Понятие аудиторской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2013 в 16:46, курс лекций

Краткое описание

Аудит, аудиторская деятельность – это деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организации и индивидуальных предпринимателей (аудируемых лиц).
Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой бухгалтерской отчетности аудируемых лиц в соответствие порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.
В настоящее время государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляется в Министерстве финансов РФ, в структуре которого функционирует Федеральная служба финансово-бюджетного надзора. Кроме того, при Министерстве финансов в соответствии с законом создан совет по аудиторской деятельности, который регулирует деятельность профессиональных аудиторских объединений.

Вложенные файлы: 1 файл

4 курс аудит .doc

— 443.00 Кб (Скачать файл)

         Сущность ауд.риска состоит в том,что аудитор м. допустить некот.погрешности в своей работе и при подведении общих итогов сделать неверные выводы. По существу его можно рассматривать как риск наличия в БО существен-х  некорректностей и того что к-л из них не будут выявлены в ходе проверки.

При планир-ии аудита следует  учесть, что чем больше кол-во док-тов необходимо привлечь для тестирования, тем меньше ауд.риск. Чем ниже величина желаемого риска для аудитора,тем больше у аудитора д.б. уверенности, что отчет не содержит существ-х ошибок. Нулевой ауд.риск означает, что аудитор полностью уверен в достов-ти финн. отчета. Модель ауд.риска выражается формулой: АР=ВР*РК*РН, где

АР – ауд.риск

ВР – внутрихоз. риск - оценка риска сод-я в отч-ти фактов хоз. деят-ти в целом до их выявления СВК или при допущении, что внутр. контроль отсутствует. Аудитор ожидает, что сущ-ет в учете ошибка, кот. превышает допустимую границу еще до аудита; Оценка риска зависит отпрофессионализма и опыта аудитора.

РК - риск с-мы внутр. контроля - оценка риска неэф-ти внутр. контроля, т.е. вероятность того, что СВК  клиента будет пропущена ошибка, превосходящая допустимую величину. Применяемые на пр-ии ср-ва СВК несвоевременно обнаруживают и исправляют искажения, являющиеся существ-ми и не препятствуют возникновению таких ошибок;

РН - риск необнаружения - оценка риска неэф-ти процедур тестирования, т.е. аудитор готов признать, что подлежащие сбору ауд. свидетельства не позволяют обнаружить ошибки, превышающие допустимую величину. Составляющими риска необнаружения могут быть: риск анализа, риск при проверках по существу, риск выборочного исследования. Уровень риска напрямую связан с аудиторскими процедурами проверки по существу.

         Существует обратная связь между  риском необнаружения и комбинацией  внутрих-го риска и риска средств  контроля: высокие значения внутрих-ого риска и риска средств контроля обязывают аудитора организовать проверку так, чтобы по возможности снизить величину риска необнаружения и тем самым свести общий аудиторский риск до приемлемого значения и наоборот.

Модель аудиторского риска имеет 2а крупных недостатка. На стадии предварительного планирования при первоначал определении риска составляющие являются оценочными, потому результат не может быть точным. А после окончания проведения основных процедур, т.е. на заключительном стадии, выводы, касающиеся оценки риска носят лишь констатирующий факт.

          Модель ауд.риска явл-ся основой планир-я аудита. Если аудитор определит для себя меньший уровень ауд.риска, то это значит, он стремится к большей уверенности в полной достов-ти ФО. Нулевой ауд.риск означает полную уверенность в этом, а 100-процентный риск полную неуверенность. Практически, аудитор не м. полностью гарантировать отсутствие существенных ошибок, общий ауд. риск сущ-ет всегда, даже если ауд.проверка проведена тщательно. Оптимал.  ауд. риск м. б. уст-н прибл-но на уровне 5%. При планир-ии аудита аудитор обязан учесть факторы, кот. м. вызвать существ. искажения БО. На основе анализа того, какое значение уровня существ-ти принимает аудитор для проверки и каковы особенности остатков и оборотов по счетам БУ, аудитор обязан решить, какие статьи учета он будет изучать особенно внимательно и в каких случаях будет применять ауд.выборку и (или) аналит. процедуры с тем, чтобы снизить общий ауд.риск до приемлемо низкого уровня.

Аудит ФО орг-ии д. планир-ся т.о., чтобы ауд.риск сохранялся на приемлемо низком уровне. После оценки аудитором внутрихоз. риска и риска СВК, следует изучить риск необнаружения, который готов принять, и основываясь на своем суждении, выбрать соответствующие независимые процедуры. Если аудитор не выполняет независимых процедур, риск нсобнаружсния будет высок. Аудитор уменьшает риск необнаружеиия благодаря выполнению независимых процедур — чем более обширным будет выполнение процедур, тем ниже риск необнаружения.

  Аудитор обязан  принимать во внимание, что м/д уровнем существ-ти и степенью ауд.риска имеется обратная зависимость: чем выше уровень существ-ти, тем ниже уровень ауд.риска, и наоборот.

         Существуют два основных метода  оценки аудиторского риска:

1) оценочный (интуитивный);

2) количественный.

          Оценочный (интуитивный) метод, наиболее широко применяющийся рос. аудиторскими фирмами, заключается в том, что аудиторы, исходя из собственного опыта и знания клиента, определяют аудиторский риск на основании отчетности в целом или отдельных групп операций как высокий, вероятный и маловероятный и используют эту оценку в планировании аудита.

          Количественный метод предполагает количественный расчет многочисленных моделей аудиторского риска. A = B x K xП ,

     В случае, если по ходу вып-я ауд.проверки аудитор принимает решение об исп-ии более низких значений уровня существ-ти, он обязан принять меры по снижению ауд.риска, для чего ему следует уточнить значения риска средств контроля и риска необнаружения след. образом: а) снизить, если это возможно, риск средств контроля, для чего необходимо предусмотреть вып-е в ходе проверки доп. процедур тестирования средств контроля; б) снизить, если это возможно, риск необнаружения. При этом следует иметь в виду, что значения внутрихоз. риска остаются постоянными и м. измениться лишь в случае обнаружения в ходе проверки объективно существующих фактов, не учтенных в ходе подготовки общего плана проверки.

Т.о. величина аудиторского риска зависит от:

- степени, в которой  пользователи полагаются на БФО в процессе принятия решений;

- распределения собственности  (если держателями акций является  ограниченное число собственников,  у них есть альтернативные  пути получения информации);

- финн. положения клиента  (если оно неустойчиво, то велика вероятность того, что аудитору придется доказывать качество проведенной им проверки).

 

44. Методика получения аудиторских  доказательств.

1 Инвентаризация Для подтверждения фактического наличия материалов. Аудиторы могут либо сами проводить инвентаризацию, либо наблюдать за ее проведением

2 Пересчет данных Для подтверждения достоверности арифметических подсчетов, соответствия их величине, отраженной в первичных документах и регистрах бухгалтерского учета. Арифметическая проверка может быть проведена на любом из направлений аудиторской проверки, например, при проверке правильности ведения синтетического учета материалов проводится пересчет данных Ведомости №10 ``Движение материальных ценностей''

3 Подтверждение Для получения информации о правильном отражении и бухгалтерском учете проведенных хозяйственных операций и реальности остатков на счетах. Например, при наличии сомнений в подлинности первичных документов, отражающих поступление материалов на предприятие, аудитор может получить подтверждение у поставщика

4 Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций При контроле за учетными работами, выполненными бухгалтерией, и корреспонденцией счетов по движению материалов. Например, при проверке правильности учета и распределения ТЗР

5 Устный опрос В ходе получения ответов на тест-вопросник аудитора при предварительной оценке системы внутреннего контроля и состояния учета материальных ценностей, а также в процессе проверки при уточнении у специалистов некоторых положений отдельных хозяйственных операций, вызывающих сомнение

6 Формальная проверка документов Для подтверждения правильности отражения в бухгалтерском учете поступления и расходования материалов, полноты и своевременности отражения этих операций в регистрах бухгалтерского учета, обоснованности их оценки. При этом с формальной точки зрения изучаются накладные, счета-фактуры и т.д.

7 Прослеживание В процессе проверки операций, отраженных в первичном учете, в журналах-ордерах, ведомостях, Главной книге, бухгалтерской отчетности. При этом особое внимание обращается на правильность корреспонденции счетов, соответствие сумм оборотов и остатков в регистрах синтетического и аналитического учета. Метод может быть использован, например, при проверке правильности оприходования материалов, полученных в результате ликвидации основных средств, при этом изучаются следующие документы: акт о ликвидации основных средств, накладная, карточка складского учета, оборотно-сальдовая ведомость, журнал-ордер № 11

8. Аналитические процедуры т  При сопоставлении (наличия материалов в различные периоды, оценки соотношения между различными статьями отчета о движении материалов, о сопоставлении данных с данными за предыдущие периоды)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

45. Документирование аудита.

Аудиторская организация  и индивидуальный аудитор должны документально оформлять все  сведения, которые важны с точки  зрения представления доказательств, подтверждающих аудиторское мнение, а также доказательств того, что аудиторская проверка проводилась в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Под термином «документация» понимаются рабочие документы и материалы, подготавливаемые аудитором и для аудитора либо получаемые и хранимые аудитором в связи с проведением аудита. Рабочие документы могут быть представлены в виде данных, зафиксированных на бумаге, фотопленке, в электронном виде или другой форме.

Рабочие документы используются:

1) при планировании и проведении аудита;

2) при осуществлении  текущего контроля и проверке  выполненной аудитором работы;

3) для фиксирования  аудиторских доказательств, получаемых  в целях подтверждения мнения  аудитора.

Объем документации аудиторской  проверки должен быть таков, чтобы в случае, если возникает необходимость передать работу другому аудитору, не имеющему опыта работы по этому заданию, новый аудитор смог понять проделанную работу и обоснованность решений, выводов прежнего аудитора.

Форма и содержание рабочих документов определяется следующими факторами:

1) характером аудиторского  задания;

2) требованиями, предъявляемыми  к аудиторскому заключению;

3) характером и сложностью  деятельности аудиторского лица;

4) характером и состоянием  систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудиторского лица;

5) необходимостью давать  указания работникам аудитора, осуществлять  за ними текущий контроль и  проверять выполненную ими работу;

6) конкретными методами  и приемами, принимаемыми в процессе  аудита.

Рабочие документы должны быть составлены и систематизированы таким образом, чтобы соответствовать обстоятельствам каждой аудиторской проверки и потребностям аудитора в ходе ее проведения. В целях повышения эффективности подготовки и проверки рабочих документов рекомендуется разработать в аудиторской организации типовые формы документации (например, стандартную структуру аудиторского файла (папки) рабочих документов, бланки, вопросники, типовые письма и обращения). Стандартизация документирования облегчает работу и позволяет контролировать результаты выполненной проверки.

Для повышения эффективности  аудита допускается в ходе проверки использовать графики, аналитическую  и иную документацию.

Результаты выполнения аналитических процедур должны быть использованы для получения аудиторских доказательств, необходимых при составлении аудиторского заключения, а также для подготовки письменной информации аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита.

 

46. Аттестация аудитора.

В законе об аудиторской деятельности в Российской Федерации отмечается, что аттестация на право осуществления аудиторской деятельности — это проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью. Аттестация осуществляется в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора. Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока его действия. Квалификационные экзамены на право заниматься аудиторской деятельностью проводятся в учебно-методических центрах (центрах по аттестации аудиторов).

Аттестация проводится с целью проверки квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской  деятельностью, в форме квалификационного  экзамена на получение квалификационного аттестата аудитора, по итогам которого выдаются квалификационные аттестаты аудиторов в области:

  • общего аудита;
  • аудита бирж, внебюджетных фондов и инвестиционных институтов; аудита страховых организаций и обществ взаимного страхования (аудита страховщиков);
  • аудита кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов (банковского аудита).

К аттестации допускаются  лица, имеющие высшее экономическое  и (или) юридическое образование, полученное в российских учреждениях высшего  профессионального образования.

Создаются комиссия по разработке и обновлению программ квалификационных экзаменов и программ повышения  квалификации аудиторов, а также  комиссия по формированию и обновлению экзаменационной базы билетов и  тестов и утверждается состав указанных  комиссий.

Проводятся один раз  в месяц одновременно во всех учебно-методических центрах, своевременно подавших необходимые  документы.

Квалификационные экзамены проводятся в течение трех дней и  состоят из тестирования и выполнения письменно-устной работы по экзаменационным билетам.

Повышение квалификации для аудиторов, один раз в 3 года подтверждает повышение квалификации аудитора. На оборотной стороне бланка квалификационного  аттестата производится соответствующая  отметка о прохождении повышения  квалификации. При отсутствии данного подтверждения при сроке действия квалификационного аттестата аудитора более 4 лет квалификационный аттестат аудитора аннулируется.

Информация о работе Понятие аудиторской деятельности