Организация бухгалтерского учета в коммерческих банках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 21:00, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является – на основе изучения и анализа порядка ведения бухучета в банке,– разработать рекомендации по оптимизации и совершенствованию системы ведения учета в ЗАО «Экономбанк».
Для достижения указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
- изучить сущность предмета и метода бухгалтерского учета в коммерческом банке;
- рассмотреть план счетов бухгалтерского учета в коммерческих банках;
- изучить технику и формы бухгалтерского учета в коммерческих банках;
- рассмотреть основные принципы ведения бухгалтерского учета, отвечающие международным стандартам;
- дать характеристику деятельности ЗАО «Экономбанк»;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Организационно-технические и методологические основы ведения бухгалтерского учета в коммерческих банках…......………………………..5
1.1 Назначение, особенности организации и основные принципы ведения бухгалтерского учета в коммерческом банке…………………………………...5
1.2. Учетная политика банка как основа ведения бухгалтерского учета…….10
1.3. Финансовая (бухгалтерская) отчетность коммерческого банка…............19
1.4. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в коммерческих банках в РФ……………………………………………………………...………25
2. Организация бухгалтерского учета ЗАО «Экономбанк»………………26
2.1 Организационно-экономическая характеристика ЗАО «Экономбанк»….26
2.2 Порядок организации бухгалтерского учета и документооборота в ЗАО «Экономбанк»……………………………………………………………………32
2.3.Мероприятия по совершенствованию организации бухгалтерского учета в ЗАО «Экономбанк»……………………………………………………………...48
Заключение ……………………………………………………………………..51
Литература………………….…………………………………………………... Приложение 1 Положение о Главном бухгалтере ЗАО «Экономбанк»…
Приложение 2 Бухгалтерский баланс ЗАО «Экономбанк» на 01.01.2013………………………………………………………………………...
Приложение 3 Учетная политика ЗАО «Экономбанк» на 2012 год……..

Вложенные файлы: 1 файл

diplom_08_06_2013 рпарпарпара.docx

— 368.85 Кб (Скачать файл)

- открытие и ведение  банковских счетов физических  и юридических лиц;

- осуществление расчетов  по поручению физических и  юридических лиц, в том числе  уполномоченных банков-корреспондентов  и иностранных банков по их  банковским счетам;

- инкассация денежных  средств, векселей, платежных и  расчетных документов и кассовое  обслуживание физических и юридических  лиц;

- купля-продажа иностранной  валюты в наличной и безналичной  формах;

- выдача банковских гарантий.

ЗАО «Экономбанк» имеет 11 филиалов – 4 филиала в городе Саратов и 7 филиалов в городах Саратовской области, 7 дополнительных офисов, а также 14 касс вне кассового узла в городах Саратов, Энгельс и Балаково.

Результатом деятельности ЗАО  «Экономбанк» в последние годы является прибыль. Так, прибыль в 2012 году составила 98,4 млн. руб., после уплаты налогов прибыль составила 56,0 млн. руб.

Размер собственных средств (капитала) Банка вырос в течение 2012 года на 6 % или на 59 млн. руб. и по состоянию на 01 января 2013 года составил 1045 млн. руб. Источником роста капитала Банка явилась полученная прибыль в отчетном году.

В силу исторически сложившейся  высокой доли кредитных операций в структуре активов Банка, доходы от кредитования традиционно имеют  наибольший удельный вес – за 2012 год их доля составила 75 %. В абсолютном выражении этот вид доходов составил 748 млн. руб.

По сравнению с 2011 годом общая сумма этого вида доходов снизилась на 46 млн. руб., что было обусловлено общей тенденцией снижения процентных ставок на кредитном рынке.

Следующая по значимости статья доходов – комиссионные доходы за расчетно-кассовое обслуживание (доходы по тарифам) - за год составили 180 млн. руб. Это на 3,9 млн. руб. больше, чем за предыдущий год. Доля их по сравнению с прошлым годом выросла на 2,1 % (с 15,9 % за 2011 год до 18,0 % за 2012 год).

Третья позиция в структуре  доходов – прочие доходы. Их общий объем за 2012 год составил 29 млн. руб. По сравнению с прошлым годом этот вид доходов вырос на 10 млн. руб. или в 1,5 раза, а его доля повысилась на 1,2 % (с 1,7 % за 2011 год до 2,9 % за 2012 год).

Доходы по ценным бумагам, которые в 2010 году имели существенное значение (79 млн. руб. или 7,1 % в структуре доходов), в 2012 году оказались ниже в 7 раз. Их сумма за 2012 год – 11 млн. руб., а их доля упала на 6,0 % (с 7,1 % за 2011 год до 1,1 % за 2012 год). Снижение по данной статье доходов обусловлено резким ухудшением ситуации на российском фондовом рынке осенью 2012 года, что в свою очередь было вызвано значительным падением мировых рынков из-за публикации негативных статистических данных о состоянии крупнейших мировых экономик.

Динамика капитала представлена на рисунке 2.1

Рисунок 2.1

Динамика капитала ЗАО «Экономбанк»

 

 

В структуре расходов наибольший удельный вес приходится на процентные расходы по вкладам граждан. Этот вид расходов составил за 2012 год 398 млн. руб. По сравнению с прошлым 2011 годом их общая сумма снизилась на 58 млн. руб., или на 13 %, а доля в структуре расходов не изменилась. Причина такого существенного снижения по данному виду расходов кроется в общей тенденции снижения процентных ставок на рынке кредитных ресурсов.

Вторая по величине статья расходов – расходы на содержание аппарата. Их абсолютная сумма за 2012 год сложилась в размере 252 млн. руб. По сравнению с предыдущим 2011 годом их доля увеличилась на 4,0 % (с 23,9 % за 2011 год до 27,9 % за 2012 год).

Прочие операционные расходы  занимают третью позицию в структуре расходов Банка. За 2012 год их сумма составила 129 млн. руб., их доля в структуре расходов – 14 %.

В течение 2012 года сальдо доходов и расходов от создания восстановления резервов на возможные потери составило минус 54 млн. руб., т.е. в течение года Банком дополнительно создано резервов на сумму 54 млн. руб., что составляет 6 % в структуре расходов.

Анализ динамики и структуры  доходов и расходов показывает, что наиболее существенными факторами, повлиявшими на изменение объемов и структуры доходов, явились падение фондового рынка и снижение процентных ставок на кредитном рынке, а на объем и структуру расходов – снижение рыночных ставок на кредитные ресурсы и сокращение объема резервов на возможные потери.

Таким образом, даже несмотря на наличие негативных рыночных факторов Экономбанк закончил 2012 год с положительным финансовым результатом, получив прибыль за счет развития собственного бизнеса.

 

Таблица 2.1

Структура доходов  и расходов ЗАО «Экономбанк»

в 2011 – 2012 гг., млн. руб.

Наименование  статьи

2011 год

Доля

2012 год

Доля

Доходы всего, млн. руб.

1108,9

100.0 %

1002,517

100.0 %

Доходы от кредитования

клиентов

793,701

71,6 %

748,183

74,6 %

Доходы от межбанковских

операций

31,246

2,8 %

22,587

2,3 %

Доходы по тарифам

176,381

15,9 %

180,284

18,0 %

Прочие доходы

18,672

1,7 %

29,000

2,9 %

Сальдо по операциям

с ценными бумагами

79,242

7,1 %

10,804

1,1 %

Сальдо по операциям

с инвалютой

9,658

0,9 %

11,659

1,2 %

Расходы всего (млн. руб.)

1035,760

100,0 %

904,091

100,0 %

Расходы по привлеченным

МБК

2,139

0,2 %

1,594

0,2 %

Расходы по расчетным

Счетам

9,189

0,9 %

1,846

0,2 %

Расходы по депозитам

и векселям

25,941

2,5 %

15,589

1,7 %

Расходы по вкладам

455,817

44,0 %

397,578

44,0 %

Расходы на содержание

аппарата

247,582 

23,9 %

252,330

27,9 %

Другие операционные

Расходы

149,738

14,5 %

128,757

14,2 %

Прочие расходы

41,340

4,0 %

52,279

5,8 %

Сальдо по резервам

104,014

10,0 %

54,118

6,0 %


 

В структуре активов по состоянию на 1 января 2013 года основную долю занимают кредиты клиентам (75 % от общего объема работающих активов). Размещенные депозиты в Банке России составили 13 % от работающих активов, фондовый портфель – 12 %.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Порядок организации  бухгалтерского учета и документооборота  в ЗАО «Экономбанк»

За организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при  выполнении банковских операций ответственность  несет руководитель ЗАО «Экономбанк».

Руководитель ЗАО «Экономбанк» утверждает:

- Рабочий план счетов  в коммерческом банке, его филиалах  и подведомственных учреждениях,  основанный на утвержденном Банком  России Плане счетов.

- Формы первичных учетных  документов, применяемых для оформления  операций, включая формы документов  для внутренней бухгалтерской  отчетности, по которым не предусмотрены  типовые формы первичных учетных  документов.

- Порядок расчетов с  филиалами (своими структурными  подразделениями).

- Порядок проведения отдельных  учетных операций, не противоречащих  действующему законодательству  и нормативным актам Банка  России.

- Порядок проведения инвентаризации  и методы оценки видов имущества  и обязательств.

- Порядок и случаи изменения  стоимости объектов основных  средств, в которой они приняты  к бухгалтерскому учету (переоценка, модернизация, реконструкция).

- Лимит стоимости предметов  для принятия к бухгалтерскому  учету в составе основных средств.

- Способы начисление амортизации  по объектам основных средств  и нематериальных активов.

- Порядок отнесения на  расходы стоимости материальных  запасов.

- Правила документооборота  и технологию обработки учетной  информации, чая филиалы (структурные  подразделения).

- Порядок контроля за  совершаемыми внутрибанковскими  операциями.

- Порядок и периодичность  вывода на печать документов  синтетического и аналитического  учета. При этом ежедневно распечатываются  бухгалтерский баланс, бухгалтерский  журнал, лицевые счета, по которым  были проведены операции, а также  выписки (вторые экземпляры лицевых  счетов) по клиентским счетам.

- Другие решения, необходимые  для организации бухгалтерского  учета.

Обязанности главного бухгалтера ЗАО «Экономбанк».

Главный бухгалтер ЗАО  «Экономбанк»:

- несет ответственность  за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета,  своевременное представление полной  и достоверной бухгалтерской  отчетности;

- обеспечивает соответствие  осуществляемых операций законодательству  Российской Федерации, указаниям  Центрального банка Российской  Федерации, контроль за движением имущества и выполнение обязательств.

Требования главного бухгалтера по документальному оформлению операций и представлению в бухгалтерию  необходимых документов и сведений являются обязательными для всех работников ЗАО «Экономбанк».

Без подписи главного бухгалтера или уполномоченных им должностных  лиц денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства, оформленные документами, считаются  недействительными и не должны приниматься  к исполнению.

В случае разногласий между  руководителем ЗАО «Экономбанк» и главным бухгалтером по осуществлению  отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты  к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который  несет всю полноту ответственности  за последствия осуществления таких  операций.

В соответствии с Правилами  ведения бухгалтерского учета на главного бухгалтера не могут возлагаться  даже временно обязанности руководителей  учреждения банка при временном  их отсутствии, а также обязанности  по непосредственному выполнению бухгалтерских  операций.

Ежегодно банком публикуется результаты деятельности и проводится аудиторская проверка. По мнению независимых аудиторов, прилагаемая финансовая (бухгалтерская) отчетность ЗАО «Экономбанк» достоверно отражает во всех существенных отношениях финансовое положение банка на 1 января 2008 года и результаты его операций за период с 1 января по 31 декабря 2008 года включительно в соответствии с законодательством, регулирующим порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой отчетности.

 

Базой бухгалтерского учета  в ЗАО «Экономбанк» является операционная работа, к которой относятся:

- ведение расчетных, текущих  и других счетов предприятий  и организаций;

- осуществление операций  с ценными бумагами, драгоценными  металлами, иностранной валютой;

- осуществление внутрибанковских  операций;

- учет документов и  ценностей на внебалансовых счетах, счетах депо;

- ведение учета сделок  купли-продажи различных финансовых  инструментов, по которым дата  расчетов не совпадает с датой  заключения сделки (срочные операции).

Бухгалтерский учет ведется  с применение рабочего плана счетов и Учетной политики, разработанной в соответствии с требованиями Положения ЦБ РФ «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ».

Бухгалтерские операции выполняют  работники, для которых их выполнение закреплено должностными инструкциями. В эту категорию входят работники, занятые приемом, оформлением, контролем расчетных, кассовых и других документов, отражением банковских операций по счетам бухгалтерского учета, кроме работников, обрабатывающих информацию на ЭВМ и не входящих в структуру бухгалтерского аппарата.

Организация работы бухгалтерского аппарата строится по принципу создания одного бухгалтерского подразделения (департамента, управления), образования  специализированных отделов, объединения  в отделах работников в операционные бригады, предоставления работникам прав ответственных исполнителей, которым  поручается единолично оформлять и  подписывать документы по выполняемому кругу операций, за исключение документов, подлежащим дополнительному контролю.

Конкретные обязанности  бухгалтерских работников и распределение  обслуживаемых ими счетов определяет главный бухгалтер Банка. Главный бухгалтер утверждает положения об отделах. В зависимости от специализации банка, а также объема выполняемых операций могут быть выбраны различные организации и структуры учетно-операционных отделов.

Распоряжения руководителя Банка по ведению бухгалтерского учета и конкретные обязанности бухгалтерских работников, закрепление за ними обслуживаемых счетов, а также вносимые изменения оформляются в письменной форме.

Все счета бухгалтерского учета, открытые в банке, распределяются между ответственными исполнителями. Ответственными исполнителями по осуществляемым банком операциям считаются работники  банка, которым поручается единолично оформлять и подписывать расчетно-денежные документы по выполняемому кругу  операций.

Операционные группы создаются  там, где преобладают операции, требующие  дополнительного контроля, поэтому  в состав операционной группы также  входит контролер. Контролер руководит  работой операционной группы, осуществляет контроль всех выполняемых группой операций и правильности их отражения в учете.

Бухгалтерский учет в ЗАО  «Экономбанк» организован по мемориально-ордерной автоматизированной форме счетоводства, т.е. до группировки однородных операций банка на счетах (журналах, ведомостях). Они оформляются в мемориальном ордере, в котором указывается  краткое содержание операции, сумма, корреспонденция счетов. Если эти  реквизиты имеются в первичном  документе, на основании которого совершается  операция, то мемориальный орден по ним не выписывается (кассовые документы, выписки из корреспондентских счетов и др.).

Информация о работе Организация бухгалтерского учета в коммерческих банках