Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 11:46, дипломная работа
Актуальность темы дипломной работы состоит в том, что любое управленческое решение, чтобы быть рациональным и эффективным, в своей основе должно иметь достоверную и по возможности, как можно более полную и детальную информацию. Важнейшей составляющей информационной базы при принятии управленческих решений является финансовая отчетность предприятия.
Финансовая отчетность представляет собой совокупность показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Финансовая отчетность включает таблицы, которые составляют по данным бухгалтерского и оперативного учета. Она является завершающим этапом учетной работы.
Введение………………………………………………………………………….………..6
1 Теоретические основы прогнозирования финансовой отчетности…………….……8
1.1 Сущность и значение финансовой отчетности, общие требования к её составлению и предоставлению…………………………………………………….……8
1.2 Понятие прогнозирования финансовой отчетности, цели и задачи бюджетирования………………………………………………………………………....14
1.3 Методы и принципы формирования бюджетов и технология их составления……………………………………………………………………………....17
1.4 Виды бюджетов на предприятии розничной торговли………………….….22
2 Анализ финансовой отчетности на предприятии розничной торговли (на примере ПО «Топчихинский Промзаготторг»)……………………………………………….….30
2.1 Краткая характеристика предприятия…………………………………….…30
2.2 Анализ бухгалтерского баланса ПО «Топчихинский Промзаготторг»…....33
2.3 Анализ отчета о прибылях и убытках ПО «Топчихинский Промзаготторг»…………………………………………………………………………..47
2.4 Анализ отчета об изменениях капитала, движения денежных средств и приложения к бухгалтерскому балансу ПО «Топчихинский Промзаготторг»….…53
3 Прогнозирование результатов финансовой деятельности ПО «Топчихинский Промзаготторг» на 2007г…………………………………………….…………….……61
Заключение………………………………………………………….…………………....71
Список использованных источников…………………………………………….……..75
- законодательные органы;
- юристы, нуждающиеся в отчетной информации для оценки выполнения условий контрактов, соблюдения законодательных норм при распределении прибыли и выплате дивидендов, а также для определения условий пенсионного обеспечения;
- пресса и информационные агентства, использующие отчетность для подготовки обзоров, оценки тенденций развития и анализа деятельности отдельных компаний и отраслей, расчета обобщающих показателей финансовой деятельности;
- государственные организации по статистике, использующие отчетности для статистических обобщений по отраслям и сравнительного анализа и оценки результатов деятельности на отраслевом уровне;
- профсоюзы, заинтересованные в отчетной информации для определения своих требований в отношении заработной платы и условий трудовых соглашений, а также для оценки тенденций развития отрасли, к которой относится данное предприятие.
К внутренним пользователям финансовой отчетности относятся:
- высшее руководство организации;
- общее собрание участников;
- работники, с точки зрения перспектив работы в данной организации;
- управляющие соответствующих уровней, которые по данным отчетностям определяют правильность структуры капитала, определяют основные направления дивидендной политики, составляют прогнозные формы отчетности и осуществляют предварительные расчеты финансовых показателей предстоящих отчетных периодов, оценивают возможности слияния с другой организацией или ее приобретения, структурной реорганизации.
В положении по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) приводятся общие требования к финансовой отчетности; она должна, быть составлена на русском языке, в валюте РФ, подписана руководителем и главным бухгалтером организации [6].
Также предусматривается отсутствие в формах финансовой отчетности различных подчисток и помарок. Если в них выявлены ошибки, то они исправляются путем соответствующих оговорок за подписью руководителя и главного бухгалтера, с указанием даты исправления.
Рассмотрим порядок представления финансовой отчетности. Адреса и сроки представления финансовой отчетности установлены ст. 15 Закона о бухгалтерском учете [4].
Финансовая отчетность может быть представлена пользователю организацией непосредственно или передана через ее представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи [13, c.17-18].
Пользователь финансовой отчетности не вправе отказать в принятии финансовой отчетности и обязан по просьбе организации проставить отметку на копии финансовой отчетности о принятии и дату ее представления. При получении финансовой отчетности по телекоммуникационным каналам связи пользователь финансовой отчетности обязан передать организации квитанцию о приемке в электронном виде.
Днем представления организацией финансовой отчетности считается дата отправки почтового отправления с описью вложения или дата ее отправки по телекоммуникационным каналам связи либо дата фактической передачи по принадлежности.
Согласно п.2 ст. 15 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 №129-ФЗ (в ред. От 30.06.2003 № 86-ФЗ) организации обязаны представлять квартальную финансовая отчетность в течение 30 дней по окончании квартала, а годовую – в течение 90 дней по окончании года, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации [4].
Представляемая годовая финансо
Таким образом, финансовая отчетность – это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации на отчетную дату и о результатах ее хозяйственной деятельности, составленная на основе данных бухгалтерского учета по установленным нормам. Она базируется на обобщении данных бухгалтерского учета и является информационным звеном, связующим предприятия с их партнерами – пользователями информации о деятельности организации.
1.2 Понятие прогнозирования финансовой отчетности, цели и задачи бюджетирования
Внутрифирменное прогнозирование предполагает использование различных бюджетов. Разработка бюджетов является составной частью финансового менеджмента.
А.П. Дугельный пишет: «…бюджетирование – это процесс разработки и формирования плановых бюджетов, объединяющих планы руководства предприятий и в первую очередь производственные, маркетинговые и финансовые планы…» [10, c.91].
Бюджеты являются инструментом прогнозирования, и контроля за деятельностью предприятия и ее структурных подразделений.
По определению В.В.Бочарова, «бюджет — это план, подробно раскрывающий приток и отток средств в течение определенного планируемого периода времени» [8, c.53]. О.Д.Каверина полагает, что «бюджет — это годовой план компании. Общий (главный) бюджет является формальным изложением планов руководства в отношении продаж, расходов, объемов и других финансовых действий на предстоящий период» [31, c.57-58]. В.В.Бурцев считает, что процесс бюджетирования — это «составная часть финансового планирования, т.е. процесса определения будущих действий по формированию и использованию финансовых ресурсов» [27, с.96].
По мнению А.Г.Хайруллина, процесс бюджетирования носит непрерывный, или скользящий характер. Исходя из плановых финансовых показателей, установленных на год, в течение текущего финансового планирования до наступления планового периода разрабатывают систему квартальных бюджетов. В рамках квартальных бюджетов составляют месячные бюджеты. Такое скользящее бюджетирование гарантирует непрерывность оперативного финансового планирования на предприятии [33, c.43-44].
Основная цель бюджетирования состоит в том, что ключевые параметры экономической деятельности предприятия уточняют на уровне его отдельных структурных подразделений (филиалов) по информации о видах доходов и расходов. Для этого создают соответствующие центры ответственности: доходов, расходов, прибыли и инвестиций. Центр ответственности — это набор статей бюджета предприятия (объединенных по общему признаку), за планирование и выполнение которых несет ответственность один из ведущих менеджеров предприятия или руководитель структурного подразделения.
В рамках процесса бюджетирования руководитель центра ответственности отвечает за:
- организацию планирования и нормирования вверенного ему набора статей;
- правильность планирования соответствующих статей бюджета;
- контроль за выполнением плановых параметров статей бюджета;
- принятие решений по устранению отклонений
плановых статей
бюджета от фактических параметров (если
такие отклонения
превышают 5%) [35, c.23-24].
По сравнению с другими инструментами прогнозирования и управления предприятием бюджетирование выполняет следующие задачи:
- планирует деятельность предприятия в целом путем координации работы ведущих специалистов отделов и служб;
- оказывает положительное воздействие
на мотивацию и настрой
коллектива;
- позволяет усовершенствовать процесс распределения ресурсов;
- помогает менеджерам низового звена понять свою роль на предприятии;
- помесячное планирование бюджетов структурных подразделений предоставляет пользователям более реальную информацию;
- минимизация
числа показателей бюджетов
- позволяет более эффективно расходовать денежные ресурсы предприятия, что особенно важно в условиях дефицита денежной наличности;
- служит инструментом сравнения достигнутых и желаемых результатов [36, c.70-71].
Следует иметь в виду, что при внедрении системы бюджетирования у предприятия могут возникнуть определенные трудности:
- высокие затраты на разработку и реализацию данной системы;
- конфликты между менеджерами
структурных подразделений и
специалистами финансово-экономических
служб;
- стремление получить больше
ресурсов для успешной реализации
бюджета;
- распространение недостоверной
информации о бюджетах по не
формальным каналам и др.
Однако эти трудности не носят объективного характера и вполне преодолимы в процессе внедрения новой системы финансового управления и контроля. Следовательно, система бюджетирования помогает руководителям и ведущим специалистам предприятий более эффективно управлять производственно-коммерческим процессом, особенно в условиях дефицита денежных средств.
Как считает Р.С.Иванов, роль бюджетов в финансовом управлении и принятии решений определяется следующими аспектами:
- помощь в планировании хозяйственных операций;
- координация в деятельности различных подразделений предприятия и обеспечение гармоничности их развития;
- необходимость в доведении планов
до руководителей различных
центров ответственности;
- стимулирование (мотивация)
труда руководителей (ведущих
менеджеров) по достижению целей предприятия;
- оценка эффективности работы руководителей и специалистов [30, c.75].
Процесс бюджетирования на многих предприятиях протекает в условиях экономической нестабильности и отсутствия четких перспектив развития. Прежде всего, данный процесс должен иметь организационное, информационное и кадровое обеспечение, а также возможность оперативного проведения аналитических процедур (быстрый сбор и анализ собираемых данных), на что специалисты предприятия затрачивают много времени. Наиболее характерный недостаток составляемых бюджетов — слабая вовлеченность конкретных исполнителей в процесс бюджетирования и управления (принятия решений), сложность формирования гибкой системы оценки результатов деятельности структурных подразделений (цехов, отделов, служб и др.).
Исходя из вышеизложенного, основные проблемы бюджетирования:
- четко не обозначена концепция управления;
- отсутствует управленческий (производственный) учет;
- основой бюджетирования служат фактические данные бухгалтерского учета;
- процедуры учета, анализа, планирования и контроля не формализованы, не разграничена ответственность должностных лиц;
- не определены принципы централизации и децентрализации.
Как указывает Г.И.Маклева, в настоящее время перед руководством предприятия стоит сложная задача: квалифицированно внедрить системы бюджетного управления, одновременно решив две проблемы — организационную и техническую [32, c.11].
Обязательным условием формирования системы бюджетирования является разработка регламента, определяющего последовательность построения бюджетов, поскольку каждый из них требует не только согласования со смежными бюджетами, но и с другими функциями управления предприятием.
1.3 Методы и принципы формирования бюджетов и технология их составления
В практике формирования бюджетов применяются следующие методы:
- экономического анализа;
- нормативный;
- балансовых расчетов;
- денежных потоков;
- многовариантности;
- экономико-математического моделирования [28, c.41-42].
Метод экономического анализа позволяет определить основные закономерности, тенденции в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия.
Сущность нормативного метода заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и их источниках. Такими нормативами являются ставки налогов и сборов, нормы амортизационных отчислений и др. Существуют и нормативы хозяйствующего субъекта, разрабатываемые непосредственно на предприятии и используемые им для регулирования производственно-хозяйственной деятельности, контроля за использованием финансовых ресурсов, других целей по эффективному вложению капитала.
Использование метода балансовых расчетов для определения будущей потребности в финансовых средствах основывается на прогнозе поступления средств и затрат по основным статьям баланса на определенную дату в перспективе. Причем большое влияние должно быть уделено выбору даты: она должна соответствовать периоду нормальной эксплуатации предприятия.
Метод денежных потоков носит универсальный характер при составлении финансовых планов и служит инструментом для прогнозирования размеров и сроков поступления необходимых финансовых ресурсов. Теория прогноза денежных потоков основывается на ожидаемых поступлениях средств на определенную дату и бюджетировании всех издержек и расходов. Этот метод даст более объемную информацию, чем метод балансовой сметы.
Метод многовариантности расчетов состоит в разработке альтернативных вариантов плановых расчетов, с тем, чтобы выбрать из них оптимальный, при этом критерии выбора могут задаваться различные.