Организация и учет расчетов, осуществляемых в безналичной форме

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Мая 2013 в 23:16, лекция

Краткое описание

Лекция 1 Сущность и основные принципы организации расчетов в безналичной форме. Расчеты посредством кредитового перевода

Сущность и порядок организации расчетов в безналичной форме.
Учет расчетов платежными поручениями и платежными требованиями-поручениями.

Вложенные файлы: 1 файл

Организация и учет расчетов.doc

— 289.00 Кб (Скачать файл)

 

В установленных случаях юридические  лица могут осуществлять кредитовые переводы без открытия счета в банке-отправителе.

При этом кредитовые переводы осуществляются за счет средств, внесенных плательщиком в кассу банка-отправителя на основании платежных поручений (требований-поручений) или документов, подтверждающих прием денежных средств в кассу банка.

Отражение в учете указанных  операций осуществляется с использованием балансовых счетов для учета средств на временной основе:

– в банке отправителе:

Дебет 1010 «Денежные средства  в  кассе»

Кредит 3819 «Расчеты по прочим операциям» - при приеме денежных средств;

Дебет 3819 «Расчеты по прочим операциям»

Кредит корреспондентский (субкорреспондентский) счет банка – при переводе денежных средств в пользу бенефициара;

– в банке-получателе:

Дебет корреспондентский (субкорреспондентский) счет банка

Кредит счет бенефициара (соответствующий  счет класса 3 «Счета по операциям клиентов»)

При приеме наличных денежных средств  в кассу банка-отправителя для зачисления на счет бенефициара, открытый в данном банке, зачисление средств может производиться без использования балансовых счетов для учета средств на временной основе.

После осуществления перевода без  открытия счета на основании платежного поручения (требования-поручения), первый экземпляр данного документа  при списании денежных средств помещается в документы дня банка по счету, предназначенному для учета средств на временной основе.

Платежное требование-поручение является платежной инструкцией, содержащей требование бенефициара к плательщику оплатить стоимость поставленного по договору товара, провести платежи по другим операциям на основании направленных ему (минуя обслуживающий банк) расчетных, отгрузочных и иных документов, предусмотренных договором.

Платежное требование-поручение представляется бенефициаром непосредственно плательщику, минуя обслуживающие их банки.

Первый экземпляр платежного требования-поручения  заверяется оттиском печати и подписями бенефициара.

Об отказе полностью  или частично оплатить платежное  требование-поручение плательщик уведомляет непосредственно бенефициара в порядке и сроки, определяемые договором, заключенным между ними.

При согласии оплатить (полностью  или частично) платежное требование-поручение плательщик заполняет необходимые реквизиты данного расчетного документа  и представляет его в банк-отправитель в количестве не менее двух экземпляров. Первый экземпляр платежного требования-поручения заверяется оттиском печати и подписями должностных лиц плательщика согласно заявленным в банк образцам подписей и оттиска печати.

Акцептованные плательщиком платежные требования-поручения принимаются к исполнению и исполняются банком-отправителем в порядке, аналогичном порядку расчетов платежными поручениями.

Лекция 2 Организация  и учет безналичных расчетов, осуществляемых посредством дебетового перевода

 

    1. Сущность и виды дебетового перевода. Учет расчетов платежными требованиями.
    2. Учет расчетов чеками.
    3. Порядок проведения операций с расчетными документами, помещенными в картотеку к счету 99814.

 

 

1 Сущность  и виды дебетового перевода. Учет  расчетов платежными требованиями

 

Дебетовый перевод - банковский перевод, инициатором  которого является бенефициар (получатель платежа). При осуществлении дебетового перевода платежные инструкции оформляются платежным требованием, чеком или другими документами.

Платежное требование является платежной инструкцией, содержащей требование получателя денежных средств (бенефициара, взыскателя) к плательщику об уплате определенной суммы через банк.

При проведении дебетовых переводов посредством  платежных требований используется акцептная или безакцептная форма расчетов.

Акцептная форма используется при  расчетах за товары (работы, услуги) и  в других случаях, установленных  в договоре между бенефициаром и плательщиком. Под акцептом понимается предварительное согласие плательщика, выраженное в форме заявления на акцепт и содержащее инструкции банку-отправителю исполнить платежное требование в день его поступления в банк-отправитель.

Безакцептная форма расчетов используется при списании денежных средств со счета плательщика без его согласия в бесспорном порядке в случаях, установленных законодательством Республики Беларусь.

При расчетах платежное  требование оформляется, как правило, в  двух экземплярах, и представляется в обслуживающий банк (банк-получатель) для направления в банк, обслуживающий плательщика (банк-отправитель). Первый экземпляр платежного требования заверяется оттиском печати и подписями должностных лиц бенефициара согласно заявленным в банк образцам.

Платежное требование представляется в банк в течение  десяти календарных дней со дня его выписки (день выписки в расчет не принимается) с реестром, оформленным в двух экземплярах.

Первый экземпляр  реестра, заверенный подписью ответственного исполнителя, остается в банке-получателе, второй, заверенный подписью ответственного исполнителя и  штампом банка-получателя, возвращается бенефициару в подтверждение приема документов.

На всех экземплярах платежного требования и реестров проставляется фактическая дата представления платежного требования и штамп банка-получателя.

 Допускается передача бенефициаром платежных требований и реестров в банк-получатель в электронном виде при заключении между банком и клиентом соответствующего договора. Электронные документы должны содержать обязательные реквизиты платежного требования и подтверждаться электронной цифровой подписью или тестирующим ключом. При их получении банк-получатель направляет электронное подтверждение бенефициару о приеме их на инкассо (к исполнению).

Платежные требования, поступившие  в банк-получатель в электронном виде, могут быть переданы в банк-отправитель в электронном виде.

При отсутствии такой возможности в банке-отправителе  формируются копии электронных документов на бумажном носителе с указанием «Копия» в необходимом количестве экземпляров.

Платежные требования, принятые банком-получателем в течение банковского дня, направляются в банк-отправитель не позднее следующего банковского дня.

На всех экземплярах  платежного требования, принятого банком-отправителем, проставляется дата его поступления  в банк.

Платежное требование исполняется банком-отправителем на основании полученного от плательщика заявления на акцепт, представляемого в банк в двух экземплярах.

После проверки на предмет правильности составления и при наличии достаточной суммы денежных средств на счете плательщика платежные требования принимаются к исполнению и оплачиваются банком-отправителем в полной сумме. После исполнения на всех экземплярах платежного требования или его копий  проставляются дата исполнения, подпись ответственного исполнителя и штамп банка.

Принятые к исполнению платежные требования, для оплаты которых на счете плательщика денежных средств недостаточно, оплачиваются в пределах остатка средств на счете. На всех экземплярах платежного требования ответственным исполнителем банка-отправителя первоначальная сумма зачеркивается и рядом проставляется сумма, подлежащая оплате. Исправление заверяется подписью ответственного исполнителя. На оборотной стороне всех экземпляров документа делается запись о причине его неисполнения в полной сумме, все экземпляры платежного требования заверяются подписью ответственного исполнителя и штампом банка-отправителя.

Первый экземпляр  платежного требования помещается в  документы дня банка-отправителя, а второй экземпляр, как правило, направляется плательщику.

При исполнении платежных требований в бухгалтерском учете банка составляются следующие бухгалтерские проводки:

– в банке-отправителе:

Дебет счет плательщика (соответствующий счет класса 3 «Счета по операциям клиентов»);

Кредит корреспондентский (субкорреспондентский) счет банка.

– в банке-получателе:

Дебет корреспондентский (субкорреспондентский) счет банка;

Кредит счет бенефициара (соответствующий  счет класса 3 «Счета по операциям клиентов»).

Если плательщик и получатель средств  обслуживаются в одном банке, операция в учете отражается:

Дебет счет плательщика (соответствующий счет класса 3 «Счета по операциям клиентов»);

Кредит счет бенефициара (соответствующий счет класса 3 «Счета по операциям клиентов»).

Бесспорный  порядок списания денежных средств  означает списание денежных средств со счета плательщика без его согласия в соответствии с платежными инструкциями взыскателя на основании исполнительных документов в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Для взыскания средств  в бесспорном порядке взыскатель представляет в обслуживающий его банк платежное требование с указанием «Без акцепта» в трех экземплярах с приложением исполнительного документа, на основании которого осуществляется взыскание.

При приеме на инкассо платежные требования помимо проверки на предмет правильности их оформления дополнительно проверяются на предмет правомерности их выставления. При этом банк взыскателя проверяет наличие исполнительного документа, возможность его приема по сроку давности, соответствие суммы платежного требования сумме, подлежащей взысканию по исполнительному документу.

При соблюдении указанных  условий на всех экземплярах принятых платежных требований банком взыскателя проставляются фактическая дата представления и штамп банка, после чего платежные требования вместе с исполнительными документами направляются в банк-отправитель не позднее следующего банковского дня.

При поступлении в банк-отправитель  платежные требования также проверяются на предмет правильности оформления и правомерности предъявления. При соблюдении всех требований платежные инструкции исполняются банком-отправителем.

На всех экземплярах исполненных  платежных требований проставляются дата исполнения, подпись ответственного исполнителя, штамп банка. Первый экземпляр платежного требования помещается в документы дня банка-отправителя; второй и третий экземпляры вместе с исполнительным документом направляются плательщику. Если сумма исполненного платежного требования меньше суммы исполнительного документа (в том числе с учетом отметок о частичной оплате), третий экземпляр вместе с исполнительным документом возвращается в банк взыскателя для выдачи взыскателю.

Схема расчетов платежными требованиями приведена  на рисунке 2.

 

                                                 1



                        5                       4        2               8

          


                                                 7               

 

Рисунок 2 – Примерная  сема документооборота при осуществлении дебетовых переводов в форме платежных требований

 

Бенефициар осуществляет  отгрузку товара (выполнение работ, оказание услуг) плательщику согласно условиям договора (1). Затем он оформляет платежное требование и представляет его в обслуживающий банк (2). Платежное требование проверяется (3) и не позднее следующего банковского дня направляется в банк-отправитель (4). В банке-отправителе на основании полученного от плательщика заявления на акцепт (5) платежное требование исполняется (6). После исполнения экземпляр платежного требования направляется в банк-получатель (7) для выдачи бенефициару (8). 

 

2 Учет расчетов  чеками

 

Участниками расчетов посредством  дебетового перевода с использованием чеков являются:

– чекодатель (плательщик) - юридическое или физическое лицо, осуществляющее расчеты за товары (работы, услуги) посредством чека из чековой книжки, либо физическое лицо, осуществляющее расчеты за товары (работы, услуги) посредством расчетного чека;

– банк чекодателя - банк, в котором чекодателю открыт счет специального режима;

– чекодержатель (поставщик) - юридическое лицо, являющееся получателем платежа по чеку из чековой книжки или расчетному чеку. Чекодержатель может являться чекодателем – физическим лицом в случае получения наличных денежных средств по расчетному чеку.

– банк чекодержателя – банк, в котором чекодержателю открыт счет, денежными средствами на котором он вправе распоряжаться или счет по учету кредитов чекодержателя.

 При данной форме расчетов используются:

– чек - ценная бумага, содержащая ничем не обусловленное распоряжение чекодателя произвести платеж указанной в нем суммы чекодержателю. Чеки бывают двух видов:

а) чеки из чековой книжки, используемые при расчетах в белорусских рублях за товары (работы, услуги) юридическими и физическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями. Эти ценные бумаги сгруппированы в книжку, состоящую  из обложки, контрольного талона и 10, 20, 25 или 50 чеков. Чеки из чековой книжки выписываются на сумму, не превышающую стоимость товаров, работ, услуг, и при расчетах вырываются чекодателем из книжки и представляются чекодержателю в оплату товаров (работ, услуг) и прочих расчетах;

Информация о работе Организация и учет расчетов, осуществляемых в безналичной форме