Прибыль и рентабельность предприятия, пути их повышения (на примере пищеблока ЧУ Санатория-Профилактория «Леневка»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 20:43, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является анализ прибыли и рентабельности ЧУ Санаторий-Профилакторий «Леневка» (пищеблок) и выявление путей повышения данных показателей в условиях рыночной экономики.
В соответствии с поставленной целью предусматривается решение следующих задач:
изучить теоретические основы анализа прибыли и рентабельности организации;
провести анализ прибыли и рентабельности пищеблока ЧУ Санатория-Профилактория «Леневка»;
разработать направления повышения прибыли и рентабельности пищеблока ЧУ Санатория-Профилактория «Леневка».

Содержание

Введение

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ

Прибыль производственного предприятия

Понятие, значение, виды и функции прибыли

1.1.2. Экономические факторы, влияющие на величину прибыли

1.1.3. Порядок распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия

1.1.4. Анализ распределения и использования чистой прибыли

1.2. Рентабельность производственного предприятия

1.2.1. Понятие рентабельности и его сущность

1.2.2. Показатели рентабельности

ГЛАВА II. АНАЛИЗ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПИЩЕБЛОКА САНАТОРИЯ-ПРОФИЛАКТОРИЯ «ЛЕНЕВКА»

2.1. Характеристика объекта исследования

2.2. Анализ технико-экономических показателей пищеблока санатория-профилактория «Леневка»

Анализ объемов производства (продаж) и ассортимента продукции (работ, услуг и т.д.)

Анализ прибыли предприятия общественного питания

Анализ валовой прибыли предприятия

2.3.2. Анализ прибыли от реализации товарной продукции

2.3.3. Анализ прибыли остающейся в распоряжении предприятия

2.4. Анализ рентабельности предприятия

2.4.1. Анализ рентабельности производства продукции

2.4.1.1. Анализ эффективности использования материальных ресурсов

2.4.2. Анализ рентабельности издержек производства и обращения

Анализ рентабельности совокупного капитала (активов и пассивов) предприятия

ГЛАВА III. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПИЩЕБЛОКА САНАТОРИЯ-ПРОФИЛАКТОРИЯ «ЛЕНЕВКА»

3.1.Повышение производительности труда работников предприятия

3.2. Резерв снижения затрат на производство продукции для дальнейшего повышения прибыли предприятия

Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

диплом.doc

— 1.87 Мб (Скачать файл)

Из таблицы 2.2.1.2. можно увидеть, что из продукции, которую предприятие само производит наибольшим спросом пользуется первые и вторые блюда, а также закуски кондитерские, наименьшим спросом пользуется сладкие блюда и прочая продукция. Изобразим графически рейтинг товаров собственного производства на рисунке 2.2.1.1.

Рисунок 2.2.1.1. Рейтинг товаров собственного производства пищеблока санатория-профилактория «Леневка»

Согласно рисунку 2.2.1.1. в структуре продукции собственного производства за три года произошли изменения. Так на протяжении трех лет спрос постепенно снижался на закуски (в 2008 году на 0,92%, а в 2009 году на 0,32%). Вторые блюда то поднимались по рейтингу спроса ( в 2008 против 2007 года увеличение продаж составило 0,02%), то снижались (в 2009 году против 2008 года продажи снизились на 0,49%). Спрос первых блюд с каждым годом увеличивался, в 2008 году на 0,65%, а в 2009 году на 0,23%. Можно заметить, что сладкие блюда пищеблока санатория-профилактория «Леневка» также как и первые блюда с каждым годом все больше и больше пользуются спросом посетителями. А вот прочая продукция, к которой относится кондитерские изделия, выпечка и горячие напитки, в 2008 году по сравнению с 2007 годом увеличилась по рейтингу спроса в незначительной степени (0,02%), а в 2009 году против предыдущего осталась на том же уровне, что и в 2008 году (12,2%).

Далее проанализируем динамику объема реализации продукции собственного производства  и покупных товаров (см. табл. 2.2.1.3. и рисунок 2.2.1.2.):

 

               Таблица 2.2.1.3.

Динамика объема реализации продукции собственного производства и покупных товаров

Год

Объем реализации продукции собственного производства, тыс. руб.

Абсолютный прирост

Темп роста

Объем реализации покупных товаров, тыс.руб.

Абсолютный прирост

Отклонения

Базис-ный, %

Цеп-ной, %

Базис-ный %

Цепной, %

01

02

03

04

05

06

07

08

09

2007

5025,5

0

-

-

1237,5

0

-

-

2008

5703,6

+678,1

113,49

113,49

1569,4

+331,0

126,82

126,82

2009

5919,7

+216,1

117,79

103,79

1752,3

+182,9

141,6

111,65


      

Рисунок 2.2.1.2. График динамики объема продукции собственного производства и покупных товаров

Как видно из графика,  динамика объема реализации продукции собственного производства и покупных товаров с каждым годом возрастал. В 2007 году объем реализации продукции собственного производства составил 5025,5 тыс. рублей, а объем реализации покупных товаров составил 1237,5 тыс.руб. В 2008 году произошло повышение как реализации собственной продукции, так и покупной на 678,1 тыс. руб. или на 13,49% и 331 тыс.руб. или 26,82% соответственно. В 2009 году увеличение объема реализации собственной продукции составило на 216,1 тыс. рублей или 3,79% чем в 2008 году, а увеличение покупных товаров составило на 182,9 тыс.руб. или 11,65%.

Анализ показателей  выполнения плана и динамики выпуска (реализации) продукции проводят как в целом за год, так и по кварталам. Следует учитывать, что динамика квартальных объемов продажи существенно отличается от годовых показателей; часто она имеет резко выраженные колебания.

Изучение  динамики товарооборота предполагает анализ квартальных  показателей (таблица 2.2.1.4.). Их динамика существенно отличается от динамики годовых показателей, поскольку изменения квартальных и месячных объемов выпуска продукции в рамках года характеризуются, как правило, большей неравномерностью, резко выраженными колебаниями.

С этой целью  анализируется ритмичность и  равномерности выпуска продукции. Важным показателем при этом анализе является коэффициент ритмичности, который рассчитывается как отношение числа периодов, за которые выполнен объем реализации продукции, к их общему количеству.

Таблица 2.2.1.4.

Равномерность  ритмичность  выпуска продукции по кварталам

Показатели

Объем реализации за  год (тыс.руб.

Оборот по кварталам в том  числе к годовому

I

II

III

IV

%

%

%

%

01

02

03

04

05

06

07

08

09

10

Всего за 2008 год

7273

1753

24,1

1662

22,85

2330

32,04

1528

21,0

В том числе:

                 

-оборот по продукции собственного производства

5703,6

1368,8

24,0

1316,5

23,08

1729,3

30,32

1289

22,6

-оборот покупных товаров

1569,4

384,2

24,48

345,5

22,01

600,7

38,28

239

15,23

Всего за 2009 год

7672

1789

23,32

1711

22,3

2562

33,39

1610

21,0

В том числе:

                 

-оборот по продукции собственного  производства

5919,7

1438,6

24,3

1359,2

22,96

1830,3

30,92

1291,6

21,82

-оборот покупных товаров

1752,3

350,4

20,0

351,8

20,08

731,7

41,76

318,4

18,17

Темп изменения 2008г. от 2007г., %

105,49

102,05

 

102,95

 

109,96

 

105,37

 

По данным таблицы 2.2.1.4. можно сказать, что товарооборот распределился неравномерно. Это подтверждает коэффициент равномерности равный 2,93 или 97,07%. Наиболее эффективная работа пищеблока санатория-профилактория «Леневка» реализована в III квартале 2009 г и 2008 г. Данный факт объясняется тем, что III квартал предшествует летним отпускам и является активным периодом посещаемости санатория, а значит и его пищеблока.

Для расчета  коэффициента равномерности Кравн необходимо предварительно найти среднее квадратическое отклонение и коэффициент вариации v:

; ;                                                 (2.2.1.1.)

Кравн = 100 - ,                                                                    (2.2.1.2.)

 

где: хi – товарооборот за i-тый период;

    - средний объем товарооборотов за n периодов;

   n – количество периодов исследования (месяцев, кварталов).

 

;   Кравн = 100 – 2,93 = 97,07

    1. Анализ прибыли предприятия общественного питания

 

Прибыль и рентабельность относится к важнейшим показателям, характеризующим эффективность  производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Более чем, какой либо другой показатель прибыль отражает результаты всех сторон деятельности предприятия. На ее величину влияет объем продукции, ее ассортимент, качество, уровень себестоимости, штрафы, неустойки и другие факторы.

Прибыль влияет на такой  обобщающий показатель, как рентабельность, состояние собственных оборотных средств, платежеспособность и размеры поощрительных фондов.

Выявление резервов роста  рентабельности может быть установлено  через систему взаимосвязанных  направлений экономического анализа.

Задача экономического анализа состоит в том, чтобы  дать оценку общей величины прибыли  и ее состава, проверить обоснованность плана и его выполнение по величине прибыли к уровню рентабельности, раскрыть влияние ряда факторов на отклонение фактической величины прибыли от плановой, выявить резервы роста прибыли и рентабельности.

Для удобства анализа  финансовых результатов вынесем  показатели прибыли в отдельную таблицу (таблица 2.3.1.).

Таблица 2.3.1.

Анализ финансовых результатов

Показатели

2007 год

2008 год

2009 год

Откл. 2008 г. от 2007 г.

(+,-)

Откл. 2009 г. от 2008 г.

(+,-)

% к обороту

% к обороту

% к обороту

01

02

03

04

05

06

07

08

09

Товарооборот общественного питания

6263

-

7273

-

7672

-

1010

399

Валовая прибыль

3353

53,54

3812

52,41

3926

51,17

459

114

Расходы общественного питания

3219

51,4

3622

49,8

3659

47,69

403

37

Доходы от реализации

134

2,1

190

2,6

267

3,48

56

77

 Операционные доходы

-

-

-

-

-

-

-

-

Операционные расходы

-

-

-

-

50

0,65

-

50

Внереализационные доходы

-

-

-

-

-

-

-

-

Внереализационные расходы

-

-

-

-

-

-

-

-

Чистая прибыль

101

1,61

145

1,99

170

2,22

44

25


Как видно из таблицы 2.3.1., наблюдается тенденция роста всех показателей прибыли. Увеличился показатель доходов и расходов по обычным видам деятельности на 459 тыс. руб. (13,69%) в 2007 г. по сравнению с 2007 г., а в 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличение составило в сумме 114 тыс.руб. Возросла прибыль от продаж в 2007 году против предыдущего 2007 года на 56 тыс. руб. (41,79%) и в отчетном 2009 году против предыдущего на 77 тыс.руб. (40,53%). Соответственно увеличился показатель чистой прибыли на 44 тыс. руб. в 2008 году и на 25 тыс.руб. в 2009 году, ее прирост составил 43,56% и 17,24% соответственно. Это связано прежде всего с увеличением объема реализуемой продукции в анализируемом периоде (2007-2009 гг.), а также с снижением уровня расходов общественного питания с 51,4% до 47,69% к обороту.

По данным таблицы 2.3.1. построим график (рисунок 2.3.1.).

Рисунок 2.3.1. Динамика прибыли столовой санатория – профилактория «Леневка» за 2006 - 2008 гг.

Как видно из представленной диаграммы в период с 2007 - 2009 гг. наблюдается устойчивый рост прибыли. Это положительный момент, он показывает, что предприятие динамично развивается, увеличивает объем производства и реализации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      1. Анализ валовой прибыли предприятия

 

Роль и значение валового дохода как экономического показателя заключаются в следующем: валовой  доход является источником формирования прибыли; за счет валового дохода возмещаются  издержки производства и обращения; валовой доход служит источником пополнения собственных оборотных средств; за счет валового дохода формируются различные бюджетные и внебюджетные фонды); за счет валового дохода предприятия питания уплачивают акцизы и таким образом участвуют в формировании бюджета страны. Валовой доход предприятия питания измеряется в абсолютных и относительных величинах. В абсолютных величинах валовой доход характеризуется суммой, выраженной в денежных единицах, в относительных величинах - уровнем. Уровень валового дохода (Ув. д) рассчитывается как отношение суммы валового дохода к валовому товарообороту, выраженное в процентах.

Оценка выполнения динамики валового дохода приведены в таблице 2.3.1.1.

Таблица 2.3.1.1.

Исходные данные для  проведения факторного анализа валового дохода

Показатели

2007 год

2008 год

2009 год

Откл. 2008 г. от 2007 г.

(+,-)

Откл. 2009 г. от 2008 г.

(+,-)

Товарооборот в действующих  ценах, тыс.руб.

6263

7273

7672

1010

399

Товарооборот в сопоставимых ценах, тыс.руб.

6263

6511,2

6751,7

248,2

240,5

Валовой доход, тыс.руб.

3353

3812

3926

459

114

Уровень валового дохода, %

53,54

52,41

51,17

-1,13

-1,24


На валовой доход  влияют следующие факторы:

  • Изменение цен;
  • Изменение объема товарооборота;
  • Средний уровень валового дохода.

Для изучения влияния  факторов на сумму валового дохода составляют следующие расчеты (таблица 2.3.1.2.).

Таблица 2.3.1.2.

Расчет влияния факторов на сумму валового дохода

Фактор

Формулы решения

Расчет

2008 год

2009 год

Влияние товарооборота

(Тф - Тпр)*УВД пр.г./100

(7273 - 6263)* 53,54/100 = 540,75

(7672 - 7273)* 52,41/100 = 209,12

за счет изменения цен

(Тф -Тс)*УВДпр.г./100

(7273 – 6511,2)* 53,54/100 = 407,87

(7672 – 6751,7)* 52,41/100 = 482,33

за счет изменения физического объема товарооборота

(Тс - Тф)*УВДпр.г./100

(6511,2 - 7273)* 53,54/100 = -407,87

(6751,7 - 7672)* 52,41/100 = -482,33

Изменение уровня валового дохода

(УВДф - УВДпр.г.)*Тф/100

(52,41 – 53,54)*7273/100 = - 82,18

(51,17 – 52,41)*7672/100 = - 95,13

Итого

 

459

114


Таким образом, за счет общего товарооборота сумма валового дохода снизилась на 540,75 тыс. руб. в 2008 году и на 209,12 тыс.руб. в 2009 году. В том числе за счет изменения цен валовой доход вырос на 407,87 тыс. руб. в 2008 году и на 482,33 тыс.руб. в 2009 году, за счет изменения физического объема товарооборота - снизился на те же суммы. Изменение уровня валового дохода снизило сумму валового дохода на 82,18 тыс.руб. в 2008 году и на 95,13 тыс. руб. в 2009 году.

В общем, сумма валового дохода за счет влияния установленных факторов увеличилась в 2008 году против 2007 года на 459 тыс. руб., а в 2009 году против 2008 года на 114 тыс.руб.

Влияние каждого из показателей  представлено на рисунке 2.3.1.1.

Рис.2.3.1.1. Влияние изменения показателей деятельности предприятия на величину валовой прибыли в 2008 и 2009 году.

Представленная  диаграмма (рис. 2.3.1.1.)позволяет судить о влиянии каждого из факторов на финансовый результат деятельности предприятия.

На основании  данных построенной диаграммы можно сделать вывод, что основные изменения величины валовой прибыли предприятия произошли из-за увеличения объемов реализации и себестоимости продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.2. Анализ прибыли от реализации товарной продукции

 

Прибыль от реализации товарной продукции является результатом  производственной деятельности и процесса обращения и занимает наибольший удельный вес в балансовой прибыли предприятия.

Информация о работе Прибыль и рентабельность предприятия, пути их повышения (на примере пищеблока ЧУ Санатория-Профилактория «Леневка»)