Организация материалной ответственности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 20:35, контрольная работа

Краткое описание

Определите степень влияния отдельных факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов, на прирост выручки от реализации продукции по сравнению с прошлым годом.

Содержание

1. Анализ ресурсного потенциала организации 3 - 20
2. Анализ производства и объема продаж 21 - 28
3. Анализ затрат и себестоимости продукции 28 - 39
4. Анализ финансовых результатов деятельности организации 39 - 51
5. Анализ финансового положения организации 52 - 73
6. Комплексная оценка деятельности организации. 73 - 78
Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 481.50 Кб (Скачать файл)

Использование основных средств на предприятии тесно связано с показателем фондоотдачи, который в классическом виде есть отношение выручки к стоимости основных средств:

             

т.е. фондоотдача показывает количество рублей выручки, приходящееся на один рубль основных средств.               Фонды предприятия делятся на промышленно-производственные и непроизводственные. Кроме того, выделяют активную часть ОС (рабочие машины и оборудование) и пассивную часть фондов (здания, сооружения и проч.). Такая детализация необходима для выявления резервов повышения эффективности их использования. Для нашего предприятия коэффициент фондоотдачи активной части ОС за прошедший год составлял 5 200 / 1 062,4 = 4,9, а за отчётный год он вырос на 0,7 и составил уже 6 240 / 1 108,6 = 5,6, т.е. выручка организации растёт более высокими темпами, нежели вложения в основные средства (в активную их часть).

Среди прочих присутствует фактор, характеризующий среднечасовую выработку оборудования, который в таблице называется как объём продаж, приходящийся на 1 тыс. руб. стоимости ОСА за один машино-час работы оборудования. Среднечасовая выработка имеет размерность «руб./час», следовательно рассчитывается она как отношение выручки к общему времени работы оборудования:

             

С другой стороны, общее время работы Тобщ можно разложить как произведение количества оборудования К и времени работы единицы оборудования Тед за период времени. Следовательно:

Время работы единицы оборудования за период времени (например, календарный год), в свою очередь, зависит от продолжительности смены, количества смен и количества рабочих дней в году, т.е.

,

а количество оборудования (читай: активной части ОС) есть не что иное как частное от деления стоимости ОСА на среднюю цену единицы оборудования Цед. Отсюда формула для расчёта среднечасовой выработки ВЧ принимает вид:

; размерность:              

т.е. «размерность» формулы удовлетворяет «размерности» показателя (коэффициент сменности и количество дней в году – величины безразмерные, т.к. в данном случае являются лишь множителями). Отсюда:

             

Как видно из формулы, практически все факторы, участвующие в выражении, присутствуют в исходных данных. Исключение составляет лишь отсутствие средней цены оборудования. Но в силу академичности примера её можно положить равной единице и пренебречь. Объём продаж за прошедший и отчётный периоды берём из формы №2, количество рабочих дней в году, продолжительность смены и коэффициент сменности даны в справке №1 Прил. 5, среднечасовую выработку рассчитаем по формуле, указанной выше. Среднегодовая стоимость ОСА за отчётный год вычисляется как среднее арифметическое между стоимостью ОСА на начало и конец периода, данные по которым нашли отражение в форме №5 бухгалтерской отчётности (в состав активной части ОС, включены машины, оборудование и транспортные средства). Среднегодовая стоимость ОСА за прошлый год равна 1 062 400 тыс. руб..

Итак, в нашем распоряжении пятифакторная мультипликативная модель анализируемого параметра, где необходимо оценить влияние каждого фактора на изменение выручки. Как уже доказывалось выше, при использовании традиционных методов факторного анализа (например, абсолютных разниц) крайне важно проранжировать оцениваемые факторы в порядке возрастания их значимости, т.е. провести работу по выявлению количественных и качественных факторов. На настоящий момент данный этап анализа считается самым сложным, ведь при большом количестве факторов данная процедура превращается в весьма трудоёмкое занятие и для верного расположения факторов требуются не только знания экономических дисциплин (анализа, управленческого учёта), но так же большого опыта работы в соответствующей области. Благо, существуют методы факторного анализа, для которых расположение факторов в модели не играет ни какой роли. Среди прочих таким достоинством обладает логарифмический метод, благодаря которому достигается логарифмически пропорциональное распределение остатка между факторами. Вследствие этого логарифмический метод, наряду с интегральным, обладает большей точностью, т.к. позволяет достигнуть полного разложения результативного показателя по факторам. Выражение для вычисления факторного влияния на приращение результирующего показателя в случае мультипликативной модели вычисляется по формуле:

,             

где Kxi – влияние фактора xi (в %), xi – i-й фактор, ∆xi – приращение (изменение) i-го фактора, при этом не имеет значения, какой логарифм использовать, натуральный или десятичный.

Для первого фактора (среднегодовая стоимость ОСА) вычисления по  дадут результат:

Расчёты для остальных факторов произведены совершенно аналогично:

∆N(РД) = 2,3%; ∆N(Ксм) = 26,8%; ∆N(Псм) = -37,8%; ∆N(ВЧ) = 85,5%

Баланс отклонений:

Общее изменение объема продаж = общее влияние факторов

6 240 000 – 5 200 000 = 157078 + 22321 + 268970 – 376558 + 968189

1 040 000 = 1 040 000

Как видим, наибольшее влияние на рост выручки оказал пятидесятикопеечный прирост среднечасовой выработки оборудования. Очевидно, что это самый «качественный» фактор. Увеличение вложений в активную часть ОС на 46,2 млн. руб. так же не оказалось пустой тратой средств – благодаря им прирост выручки составил 23,3% или 242,8 млн. руб. в абсолютном выражении. Рост коэффициента сменности на незначительную величину отозвался почти 27%-ым (на 278,3 млн. руб.) приростом выручки, чего не скажешь про количество рабочих дней в году: дополнительный рабочий день «подарил» организации только 23,7 млн. руб. и он дает положительный эффект. Негативное воздействие оказал лишь один фактор – продолжительность рабочей смены. Сокращение смены на полчаса вызвало потерю 393,6 млн. руб. Такая существенная потеря выручки должна стать предметом пристального анализа руководством для выявления причин, повлекших получасовое сокращение смены.

 

Задача№4

На основании данных, полученных в результате экономического анализа предыдущих пунктов курсовой работы, дайте комплексную оценку экстенсивности и интенсивности деятельности организации. Результаты расчетов обобщите в табл.4 «Характеристика соотношения экстенсивности и интенсивности использования ресурсов в процессе производства». Сделайте выводы по полученным результатам.

Решение.

Как известно, экономический рост организации базируется на сочетании экстенсивных  и интенсивных  факторов.

К экстенсивным относятся такие факторы экономического развития, как увеличение числа работников, основных средств, потребляемых материальных ресурсов.

К интенсивным относятся факторы, обеспечивающие повышение эффективности использования ресурсов.

На объем продаж всегда влияют два фактора:

 по факторам труда – численность рабочих и выработка;

 по материалам – материальные затраты и материалоотдача;

 по фондам – стоимость активной части основных средств и фондоотдача.

На основании данных, полученных в результате экономического анализа, дадим оценку экстенсивности и интенсивности деятельности организации.

Методика определения соотношения экстенсивного и интенсивного использования ресурсов:

1.      отберем  экстенсивные факторы: численность рабочих, среднегодовую стоимость активной части производственных фондов и стоимость материалов, использованных при производстве готовой продукции;

2.      заполним таблицу 4, используя данные таблиц 1, 2, 3;

3.      по каждому экстенсивному фактору определим темп прироста и прирост экстенсивного показателя по каждому виду ресурсов на 1% прироста объема выпуска или продаж продукции (коэффициента экстенсивности использования ресурса, в процентах)

              определим коэффициенты влияния на прирост выручки от продаж:

      экстенсивность использования ресурса по формуле Кэкст.i * 100

      интенсивность использования ресурса по формуле 100 – (Кэкст.i  * 100)

Рассчитанный коэффициент экстенсивности по каждому виду ресурса служит базой для определения коэффициента его интенсивности, т.к. сумма коэффициентов, характеризующих деятельность в целом, всегда принимается за 100%, а зная значение одного фактора, можно всегда определить значение другого.

4.       комплексный показатель экстенсивности использования ресурсов рассчитывается как средняя величина значений соответствующих коэффициентов по каждому виду ресурса, т.е. по формуле  , а комплексный показатель интенсивности использования всех ресурсов – как 100% минус средняя величина коэффициента экстенсивности использования всех видов ресурсов, в процентах, т.е. по формуле

5.       результаты сведены в аналитическую таблицу 4.

 

 

Таблица 4.

Характеристика соотношения экстенсивности и интенсивности использования ресурсов в процессе производства

№ п/п

Показатель

Прошлый год

Отчетный  год

Темп  прироста,%

Прирост ресурса на 1% прироста выручки от продаж

Коэфф. влияния на прирост выручки от продаж

Кэкст.i

Экстенсивность использования ресурса

Интенсивность использования ресурса

 

Кэкст.i * 100

100 - Кэкст.i  * 100

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Численность рабочих, чел

8 100

8 181

1,0%

0,050

5,00%

95,00%

2

Среднегодовая стоимость активной части производственных фондов, тыс. руб.

1 076 098

1 108 604

3,0%

0,151

15,10%

84,90%

3

Стоимость материалов в себестоимости продаж, тыс. руб.

2 878 150

3 566 212

23,9%

1,195

119,53%

(19,53%)

4

Выручка от продаж, тыс. руб.

5 200 000

6 240 000

20,0%

X

X

X

5

Алгоритм расчета комплексного показателя использования ресурсов

Х

Х

Х

 

 

 

6

Комплексные показатели использования ресурсов

Х

Х

Х

0,465

46,55%

53,45%

 

Результаты вычислений наглядно проиллюстрированы в табл. 4. Опираясь на вышеприведённые рассуждения, можно сделать нехитрый вывод о том, что необходимым и достаточным условием интенсификации финансово-хозяйственной деятельности организации будет следующее неравенство:

0,5 ≤ И ≤ 1,             

т.е. коэффициент интенсивности должен преобладать над коэффициентом экстенсивности. Что и демонстрирует исследуемое предприятие (см. табл. 4), хотя эти коэффициенты у него практически равны. Подробный анализ показателей каждого ресурса позволяет оценить, на сколько интенсивно или экстенсивно организация использует тот или иной ресурс. Например, трудовые ресурсы и основные средства предприятие использует весьма эффективно за счёт высокой производительности труда и хорошей фондоотдачи основных средств. Это не трудно определить по коэффициентам интенсивности использования данных ресурсов. Высокий коэффициент экстенсивности МЗ позволяет судить о высокой материалоёмкости производимой продукции, что уже отмечалось выше (см. задание 2). Именно неэффективное использование данного ресурса внесло существенный негативный вклад в копилку комплексного показателя интенсивности производства.

Обращаясь к сравнению темпов прироста результирующего и влияющих показателей,  в который раз уже возвращаемся к их ключевой роли. И без мудрёных вычислений понятно, какой ресурс используется интенсивно, а какой нет: преобладание темпа прироста влияющего показателя (ресурса) над темпом прироста результирующего показателя (выручки) говорит об экстенсивном его использовании, а меньший прирост ресурса, соответственно, наоборот.

Задача№5

Определите комплексный резерв увеличения объема продаж за счет лучшего (экстенсивного и интенсивного) использования ресурсного потенциала предприятия. Результаты  расчетов обобщите в табл.5 «Комплексный резерв увеличения объема продаж продукции за счет внутренних резервов использования ресурсов». В доказательство правильности выбранной методики  определения комплексного резерва увеличения объема продаж, приведите логику своих рассуждений.

 

Решение.

Таблица 5

Комплектный резерв увеличения объема продаж продукции за счет внутренних резервов использования ресурсов

№ п/п

Показатель

Резерв увеличения объема продаж, выявленный в процессе анализа, тыс. руб.

Резервы увеличения объема продаж при комплектном использовании имеющихся резервов улучшения использования ресурсов

экстенсивные

интенсивные

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

1

Увеличение стоимости продаж за счет лучшего использования трудовых ресурсов

(351 592)

1,0100

1,2677

2

Увеличение стоимости продаж за счет лучшего использования материальных ресурсов

(203 133)

1,2391

0,9685

3

Увеличение стоимости продаж за счет лучшего использования основных производственных средств

(381 413)

1,0435

1,1500

4

Итого комплектный ресурс

1,2262

1,0930

1,1218

Информация о работе Организация материалной ответственности