Принципы организации учета материальных затрат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 16:17, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является изучение теоретических основ организации учета материальных затрат, а так же рассмотрение на конкретном предприятии. Для достижения указанной цели в работе ставились следующие задачи:
- рассмотреть теоретический аспект учета материальных затрат
- проанализировать организацию учета прямых затрат на практике конкретного предприятия, выявить недостатки и трудности учета;
- предложить собственные пути совершенствования организации учета прямых затрат.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЗАТРАТЫ НА ПРОИЗВОДСТВО: ИХ СУЩНОСТЬ, СОСТАВ
1.1. Состав материальных затрат на производство, их классификация…5
1.2.Нормативное регулирование учета затрат…………………………...10
1.3.Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг)……………………………………………………………………..13
ГЛАВА 2. УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАТРАТ
2.1. Экономическая характеристика предприятия………………………23
2.2. Принципы учета материальных затрат………………………………28
2.3. Бухгалтерский учет материальных затрат………………………….34
2.4. Совершенствование учета материальных затрат…………………..39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………...42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………...44

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Ямидановой 3.4В-ФК.doc

— 235.50 Кб (Скачать файл)

Поскольку удельная себестоимость  при попроцессной калькуляции представляет собой усредненный показатель, то и попроцессная система учета  требует меньшего числа хозяйственных  операции, чем позаказная система. Именно поэтому многие компании предпочитают пользоваться попроцессной калькуляцией затрат. В любом случае, прежде чем остановиться на конкретной системы, необходимо уяснить принципиальные особенности каждой системы в более широком плане. Обычно выбор того или иного метода калькулирования в значительной степени зависит от характеристик производственного процесса и видов производимой продукции. Если это продукция одного типа, она продвигается от одного технологического участка к другому непрерывным потоком, предпочтительным является метод попроцессной калькуляции затрат.

Учет затрат методом попроцессной калькуляции содержит четыре основные операции:

1.Суммирование движущихся в  потоке вещественных единиц продукции.  На первом этапе определяется  сумма единиц продукции, подвергшейся обработке в данном подразделении в течение отчетного периода времени. При этом объем на входе должен равняться объему на выходе. Этот этап позволяет выявить утраченные в процессе производства единицы продукции. Взаимозависимость может быть выражена формулой:

где     Зпр – первоначальные запасы;

I – количество продукции на начало периода;

Зкп – запасы на конец периода;

Т - количество единиц завершенной  и переданной далее продукции.

2.Определение продукции на выходе  в эквивалентных единицах. Для того чтобы выявить удельную себестоимость в условиях много процессного производства важно установить полный объем работы, выполненной за отчетный период. В обрабатывающих отраслях существует специфическая причина, связанная с тем, как учитывать все еще незавершенное производство, т. е. работы на конец отчетного периода выполненные частично. Для целей попроцессной калькуляции затрат единицы частично завершенной продукции измеряются на основе эквивалентов полных единиц продукции. Эквивалентные единицы представляют собой показатель того, какое число полных единиц продукции соответствует количеству полностью завершенных единиц продукции плюс количество частично завершенных единиц продукции. Например, 100 единиц продукции со степенью завершенности в 60%, с точки зрения производственных затрат, эквивалентны 60 полностью завершенным единицам. 

3.Определение полных учитываемых  затрат и вычисление удельной  себестоимости в расчете на  эквивалентную единицу. На этом  этапе суммируются полные затраты отнесенные на производственное подразделение в отчетном периоде. Удельная себестоимость в расчете на эквивалент составит:

где     Ус – удельная себестоимость;

Пз – полные затраты за период времени;

Эп – эквивалентные единицы продукции за период времени.

4.Учет единиц завершенной и  переданной далее продукции и  единиц, остающихся в незавершенном  производстве.

Для попроцессной калькуляции затрат используется так называемая сводная  ведомость затрат на производство. В ней обобщаются как полные затраты, так и показатели удельной себестоимости, отнесенные на то или иное подразделение, и содержится распределение полных затрат между запасами незавершенного производства и единицами завершенной и переданной далее (или запасами продукции) продукции.

Сводная ведомость затрат на производство охватывает все четыре этапа калькуляции и служит источником для ежемесячного внесения записей в журнал операций. Это удобная процедура, при которой данные о затратах докладываются руководству.

Попередельный метод учета затрат и калькулирования себестоимости применяется в массовых производствах обрабатывающей промышленности, где технологический процесс состоит из нескольких последовательных переделов (стадий), перерабатывающих исходные материалы от начала его обработки до получения из них готового изделия (предприятия металлургической, химической, текстильной, бумажной, стекольной и других отраслей). Объектом учета издержек производства в таких производствах является каждый самостоятельный передел. Перечень переделов определяется на основе технологического процесса, в зависимости от которого строится система формирования и учета издержек производства, оценка незавершенного производства и калькулирование себестоимости продукции.

В этих производствах  полуфабрикаты, изготовленные в одном переделе, последовательно передаются по установленному технологическому процессу на следующий передел до превращения их в готовое изделие. Например, металлургические предприятия имеют три предела: выплавка чугуна, выплавка стали и прокатное производство; кирпичное производство – переделы добычи глины, формовка и сушка кирпича-сырца, обжига кирпича. В каждом случае полуфабрикаты первого передела передаются на второй, со второго – на третий, который выпускает готовую продукцию. В некоторых производствах товарной продукцией могут быть и полуфабрикаты предыдущих переделов, например, продажа прядильного производства на текстильных предприятиях, имеющих прядильное, ткацкое и красильное производства и вырабатывающих ткани.

Показанный метод применяется  главным образом в отраслях, производство которых обрабатывает одновременно и параллельно множество различных заготовок, деталей и узлов, а готовая продукция создается путем механической сборки отдельных частей изделия[13]. Применяется этот метод преимущественно в машиностроительной и металлообрабатывающей промышленности, в индивидуальных и мелкосерийных производствах, ремонтных цехах. Объектом учета производственных затрат и калькулирования в этом случае является заказ, то есть единичное изделие, серия изделий или определенные работы. Заказы формирует планово-производственный отдел предприятия. Он рассылает специальные извещения об открытии заказа всех подразделениям предприятия, участвующим в выполнении заказа, и бухгалтерии. Каждому заказу им присваивается определенный номер (шифр). Заказы шифруются обычно по серийной системе, то есть на каждую группу однородных заказов выделяется определенная серия номеров. При этом, все заказы подразделяются на внешние (выполняемые для других предприятий) и внутренние (выполняемые для цехов и служб своего предприятия). Внутренние заказы могут быть постоянными, им может присваиваться постоянный шифр на год.

При позаказном методе нет  необходимости распределять между  законченной продукцией и незавершенным  производством, так как все затраты  по законченному заказу относятся на готовую продукцию, а по незаконченному заказу относятся в незавершенном  производстве, что значительно упрощает технику калькулирования. Недостатком позаказного метода является то, что фактическая себестоимость готового изделия при нем может быть выявлена только после окончания всего заказа.

Другим недостатком  этого метода является то, что  определяется себестоимости заказа только после его окончания, затраты одного отчетного периода переходят на другой отчетный период. При большой продолжительности периода изготовления заказа (например, в судостроении) в себестоимость заказа могут включаться затраты даже разных лет. Это затрудняет контроль над издержками, так как утрачивается сопоставимость затрат. Для частичного устранения этого недостатка заказ делят на несколько частей с выделением затрат по каждой части.

 

 

 

 

ГЛАВА 2. УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАТРАТ

 

   2.1. Экономическая характеристика  предприятия

 

Прежде чем  перейти к изучению состояния  учета прямых материальных затрат необходимо дать краткую характеристику самому предприятию, что позволит шире изучать  проблемы предприятия.

ОАО «Мясокомбинат» занимается переработкой мяса и мясопродуктов. Комбинат основан в 1967 году.

Комбинат преобразован из государственного предприятия в  открытое акционерное общество и  действует на основании Устава, утвержденного  решением Общего собрания акционеров, в соответствии с Указом Президента РФ № 721 от 01.07.92г. «Об организационных  мерах по преобразованию государственных предприятий в акционерные общества». Общество осуществляет свою деятельность в соответствии с действующим законодательством РФ и Уставом.

Юридической базой  функционирования предприятия является Гражданский Кодекс РФ, Федеральный закон РФ. «Об акционерных обществах».

ОАО «Мясокомбинат» является юридическим лицом и создано без ограничения срока деятельности, имеет в собственности имущество, учитываемое на самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом, и ответчиком в суде.

Общество осуществляет свою деятельность на коммерческой основе в целях получения прибыли.

Основными видами деятельности Общества являются:

- промышленная  деятельность;

- торговая деятельность;

- посредническая  деятельность;

- закупочная  и сбытовая деятельность.

Мясокомбинат  имеет лицензию на право производства своей продукции, выполняет требования экологичности и безопасности, выдает клиентам ветеринарное свидетельство и удостоверение о качестве продукции для реализации с необходимыми условиями хранения и сроком реализации продукции.

Производство  предприятия состоит из основных цехов: убойного, колбасного, консервного  и цеха изготовления полуфабрикатов, вспомогательных и обслуживающих производств. Производственная структура ОАО «Мясокомбинат» представлена на рис.1. Тип построения производственной структуры - предметный.

Производственная  деятельность комбината направлена на переработку мяса и мясопродуктов, выработку колбас, консервы, и полуфабрикатов.

Предприятие по технологическим условиям относится  к предприятиям с непрерывным  процессом производства. На сегодняшний  день на комбинате сложилась обстановка, при которой из-за отсутствия собственных  оборотных средств, отсутствия льготных кредитов на покупку сырья, предприятие перерабатывает мясо на давальческой основе, в связи, с чем производство стало носить сезонный характер.

В условиях рыночной экономики важнейшим фактором нормального  функционирования производства является, как уже было сказано выше – управленческая деятельность, которая обеспечивается информацией, удовлетворяющей требованиям менеджеров и ее подчиненностью потребностям организационной структуры предприятия. Организационные структуры предприятия отличаются большим многообразием и зависят от множества факторов.

 




Рисунок 1.1 –  Производственная структура ОАО  «Мясокомбинат»

 

Области хозяйственной  деятельности можно представить  рис.2.

 




 


 

 

 

Рис. 2. Области хозяйственной деятельности

 

На ОАО «Мясокомбинат» организационная структура официально находит свое выражение в штатном расписании, фактически она обеспечивает согласованность отдельных видов деятельности и усилий подразделений по выполнению основных задач и целей.

Полная организационная  структура предприятия зависит  от следующих факторов:

- характера  производства и его отраслевых  особенностей, состава выпускаемой  продукции, технологии изготовления, масштаба и типа производства, уровня технической оснащенности предприятия;

- форм организации  управления;

- соответствия  структуры аппарата управления  и иерархической структуры производства;

- соотношения  между отраслевой (по продукту) и  территориальной (по региону) формами управления;

- уровня механизации  и автоматизации управленческих  работ, квалификации работников, эффективности их труда.

Руководство ОАО  «Мясокомбинат» изучив выше, перечисленные факторы, сугубо индивидуальные свои условия, разработали и приняли линейно-функциональную структуру управления.

Это форма управления, в которой комбинируется линейное и функциональное управление, что  позволяет сочетать централизацию  и децентрализацию в управлении. Ответственность за производство, сбыт, финансы и другое возлагается на функциональных управляющих, которые подчиняются высшему руководству, линейный персонал может сконцентрировать свое внимание на текущей деятельности.

Недостатками  данной структуры являются:

- отсутствие  гибкости во взаимоотношениях  работников аппарата управления из-за применения формальных правил, в результате затрудняется передача информации, что сказывается на скорости и своевременности принятия управленческих решений;

- необходимость  согласования действий функциональных  служб резко увеличивает объем работы руководителя организации и его заместителей, чрезмерно централизует оперативное управление производством.

Принятая на ОАО «Мясокомбинат» организационная структура соответствует общим правилам:

1. Удовлетворение  потребностей персонала разных уровней управления в необходимой для принятия решений информации. Управленческий учет как система должен быть организован на предприятиях в трех уровнях: нулевом. Первом и последующем.

2. Обоснованность  по отношению к каждому производственному  подразделению, где возникают затраты принципа «затраты – объем переработки сырья – прибыль».Затраты можно признать в достаточной степени обоснованными, если производственные мощности подразделений будут иметь оптимальную загрузку.

3. Контроль за  объемом производства, собственными затратами и прибылью каждого подразделения базируется на использовании планов и смет.

4. Обобщение  информации по центрам возникновения  затрат, ответственности и рентабельности. Обязательным в свободном учете  является отражение собственных затрат подразделений, величины трансфертных цен на материальные ресурсы и готовую продукцию, уровня прибыли.

Информация о работе Принципы организации учета материальных затрат