Особенности учета поступления материалов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 21:09, реферат

Краткое описание

1. Документальное оформление и особенности учета недостачи порчи при поступлении материалов на склад.
2. Учет поступления материалов.
Основные источники поступления материалов на предприятие. Документальное оформление операций по приобретению материалов: договор поставки, товарно-транспортная накладная, товарная накладная, счет-фактура, доверенность на получение. Понятие неотфактурованных поставок и товаров в пути. Порядок получения материальных ценностей экспедитором. Роль организации складского хозяйства для правильной постановки учета материалов.

Вложенные файлы: 1 файл

14. Учет поступления материалов и расчетов с поставщиками (1).doc

— 210.00 Кб (Скачать файл)

14. Особенности  учета поступления материалов.

1. Документальное  оформление и особенности учета  недостачи порчи при поступлении  материалов на склад.

2. Учет  поступления материалов.

Основные источники  поступления материалов на предприятие. Документальное оформление операций по приобретению материалов: договор поставки, товарно-транспортная накладная, товарная накладная, счет-фактура, доверенность на получение. Понятие неотфактурованных поставок и товаров в пути. Порядок получения материальных ценностей экспедитором. Роль организации складского хозяйства для правильной постановки учета материалов. Система материальной ответственности. Порядок количественной и качественной приемки материалов на складе. Случаи и порядок составления приходного ордера и акта о приемке материалов. Характеристика счетов 10 «Материалы», 16 «Отклонения в стоимости материалов», 18 «НДС по приобретенным ценностям». Синтетический учет поступления материалов, расчетов с поставщиками, материалов в пути и неотфактурованных поставок. Учетные регистры для отражения расчетов с поставщиками, порядок их заполнения. Аналитический учет расчетов с поставщиками.

Объем лекционных занятий - 4 час.

  1. Документальное оформление и особенности учета недостачи порчи при поступлении материалов на склад.

В большинстве случаев поступление на склад материалов несобственного производства происходит на основании договоров купли-продажи, поставки, иных аналогичных договоров. При этом организация получает от поставщика (грузоотправителя) расчетные и товаросопроводительные документы (товарно-транспортные и товарные накладные, спецификации, счета-фактуры и др.), на основании которых осуществляется приемка и оприходование поступивших материалов. С лицом, осуществляющим приемку материалов, должен быть составлен договор о материальной ответственности и выписана доверенность (разовые доверенности выдаются на 10 дней, постоянные – на год).

При приемке  материалы подлежат проверке на соответствие ассортименту, ценам, количеству и качеству, указанным в сопроводительных документах и в договорах поставки (других аналогичных договорах). Помимо условий договоров правила приемки также регламентируются Положением о приемке товаров по количеству и качеству, утвержденным постановлением Совета Министров РБ от 03.09.2008 № 1290.

При отсутствии расхождений между данными сопроводительных документов и фактическими данными (по количеству и качеству) приемка и оприходование поступающих материалов и тары под материалы оформляются приходными ордерами. На однородные грузы, прибывающие от одного и того же поставщика несколько раз в течение дня, допускается составление одного приходного ордера в целом за день.

Приемка поступающих  материалов может осуществляться непосредственно на основании сопроводительных документов (при отсутствии расхождений между данными сопроводительных документов и фактическими данными).

При установлении несоответствия поступивших материалов   ассортименту, количеству и качеству, указанным в сопроводительных документах, а также в случаях, когда качество материалов не соответствует предъявляемым требованиям, приемку осуществляет комиссия, которая оформляет ее актом о приемке материалов. Акт служит основанием для предъявления претензии и исков к поставщику и (или) транспортной организации. Названный акт составляется также при приемке материалов, поступивших без документов.

Приходные ордера и акты о приемке материалов составляются в день поступления соответствующих  материалов на склад или в другие установленные в организации  сроки в пределах сроков, установленных  для приемки поступающих грузов.

Оприходование материалов, закупленных за наличный расчет производится на основании документов, подтверждающих покупку (товарных и кассовых чеков, квитанций к приходному кассовому ордеру, актов о закупке товаров у физических лиц и др.), которые прилагаются к авансовому отчету.

Недостачи и порча, выявленные при приемке поступивших в организацию материалов, учитываются в следующем порядке:

  • сумма недостач и порчи в пределах норм естественной убыли определяется путем умножения количества недостающих и (или) испорченных материалов на отпускную цену поставщика (без налога на добавленную стоимость). Сумма недостач и порчи списывается с кредита счетов учета расчетов в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» (Дт94 Кт60). Если испорченные материалы могут быть использованы в организации или реализованы, они приходуются по ценам возможного использования* с отражением по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» (Дт10 Кт94);
  • недостачи и порча материалов сверх норм естественной убыли учитываются по фактической себестоимости, в которую включаются:
      • стоимость недостающих и испорченных материалов, определяемая путем умножения их количества на отпускную цену поставщика (без налога на добавленную стоимость). По подакцизным товарам в отпускную цену включаются акцизы. Если испорченные материалы могут быть использованы в организации или реализованы, они приходуются по ценам возможного использования* с уменьшением на эту сумму потерь от порчи материалов;
      • сумма транспортно-заготовительных затрат, подлежащая оплате покупателем, в доле, относящейся к недостающим и испорченным материалам. Эта доля определяется путем умножения стоимости недостающих и испорченных материалов на процентное отношение транспортных расходов, сложившееся на момент списания, к стоимости материалов по отпускным ценам поставщика по данной поставке (без налога на добавленную стоимость);
      • сумма налога на добавленную стоимость, относяхщяся к стоимости недостающих и испорченных материалов и к транспортным затратам, связанным с их приобретением.

*Цена возможного использования материалов может быть определена исходя из стоимости аналогичных материалов, числящихся в бухгалтерском учете организации, с учетом степени пригодности к эксплуатации.

Фактическая себестоимость недостач и порчи сверх норм естественной убыли учитывается по дебету

счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 3 «Расчеты по претензиям» и  кредиту счетов учета расчетов (Дт76/3 Кт60). При оприходовании поступивших от поставщика недостающих материалов, подлежащих оплате покупателем, соответственно уменьшаются стоимость материалов, суммы транспортно-заготовительных затрат и налога на добавленную стоимость, включенные в фактическую себестоимость недостачи и порчи (Дт10(15) Кт76/3).

Аналогично  учитываются суммы требований к  поставщикам при излишней оплате, произведенной в связи с несоответствием  цен, указанных в сопроводительных документах, ценам, предусмотренным в договоре (завышение цен), арифметических ошибках, допущенных в сопроводительных документах, и по другим аналогичным причинам (Дт76/3 Кт60).

Если к моменту  обнаружения недостачи, порчи, завышения  цен, других ошибок в сопроводительных документах расчеты не были произведены, то оплата производится за вычетом  стоимости недостающих и испорченных  по   вине   поставщика  материалов,  других завышений   сумм,  указанных  в   сопроводительных документах. В этом случае неоплаченные суммы на субсчете 76/3 «Расчеты по претензиям» не отражаются.

При отсутствии оснований для предъявления претензии и (или) иска (в случаях стихийных бедствий и др.), а также в  случаях, когда иск покупателя к поставщику и (или) транспортной организации судом не удовлетворен (полностью или частично), такие суммы недостач и потерь от порчи списываются покупателем на финансовые результаты (Дт90 Кт94(76/3)).

 

 

В зависимости  от принятой в организации учетной  политики поступление материалов может быть отражено:

  • с использованием счетов  15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» и (или) 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей»
  • без использования данных счетов.

Если организацией не используются счета 15 и (или) 16, принятие к бухгалтерскому учету материалов отражается записью по дебету счета 10  «Материалы» и кредиту счетов  20  «Основное производство»,  23 «Вспомогательные производства», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и других счетов.

Пример 1

Организация приобрела  материал А количеством 10 ед. стоимостью 1 200 000 руб. (в т.ч. НДС - 200 000 руб.). Расходы по его доставке, выполненные сторонней организацией, составили 360 000 руб. (в т.ч. НДС - 60 000 руб.). На момент отражения в учете материала А как стоимость самого материала, так и стоимость его доставки известны (документы поставщика и транспортного предприятия переданы организации).

В бухгалтерском  учете будут сделаны следующие  записи:

Д-т 10 - К-т 60 - 1 000 000 руб.

Д-т 18 - К-т 60 - 200 000 руб.

Д-т 10 - К-т 60 - 300 000 руб.

Д-т 18 - К-т 60 - 60 000 руб.

 

В случае использования  счетов 15 и 16 на основании поступивших в организацию сопроводительных документов делается запись по дебету счета 15 и кредиту счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и других счетов по фактической себестоимости материалов.

Если материалы  находятся в пути, в процессе таможенного  оформления или в процессе приемки  по количеству и качеству, то их фактическая  себестоимость в бухгалтерском  учете отражается по дебету счета 15 и кредиту счета 60.

Оприходование фактически поступивших в организацию материалов, в том числе после завершения таможенного оформления, приемки по количеству и качеству, отражается записью по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счета 15 по учетным ценам. Сумма разницы между фактической себестоимостью материалов и их стоимостью по учетным ценам списывается с кредита (дебета) счета 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей» в дебет (кредит) счета 16«Отклонение в стоимости материальных ценностей».

Пример 2

Содержание  операции

Сумма, тыс.руб.

Дебет

Кредит

1 . Получен материал  А от поставщика:

1 200 000

   

- материалы  без НДС; 

1 000 000

15

60,76

- на сумму  НДС 

200 000

18

60,76

2. Получены расчетные  документы транспортной организации  за доставку материала А:

360 000

   

- без НДС; 

300 000

15

60,76

- на сумму  НДС 

60000

18

60,76

3. Оприходован  материал А по учетным ценам 

1 000 000

10

15

4. Разница между  фактической стоимостью заготовления  и стоимостью по учетным ценам  материала А

300 000

16

15


Стоимость материалов, полученных от собственника имущества (учредителей, участников) в счет вклада в уставный фонд организации в бухгалтерском учете отражается по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счета 75 «Расчеты с учредителями».

Стоимость материалов, полученных организацией безвозмездно, в бухгалтерском учете отражается по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов». Суммы, учтенные на счете 98 «Доходы будущих периодов», списываются с этого счета в кредит счетов учета финансовых результатов по мере списания стоимости материалов на счета учета затрат на производство (98 90).

Материалы, полученные в процессе модернизации, реконструкции, дооборудования, достройки, иных работ по капитальным вложениям, в бухгалтерском учете отражаются по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» по ценам возможного их использования.

Фактическая себестоимость  материалов, поступивших на склад  от бракованных изделий и возвратных отходов производства, от ремонта объектов основных средств, от списания и прочего выбытия основных средств, определяется по чистой стоимости реализации, если такие материалы предназначены для реализации, или по ценам возможного их использования и в бухгалтерском учете отражается по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счетов затрат на производство или финансовых результатов (10 20,26,90,91).

Стоимость выявленных при инвентаризации излишков материалов при принятии их к бухгалтерскому учету определяется на основании заключения об их оценке, проведенной лицом, осуществляющими оценочную деятельность, или организацией самостоятельно исходя из прейскурантов, бюллетеней, каталогов и иных документов, определяющих стоимость аналогичных активов.

Стоимость выявленных при инвентаризации излишков материалов в бухгалтерском учете отражается по дебету счета 10 «Материалы» и кредиту счетов учета «финансовых результатов (10 90).

 

 

 

Для учета движения материалов на складе работник склада, являющийся материально ответственным  лицом (заведующий складом, кладовшик  и др.), по каждому сорту, виду и размеру, номенклатурному номеру материалов заполняет карточку складского учета.

Карточки открываются  на календарный год и регистрируются бухгалтерской службой организации  в специальном реестре (книге), а  при автоматизированной обработке  информации - на машинном носителе. При регистрации на карточке складского учета ставится номер карточки и подпись работника бухгалтерской службы.

Карточки складского учета выдаются заведующему складом (кладовшику) под расписку в реестре (журнале) учета. На складе карточки складского учета хранятся у материально ответственного лица.

Информация о работе Особенности учета поступления материалов