Подготовка и планирование аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 15:15, курсовая работа

Краткое описание

Планирование, являясь начальным этапом проведения аудиторской проверки, состоит в разработке аудиторской организацией общего плана проверки с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков ее проведения, а также в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ
1.1 Предварительное планирование
1.2 Оформление отношений с экономическим субъектом
1.3 Оценка системы внутреннего контроля

ГЛАВА II. ПОНЯТИЕ РИСКА В АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКЕ И ЕГО КОМПОНЕНТОВ
1.5 Существенность в аудите
1.6 Выбор базовых показателей
1.7 Взаимосвязь между уровнем существенности и аудиторским риском

ГЛАВА III. РАЗРАБОТКА ОБЩЕГО ПЛАНА И ПРОГРАММЫ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ
2.1 Принципы подготовки общего плана и общей программы аудита
2.2 Подготовка и составление общего плана аудита
2.3 Подготовка и составление программы аудита

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Подготовка и планирование аудита.docx

— 100.78 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

 

ГЛАВА I. Предварительное планирование аудиторской проверки

1.1 Предварительное планирование

1.2 Оформление отношений с экономическим субъектом

1.3 Оценка системы внутреннего контроля

 

ГЛАВА II. Понятие риска в аудиторской проверке и его компонентов

1.5 Существенность в аудите

1.6 Выбор базовых показателей

1.7 Взаимосвязь между уровнем существенности и аудиторским риском

 

ГЛАВА III. Разработка общего плана и программы аудиторской проверки

2.1 Принципы подготовки  общего плана и общей программы  аудита

2.2 Подготовка и составление  общего плана аудита

2.3 Подготовка и составление программы аудита

 

Заключение

 

Список  использованной литературы

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Аудит имеет уже достаточно большую историю. Первые независимые аудиторы появились еще в XIX в. в акционерных компаниях Европы. Слово «аудит» в разных переводах означает «он слышит» или «слушающий».

Возникновение аудита связано  с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы). Последние не могли и не хотели полагаться лишь на ту финансовую информацию, которую  предоставляли управляющие и  подчиненные им бухгалтеры предприятия. Достаточно частые банкротства предприятий, обман со стороны администрации  существенно повышали риск финансовых вложений. Акционеры хотели быть уверены  в том, что их не обманывают, что  отчетность, представленная администрацией, полностью отражает действительное финансовое положение предприятия. Для проверки правильности финансовой информации и подтверждения финансовой отчетности приглашались люди, которым, по мнению акционеров, можно было доверять. Главными требованиями, предъявляемыми к аудитору, были его безупречная  честность и независимость. Знание бухгалтерского учета не имело сначала  основного значения, однако с усложнением  бухгалтерского учета необходимым  условием становится и хорошая профессиональная подготовка аудитора.

Исторической родиной  аудита считается Англия, где с 1844 г. выходит серия законов о  компаниях, согласно которым правления  акционерных компаний обязаны приглашать не реже одного раза в год специального человека для проверки бухгалтерских  счетов и отчета перед акционерами.

В России звание аудитора было введено Петром 1. Должность аудитора совмещала в себе некоторые обязанности  делопроизводителя, секретаря и  прокурора. Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами. Все три  попытки организации института  аудита (в 1889, 1912 и 1928 г.) оказались неудачными. Мировой экономический кризис 1929—1933 гг. усилил потребность в услугах бухгалтеров-аудиторов. В это время резко ужесточаются требования к качеству аудиторской проверки и ее обязательности, увеличивается рыночная потребность в таком роде услуг. После окончания кризиса практически все страны начинают вводить обязательные требования к объему информации, содержащейся в годовых отчетах, и обязательности публикации этих отчетов и заключений аудиторов. Аудит становится мощным оружием против мошенничества.

До конца 40-х гг. аудит  в основном заключался в проверке документации, подтверждающей записанные денежные операции, и правильной группировке  этих операций в финансовых отчетах. Это был так называемый подтверждающий аудит. После 1949 г. независимые аудиторы стали больше внимания уделять вопросам внутреннего контроля в компаниях, полагая, что при эффективной системе внутреннего контроля вероятность ошибок незначительна и финансовые данные достаточно полны и точны. Аудиторские фирмы начали заниматься больше консультационной деятельностью, чем непосредственно аудиторскими проверками. Такой аудит получил название системно-ориентированного.

Во всех развитых странах  лицам, желающим приобрести профессию  бухгалтера-аудитора, предстоят долгие годы учебы и практической деятельности, а также многочисленные экзамены. Представители Палаты аудиторов, организации, объединяющей всех лиц этой профессии, регулярно проверяют их работу, и  исключение из Палаты аудиторов означает запрещение дальнейшей деятельности.

С переходом к рыночным отношениям в России стали создаваться  кооперативы, частные фирмы, совместные предприятия, которые уже не являлись собственностью государства и в  связи, с чем изменились формы  контроля государства за предпринимательской  деятельностью. В данное время каждое предприятие становится самостоятельным  хозяйствующим субъектом, осуществляет свою деятельность без какого-либо руководства со стороны министерств и ведомств, без регулирующего воздействия государственного плана. Предприятие самостоятельно распоряжается выпускаемой продукцией и полученной прибылью, оставшейся в его распоряжения после уплаты налогов и других обязательных платежей. Законы и иные правовые акты устанавливают порядок создания фондов и резервов, отнесение амортизационных отчислений, коммерческих и командировочных расходов на результаты хозяйственной деятельности предприятия, и предприятия, руководствуясь этими правилами, самостоятельно рассчитывают и уплачивают налоги и обязательные платежи.

Любое предприятие обязано  вести бухгалтерскую и статистическую отчётность, публиковать данные о  своей деятельности в порядке, установленном  в законодательстве. Обязанность  предприятия вести учёт своего имущества  и совершённых хозяйственных  операций, самостоятельно исчислять  и уплачивать налоги, представлять бухгалтерскую (финансовую) отчётность, данными которых могут пользоваться все заинтересованные предприниматели  и предприятия, вызвало необходимость  независимого вневедомственного финансового  контроля - аудита.

Общие принципы планирования аудиторской проверки изложены в  стандарте аудиторской деятельности «Планирование аудита» (одобрен  Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 25.12.96, протокол № 6).

Целью этого стандарта  является установление норм, применяемых  аудиторской фирмой или аудитором, работающим самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя, при планировании аудита бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Задачами правила (стандарта) являются: описание предварительного этапа планирования аудита, формулирование принципов и описание порядка  подготовки общего плана и программы  аудита.

В работе применительно к  аудиторской процедуре используется термин «аудиторская проверка», т.к. аудит  – это мероприятие более общего порядка, тогда как аудиторская проверка – конкретное мероприятие, осуществляемое фирмой-аудитором, результатом которого является формирование заключения о положении дел на предприятии и соответствии документального и фактического состояния хозяйственной части.

Планирование, являясь начальным  этапом проведения аудиторской проверки, состоит в разработке аудиторской организацией общего плана проверки с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков ее проведения, а также в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.

Планирование  аудита – один из важнейших процессов  в осуществлении аудиторской проверки.

В соответствии со стандартом аудиторская организация  или индивидуальный аудитор должны планировать аудит еще до написания  письма-обязательства и заключения договора с экономическим субъектом  о проведении аудита, во время предварительного знакомства с потенциальным клиентом.

 

 

1 ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ

1.1. Этапы  планирования

 

Сложившаяся практика (что отмечено в Федеральном правиле (стандарте) аудиторской деятельности №3 «Планирование аудита» (одобрено комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ, протокол №6 от 25.12.2006 г.), выделяет в процессе планирования ряд основных этапов, выполняемых в определенной последовательности:

-предварительное  изучение экономического субъекта  и его бизнеса (предварительное  планирование);

-оформление  отношений с экономическим субъектом  (составление и предоставление  клиенту письма-обязательства, заключение  договора),

-оценка  надежности системы внутреннего  контроля экономического субъекта,

оценка  составляющих аудиторского риска;

-оценка  уровня существенности (допустимой  ошибки);

-анализ  возможностей применения статистических  либо содержательных методов  определения ожидаемой ошибки;

-формирование  стратегии аудита (выбор вида, объемов и последовательности проведения аудиторских процедур);

-документальное  оформление результатов планирования (составление плана и программы  аудита).

 

1.1 Предварительное планирование

 

Представленная последовательность этапов планирования аудита исходит из следующих предпосылок. В ходе первого этапа (предварительного изучения экономического субъекта) аудитор оценивает возможность проведения аудита, подготавливает информационную базу для последующих этапов планирования, производит предварительную оценку возможного объема и стоимости проверки. Поскольку именно этот этап предваряет заключение договора между аудитором и экономическим субъектом, то в Федеральном правиле (стандарте) аудиторской деятельности №3 «Планирование аудита» (одобрено комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ, протокол №6 от 25.12.2006 г.) он именуется этапом «предварительного планирования».

Предполагается, что информация, полученная аудитором  в ходе этапа предварительного изучения экономического субъекта (предварительного планирования), позволит ему определить существенные условия договора на проведение проверки (длительность, стоимость).

Последующие этапы планирования (оценка надежности системы внутреннего контроля и  т. д. вплоть до составления плана  и программы) выполняются согласно данной схеме после заключения договора и являются, как указывает общероссийский стандарт, подготовительными к проведению собственно проверки.

Рекомендуемая последовательность этапов планирования весьма рациональна в силу следующих  обстоятельств.

Заключение  договора с экономическим субъектом  без его предварительного изучения увеличивает предпринимательский  риск для аудитора: экономический  субъект может оказаться неплатежеспособным, недобросовестным и т. д. Выявление  подобных моментов в ходе предварительного планирования позволяет аудитору вовремя  отказаться от заключения договора и  избежать возможных негативных последствий (например, финансовых санкций, связанных  с односторонним расторжением договора по инициативе аудитора после начала работ). Убытки, которые в этом случае понесет аудитор, отказавшись от заключения договора по результатам предварительного планирования, как правило, невелики — продолжительность предварительного планирования обычно не превышает нескольких процентов от продолжительности аудита в целом и составляет от нескольких часов (для малых предприятий) до нескольких дней (для крупных предприятий).

Заключение  договора с экономическим субъектом  по окончанию всех этапов планирования также увеличивает для аудитора его предпринимательский риск. Практика показывает, что добросовестный аудитор, выполняющий требования общероссийских и внутрифирменных стандартов, при  первичном аудите (т. е. при проверке экономического субъекта, которого он ранее не проверял) тратит на планирование, включая составление плана и  программы, до 30 % времени, затраченного на аудит в целом. Очевидно, что  возможный отказ экономического субъекта от заключения договора после  столь объемной работы по планированию может повлечь у аудитора значительные убытки.

Поэтому для аудитора наиболее целесообразно  оформить отношения с экономическим  субъектом (заключить с ним договор) после этапа предварительного планирования. Тем самым время, затраченное  аудитором на остальные этапы  планирования (а оно, как видим, весьма значительно), будет учтено при формировании договорной цены и оплачено клиентом.

Планирование, будучи начальным этапом, состоит  в разработке аудиторской организацией общего плана аудита с указанием  ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления  аудиторских процедур, необходимых  для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.

При планировании кроме общих принципов должны также соблюдаться частные принципы:

- комплексности;

-непрерывности;

-оптимальности.

Принцип комплексности предполагает обеспечение взаимоувязанности и согласованности всех этапов планирования - от предварительного планирования до составления общего плана и программы аудита.

Принцип непрерывности выражается в установлении сопряженных заданий группе аудиторов  и увязке этапов планирования по срокам и по смежным хозяйствующим субъектам. При планировании аудита на длительный период, в случае аудиторского сопровождения экономического субъекта, в течение года аудиторской организации следует своевременно корректировать планы и программы проведения аудита с учетом изменений в финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта и результатов промежуточных аудиторских проверок.

Принцип оптимальности заключается в  том, что в процессе планирования аудиторская организация должна обеспечить вариантность планирования, чтобы можно было выбрать оптимальный  вариант общего плана и программы  аудита на основании критериев, определенных самой аудиторской организацией.

Информация о работе Подготовка и планирование аудита