Совершенствование учета расчетов кредитов и займов на примере ХХХ ХХХХХ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 18:34, дипломная работа

Краткое описание

Цель данной дипломной работы заключается в том, чтобы на примере конкретного предприятия (ОАО «СКБТ») рассмотреть учет кредитов и займов, проверить правильность отражения этих средств в бухгалтерском учете.
В связи с поставленной целью решаются следующие задачи: Исследование экономической сущности кредитов и займов, документального оформления банковских кредитов, нормативных документов, регулирующих правовую основу учета расчетов по кредитам и займам; Рассмотрение учета расчетов по кредитам и займам на примере ОАО «СКБТ» (виды кредитов и займов, используемые предприятием, синтетический учет расчетов по кредитам и займам, аналитический учет расчетов по кредитам и займам; Внедрение система совершенствования учета расчетов по кредитам и займам.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УЧЕТА РАСЧЕТОВ ПО КРЕДИТАМ И ЗАЙМАМ…………………………………………………………………………..7
1.1. Экономическая сущность кредитов и займов……………………………....7
1.2. Документальное оформление банковских кредитов. Нормативные документы, регулирующие правовую основу учета расчетов по кредитам и займам…………………………………………………………………………….12
1.3. Общие положения по ведению учета кредитов и займов………………...17
1.4. Общие положения контроля за учетом кредитов и займов………………25
2. УЧЕТ РАСЧЕТОВ ПО КРЕДИТАМ И ЗАЙМАМ на примере ОАО «СКБТ»……………………………………………………………………………32
2.1. Общая характеристика организации……………………………………….32
2.2. Виды кредитов и займов, используемые предприятием………………….39
2.3. Синтетический учет расчетов по кредитам и займам…………………….44
2.4. Аналитический учет расчетов по кредитам и займам…………………….75
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УЧЕТА РАСЧЕТОВ ПО БАНКОВСКИМ КРЕДИТАМ И ЗАЙМАМ……………………………………………………….82
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………......96
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………101

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМ_Учет кредитов и займов.doc

— 921.00 Кб (Скачать файл)
  • ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н);
  • ПБУ 14/2000 "Учет нематериальных активов" (утв. приказом Минфина России от 16.10.2000 № 91н);
  • ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов" (утв. приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н).

Помимо этого, в блоке учета займов и кредитов пришлось учесть в том числе и  положения известного Определения  Конституционного Суда РФ от 08.04.2004 № 169-О.

Была предложена следующая схема учета банковских кредитов и распределения банковских процентов.

Договорно-правовым отделом предприятия регистрируется в программе договор на получение  кредита с организацией - кредитором. Договорно-правовой отдел сканирует  договор и вносит его описание в информационную базу. Предусмотрено автоматизированное согласование договоров службами ОАО "СКБТ".

Это сделано  для ускорения и упрощения  процесса прохождения договорами ценовой  комиссии, оперативного оповещения руководителей  о необходимости ознакомления с проектами договоров и ухода от согласования на бумажных носителях. [22, с. 101]

Все расчеты  с контрагентами выполняются  в разрезе заключенных договоров  и сделок в рамках договоров.

При получении  краткосрочного банковского кредита в системе оформляется документ "Строка банковской выписки - приход", который был модифицирован в типовой конфигурации.

Документом  автоматически формируются проводки:

Дебет 51 Кредит 66.1

- на сумму полученного  кредита в рублях;

Дебет 52 Кредит 66.11

- на сумму полученного  кредита в валюте.

При оплате задолженности  контрагентам заемными средствами, в  системе оформляется документ "Распределение  кредитных средств" (см. рис. 1), где  накапливается информация о банковских выписках, по которым были произведены расчеты с поставщиками за счет кредитных средств.

Рис. 1

Так как все  платежи производятся на основании  документов "Заявка поставщику (ТМЦ)" или "Заявка поставщику ОС, НМА, и  пр." в разрезе договоров, оформленных  с поставщиками, на этапе оплаты аванса в системе есть информация о том, за что оплатили конкретный аванс (ТМЦ, ОС, НМА и пр.). В конце отчетного периода создается документ "Начисление процентов по кредиту" (см. рис. 2). При работе данного документа анализируются корреспонденции счетов по оплаченным документам (на базе документа "Распределение кредитных средств").[22, с. 103]

Рис. 2

В зависимости от того, на что пошли заемные средства возможны следующие варианты отнесения начисленных процентов:

  1. При оплате задолженности с корреспонденцией, отличной от счета 60 (например, налоги, заработная плата) начисленные проценты относятся на счет 91.2.
  2. При оплате задолженности за ТМЦ, которые УЖЕ приняты к учету, начисленные проценты относятся на счет 91.2.
  3. При оплате задолженности за ОС, в случае, если ОС введены в эксплуатацию, начисленные проценты относятся на счет 91.2.
  4. Проценты, которые начислены на суммы, использованные для предварительной оплаты МПЗ, относятся в дебет 97 счета в разрезе контрагентов-поставщиков с выделением основания, а затем включаются в покупную стоимость МПЗ (п. 15 ПБУ 15/01, п. 6 ПБУ 5/01). [22, с. 103]

В данном случае документ "Начисление процентов по кредиту" сформирует следующие проводки:

Дебет 97 Кредит 66.2 (66.22)

- начислены проценты за пользование кредитными средствами, перечисленными в качестве аванса в счет будущих поставок МПЗ (определяется видом оформляемой заявки + договором ДПО);

Дебет Н09

- "Внереализационные  расходы" Движение по налоговому  учету в сумме начисленных  процентов;

Дебет 68.4.2 Кредит 77

- отложенное налоговое  обязательство в виде разницы  отнесения затрат в сумме начисленных  процентов в бухгалтерском и  налоговом учете приводит к  образованию налогооблагаемой временной  разницы (ОНО = НВРx24%).

Документ "Поступление ТМЦ" сформирует следующие проводки:

Дебет 10 Кредит 60.1

- Оприходованы материалы; 

Дебет 19.3 Кредит 60.1

- Отражен НДС; 

Дебет 60.1 Кредит 60.2

- Зачтен аванс; 

Дебет 10 Кредит 97

- Увеличена первоначальная  стоимость материалов на проценты по кредиту, использованному для их оплаты;

Дебет Н02.01 "Поступление  и выбытие материалов"

- по покупной стоимости. 

Документы "Списание ТМЦ" и "Реализация ТМЦ" формирует  следующие проводки:

В бухгалтерском учете  материалы списываются по сформированной стоимости (покупная стоимость + начисленные проценты), а в налоговом учете по покупной стоимости.

Дебет 77 Кредит 68.4.2

- Погашается отложенное  налоговое обязательство (ОНО = НВР x 24%).

5. Проценты, которые  начислены на суммы, использованные  для предварительной оплаты ОС, относятся в дебет счета 97 в разрезе контрагентов-поставщиков с выделением основания, а затем включаются в покупную стоимость ОС (п. 15 ПБУ 15/01, п.8 ПБУ 6/01). [22, с. 107]

Документ "Начисление процентов по кредитам" формирует  следующие проводки:

Дебет 97 Кредит 66.2 (66.22)

- Начисление процентов  за пользование кредитными средствами, перечисленными в качестве аванса  в счет будущих поставок ОС (определяется видом оформляемой  заявки + договором ДПО);

Дебет Н09 "Внереализационные  расходы"

- Движение по налоговому  учету в сумме начисленных  процентов; 

Дебет 68.4.2 Кредит 77

- отложенное налоговое  обязательство в виде разницы  отнесения затрат в сумме начисленных  процентов в бухгалтерском и  налоговом учете приводит к  образованию налогооблагаемой временной разницы (ОНО = НВРx24%). [23, с. 132]

Документ "Поступление  ОС, НМА и пр." сформирует следующие  проводки:

Дебет 08.4 (08.3, 07) Кредит 60.1

- Оприходованы ОС по  покупной стоимости; 

Дебет 19.1 Кредит 60.1

- Отражен НДС по  ОС;

Дебет 60.1 Кредит 60.2

- Зачтен аванс; 

Дебет 08.4 (08.3, 07) Кредит 97

- Включены в стоимость  ОС проценты по кредиту, использованному  для их оплаты;

Дебет Н01.01 "Формирование стоимости объектов ОС по покупной стоимости"

Дебет Н01.02 "Учет стоимости  оборудования по покупной стоимости"

Дебет Н01.09 "Строительство  объектов ОС по покупной стоимости".

Документ "Монтаж ОС" сформирует проводки:

Дебет 08.3 Кредит 07

- По сформированной  первоначальной стоимости; 

Дебет Н01.09 Кредит Н01.02

- По покупной стоимости.

Документ "Ввод в эксплуатацию" сформирует проводки:

Дебет 01.1 Кредит 08.4(08.3)

- ОС в бухгалтерском  учете принимаются по сформированной  первоначальной стоимости; 

Дебет Н 05.01 Кредит Н01.01, Н01.09

- Первоначальная стоимость  ОС в налоговом учете равна покупной стоимости.

Проводки, формируемые  документом "Начисление амортизации"

Дебет счета затрат (20, 44 и т.п) Кредит 02.1

- Первоначальная стоимость  равна сформированной учетной  стоимости; 

Дебет Н07 Кредит Н05.02

- Первоначальная стоимость  равна покупной стоимости ОС;

Дебет 77 Кредит 68.4.2

- ОНО = (НВР/срок использования)x 24%

В сроки, предусмотренные  кредитным договоров, погашается кредит и перечисляются начисленные  проценты документом "Строка банковской выписки":

Дебет 66.1 Кредит 51

- погашение рублевого кредита или

Дебет 66.11 Кредит 52

- погашение валютного  кредита; 

Дебет 66.2 Кредит 51

- погашение рублевых  процентов или 

Дебет 66.22 Кредит 52

- погашение валютных  процентов. 

В конце отчетного  периода ответственным менеджером финансового отдела создается документ "Переоценка валюты (оперативный учет)" (см. рис. 3) для расчета курсовых разниц по валютным кредитам и валютным процентам. [23, с. 134]

Рис. 3

Выполнение  требований ПБУ 15/01, активно пользующегося кредитными линиями, создает большие сложности для исполнения. Данный модуль помогает, во-первых, соблюсти требования текущего законодательства, во-вторых, правильно сформировать стоимость товаро-материальных ценностей, основных средств и других затрат с учетом отнесенных процентов. Кроме того, дает возможность рассмотреть вопрос о возмещении НДС в зависимости от погашения кредитных средств (в соответствии с определением КС РФ от 08.04.2004 № 169-О), которые были потрачены на приобретение ТМЦ. Без данного блока требовалась большая кропотливая работа нескольких специалистов. Таким образом, предприятие получило возможность формировать учетную стоимость ТМЦ, сократить трудоемкость данной работы, более правильно формировать налогооблагаемую базу по налогам, вести анализ экономической эффективности получаемых кредитов. [23, с. 135]

Для учета кредитов и займов в типовой конфигурации “1С:Бухгалтерии” используются следующие  объекты.

В плане счетов “Основной” к счету 66 “Краткосрочные кредиты и займы” открыты субсчета:

66.1 “Краткосрочные  кредиты (в рублях)”;

66.11 “Краткосрочные  кредиты (в валюте)”;

66.2 “Проценты  по краткосрочным кредитам (в  рублях)”;

66.22 “Проценты  по краткосрочным кредитам (в валюте)”;

66.3 “Краткосрочные  займы (в рублях)”;

66.33 “Краткосрочные  займы (в валюте)”;

66.4 “Проценты  по краткосрочным займам (в рублях)”;

66.44 “Проценты  по краткосрочным займам (в валюте)”;

66.5 “Краткосрочные  займы по облигациям”;

66.6 “Расчеты с банками по учету (дисконту) краткосрочных долговых обязательств”.

К счету 67 “Долгосрочные  кредиты и займы” открыты следующие  субсчета:

67.1 “Долгосрочные  кредиты (в рублях)”;

67.11 “Долгосрочные  кредиты (в валюте)”;

67.2 “Проценты  по долгосрочным кредитам (в рублях)”;

67.22 “Проценты  по долгосрочным кредитам (в валюте)”;

67.3 “Долгосрочные  займы (в рублях)”;

67.33 “Долгосрочные  займы (в валюте)”;

67.4 “Проценты  по долгосрочным займам (в рублях)”;

67.44 “Проценты  по долгосрочным займам (в валюте)”;

67.5 “Долгосрочные займы по облигациям”;

67.6 “Расчеты  с банками по учету (дисконту) долгосрочных долговых обязательств”.

Аналитический учет по счетам 66 “Краткосрочные кредиты  и займы” и 67 “Долгосрочные кредиты  и займы” организован по субконто “Контрагенты” типа справочник “Контрагенты” и субконто “Договоры” типа справочник “Договоры”.

Объектами аналитического учета по субконто “Контрагенты”  являются кредитные организации  и другие заимодавцы, предоставившим кредиты и займы. [17, с. 35]

Объектами аналитического учета по субконто “Основание” являются договоры, по которым предоставлены кредиты и займы. В реквизитах “Дата возникновения обязательства” и “Дата погашения обязательства” указываются сроки, на которые предоставлены кредиты и займы.

На субсчетах 66.7 “Расчеты с банками по учету (дисконту) краткосрочных долговых обязательств” и 67.7 “Расчеты с банками по учету (дисконту) долгосрочных долговых обязательств” аналитический учет ведется дополнительно по субконто “Прочие объекты учета” типа справочник “Прочие объекты учета”. По операциям учета (дисконта) векселей и иных долговых обязательств в этот справочник вводится информация о векселедателям и отдельным векселям.

Для формирования показателей бухгалтерской отчетности предлагается используются:

данные бухгалтерского учета по счету 67 “Долгосрочные кредиты и займы” - для заполнения раздела IV “Долгосрочные обязательства” бухгалтерского баланса и раздела 1. “Движение заемных средств” приложения к бухгалтерскому балансу;

данные бухгалтерского учета по счету 66 “Краткосрочные кредиты и займы” - для заполнения раздела V “Краткосрочные обязательства и раздела 1. “Движение заемных средств” приложения к бухгалтерскому балансу.

В таблице 7 приведены алгоритмы формирования отдельных показателей бухгалтерской отчетности. [17, с. 38]

Информация о работе Совершенствование учета расчетов кредитов и займов на примере ХХХ ХХХХХ