Международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности, их использование в Республике Беларусь: принципы, необходимость тр

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 14:19, курсовая работа

Краткое описание

целью курсовой работы стало изучение особенностей международных принципов бухгалтерского учета и отчетности, международных стандартов финансовой отчетности в разрезе их адаптации банковском секторе Республики Беларусь.
В свою очередь, задачи, поставленные при написании данной работы, свелись к следующему:
- изучение понятия и общих принципов построения международных стандартов финансовой отчетности;
- ознакомление с международными принципами бухгалтерского учета и отчетности;
- ознакомление на примере с несколькими международными стандартами;
- изучение применения международных стандартов и принципов финансовой отчетности в банковском секторе Республики Беларусь, выработка рекомендаций по его усовершенствованию.

Содержание

1 Международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности в процессе унификации бухгалтерского учета и отчетности в банках Республики Беларусь 5
1.1 Сущность, цель и значение международных стандартов бухгалтерского учета и финансовой отчетности 5
1.2 Международные принципы бухгалтерского учета и отчетности, особенности их адаптации в банках Республики Беларусь 8
1.3 Основные нормативно-правовые акты, определяющие переход банковской системы на международные стандарты. Сравнительный анализ соответствия национальных и международных стандартов 12
2 Состав и содержание основных международных стандартов 21
2.1 Характеристика МСФО 1 «Представление финансовой отчетности» 21
2.2 Характеристика МСФО 8 «Чистая прибыль и убыток за период, фундаментальные ошибки и изменения в учетной политике» 24
2.3 Характеристика МСФО 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка» 26
2.4 Направления совершенствования бухгалтерского учета в соответствии с требованиями международных стандартов 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 34
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Сравнительный анализ соответствия национальных и международных стандартов 36
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. План мероприятий на 2011 год по сближению национального законодательства с международными стандартами финансовой отчетности 44

Вложенные файлы: 1 файл

вся работа 39.doc

— 430.50 Кб (Скачать файл)

Источник: [6]

 

Таблица А.3 – Сравнение правил составления бухгалтерской (финансовой) отчетности

Наименование

Нормативные правовые акты Республики Беларусь

МСФО

Представление и соответствие МСФО  

  

 

Отсутствуют положения о возможных  отступлениях от установленных правил бухгалтерского учета.

В тех чрезвычайно редких случаях, когда руководство организации  приходит к заключению, что соблюдение какого-либо требования, соответствующего МСФО, может до такой степени вводить  в заблуждение, что возникнет  противоречие с целями финансовой отчетности, изложенными в принципах, организация обязана отказаться от применения данного требования, раскрыв при этом следующую информацию:  
тот факт, что руководство организации пришло к заключению о том, что финансовая отчетность добросовестно представляет финансовой положение, финансовые результаты деятельности и движение денежных средств организации;  
тот факт, что она обеспечила соблюде ние применимых МСФО, за исключением того, что она отступила от конкретного требования в целях достижения добросовестного представления;  
наименование того МСФО, от которого отступила организация, характер отступления, включая порядок учета, который требовался бы этим МСФО, причину по которой такой порядок учета в данных обстоятельствах вводил бы в заблуждение до такой степени, что возникало бы противоречие с целями финансовой отчетности, изложенными в Принципах, а также принятый порядок учета;  
по каждому отчетному периоду – финансовое воздействие отступления на каждую статью финансовой отчетности, которая отражалась бы в финансовой отчетности в соответствии с требованием, которое применялось бы в отсутствие отступления.

Последовательность представления  финансовой отчетности

Изменение принятых содержания и форм бухгалтерской отчетности допускается  в исключительных случаях. Организацией должно быть обеспечено подтверждение обоснованности каждого такого изменения. Каждое существенное изменение должно быть раскрыто в пояснительной записке вместе с указанием причин, вызвавших это изменение.

В МСФО 1 определено отступление от последовательного представления финансовой отчетности в случаях:  
когда ясно, что вследствие значительного изменения характера деятельности организации или пересмотра ее финансовой отчетности, более приемлемым оказывается другое представление информации или другая классификация – с учетом критериев выбора и применения учетной политики Международного стандарта IAS 8; или  
отдельно взятый МСФО требует изменения в представлении информации.

Существенность и агрегирование 

Соответствующая норма законодательства отсутствует.

Организация обязана отдельно представлять каждый существенный класс сходных  статей. Организация обязана представлять статьи неаналогичного характера или  назначения, если только они не являются несущественными.  
Финансовая отчетность является следствием обработки большого количества операций или иных событий, которые структурно объединяются в классы в соответствии с их характером и назначением. Завершающий этап процесса объединения и классификации состоит в представлении сжатых и классифицированных данных, которые формируют линейные статьи в финансовых отчетах. Если какая-либо линейная статья само по себе не является существенной, она объединяется с другими статьями либо в финансовых отчетах, либо в примечаниях. Статья, которая недостаточно существенна для того, чтобы требовалось ее отдельное представление в финансовых отчетах, может потребовать отдельного представления в примечании.

Зачет статей отчетности

В бухгалтерской отчетности не допускается  зачет между статьями активов  и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен законодательством Республики Беларусь.

Организация не вправе производить  взаимозачет активов и обязательств или доходов и расходов, за исключением  случаев, когда это требуется  или разрешено каким-либо МСФО.


Источник: [6]

 

 

Таблица А.4 – Сравнение понятийного аппарата и состава бухгалтерской (финансовой) отчетности

Наименование

Законодательные акты Республики Беларусь

МСФО

Активы 

Активы - имущество, в том числе  имущественные права, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, учитываемые организацией в результате хозяйственных операций. Активы представляются в виде показателей разделов «Внеоборотные активы» и «Оборотные активы» актива бухгалтерского баланса.

Ресурсы, контролируемые компанией  в результате событий прошлых  периодов, от которых компания ожидает  экономической выгоды в будущем.

Обязательства

Обязательства - задолженность организации, которая возникает в результате хозяйственных операций, совершенных до отчетной даты, и погашение которой приведет к уменьшению активов или увеличению капитала. Обязательства представляются в виде показателей бухгалтерского баланса в разделе «Обязательства».

Текущая задолженность компании, возникающая  из событий прошлых периодов, погашение  которой приведет к оттоку из компании ресурсов, приносящих экономическую  выгоду.

Капитал

Капитал - активы организации за вычетом  всех ее обязательств. Капитал представляется в виде показателей раздела «Капитал и резервы» бухгалтерского баланса.

Доля в активах компании, остающаяся после вычета всех ее обязательств.

Доходы 

Доходы - увеличение активов или  уменьшение обязательств, ведущие к увеличению капитала.  

Приращение экономических выгод  в течение отчетного периода, происходящее в форме притока  или увеличения активов или уменьшения обязательств, что выражается в увеличении капитала, не связанного с вкладами участников акционерного капитала.

Расходы

Расходы - уменьшение активов или  увеличение обязательств, ведущие к  уменьшению капитала.

Уменьшение экономических выгод  в течение отчетного периода, происходящее в форме оттока или  истощения активов или увеличения обязательств, ведущих к уменьшению капитала, не связанных с его распределением между участниками акционерного капитала.

Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности

Годовая бухгалтерская отчетность состоит из: бухгалтерского баланса; отчета о прибылях и убытках; отчета об изменении капитала; отчета о движении денежных средств; приложения к бухгалтерскому балансу; отчета о целевом использовании полученных средств.  

Полный комплект финансовой отчетности включает:  
отчет о финансовом положении по состоянию на конец периода;  
отчет о совокупном доходе за период;  
отчет об изменениях в собственном капитале за период;  
отчет о движении денежных средств за период;  
примечания, включая краткое описание существенных элементов учетной политики и прочую пояснительную информацию; и  
отчет о финансовом положении по состоянию на начало самого раннего сравнительного периода, когда организация применяет учетную политику на ретроспективной основе или производит ретроспективный пересчет или переклассификацию статей в своей финансовой отчетности.


Источник: [6]

 

ПРИЛОЖЕНИЕ Б. План мероприятий на 2011 год по сближению национального законодательства с международными стандартами финансовой отчетности

 

Наименование мероприятий

Аналог МСФО/МСА 

Содержание вносимых изменений  и дополнений

1. Изменение законодательства Республики Беларусь в области:  
1.1 бухгалтерского учета и отчетности  

1. Подготовка проектов:

Указа Президента Республики Беларусь ”О некоторых вопросах применения первичных учетных документов“;

постановления Совета Министров Республики Беларусь ”О документальном оформлении хозяйственных операций“

-

установление перечня первичных  учетных документов, формы которых  разрабатываются уполномоченными  государственными органами  
 

сокращение количества обязательных для применения форм первичных учетных документах

2. Разработка проектов нормативных правовых актов органов государственного управления по приведению в соответствие с Указом Президента Республики Беларусь ”О некоторых вопросах применения первичных учетных документов“

-

пересмотр и сокращение количества форм первичных учетных документов, обязательных к применению

3. Разработка проекта Закона Республики Беларусь ”О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам бухгалтерского учета и отчетности“

принципы составления и представления  финансовой отчетности

введение новых и уточнение  имеющихся терминов и понятий, придание правового статуса основополагающим в международных стандартах финансовой отчетности принципам бухгалтерского учета и качественным характеристикам отчетности, закрепление норм о необходимости сертификации профессиональных бухгалтеров

4. Разработка проекта нормативного  правового акта, утверждающего перечень  республиканских унитарных пред  приятий обязанных составлять  отчет ность по международным стандартам финансовой отчетности за 2011 год  

 

установление обязанности составления  отчетности по международным стандартам финансовой отчетности для отдельных  республиканских унитарных предприятий 

5. Внесение изменений и дополнений в Типовой план счетов бухгалтерского учета и Инструкцию по применению Типового плана счетов бухгалтерского учета, утвержденные постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30 мая 2003 г . № 89

-

пересмотр структуры и содержания счетов бухгалтерского учета

6. Разработка нормативного правового акта по составлению и представлению бухгалтерской отчетности и признание утратившим силу постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 14 февраля 2008 г . № 19 ”Об утверждении форм бухгалтерской отчетности, Инструкции о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов“

IAS  1 ”Представление финансовой отчетности“, IAS  7 ” Отчеты о движении денежных средств“, IAS  34 ”Промежуточная финансовая отчетность“

определение содержания бухгалтерской  отчетности на основе принципов международных  стандартов финансовой отчетности

7. Разработка нормативного правового акта по бухгалтерскому учету доходов и расходов и признание утратившими силу постановлений Министерства финансов Республики Беларусь от 26 февраля 2003 г . № 181 ”Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету ”Доходы организации“, от 26 декабря 2003 г . № 182 ”Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету ”Расходы организации“  

IAS 18 ”Выручка“ 

отмена метода определения выручки  по оплате. Установление порядка отнесения  общехозяйственных расходов непосредственно  на финансовые результаты. Разработка методики определения резервов по сомнительным долгам

8. Признание утратившими силу постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 12 декабря 2001 г . № 118 ”Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств и нематериальных активов“ и других нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету основных средств и нематериальных активов

Разработка нормативного правового  акта по бухгалтерскому учету основных средств 

Разработка нормативного правового  акта по бухгалтерскому учету нематериальных активов  

IAS 16  
”Основные средства“,  
IAS 38  
”Нематериальные активы“

разработка методики бухгалтерского учета основных средств на основе принципов и подходов международных  стандартов финансовой отчетности

разработка методики бухгалтерского учета нематериальных активов на основе принципов и подходов международных стандартов финансовой отчетности

9. Признание утратившим силу постановления Министерства экономики Республики Беларусь от 21 ноября 2001 г. № 186 ”Об утверждении Временного республиканского классификатора амортизируемых основных средств и нормативные сроки их службы“

Разработка нормативного правового  акта, устанавливающего нормативные  сроки службы основных средств для  целей начисления амортизации  
Внесение изменений и дополнений в постановление Министерства экономики, Министерства финансов, Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 27 февраля 2009 г . № 37/18/6 ”Об утверждении Инструкции о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов“

IAS 16  
”Основные средства“,  
IAS 38  
”Нематериальные активы“

упрощение порядка начисления амортизации, в том числе совершенствование  классификации основных средств  для целей начисления амортизации, применения нормативных сроков службы и сроков полезного использования

10. Разработка нормативного правового акта по бухгалтерскому учету инвестиционной недвижимости

IAS 40  
”Инвестиционная недвижимость“  

разработка методики бухгалтерского учета инвестиционной недвижимости на основе принципов и подходов МСФО

11. Разработка нормативного правового акта по бухгалтерскому учету внеоборотных активов, предназначенных для реализации 

IFRS 5  
”Внеоборотные активы, предназначенные для реализации“

разработка методики бухгалтерского учета внеоборотных активов, предназначенных  для реализации, на основе принципов и подходов международных стандартов финансовой отчетности

2. Признание утратившими силу:

постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 24 февраля 2006 г. № 17 ”Об утверждении Инструкции о порядке бухгалтерского учета  безвозмездных поступлений (средств)“;

постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 29 июня 2007 г. № 108 ”Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету государственной  поддержки юридических лиц“

Разработка нормативного правового  акта по бухгалтерскому учету государственной поддержки

IAS 20 ”Государственные субсидии  и раскрытие информации о государственной  помощи“ 

разработка методики бухгалтерского учета государственной поддержки  на основе принципов и подходов международных  стандартов финансовой отчетности

13. Признание утратившими силу:

постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2003 г № 1731 ”О порядке бухгалтерского учета материалов, незавершенного производства, готовой  и отгруженной продукции организациями  промышленности“;  
   
постановления Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства промышленности Республики Беларусь от 31 декабря 2003 г. № 191/263 ”Об утверждении Инструкции о порядке бухгалтерского учета материалов, незавершенного производства, готовой и отгруженной продукции организациями промышленности“;

постановления Совета Министров Республики Беларусь от 21января 2009 г. № 59 ”О переоценке производственных запасов“;

постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 27 января 2009 г. № 6 ”О порядке отражения организациями в бухгалтерском учете результатов переоценки (изменения) стоимости производственных запасов“

IAS 2 ”Запасы“ 

приведение методики бухгалтерского учета запасов в соответствии с принципами и подходами международных  стандартов финансовой отчетности

14. Разработка нормативного правового акта по бухгалтерскому учету отложенных налоговых активов  
и отложенных налоговых обязательств 

IAS 12 ”Налоги на прибыль“ 

определение порядка расчета и  отражения в бухгалтерском учете  отложенных налоговых активов и отложенных налоговых обязательств

15. Внесение изменений и дополнений в:

постановление Министерства архитектуры  и строительства Республики Беларусь от 14 мая 2007 г. № 10 ”Об утверждении Инструкции о порядке определения стоимости объекта строительства в бухгалтерском учете“;

постановление Министерства архитектуры  и строительства Республики Беларусь от 24 января 2008 г. № 4 ”Об утверждении  Инструкции о порядке бухгалтерского учета строительных материалов“.

Разработка нормативного правового акта по бухгалтерскому учету доходов и расходов по договорам строительного подряда 

IAS 11 ”Договоры подряда“ 

разработка методики бухгалтерского учета строительных материалов на основе принципов и подходов международных  стандартов финансовой отчетности.  
изменение подходов к признанию и оценке доходов и расходов по договорам строительного подряда в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности

1.2 оценки активов и обязательств  

16. Внесение изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 20 октября 2006 г. № 622 ”О вопросах переоценки основных средств, не завершенных строительством объектов и неустановленного оборудования“*

IAS 16 ”Основные средства“ 

расширение прав организаций по принятию решений о необходимости  проведения переоценки основных средств, за исключением зданий, сооружений и передаточных устройств

17. Признание утратившим силу Декрета Президента Республики Беларусь от 30 июня 2000 г. № 15  
”О порядке проведения переоценки имущества и обязательств в иностранной валюте при изменении Национальным банком курсов иностранных валют и отражения в бухгалтерском учете курсовых разниц“

Внесение изменений  и дополнений в постановление  Министерства финансов Республики Беларусь от  
27 декабря 2007 г . № 199 ”Об утверждении Инструкции по бухгалтерскому учету активов и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте“

IAS 21 ”Влияние изменений  валютных курсов“ 

приведение законодательства в соответствие с новой редакцией  Закона Республики Беларусь ”О бухгалтерском учете и отчетности“  
   
   

 

изменение методики пересчета  активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте, в соответствие на основе принципов и подходов международных  стандартов финансовой отчетности  

1.3 аудиторской деятельности

18. Подготовка новой редакции Закона Республики Беларусь ”Об аудиторской деятельности“

ISA 200

пересмотр целей и задач аудита, критериев обязательного аудита

19.  Переработка республиканских правил аудиторской деятельности ”Цели и общие принципы аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности“, ”Аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой) отчетности“

ISA 700, ISA 705, ISA 706

приведение республиканских правил аудиторской деятельности в соответствие с Международными стандартами аудита

20. Разработка республиканских правил аудиторской деятельности ”Внешняя оценка качества аудита“

ISQC 1

разработка методики оценки и контроля качества аудита

2. Организационные мероприятия

21. Представление Республики Беларусь в Международной федерации бухгалтеров

 

выполнение требований, предъявляемых  к членам Международной федерации  бухгалтеров 

22. Подготовка постановления Совета Министров Республики Беларусь ”Об утверждении Положения о порядке признания МСФО и Разъяснений МСФО для применения на территории Республики Беларусь“

 

установление порядка признания  для применения на территории Республики Беларусь и введение в действие МСФО и Разъяснений МСФО, принимаемых  Фондом Комитета по МСФО

24. Участие в работе межправительственной группы экспертов по международным стандартам учета и отчетности Конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию

 

изучение и обобщение опыта  применения международных стандартов финансовой отчетности в зарубежных странах 

25. Взаимодействие с Координационным советом по бухгалтерскому учету при Исполнительном комитете СНГ

 

изучение и обобщение опыта  применения международных стандартов финансовой отчетности в странах  СНГ 


Источник: [6]

 


Информация о работе Международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности, их использование в Республике Беларусь: принципы, необходимость тр