Совершенствование учета основных средств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 16:05, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – рассмотреть и проанализировать учет основных средств на предприятии, а также выявить пути его совершенствования.
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
- изучить теоретические основы учета основных средств;
- рассмотреть организационную и экономическую характеристику предприятия;
- рассмотреть учет основных средств на предприятии;
- наметить мероприятия по совершенствованию учета основных средств в ЗАО «Степное».

Содержание

Введение 3
1 Теоретические основы учета основных средств 5
1.1 Понятие, классификация, оценка и задачи учета основных средств 5
1.2 Документальное оформление движения основных средств 10
1.3 Аналитический и синтетический учет основных средств 12
1.4 Учет амортизации основных средств 16
2 Организационно-экономическая характеристика предприятия 20
2.1 Организационная характеристика 20
2.2 Экономическая характеристика 26
3 Учет основных средств 32
3.1 Состав и классификация основных средств 32
3.2 Первичный учет поступления и выбытия основных средств 33
3.3 Аналитический и синтетический учет основных средств в хозяйстве 36
3.4 Учет амортизации основных средств 40
4 Совершенствование учета основных средств 43
Выводы и предложения 49
Список использованной литературы 51

Вложенные файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 1.18 Мб (Скачать файл)

Задачами бухгалтерского учета основных средств являются:

а) формирование фактических  затрат, связанных с принятием активов в качестве основных средств к бухгалтерскому учету;

б) правильное оформление документов и своевременное отражение поступления основных средств, их внутреннего перемещения и выбытия;

в) достоверное определение  результатов от продажи и прочего  выбытия основных средств;

г) определение фактических  затрат, связанных с содержанием  основных средств (технический осмотр, поддержание в рабочем состоянии и др.);

д) обеспечение контроля за сохранностью основных средств, принятых к бухгалтерскому учету;

е) проведение анализа  использования основных средств;

ж) получение информации об основных средствах, необходимой для раскрытия в бухгалтерской отчетности[5].

 

 

1.2 Документальное оформление  движения основных средств

 

Движение основных средств  связано с осуществлением хозяйственных  операций по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию основных средств. Указанные операции оформляются типовыми формами первичной учетной документации.

Поступающие основные средства принимает комиссия, назначаемая  руководителем организации. Для  оформления приемки составляется акт  о приемке-передаче основных средств  на каждый объект в отдельности. Общий акт на несколько объектов можно составлять лишь в том случае, если объекты однотипные, имеют одинаковую стоимость и приняты одновременно под ответственность одного и того же лица. В актах указывают наименование объекта, год постройки или выпуска заводом, краткую характеристику, первоначальную стоимость, присвоенный объекту инвентарный номер, место использования объекта и другие сведения, необходимые для аналитического учета основных средств.

После оформления акт  о приемке-передаче основных средств передают в бухгалтерию организации. К акту прилагают техническую документацию, относящуюся к данному объекту (паспорт, чертежи и т. п.). Акт утверждает руководитель организации. При передаче основных средств другой организации акт составляют в двух экземплярах (для организации, сдающей основные средства, и организации, принимающей их).

Поступившее на склад  оборудование для установки оформляют актом о приемке (поступлении) оборудования. В акте указывают наименование оборудования, тип, марку, количество единиц, стоимость, обнаруженные дефекты.

Передачу оборудования монтажным организациям оформляют актом о приемке-передаче оборудования в монтаж с указанием в нем монтажной организации, наименования и стоимости переданного оборудования, его комплектности и выявленных при наружном осмотре оборудования дефектах.

На дефекты, выявленные в процессе ревизии, монтажа или  испытания оборудования, составляется акт о выявленных дефектах оборудования. В нем указывают по каждому наименованию оборудования выявленные дефекты и мероприятия или работы для устранения выявленных дефектов. Акт подписывают представители заказчика, подрядчика и организации-исполнителя.

Приемку законченных  работ по ремонту, реконструкции  и модернизации объекта оформляют актом о приемке-сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов. В акте указывается изменение в технической характеристике и первоначальной стоимости объекта, вызванное реконструкцией и модернизацией объекта. Если ремонт, реконструкцию и модернизацию осуществляет сторонняя организация, акт составляют в двух экземплярах (по экземпляру обеим сторонам).

Внутреннее перемещение  основных средств из одного цеха (производства, отдела, участка) в другой, а также их передачу со склада в эксплуатацию оформляют накладной на внутреннее перемещение основных средств. Накладную выписывают в двух экземплярах. Первый экземпляр с распиской получателя и сдатчика передают в бухгалтерию для записи в инвентарной карточке, а второй остается у сдатчика для отметки о выбытии объекта в инвентарном списке основных средств.

Операции по списанию всех основных средств, кроме автотранспортных, оформляют актом о списании объекта основных средств, а списание грузового или легкового автомобиля, прицепа или полуприцепа — актом о списании автотранспортных средств.

В актах на списание основных средств указывают техническое  состояние и причину списания объекта, первоначальную стоимость, сумму амортизации, затраты на списание, стоимость материальных ценностей (запасных частей, металлолома и т. п.), полученных от ликвидации объекта (выручка от ликвидации), результат от списания[11].

 

 

1.3 Аналитический и  синтетический учет основных  средств

 

Основным регистром  аналитического учета основных средств  являются инвентарные карточки. На лицевой стороне инвентарных карточек указывают наименование и инвентарный номер объекта, год выпуска (постройки), дату и номер акта о приемке, местонахождение, первоначальную стоимость, норму амортизационных отчислений, шифр затрат (для отнесения сумм амортизации), сумму начисленной амортизации, внутреннее перемещение и причину выбытия.

На оборотной  стороне инвентарных карточек указывают сведения о дате и затратах по достройке, дооборудованию, реконструкции и модернизации объекта, выполненных ремонтных работах, а также краткую индивидуальную характеристику объекта.

Инвентарные карточки составляются в бухгалтерии на каждый инвентарный номер в одном экземпляре. Они могут использоваться для группового учета однотипных предметов, имеющих одинаковую техническую характеристику, одинаковую стоимость, одинаковое производственно - хозяйственное назначение и поступивших в эксплуатацию в одном календарном месяце.

Инвентарные карточки заполняют на основе первичных документов (актов приемки - передачи, технических  паспортов и др.) и передают затем под расписку в соответствующий отдел организации.

По месту  нахождения (эксплуатации) основных средств для контроля за их сохранностью можно вести инвентарные списки основных средств. В них записывают номер и дату инвентарной карточки, инвентарный номер объекта, его полное название, первоначальную стоимость и данные о выбытии (перемещении) - дату и номер документа, и причину выбытия. Разрешается вести учет объектов по месту их нахождения в инвентарных карточках. В этом случае инвентарные карточки выписывают в двух экземплярах, и второй экземпляр передают по месту нахождения объекта. Учет объектов основных средств по месту нахождения осуществляют лица, ответственные за сохранность этих средств.

В бухгалтерии  инвентарные карточки формируют  в инвентарную картотеку, в которой они разделены на группы по видам основных средств[9].

Синтетический учет наличия и движения основных средств, принадлежащих предприятию на правах собственности, осуществляется на следующих счетах:

- "Основные  средства" (активный);

- "Амортизация  основных средств" (пассивный);

- "Прочие  доходы и расходы" (активно  - пассивный).

Счет 01 "Основные средства" предназначен для получения  информации о наличии и движении принадлежащих организации на правах собственности основных средств, находящихся в эксплуатации, запасе, на консервации или сданных в текущую аренду.

Стоимость основных средств, поступивших в качестве вклада в уставный капитал, оформляют следующими бухгалтерскими записями:

Дебет счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" Кредит счета 75 "Расчеты с учредителями"

Дебет счета 01 "Основные средства" Кредит счета 08 "Вложения во внеоборотные активы".

Основные средства, приобретенные за плату у других организаций и лиц, а также  созданные в самой организации, отражают по дебету счета 01 "Основные средства" и кредиту счета 08 "Вложения во внеоборотные активы".

Безвозмездно  принятые основные средства приходуют по дебету счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" и кредиту счета 98 "Доходы будущих периодов", субсчет 98-2 "Безвозмездные поступления". Стоимость безвозмездно полученных основных средств по мере начисления амортизации по ним списывается с субсчета 98-2 "Безвозмездные поступления" в кредит счета 91 "Прочие доходы и расходы".

Следовательно, по безвозмездно принятым основным средствам  составляются следующие бухгалтерские записи:

Дебет счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" Кредит счета 98 "Доходы будущих периодов"

- на первоначальную  стоимость

Дебет счета 01 "Основные средства" Кредит счета 08 "Вложения во внеоборотные активы"

- на первоначальную  стоимость

Дебет счетов учета  затрат (25, 26 и др.) Кредит счета 02 "Амортизация основных средств"

- ежемесячно  на сумму амортизации

Дебет счета 98 "Доходы будущих периодов" Кредит счета 91 "Прочие доходы и расходы"

- ежемесячно  на сумму амортизации.

При выбытии  основных средств накопленная амортизация  по объекту списывается в уменьшение его первоначальной стоимости. При этом дебетуют счет 02 "Амортизация основных средств" и кредитуют счет 01 "Основные средства".

При выбытии  основных средств вследствие продажи, по причине ветхости, морального износа, безвозмездной передачи остаточная стоимость объекта списывается со счета 01 "Основные средства" в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы". Кроме того, по дебету счета 91 отражают все расходы, связанные с выбытием основных средств, а по кредиту - все поступления, связанные с выбытием основных средств (выручка от продажи объектов, стоимость материалов, лома, утиля, полученных при ликвидации объектов, и др.).

Таким образом, на счете 91 "Прочие доходы и расходы" формируется финансовый результат  от выбытия основных средств. Ежемесячно этот финансовый результат списывается со счета 91 на счет 99 "Прибыли и убытки".

При продаже  основных средств их продажную стоимость  отражают по дебету счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" или 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и кредиту счета 91 "Прочие доходы и расходы". Одновременно остаточную стоимость основных средств списывают с кредита счета 01 "Основные средства" в дебет счета 91, а сумму амортизации по проданным основным средствам - в дебет счета 02 "Амортизация основных средств" и кредит счета 01. В дебет счета 91 списывают также сумму НДС по основным средствам (с кредита счета 68 "Расчеты по налогам и сборам") и расходы по продаже основных средств с кредита счета 23 "Вспомогательные производства" и других счетов.

При безвозмездной передаче основных средств их остаточную стоимость списывают с кредита счета 01 "Основные средства" в дебет счета 91 "Прочие доходы и расходы", а сумму амортизации - с кредита счета 01 в дебет счета 02 "Амортизация основных средств". Расходы по демонтажу, упаковке, транспортировке и др. по безвозмездно передаваемым объектам отражают по дебету счета 91 с кредита соответствующих расчетных и других счетов. Финансовый результат от безвозмездной передачи основных средств списывают со счета 91 на счет 99 "Прибыли и убытки".

Основные средства, переданные в счет вклада в уставный капитал (фонд) других организаций и в счет вклада в общее имущество по договору простого товарищества, списывают по остаточной стоимости в дебет счета 58 "Финансовые вложения" с кредита счета 01 "Основные средства", а сумму амортизации по переданным основным средствам - с кредита счета 01 в дебет счета 02 "Амортизация основных средств". Дополнительные расходы, связанные с передачей основных средств, списывают в дебет счета 91 с кредита соответствующих счетов.

Разница между  согласованной оценкой вклада (которая  должна быть отражена по счету 58) и остаточной стоимостью основных средств отражается на счете 91 "Прочие доходы и расходы" в качестве операционного дохода или расхода. При этом если согласованная оценка превышает остаточную стоимость основных средств, то на сумму разницы дебетуют счет 58 и кредитуют счет 91. Если согласованная оценка ниже остаточной стоимости, то разницу отражают по дебету счета 91 и кредиту счета 58.

Выявленные  по инвентаризации неучтенные основные средства подлежат оприходованию по дебету счета 01 "Основные средства" с кредита счета 91 "Прочие доходы и расходы" с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных лиц (у бюджетных организаций излишки относят на увеличение финансирования или фондов).

Для учета выбытия  основных средств к счету 01 "Основные средства" может открываться субсчет "Выбытие основных средств". В  дебет этого субсчета переносят стоимость выбывшего объекта, а в кредит - сумму накопленной амортизации. Остаточная стоимость объекта списывается со счета 01 "Основные средства" на счет 91 "Прочие доходы и расходы"[9].

 

 

1.4 Учет амортизации  основных средств

 

В соответствии с ПБУ 6/01 "Учет основных средств" стоимость объектов основных средств погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено Положением.

Амортизация объектов основных средств производится одним  из следующих способов начисления амортизационных начислений:

- линейный способ;

- способ уменьшаемого  остатка;

- способ списания  стоимости по сумме чисел лет  срока полезного использования;

- способ списания  стоимости пропорционально объему  продукции (работ).

Один из способов применяется к группе однородных объектов основных средств в течение всего срока их полезного использования. Срок полезного использования объекта основных средств определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету.

Информация о работе Совершенствование учета основных средств