Подготовка и планирование аудита

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 15:15, курсовая работа

Краткое описание

Планирование, являясь начальным этапом проведения аудиторской проверки, состоит в разработке аудиторской организацией общего плана проверки с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков ее проведения, а также в разработке аудиторской программы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ
1.1 Предварительное планирование
1.2 Оформление отношений с экономическим субъектом
1.3 Оценка системы внутреннего контроля

ГЛАВА II. ПОНЯТИЕ РИСКА В АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКЕ И ЕГО КОМПОНЕНТОВ
1.5 Существенность в аудите
1.6 Выбор базовых показателей
1.7 Взаимосвязь между уровнем существенности и аудиторским риском

ГЛАВА III. РАЗРАБОТКА ОБЩЕГО ПЛАНА И ПРОГРАММЫ АУДИТОРСКОЙ ПРОВЕРКИ
2.1 Принципы подготовки общего плана и общей программы аудита
2.2 Подготовка и составление общего плана аудита
2.3 Подготовка и составление программы аудита

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Подготовка и планирование аудита.docx

— 100.78 Кб (Скачать файл)

Планирование  аудита включает следующие основные этапы:

- предварительное планирование аудита;

- подготовка и составление общего плана аудита;

-подготовка и составление программы аудита.

Предварительное планирование - это подготовительный этап, в ходе которого создаются необходимые предпосылки планирования процесса проверки. Предварительное планирование базируется, прежде всего, на принятии решения о начале или продолжении сотрудничества с клиентом и системе подбора квалифицированных кадров, имеющих необходимые знания и опыт проведения аудиторских проверок. Упомянутые аспекты – важная составляющая качественной оценки деятельности аудиторской фирмы.

На этом этапе аудитору необходимо решить: стоит ли начинать сотрудничество с клиентом; понять причины, побудившие клиента прибегнуть к услугам аудитора; сформировать штат для проведения проверки; заключить договор с клиентом.

В процессе предварительного ознакомления с клиентом аудитору необходимо оценить:

- финансовую стабильность клиента;

- положение клиента в экономической среде;

- отношения с предыдущей аудиторской фирмой, если они имели место.

Новому аудитору целесообразно  связаться со своим предшественником, от которого он может получить информацию о намерениях руководства, спорных  вопросах по поводу применения принципов  учета, аудиторских процедур или  оплаты. Но возможность такого контакта аудитор должен предварительно согласовать  с клиентом. В случае если между  предыдущим аудитором и клиентом были судебные разбирательства или  спорные ситуации, новый аудитор  должен быть уведомлен о том, какой  информации он будет лишен. Аудитору необходимо тщательно оценить ситуацию, если клиент не дал разрешения на получение  информации от предыдущего аудитора или сам предыдущий аудитор отказался  дать информацию.

Оценку возможного продолжения  сотрудничества проводят и фирмы, не первый год сотрудничающие с клиентом. Спорные коллизии могут привести к прекращению сотрудничества. В случае судебного разбирательства аудитор не может продолжать работать с клиентом из-за потери независимости.

При оценке оснований приглашения  аудитора последний должен определить наиболее вероятных пользователей  финансовой отчетности. Если отчетность используется достаточно интенсивно или  предприятие будет продано в  ближайшем будущем, аудитор должен собрать как можно больше подтверждений достоверности отчетности.

Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности №3 «Планирование  аудита» на этапе предварительного планирования предусматривается выполнение ряда важных действий.

До написания письма-обязательства  и до заключения договора о проведении аудита аудиторская организация должна согласовать с руководством экономического субъекта основные организационные вопросы, связанные с проведением аудита.

На этом же этапе аудитор  должен ознакомиться с финансово-хозяйственной  деятельностью экономического субъекта и иметь информацию:

- о внешних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, отражающих экономическую ситуацию в стране в целом и ее отраслевые особенности;

- о внутренних факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта, связанных с его индивидуальными особенностями.

Каждая  аудиторская организация или  аудитор, работающий самостоятельно в качестве индивидуального предпринимателя, в соответствии с Правилом (стандартом) аудиторской деятельности «Планирование аудита» составляет общий план и программу аудиторской проверки предприятия.

Для того чтобы включить в общий план аудита тот или иной раздел, аудитору следует  получить для этого определенную информацию. Источниками получения такой информации являются:

  1. устав экономического субъекта;
  2. документы о регистрации экономического субъекта;
  3. протоколы заседаний совета директоров, собраний акционеров либо других аналогичных органов управления экономического субъекта;
  4. документы, регламентирующие учетную политику экономического субъекта и внесение изменений в нее;
  5. бухгалтерская отчетность;
  6. статистическая отчетность;
  7. документы планирования деятельности экономического субъекта (планы, сметы, проекты);
  8. контракты, договоры, соглашения экономического субъекта;
  9. внутренние отчеты аудиторов, консультантов;
  10. внутрифирменные инструкции;
  11. материалы налоговых проверок;
  12. материалы судебных и арбитражных исков;
  13. документы, регламентирующие производственную и организаторскую структуру экономического субъекта, список его филиалов и дочерних компаний;
  14. сведения, полученные из бесед с руководством и исполнительным персоналом экономического субъекта;
  15. информация, полученная при осмотре экономического субъекта, его основных участков и складов.

Результатом предварительного планирования прежде всего является оценка возможности проведения аудита экономического субъекта. Отказ от проведения аудита может быть обусловлен обоснованным сомнением аудитора в честности, добросовестности, надежности потенциального клиента. Подобные сомнения могут быть основаны на таких фактах, как неплатежеспособность предприятия при одновременном желании руководства заключить договор на аудиторскую проверку, несоблюдение действующих законодательных и нормативных актов (например, намеренное заключение притворных и мнимых сделок), несоблюдение принципа действующего предприятия (например, намеренное уменьшение чистых активов с целью банкротства) и т. д.

Другим  не менее важным результатом предварительного планирования является ориентировочная  оценка объема (трудозатрат, длительности) и стоимости работ. Указанная  оценка согласуется с клиентом в  процессе переговоров, после чего на согласованной основе составляется договор на аудиторскую проверку.

 

    1. Оформление отношений с экономическим субъектом

 

Отношения с экономическим  субъектом оформляются, как это  предусмотрено Гражданским кодексом РФ, заключением договора. Но сложившаяся  практика и соответствующий стандарт аудиторской деятельности рекомендуют перед заключением договора направить руководству экономического субъекта письмо-обязательство. Требования, предъявляемые к письму о проведении аудита, закреплены в Федеральном правиле (стандарте) аудиторской деятельности № 12 «Согласование условий проведения аудита» (Постановление Правительства РФ от 07.10.2004 г. № 2). Смысл данного документа заключается в следующем.

Аудиторские услуги — весьма специфическая область, отличающаяся от услуг других видов (например, юридических, консультационных, информационных и т. д.). Отличие заключается прежде всего в содержании обязательств, а также в ответственности сторон при исполнении договора.

Иногда, приглашая аудиторскую  организацию для проведения проверки и соглашаясь на достаточно высокую  ее стоимость, руководитель экономического субъекта полагает, что взамен он получает право требовать от аудитора «приведения  в порядок» его бухгалтерской  отчетности в случае обнаружения  нарушений (т. е., по сути дела, услуг  по восстановлению учета).

Нередко руководство проверяемых  субъектов под аудиторской проверкой  понимает исключительно подтверждение  аудитором достоверности сведений в налоговых декларациях. А в  случае обнаружения в них ошибок (после того, как подтверждена достоверность  бухгалтерской отчетности), аудитор, по мнению руководства, должен будет  подобно страховой фирме возместить экономическому субъекту все понесенные убытки в виде штрафных санкций и  пени.

Некоторые руководители экономических  субъектов считают, что если они  платят аудитору деньги, то взамен вправе требовать предоставления им продукции (заключения) определенного качества.

Поэтому еще до заключения договора (или при его заключении) для аудитора очень важно дополнительно  разъяснить потенциальному клиенту  специфику аудиторской деятельности, разграничение прав и обязательств, а также ответственности сторон при проведении аудита. Направление клиенту подобного письма помогает избежать возможного неправильного понимания руководством экономического субъекта условий предстоящего договора. Кроме того, при возникновении конфликтной ситуации между экономическим субъектом и аудиторской фирмой и разбирательстве дела в арбитражном суде, письмо-обязательство (с отметкой экономического субъекта о его получении), может послужить дополнительным аргументом, свидетельствующим о добросовестности аудитора.

Письмо-обязательство должно содержать ряд обязательных указаний, важнейшими из которых являются следующие:

− законодательные и нормативные акты, на основании которых будет проводиться аудит;

− форма отчетности аудиторской организации;

− ответственность аудиторской организации;

− наличие аудиторского риска;

− обязательства экономического субъекта по предоставлению аудиторам свободного доступа к информации и неоказанию на них давления.

По своему усмотрению аудиторская  организация может включить в  текст письма-обязательства и  другие дополнительные указания.

Письмо-обязательство может служить офертой при разовых соглашениях между аудитором и экономическим субъектом. В этом случае текст письма согласно требованиям Гражданского кодекса РФ в дополнение к сведениям, указанным выше, должен содержать также существенные условия договора на аудиторскую проверку (предмет договора, стоимость, другие условия, признанные сторонами как существенные).

Письмо-обязательство может  служить также сопроводительным письмом к договору на аудиторскую проверку.

Письмо  – обязательство содержится в  приложении 1 к данному курсовому  проекту.

После письма-обязательства (или вместе с ним) аудиторская  организация отправляет клиенту  текст договора на проведение аудиторской  проверки.

Договор на проведение аудиторской проверки заключается на основании Гражданского кодекса РФ, и в соответствии с  главой 39 «Договор возмездного оказания услуг» считается заключенным, если между сторонами в требуемой в надлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным его условиям.

По договору возмездного  оказания услуг исполнитель по заданию  заказчика обязуется оказать  ему аудиторскую услугу, а заказчик обязуется оплатить эту услугу. Существенными  условиями подобного договора согласно требованиям Гражданского кодекса  РФ являются: предмет договора (суть оказываемой услуги), порядок и сроки оплаты. Рекомендуется включать в договор следующие условия:

  • условия оказания услуг;
  • права и обязанности аудиторской организации;
  • права и обязанности экономического субъекта;
  • ответственность сторон и порядок разрешения споров.

Безусловно, стороны могут  включать в текст договора и другие условия, которые они сочтут для  себя существенными, например, возможность  привлечения сторонних специалистов, или порядок оплаты дополнительных расходов, которые могут возникнуть в ходе оказания аудиторских услуг, и т. д.

Рассмотрим примерное  содержание существенных условий договора.

Предметом договора является проведение аудиторской проверки бухгалтерской  отчетности заказчика за определенный период (отчетный год). При оказании аудитором сопутствующих услуг предметом может быть оказание консультационных услуг, информационных услуг, услуг по восстановлению учета.

В разделе договора о порядке  и сроках оплаты устанавливается  порядок определения стоимости  аудиторских услуг. Возможны различные  варианты, например следующие:

а) в договоре указывается цена, устанавливаемая соглашением сторон;

б) в договоре указывается цена, устанавливаемая соглашением сторон, и оговаривается порядок дополнительной оплаты в случае возникновения дополнительных расходов, не учтенных при формировании договорной цены;

в) в договоре указывается ориентировочная стоимость аудиторской проверки (или стоимость человеко-дня работы) и устанавливается, что окончательная цена будет определена в дополнительном протоколе (являющемся неотъемлемой частью договора), исходя из фактически осуществленных затрат.

В большинстве случаев  заказчиков более устраивает вариант  а), не связанный с дополнительными  расходами или увеличением договорной цены. Очевидно, что аудитор может  согласиться на вариант а), если он уверен в том, что объем предстоящих  работ определен им верно, а возникновение  дополнительных расходов маловероятно. В противном случае аудитору более  подходят варианты б) и в).

В этом же разделе следует  оговорить порядок и сроки  оплаты.

Информация о работе Подготовка и планирование аудита