Теоретические и организационно-методические основы бухгалтерского учета кассовых операций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 19:24, курсовая работа

Краткое описание

Все предприятия, осуществляя производственную и хозяйственную деятельность, вступают во взаимоотношения с другими предприятиями, организациями, учреждениями, работниками предприятия и отдельными лицами. Эти взаимоотношения основаны на различных денежных расчетах в процессе заготовления, производства и реализации продукции, работ или услуг. Все расчеты по выполнению обязательств и предъявлению требований осуществляются через учреждения банков. Расчеты наличными деньгами между предприятиями носят ограниченный характер и строго регламентированный.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
1.1 Нормативно-правовое регулирование и организация кассовых операций
1.2 Особенности учета кассовых операций при работе с контрольно-кассовой техникой
2. БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
2.1 Документальное оформление поступления и выбытия наличных денежных средств
2.2 Синтетический и аналитический учет кассовых операций, отражение на счетах бухгалтерского учета
2.3Обеспечение контроля за сохранностью денежных средств в кассе
2.4 Особенности налогового учета кассовых операций
3. АУДИТ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ
3.1 Цель, задачи и планирование аудита кассовых операций
3.2 Источники информации для проведения аудита кассы
3.3 Нормативно-методическая и законодательная база аудита кассовых операций
3.4 Методика аудита кассовых операций
3.5 Результаты аудиторской проверки учета денежных средств в кассе фирмы ООО «Ремстройтек» за 2 квартал 2008 год
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Вложенные файлы: 1 файл

ремстрой.doc

— 494.00 Кб (Скачать файл)

В настоящее время, в  соответствии с положением пункта 2 статьи 10 Закона №54-ФЗ: «при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт применение контрольно-кассовой техники без фискальной памяти не допускается». Однако следует сделать оговорку о том, что без применения ККТ денежные расчеты с населением допускаются, но лишь для организаций отдельных категорий, специальный перечень которых утвержден законодательно.

Вначале рассмотрения порядка  применения ККТ следует сказать  об обязанности продавца товара (услуг) - обеспечить наличие единообразно и четко оформленных в установленном порядке ценников на реализуемые товары, прейскурантов на выполняемые работы и оказываемые услуги.

Такая обязанность, например, закреплена в следующих документах:

  • «Типовые правила эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением», утверждены Письмом Минфина Российской Федерации от 30 августа 1993 года №104;
  • «Правила продажи отдельных видов товаров», утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года №55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации»;
  • «Правила оказания платных ветеринарных услуг», утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 1998 года №898 «Об утверждении Правил оказания платных ветеринарных услуг»;
  • «Правила оказания услуг общественного питания», утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 1997 года №1036 «Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания»;
  • «Правила продажи алкогольной продукции», утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 1996 года №987 «О мерах по ужесточению порядка торговли алкогольной продукцией»;
  • «Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации», утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 1997 года №490 «Об утверждении правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации»;
  • и другие.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие ККТ, обязаны:

  • зарегистрировать контрольно-кассовую машину в налоговых органах;
  • содержать ККТ в исправном состоянии и применять ККТ (при наличии пломбы, установленной в надлежащем порядке), обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти);
  • выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные ККТ кассовые чеки;
  • обеспечивать ведение и хранение документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением ККТ, а также обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющих проверку в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона №54-ФЗ, беспрепятственный доступ к соответствующей ККТ, предоставлять им указанную документацию;
  • производить при первичной регистрации и перерегистрации ККТ введение в фискальную память ККТ информации и замену накопителей фискальной памяти с участием представителей налоговых органов.

Правила применения ККТ  при осуществлении денежных расчетов с населением установлены в «Положении по применению контрольно-кассовых машин  при осуществлении денежных расчетов с населением», утверждено Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 30 июля 1993 года №745.

Требование Закона №54-ФЗ о применении ККТ является обязательным при наличных расчетах не только с  населением, но и при расчетах между  юридическими лицами. Указанное требование не зависит от того, осуществляется ли реализация товаров (работ, услуг) постоянно или на разовой основе.

Контрольно-кассовую технику  в обязательном порядке должны использовать:

  • организации,
  • филиалы,
  • обособленные подразделения,
  • индивидуальные предприниматели.

Выдаваемые покупателям (клиентам) счета, квитанции, товарные чеки и другие документы не освобождают  от применения ККТ. Применение ККТ при  осуществлении денежных расчетов, как  уже упоминалось, обязательно, независимо от целей приобретения товара или назначения результатов выполненных работ (услуг). Таким образом, обязанность применять ККТ распространяется и на случаи, когда денежные расчеты осуществляются с покупателями (клиентами), приобретающими товары для последующей перепродажи или заказывающими услуги в коммерческих целях.

При реализации товаров, работ (услуг) покупателям (клиентам) выдается чек или вкладной (подкладной) документ, напечатанный ККТ, в которых должны содержаться следующие реквизиты:

  • наименование организации;
  • идентификационный номер организации-налогоплательщика (ИНН);
  • заводской номер ККТ;
  • порядковый номер чека;
  • дата и время покупки (оказания услуги);
  • стоимость покупки (услуги);
  • признак фискального режима.

На чеке или вкладном (подкладном) документе, контрольных  лентах могут содержаться и другие данные, предусмотренные техническими требованиями к ККТ, с учетом особенностей сфер их применения.

Чеки, контрольные ленты  и другие документы, предусмотренные  техническими требованиями и печатаемые с помощью ККТ в фискальном режиме, должны иметь отличительный признак, указанный в технических требованиях к фискальной (контрольной) памяти.

Хочу обратить внимание на то, что применение ККТ с фискальной памятью в нефискальном режиме или  с вышедшим из строя блоком фискальной памяти приравнивается к неприменению ККТ.

Чеки подлежат гашению  одновременно с выдачей товара (оказанием  услуг) с помощью штампов или  путем надрыва в установленных  местах.

На всех ККТ в обязательном порядке применяется контрольная  лента, и по каждой ККТ ведется книга кассира-операциониста, заверенная в налоговом органе.

Контрольные ленты, книга кассира-операциониста и другие документы, подтверждающие проведение денежных расчетов с покупателями (клиентами), хранятся в течение сроков, установленных для первичных учетных документов, но не менее 5 лет. Ответственность, в смысле компетенции по организации хранения и обеспечению сохранности указанных документов, несет руководитель организации (работодатель продавца).

При работе с  контрольно-кассовой техникой важно  соблюдать установленные законодательством Российской Федерации правила документального оформления проводимых операций.

Постановлением  Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132 утверждены унифицированные  формы первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин.

Согласно указанному документу в настоящее время  применяются следующие унифицированные  формы:

1. При вводе  новой ККТ в эксплуатацию и  при ее инвентаризации оформляется  акт о переводе показаний суммирующих  денежных счетчиков на нули  и регистрации контрольных счетчиков  контрольно-кассовой машины (форма  № КМ-1 (приложение 6), утвержденная  Постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132). Акт составляется в двух экземплярах членами комиссии с обязательным участием представителя контролирующей организации (налогового инспектора). Один экземпляр Акта, как контрольный, передается в организацию, обслуживающую и контролирующую контрольно-кассовые машины, второй - остается в данной организации.

Акт фиксирует  показания следующих счетчиков: контрольных счетчиков (отчета фискальной памяти), регистрирующих количество переводов  показаний суммирующих счетчиков на нули, главного суммирующего счетчика, секционных суммирующих денежных счетчиков.

Акт подписывается  ответственными лицами комиссии в составе  представителя контролирующей организации, руководителя, главного бухгалтера, старшего кассира и кассира организации.

2. Унифицированная  форма № КМ-2 "Акт о снятии  показаний контрольных и суммирующих  денежных счетчиков при сдаче  (отправке) контрольно-кассовой машины  в ремонт и при возвращении  ее в организацию" (приложение 7).

Эта форма используется для оформления снятия показаний счетчиков при ремонте контрольно-кассовой машины специалистом центра технического обслуживания контрольно-кассовых машин или при передаче для работы в другую организацию.

Акт составляется и подписывается членами комиссии с обязательным участием представителя контролирующей организации (налогового инспектора), руководителя, старшего кассира, кассира организации и специалиста центра технического обслуживания ККМ.

Акт с накладной, оформленной на передачу ККМ в  другую организацию или в центр технического обслуживания ККМ для ремонта, сдаются в бухгалтерию организации не позднее следующего дня. Соответствующие отметки об этом делаются в Журнале кассира - операциониста в конце записей за рабочий день.

Ремонт контрольно-кассовых машин производится с разрешения администрации организации только после снятия показаний суммирующих денежных и контрольных счетчиков (отчета фискальной памяти). После ремонта показания суммирующих денежных и контрольных счетчиков (отчета фискальной памяти) проверяются и фиксируются в Акте, а кожух контрольно-кассовой машины пломбируется.

3. Унифицированная  форма № КМ-3 "Акт о возврате  денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым  чекам" (приложение 8).

Организации, использующие ККТ, при оформлении возврата денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам, в том числе по ошибочно пробитым кассовым чекам, должны применять унифицированную форму № КМ-3. В акте должны быть перечислены номер и сумма каждого чека.

Кассир - операционист может выдать деньги по возвращенным покупателями чекам лишь при наличии подписи главного бухгалтера и только по чеку, выданному в данной кассе на соответствующие покупке суммы. Чек сохраняется кассиром до конца рабочего дня (или смены).

Акт о возврате по форме № КМ-3 составляется в одном экземпляре при сдаче и оформлении выручки за день. В акте указывают номера всех чеков ККТ, по которым были возвращены деньги и их суммы. На всех чеках, возвращенных покупателями за весь рабочий день, ставят штамп «Погашено». Чеки наклеивают на лист бумаги и передают в бухгалтерию вместе с актом. Чеки хранятся в документах за данное число. На сумму денег по возвращенным покупателями (клиентами) чекам уменьшается выручка кассы и заносится в Журнал кассира - операциониста (форма № КМ-4).

Акт составляет комиссия, назначенная приказом руководителя организации. В состав комиссии должно входить не менее 3 человек. Подписывается  Акт формы № КМ-3 всеми членами  комиссии и утверждается руководителем  организации.

Если кассир пробивает  возвратные чеки (чеки на сумму, которая возвращается покупателю, обычно со знаком «минус»), то в Z-отчете будет отражена информация о возврате. Однако возвратный чек пробивать необязательно, это только сервисная функция некоторых ККТ, потому что сумма возврата не вычитается из суммы продаж по денежным счетчикам, в том числе и в фискальной памяти. В фискальной памяти фиксируются все суммы продаж (без учета возвращенных сумм). Поэтому такие суммы необходимо актировать.

Если покупатель возвращает товар, но чек у него не сохранился, то он обязательно должен написать заявление о возврате денег и указать свои паспортные данные.

Во время прохождения  преддипломной практики я, также, приняла  участие в аудиторской проверке ООО «РЕМСТРОЙТЕК», реализующий  товары за наличный расчет с применением ККТ.

Во время проверки ООО «РЕМСТРОЙТЕК» в течение  всего рабочего дня 18 апреля 2008 г. был  ошибочно пробит кассовый чек на сумму 800 руб. В конце рабочего дня при  определении показаний ККТ приказом руководителя организации была назначена комиссия, в состав которой включены главный бухгалтер, старший кассир и кассир - операционист. Комиссия составила акт по форме № КМ-3 «О возврате денежных сумм покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам». Кассовый чек на сумму 800 руб. был погашен, наклеен на лист бумаги и передан с актом в бухгалтерию. За 18 апреля 2008 г. выручка по показаниям суммирующего счетчика ККТ составила 100 000 руб. Дневная выручка по ККТ в сумме 100 00 руб. уменьшена на 800 руб. и составила 99 200 руб. (100 000 руб. – 800 руб.). Сумма по ошибочно пробитому кассовому чеку 800 руб. была занесена также в графу 15 «Сумма денег, возвращенная покупателям (клиентам) по неиспользованным кассовым чекам, руб. коп.» Журнала кассира-операциониста (форма № КМ-4) и отражена в ежедневной Справке-отчете кассира-операциониста (форма № КМ-6) за 18 апреля 2008г.

Информация о работе Теоретические и организационно-методические основы бухгалтерского учета кассовых операций