Прибыль и рентабельность предприятия, пути их повышения (на примере пищеблока ЧУ Санатория-Профилактория «Леневка»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 20:43, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является анализ прибыли и рентабельности ЧУ Санаторий-Профилакторий «Леневка» (пищеблок) и выявление путей повышения данных показателей в условиях рыночной экономики.
В соответствии с поставленной целью предусматривается решение следующих задач:
изучить теоретические основы анализа прибыли и рентабельности организации;
провести анализ прибыли и рентабельности пищеблока ЧУ Санатория-Профилактория «Леневка»;
разработать направления повышения прибыли и рентабельности пищеблока ЧУ Санатория-Профилактория «Леневка».

Содержание

Введение

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Прибыль производственного предприятия

Понятие, значение, виды и функции прибыли

1.1.2. Экономические факторы, влияющие на величину прибыли

1.1.3. Порядок распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия

1.1.4. Анализ распределения и использования чистой прибыли

1.2. Рентабельность производственного предприятия

1.2.1. Понятие рентабельности и его сущность

1.2.2. Показатели рентабельности

ГЛАВА II. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПИЩЕБЛОКА САНАТОРИЯ-ПРОФИЛАКТОРИЯ «ЛЕНЕВКА»

2.1. Характеристика объекта исследования

2.2. Анализ технико-экономических показателей пищеблока санатория-профилактория «Леневка»

Анализ объемов производства (продаж) и ассортимента продукции (работ, услуг и т.д.)

Анализ прибыли предприятия общественного питания

Анализ валовой прибыли предприятия

2.3.2. Анализ прибыли от реализации товарной продукции

2.3.3. Анализ прибыли остающейся в распоряжении предприятия

2.4. Анализ рентабельности предприятия

2.4.1. Анализ рентабельности производства продукции

2.4.1.1. Анализ эффективности использования материальных ресурсов

2.4.2. Анализ рентабельности издержек производства и обращения

Анализ рентабельности совокупного капитала (активов и пассивов) предприятия

ГЛАВА III. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПИЩЕБЛОКА САНАТОРИЯ-ПРОФИЛАКТОРИЯ «ЛЕНЕВКА»

3.1.Повышение производительности труда работников предприятия

3.2. Резерв снижения затрат на производство продукции для дальнейшего повышения прибыли предприятия

Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 1.87 Мб (Скачать файл)

Таблица 2.2.1.

Результаты хозяйственной, экономической деятельности пищеблока санатория-профилактория «Леневка» за 2007 – 2008 год.

Наименование показателей

2007 г.

2008 г.

Отклонение 

(+,-)

Темп роста, %

01

02

03

04

05

Товарооборот в действующих  ценах, тыс.руб.

6263

7273

1010

116,13

Товарооборот в сопоставимых ценах, тыс.руб.

6263

6511,2

248,2

103,96

Себестоимость реализованной продукции, тыс.руб.

2910

3461

551

118,93

Выручка от реализации продукции, работ, услуг

6263

7273

1010

116,13

Валовая прибыль, тыс.руб.

3353

3812

459

113,7

В % к товарообороту

53,54

52,41

-1,13

97,89

Издержки обращения, тыс. руб.

3219

3622

403

112,52

Уровень издержек обращения, %

51,4

49,8

-1,6

96,89

Прибыль от реализации, тыс.руб.

134

190

56

141,79

В % к товарообороту

2,14

2,61

0,47

121,96

Внереализованные доходы, тыс.руб.

-

-

-

-

Внереализованные расходы, тыс.руб.

-

-

-

-

Прибыль до налогообложения, тыс.руб.

134

190

56

141,79

Чистая прибыль, тыс.руб.

101

145

44

143,56

Рентабельность продаж, %

2,14

2,61

0,47

21,96

Численность работающих (чел.)

23

25

2

108,7

Товарооборот на 1 раб., тыс. руб.

272,3

290,92

18,62

106,84

Среднемесячная зарплата 1-го работающего, руб.

8 628

8932

304

103,52

Общая площадь, кв.м.

260,0

260,0

-

-

Товарооборот на 1м.кв, тыс.руб.

24,08

27,97

3,89

116,15

Стоимость основных фондов, тыс. руб.

245

226

-19

92,24

Фондоотдача, тыс. руб.

25,56

32,18

6,62

125,9


В целом на предприятии наблюдается положительная тенденция развития основных экономических показателей. В 2008 г. увеличение товарооборота составило 116,13%. Темп роста товарооборота опережает темп роста валового дохода на 2,43%. По отношению к прошлому году валовой доход увеличился на 113,7%. Доля валового дохода в товарообороте снизилась на  1,13%. Несмотря на рост издержек обращения в сумме – увеличение составило 112,52%, их доля в товарообороте снизилась на 1,6%. Темп роста прибыли от реализации составил 141,79%, а темп роста чистой прибыли является наивысшим и  составляет 143,56%. Доля прибыли в отчетном году увеличилась на 0,47%. Среднесписочная численность на протяжении периода увеличилась на 2 человека. Товарооборот на одного работника увеличился на 106,84%. Торговая площадь не изменилась, а вот товарооборот на 1м² увеличился на 3,89 тыс. руб. В 2008 г. стоимость основных фондов снизилась на 19 тыс. рублей, или на 7,76%. По сравнению с прошлым годом на 1 рубль основных фондов приходится 32,18 тыс. рублей, что на 6,62 тыс. руб. больше прошлого года. Исходя из вышесказанного, работу предприятия можно оценить как эффективную. Это подтверждает соотношение индексов роста основных показателей. Индекс роста прибыли больше индекса роста товарооборота, индекс роста товарооборота больше индекса роста издержек обращения, индекс роста издержек обращения больше индекса роста численности работников (1,418>1,161>1,125>1,087).

 

Таблица 2.2.2.

Результаты хозяйственной, экономической деятельности пищеблока санатория-профилактория «Леневка» за 2008 – 2009 год.

Наименование показателей

2008 г.

2009 г.

Отклонение 

(+,-)

Темп роста, %

01

02

03

04

05

Товарооборот в действующих  ценах, тыс.руб.

7273

7672

399

105,49

Товарооборот в сопоставимых ценах, тыс.руб.

6511,2

6751,7

240,5

103,69

Себестоимость реализованной  продукции, тыс.руб.

3461

3746

285

108,23

Выручка от реализации продукции, работ, услуг

7273

7672

399

105,49

Валовая прибыль, тыс.руб.

3812

3926

114

102,99

В % к товарообороту

52,41

51,17

-1,24

97,63

Издержки обращения, тыс. руб.

3622

3659

+37

101,02

Уровень издержек обращения, %

49,8

47,69

-2,11

95,76

Прибыль от реализации, тыс.руб.

190

267

77

140,53

В % к товарообороту

2,61

3,48

0,87

133,33

Внереализованные доходы, тыс.руб.

-

-

-

-

Внереализованные расходы, тыс.руб.

-

-

-

-

Прибыль до налогообложения, тыс.руб.

190

217

27

114,21

Чистая прибыль, тыс.руб.

145

170

25

117,24

Рентабельность продаж, %

2,61

3,48

0,87

133,3

Численность работающих (чел.)

25

24

-1

96

Товарооборот на 1 раб., тыс. руб.

290,92

319,67

28,75

109,88

Среднемесячная зарплата 1-го работающего, руб.

8932

8870

-62

99,31

Общая площадь, кв.м.

260

260

-

-

Товарооборот на 1м.кв, тыс.руб.

27,97

29,51

1,54

105,5

Стоимость основных фондов, тыс. руб.

226

308

82

136,28

Фондоотдача, тыс. руб.

32,18

24,91

-7,27

77,41


Проанализировав таблицу 2.1.2., можно сделать вывод, что финансово-хозяйственную деятельность предприятия можно оценить как положительную, так как возросли такие показатели как себестоимости (на 285 тыс. руб. в 2009 г по сравнению с 2008 годом) и выручки (на 399 тыс. руб. в 2009 г), следовательно, возросла и прибыль от продаж (на 77 тыс. руб. в 2009 г,). Положительным фактором для предприятия считается снижение уровня издержек обращения в 2009 году против 2008 года на 2,11%,. Таким образом индексная цепочка показателей имеет вид: Јn  >  Јт/об > Јио > Јч, т. е. 1,405 > 1,055 > 1,01 < 0,96.

Увеличению прибыли  от продажи товаров и продукции  способствовало увеличение уровня инфляции в 2008 году на уровне 11,7%, а в 2009 году на уровне 13,63%, в результате чего сопоставимый оборот в 2008 г. составил 6511,2 тыс. руб. (7273 / 1,117), а в 2009 году 6751,7 (7672/1,1363).

С учетом этого изменение темп роста объема продаж за 2008 год составил 103,96% (6511,2/6263*100%), а в 2009 году этот же показатель составил 103,69% т.е. произошло увеличение объема реализованной продукции на 3,96% и 3,69% соответственно.

Показатель рентабельности продаж в 2009 г. составил 3,48%, что выше показателя 2008 г. на 0,87%,. Данное повышение рентабельности продаж связано с пропорциональным увеличением прибыли от продаж и выручки от реализации, что связано с ростом объема реализации продукции.

Стоимость основных средств в 2009 году против предыдущего увеличилась на 36,28% или 82 тыс. руб. в связи с закупкой предприятием электроплиты.

Показатель фондоотдачи  в 2009 году по сравнению с 2008 годом снизился на 7,27 тыс.руб. или 22,59% и составил 24,91 тыс.руб. Данное снижение связано прежде всего с увеличение стоимости основных производственных фондов.

Численность работников предприятия за два рассматриваемых года снизилась на одного человека и составила 24 человека. Предприятие решило сократить штат сотрудников на время кризисной ситуации в стране, чтобы снизить сумму издержек на заработную плату рабочих.

      1. Анализ объемов производства (продаж) и ассортимента продукции (работ, услуг и т.д.)

 

Объем выпуска, и объем  реализации продукции являются взаимозависимыми показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченного спроса на первое место выдвигается объем производства продукции. Для анализа объема производства продукции используются натуральные, условные и стоимостные показатели.

Товарооборот пищеблока санатория-профилактория «Леневка» состоит из двух основных частей:

• реализации продукции  собственного производства;

• продажи покупных товаров.

К продукции  собственного производства относят  сырье и продукты, прошедшие кулинарную обработку и получившие вид кулинарного изделия.

Основную часть  продукции собственного производства составляет объединенная продукция. Показателем объема производства этого вида продукции являются блюда. В зависимости от назначения блюда подразделяются на закуски, первые, вторые и третьи (сладкие) блюда.

Кроме обеденной  продукции к продукции собственного производства относится так называемая прочая продукция: кондитерские изделия, выпечные изделия, горячие напитки, полуфабрикаты, бутерброды, яйца и др.

К покупным товарам  относятся продукты, которые приобретаются предприятием общественного питания у промышленности или торговли без кулинарной обработки. Сюда входят: хлеб, хлебобулочные изделия, алкогольные напитки, пиво, консервы, реализуемые в банках; мороженное промышленной выработки, сырые яйца, фрукты, ягоды. Его объем учитывается и планируется по розничным ценам общественного питания, т.е. с включением в цену наценок общественного питания.

Реализация продукции  собственного производства, а также покупных товаров осуществляется непосредственно потребителям через зал обслуживания клиентов предприятия. Рассмотрим таблицу 2.2.1.1.

Таблица 2.2.1.1.

Анализ выпуска  и реализации продукции

Показатели

2007 г.

2008 г.

2009 г.

Откл. 2008 г. от 2007 г.

Откл. 2009 г. от 2008 г.

Абсол. (+,-)

Относит. %

Абсол. (+,-)

Относит. %

01

02

03

04

05

06

07

08

1. Товарооборот, тыс. руб.

6263

7273

7672

1010

16,13

399

5,49

В том числе:

             

1.1.Оборот по продукции собственного  производства, тыс.руб.

5025,5

5703,6

5919,7

678,1

13,49

216,1

3,79

- закуски, тыс.руб.

1084,6

1178,3

1204,0

93,7

8,64

25,7

2,18

- первые блюда, тыс.руб.

1153,1

1345,6

1409,9

192,5

16,69

64,3

4,78

- вторые блюда, тыс.руб.

1643,1

1866,2

1907,8

223,1

13,58

41,6

2,23

- сладкие блюда, тыс. руб.

532,4

617,9

676,0

85,5

16,06

58,1

9,4

- прочая продукция, тыс.руб.

612,3

695,6

722,0

83,3

13,6

26,4

3,8

1.2. Оборот по покупным товарам, тыс.руб.

1237,5

1569,4

1752,3

331,9

26,82

182,9

11,65

2. Удельный вес оборота:

             

- по продукции собственного  производства, %

80,24

78,42

77,16

-1,82

-2,27

-1,26

-1,6

- по покупным товарам, %

19,76

21,58

22,84

1,82

9,21

1,26

5,84


Из данных таблицы 2.2.1.1. видно, что товарооборот в 2008 году по сравнению с 2007 годом возрос на 116,13%, а в 2009 году против 2008 года товарооборот увеличился в сумме на 399 тыс.руб. или на 5,49%. Наблюдается тенденция увеличения реализации как покупных товаров, так и продукции собственного производства. В 2008 году против предыдущего темп роста по продукции собственного производства составил 113,49%, а по покупной продукции составил 126,82%. В 2009 году по сравнению с 2008 годом темп роста продукции собственного производства составил чуть ниже, чем в 2008 году 103,79%, а темп роста по покупным товарам в 2009 году составил 111,65%. Что касается ассортимента выпускаемой продукции, то необходимо проанализировать какой вид товара пользуется наибольшим спросом посетителей предприятия, для этого построим таблицу 2.2.1.2.

Таблица 2.2.1.2.

Ассортимент продукции  собственного производства предприятия

Показатели

2007 год.

2008 год.

2009 год.

Откл. 2008 г. от 2007 г.

(+,-)

Откл. 2009 г. от 2008 г.

(+,-)

01

02

03

04

05

06

Удельный вес  выпуска закусок в продукции  собственного производства, %

21,58

20,66

20,34

-0,92

-0,32

Удельный вес  выпуска первых блюд в продукции  собственного производства, %

22,94

23,59

23,82

0,65

0,23

Удельный вес  выпуска вторых блюд в продукции собственного производства, %

32,7

32,72

32,23

0,02

-0,49

Удельный вес  выпуска сладких блюд в продукции  собственного производства, %

10,59

10,83

11,42

0,23

0,59

Удельный вес  прочей продукции в продукции  собственного производства, %

12,18

12,2

12,2

0,02

-

Итого

100,0

100,0

100,0

-

-

Информация о работе Прибыль и рентабельность предприятия, пути их повышения (на примере пищеблока ЧУ Санатория-Профилактория «Леневка»)