Организация бухгалтерского учета в коммерческих банках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 21:00, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является – на основе изучения и анализа порядка ведения бухучета в банке,– разработать рекомендации по оптимизации и совершенствованию системы ведения учета в ЗАО «Экономбанк».
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
- изучить сущность предмета и метода бухгалтерского учета в коммерческом банке;
- рассмотреть план счетов бухгалтерского учета в коммерческих банках;
- изучить технику и формы бухгалтерского учета в коммерческих банках;
- рассмотреть основные принципы ведения бухгалтерского учета, отвечающие международным стандартам;
- дать характеристику деятельности ЗАО «Экономбанк»;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Организационно-технические и методологические основы ведения бухгалтерского учета в коммерческих банках…......………………………..5
1.1 Назначение, особенности организации и основные принципы ведения бухгалтерского учета в коммерческом банке…………………………………...5
1.2. Учетная политика банка как основа ведения бухгалтерского учета…….10
1.3. Финансовая (бухгалтерская) отчетность коммерческого банка…............19
1.4. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в коммерческих банках в РФ……………………………………………………………...………25
2. Организация бухгалтерского учета ЗАО «Экономбанк»………………26
2.1 Организационно-экономическая характеристика ЗАО «Экономбанк»….26
2.2 Порядок организации бухгалтерского учета и документооборота в ЗАО «Экономбанк»……………………………………………………………………32
2.3.Мероприятия по совершенствованию организации бухгалтерского учета в ЗАО «Экономбанк»……………………………………………………………...48
Заключение ……………………………………………………………………..51
Литература………………….…………………………………………………... Приложение 1 Положение о Главном бухгалтере ЗАО «Экономбанк»…
Приложение 2 Бухгалтерский баланс ЗАО «Экономбанк» на 01.01.2013………………………………………………………………………...
Приложение 3 Учетная политика ЗАО «Экономбанк» на 2012 год……..

Вложенные файлы: 1 файл

diplom_08_06_2013 рпарпарпара.docx

— 368.85 Кб (Скачать файл)

Учетная политика разрабатывается  исходя из предположения, что организация  будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у  нее отсутствуют намерения и  необходимость ликвидации или существенного  сокращения деятельности, и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке.

Принятая организацией учетная  политика применяется последовательно  от одного отчетного периода к  другому.

Принятая кредитной организацией учетная политика должна обеспечивать выполнение следующих требований:

- требование полноты –  все совершаемые банком хозяйственные  операции в полном объеме должны  отражаться в бухгалтерском учете;

- требование своевременности  – хозяйственные операции, совершаемые  банком, должны своевременно отражаться  в бухгалтерском учете и отчетности;

- требование осмотрительности  – большая готовность к признанию  в бухгалтерском учете расходов  и обязательств, чем возможных  доходов и активов;

- требование приоритета  содержания перед формой –  хозяйственные операции отражаются  в бухгалтерском учете исходя  не столько из их правовой  формы, сколько из экономического  содержания фактов и условий  хозяйствования;

- требование непротиворечивости  – тождество данных аналитического  учета оборотам и остаткам  по синтетическим счетам на  последний календарный день каждого  месяца;

- требование рациональности  – рациональное ведение бухгалтерского  учета исходя из условий хозяйственной  деятельности и величины кредитной  организации.

Обязательному утверждению  руководителем банка подлежат:

- рабочий план счетов  кредитной организации, ее филиалов, исходя из Плана счетов,  утвержденного  Банком России;

- формы первичных учетных  документов, применяемых для оформления  операций, по которым не предусмотрены  типовые документы;

- порядок проведения инвентаризации  и методы оценки видов имущества  и обязательств;

- правила документооборота  и технология обработки учетной  информации;

- порядок контроля за  совершаемыми внутрибанковскими  операциями;

- прочие решения, необходимые  для организации бухгалтерского  учета.

Кредитная организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы ведения  бухгалтерского учета, существенно  влияющие на оценку и принятие решений  заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.

Существенными признаются способы  ведения бухгалтерского учета, без  знания о применении которых заинтересованными пользователями отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации. Существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав бухгалтерской отчетности организации за год.

Изменение учетной политики кредитной организации может  производиться в следующих случаях:

- изменения законодательства  Российской Федерации или нормативных  активов по бухгалтерскому учету;

- разработки организацией  новых способов ведения бухгалтерского  учета (применение нового способа  ведения бухгалтерского учета  предполагает более достоверное  представление фактов хозяйственной  деятельности в учете и отчетности  организации или меньшую трудоемкость  учетного процесса без снижения  степени достоверность информации);

- существенного изменения  условий деятельности. Существенное  изменение условий деятельности  организация может быть связано  с реорганизацией, сменой собственников,  изменением видов деятельности  и т.п.

Изменения учетной политики должно вводиться с 1 января года, следующего за годом ее утверждения соответствующим  организационно-распорядительным документом (приказом руководителя). Последствия  изменения учетной политики, оказывающие  существенное влияние на результаты хозяйственной деятельности, также должны быть раскрыты в пояснительной записке к годовому бухгалтерскому отчету.

Рабочий план счетов

План счетов предусмотрен Положением о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории российской федерации № 385-П от 16 июля 2012 (далее - Положение № 385-П). Изменения в этот документ вносятся в двух случаях:

- при изменениях в Плане счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях, утвержденном Положением № 385-П;

- при изменениях в перечне  осуществляемых кредитной организацией  операций и услуг.

Рабочий план счетов банка  может быть изменен, если в План счетов бухгалтерского учета в кредитных организациях вносятся изменения или же если изменяются операции самого банка.

Формы первичных  учетных документов

Первичные учетные документы представляют собой документы, на основании которых ведется учет в организации. Первичные документы необходимо составлять в связи с каждым фактом хозяйственной жизни

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться  оправдательными документами. Эти  документы служат первичными учетными документами, на основании которых  ведется бухгалтерский учет.

Первичные учетные документы  принимаются к учету, если они  составлены по форме, содержащейся в  альбомах унифицированных форм первичной  учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена  в этих альбомах, должны содержать  следующие обязательные реквизиты:

а) наименование документа;

б) дату составления документа;

в) наименование организации, от имени которой составлен документ;

г) содержание хозяйственной  операции: 

д) измерители хозяйственной  операции в натуральном и денежном выражении;

е) наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной  операции и правильность ее оформления;

ж) личные подписи указанных  лиц;

Перечень лиц, имеющих  право подписи первичных учетных  документов, утверждает руководитель организации по согласованию с главным  бухгалтером.

Документы, которыми оформляются  хозяйственные операции с денежными  средствами, подписываются руководителем  организации и главным бухгалтером  или уполномоченными ими на то лицами.

Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после  ее окончания.

Своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в бухгалтерском учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, составившие и подписавшие эти документы.

Внесение исправлений  в кассовые и банковские документы  не допускается. В остальные первичные  учетные документы исправления  могут вноситься лишь по согласованию с участниками хозяйственных  операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые  подписали документы, с указанием  даты внесения исправлений.

Для осуществления контроля и упорядочения обработки данных о хозяйственных операциях на основе первичных учетных документов составляются сводные учетные документы.

Первичные и сводные учетные  документы могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация  обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры.

Первичные учетные документы  могут быть изъяты только органами дознания, предварительного следствия  и прокуратуры, судами, налоговыми инспекциями  и органами внутренних дел на основании  их постановлений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Главный бухгалтер или  другое должностное лицо организации  вправе с разрешения и в присутствии  представителей органов, проводящих изъятие  документов, снять с них копии  с указанием основания и даты изъятия.

Формы отчетности и учетные регистры, предусмотренные Положением № 302-П и Указанием Банка России от 12.11.2009 № 2332-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации», хотя и не являются «первичными учетными документами», иногда включаются в соответствующее приложение к учетной политике.

Правила документооборота и технология обработки учетной информации

Эта часть учетной политики определяется в основном внутренними  процедурами кредитной организации.

В кредитной организации должно быть назначено лицо, ответственное за организацию и проведение работ с единицами хранения в фонде единиц хранения. Документы в электронном виде об исправительных записях записываются на отчуждаемый машинный носитель информации однократной записи не позднее рабочего дня, следующего за операционным днем выполнения исправительных бухгалтерских записей.

Последние изменения в  порядке электронного обмена информацией  между кредитными организациями, Банком России и налоговыми органами установлены  документом «Информация Банка России «Описание форматов сообщений, используемых при электронном обмене между банками (филиалами банков), учреждениями Банка России и налоговыми органами».

Порядок проведения отдельных учетных операций

С учетом только законодательных  изменений и новаций в бухгалтерском  учете корректировке подлежат внутрибанковские документы по следующим видам  операций (учетным блокам):

- условные обязательства  некредитного характера и резервы  на возможные потери по ним  (Указание № 2514-У);

- расчеты с участниками  национальной платежной системы,  в том числе с использованием  электронных средств платежа (Указание № 2692-У);

- недвижимость, временно  неиспользуемая в основной деятельности (Указание № 2553-У);

- производные финансовые  инструменты и срочные сделки (Положение Банка России от 04.07.2011 № 372-П «О порядке ведения бухгалтерского учета производных финансовых инструментов», Указание № 2654-У).

Порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств

Статьей 12 Закона о бухгалтерском  учете определено, что порядок  и сроки проведения инвентаризации определяются руководителем организации, за исключением случаев, когда проведение инвентаризации обязательно. Поэтому в приказе об учетной политике предприятия должен быть оговорен этот момент. Руководитель, учитывая специфику деятельности своего предприятия и особенности производственного процесса, определяет, с какой частотой и в какие сроки целесообразно производить инвентаризации, а также порядок их проведения.

Как правило, инвентаризация имущества и обязательств проводится в соответствии с Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49.

При этом необходимо помнить, что проведение инвентаризации обязательно:

- при передаче имущества  в аренду, выкупе, продаже, а также при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

- перед составлением годовой  бухгалтерской отчетности;

- при смене материально ответственных лиц;

- при выявлении фактов  хищения, злоупотребления или порчи имущества;

- в случае стихийного  бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

- при реорганизации или ликвидации организации;

- в других случаях,  предусмотренных законодательством  Российской Федерации.

Порядок контроля за совершаемыми внутрибанковскими операциями

Для успешного выполнения поставленных перед Банком целей  и решения основных задач в  Банке действует система внутрибанковского  контроля, обеспечивающая надлежащее наблюдение за оформлением банковских операций, законностью их выполнения, сохранностью средств и ценностей. Система включает в себя: предварительный, текущий, последующий контроль, осуществляемый специалистами Банка.

Все бухгалтерские операции, совершенные в предыдущем дне  в течение следующего рабочего дня, должны быть полностью проверены  на основании первичных документов, записей в лицевых счетах, в  других регистрах бухгалтерского учета.  Контроль осуществляется путем визуальной проверки документов, оформленных на бумажных носителях (может обеспечиваться программным путем, а также применением кодов, паролей и иных средств).  Главные (старшие) бухгалтера филиалов (структурных подразделений), их заместители, начальники отделов и работники последующего контроля систематически производят внутрибанковские проверки бухгалтерской и кассовой работы, цель которых состоит в выявлении нарушений правил совершения операций и ведения бухгалтерского учета. Указания о последующих проверках учетно-операционной работы приведены в письме Центрального офиса № 10-4-13/1005 от 02.11.2007г.

Информация о работе Организация бухгалтерского учета в коммерческих банках