приводить в замешательство инвесторов». В связи с этим Европейский Союз принял решение о постепенном переходе на МСФО. Данный процесс будет осуществляться путём последовательного устранения различий между Директивами и МСФО.
Комиссия по ценным бумагам и биржам США.
Комиссия по ценным бумагам и биржам США (Securities and Exchange Commission) – правительственная организация США, чья юрисдикция распространяется на все компании, продающие ценные бумаги в США (включая иностранные). Поэтому Комиссия может оказывать определённое влияние на методику бухгалтерской отчётности.
Уже в апреле 1996 г. Комиссия по ценным бумагам и биржам США объявила о поддержке СМСФО в качестве разработчика унифицированных стандартов финансовой отчетности.
Совет по разработке финансовых учётных стандартов.
Совет по разработке финансовых учётных стандартов (Financial Accounting Standards Board) занимается разработкой американских учётных принципов. Как правило, стандарты этой неправительственной организации получают распространение в странах англо-американской модели, однако сейчас эта организация рассматривается как потенциальный конкурент СМСФО в разработке международных стандартов финансовой отчётности.[11]
Что касается России, то в нашей стране следующие организации оказывают значительное влияние на развитие бухгалтерского учета в соответствии в принципами МСФО:
Институт профессиональных бухгалтеров России – профессиональная организация бухгалтеров, которая проводит аттестацию бухгалтерских работников на получение квалификационного аттестата профессионального бухгалтера: главного бухгалтера, бухгалтера – эксперта, финансового менеджера, финансового эксперта. ИПБ России – одна из ведущих бухгалтерских организаций – был создан в апреле 1997 г. Как негосударственная структура, объединяющая аттестованных бухгалтеров и аудиторов. О его значении свидетельствует тот факт, что в ноябре 2001 г. ИПБ РФ был принят в действующие члены Международной федерации бухгалтеров, где каждая страна может получить только одно полное членство;
Ассоциация бухгалтеров и аудиторов «Содружество» - независимая общественная профессиональная организация, объединяющая бухгалтеров и аудиторов, готовит проекты нормативных документов по проблемам бухгалтерского учета и аудита;
Региональная организация бухгалтеров и аудиторов «Евразия» - организация по практическому сотрудничеству бухгалтеров и аудиторов стран Содружества Независимых Государств. Осуществляет тесное взаимодействие с Координационным советом по методологии бухгалтерского учета стран СНГ.[7]
1.3. Общие принципы функционирования системы международных стандартов финансовой отчетности
Система бухгалтерского учета и формирования показателей бухгалтерской отчетности базируется на традиционных принципах, наиболее значимые и общепринятые из которых являются основой концепции бухгалтерского учета и закрепляются в национальном законодательстве. Отметим, что одни принципы использовались на практике еще со времен становления бухгалтерского учета, а другие сложились под объективным воздействием развития науки, экономики, в связи с возникновением новых объектов учета и изменением требований, предъявляемых к отчетности. К числу первых по времени введения в практику, на наш взгляд, относятся принципы, обеспечивающие достоверное и полное представление информации в учете. Более поздними являются принципы начисления, сопоставимости, преобладания сущности над формой и др.
В российской системе нормативного регулирования бухгалтерского учета категория принципов не установлена. Аналогичными по смыслу принципам, закрепленным в международных стандартах финансовой отчетности (МСФО), можно считать требования, допущения и правила, которые предусмотрены в регламентирующих бухгалтерский учет нормативных документах.
Раздел «Принципы», содержащий описание принципов, с учетом которых разрабатываются стандарты, предваряет МСФО. Принципы не являются, МСФО и в силу этого не устанавливают стандартных решений по конкретным вопросам ведения учета и составления отчётности.
Данные табл. 1 свидетельствуют о достаточном соответствии состава и содержания российских принципов бухгалтерского учета и МСФО. Однако имеются некоторые различия в их квалификации, например, непротиворечивость имущественная обособленность, последовательность применения учетной политики и*др. Можно предположить, что указанные расхождения являются, прежде всего, результатом различного назначения принципов. Если принципы, изложенные в российских стандартах регулируют в первую очередь бухгалтерский учет, то принципы МСФО большой степени ориентированы на подготовку и представление финансовой отчетности. При этом отмеченные несоответствия с нашей точки зрения, не оказывают влияния на качество информации в отчетности.
Обратимся к практическому использованию российских принципов бухгалтерского учета и МСФО для выявления степени их влияния на показатели бухгалтерской отчётности.
Таблица 1
Состав и содержание принципов учёта и
отчётности
Российские стандарты бухгалтерского учета |
Принципы МСФО | ||
Наименование |
Содержание |
Наименование |
Содержание |
1 |
2 |
3 |
4 |
Непрерывность деятельности |
Организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость. ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно; обязательства будут погашаться" в установленном порядке (п. 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учётная политика организации» утвержденного Приказом Минфина России от 09.12.98 г. № 60н; далее — ПБУ 1/98) |
Непрерывность деятельности |
При составлении финансовой отчетности руководство обязано оценить способность организации продолжать свою деятельность. Когда финансовая отчетность составляется не на основе допущения о непрерывности деятельности этот факт должен раскрываться в обязательном порядке наряду с теми принципами на которых составлена отчетность и причиной, по которой организация не считается непрерывно действующей (п. 23 МСФО 1) |
Имущественная обособленность |
Активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций (п. 6 ПБУ 1/98) |
В качестве принципа не сформулирован (существует понятие единой экономической единицы) |
Предполагает для целей составления финансовой отчетности наличие самостоятельного предприятия (группы предприятий), которое отделено от своих владельцев и других экономических субъектов, что позволяет пользователям отчетности быть уверенными в том что в ней раскрыты финансовые показатели, обособленные от финансовых показателей других экономических единиц (п.. 16 Принципов) |
Последовательность применения учётной политики |
Принятая организацией учетная политика . применяется последовательно от одного отчетного года к другому (п. 6 ПБУ 1/98) |
В качестве принципа не сформулирован (определена последовательность учетной политики) |
Организация обязана избрать и применять учётную политику последовательно для сходных операций других событий и условий за исключением случаев, когда Стандарт требует или разрешает категории статей к которым могут применяться другие учетные политики (п. 13 МСФО 8) |
Временная определенность фактов хозяйственной деятельности |
Факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчётному периоду,в котором они имели место независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (п.6 ПБУ 1/98) |
Метод начисления |
Организация обязана составлять финансовую отчетность,за исключением информации о движении денежных средств, применяя правила учёта по методу начисления (п.25 МСФО 1) |
Полнота |
Полнота отражения всех фактов хозяйственной деятельности (п. 7 ПБУ 1/98) |
Полнота (категория надежности) |
Надёжность включает в себя:достоверное
представление;преобладание сущности
над формой;нейтральность; |
Своевременность |
Своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (п. 7 ПБУ 1/98) |
Своевременность |
Своевременное отражение информации
в от- |
Осмотрительность |
Большая готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (п. 7 ПБУ 1/98) |
Осмотрительность (категория надежности) |
Осмотрительность — это введение
определен- |
Приоритет содержания перед формой |
Отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы сколько из экономического содержания фактов и условий хозяйствования (п. 7 ПБУ 1/98) |
Преобладание сущности над формой (категория надежности) |
Операции и другие события должны учитываться и представляться в соответствии с их сущностью и экономической реальностью, а не только с юридической формой (п. 35 Принципов) |
Непротиворечивость |
Тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (п. 7 ПБУ 1/98) |
В качестве принципа не сформулирован |
Не существует, так как является постулатом двойной записи |
Рациональность |
Рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (п. 7 ПБУ 1/98) |
Баланс между выгодами и затратами |
Считается ограничением в процессе представления уместной и надежной информации. Выгоды, извлекаемые из информации, должны превышать затраты на ее получение (п. 44 Принципов) |
Существенность |
Показатели об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах и хозяйственных операциях должны приводиться в бухгалтерской отчетности обособленно в случае их существенности и если без знания о них заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности (п. 11 ПБУ 4/99) |
Существенность |
Определена как категория уместности. Каждой существенный класс сходных статей в обязательно пороке должен представляться в финансовой отчетности отдельно. Статьи иного характера или назначения в обязательном порядке должны представляться отдельно, если только они не являются несущественными (п, 29 МСФО 1): |
Принцип постоянно действующего предприятия профессор Я.В. Соколов и СМ. Бычкова отождествляют с первым законом механики, предложенным И. Ньютоном: «всякое тело находится в состоянии равномерного прямолинейного движения, пока и поскольку оно не будет принуждено другими силами изменить свое состояние». При этом они выделяют шесть следствий, которые из него вытекают: влияние смены собственника на учет, поддержание оценки активов и пассивов, капитализация расходов, резервирование будущих финансовых результатов, их распределение, представление отчетности по календарным периодам. Однако существует проблема выполнения этого принципа, которая заключается в отсутствии уверенности у отдельных компаний в продолжительности своей деятельности. Отмеченное обстоятельств» подтверждается и данными Росстата по оценке факторов, ограничивающих деловую активность. Например, компаниями добывающей обрабатывающей промышленности в 2006 году в качестве таких факторов выделены: недостаток денежных средств (41% компаний),низкий спрос на продукцию внутри страны (48% компаний), отсутствие надлежащего оборудования (30% компаний) и неопределенность экономической обстановки (20% компаний).
Принцип имущественной обособленности или хозяйствующей единицы определяет интересы лиц, участвующих в хозяйственных процессах. По мнению профессора М.И. Кутера, принцип обособленного предприятия, позволяет выявить его контуры: территорию, имущество, банковские счета, связи. Английский ученый Ф. Вуд по отмеченному вопросу утверждал, что «бухгалтерский учет ограничен рамками предприятия и не распространяется на личные средства его владельцев». В американской системе бухгалтерского учета рассматриваемый принцип является одним из основных, роль его заключается в сужении области' возможных учетных элементов и их характеристик которые могут быть отобраны для включения в финансовые отчеты. Это позволяет отразить в финансовой отчетности релевантные статьи, а нерелевантные — исключить.
В российском законодательстве обособленность экономической единицы закреплена в ст. 48 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ): юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету. Эта норма находит также отражение и в документах, регламентирующих правовое положение, порядок создания и деятельности юридических лиц различных организационно-правовых форм (например, в Федеральных законах от 24.11.95 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и от 14.01.98 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной, ответственностью»). В свою очередь, Федеральный закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерской учёте» перечисляет объекты бухгалтерского учета, к которым относятся: имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности, а положения бухгалтерскому учету устанавливают порядок отражения фактов хозяйственной деятельности и их последствий в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций, являющихся юридическими лицами, по, законодательству Российской Федерации. Таким образом, отмеченные нормы также подразумевают .имущественную обособленность организаций. Проблема в применении принципа Сможет, возникнуть в случае, если собственник является одновременно представителем администрации организации. Независимость, от других компаний и от собственника, которая создает условия для формирования нейтральной информации в бухгалтерской отчетности, может быть достигнута посредством формализации хозяйственных отношений с предварительной юридической оценкой каждого осуществляемого действия, что весьма затруднительно.
Информация о работе Международная система финансовой отчетности