Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2012 в 01:39, лекция
Одна из важнейших задач руководителя любого предприятия – с максимальной отдачей использовать имеющиеся в его распоряжении ресурсы. Для этого необходима информация о наличии таких ресурсов. Стандартный бухгалтерский учет такой информации не дает. Поэтому в середине ХХ века развитие рыночной экономики в индустриально-развитых странах выявило необходимость дополнения бухгалтерского (финансового) учета управленческим учетом.
Но для обеспечения
непрерывности
НЗПкi =- Вi*ti*Кг / Т,
где НЗПki — запас незавершенной продукции i-го вида на конец периода; Вi — объем выпуска i-го вида продукции за будущий период; ti — длительность производственного цикла (и днях); кг — коэффициент готовности незавершенного производства (обычно принимают равным 50%).
Итак, объем выпуска валовой продукции (ВП) i-го вида равен объему выпуска товарной продукции, скорректированному на изменение запасов незавершенного производства:
ВПi = ТПi + НЗПкi - НЗПнi.
Бюджет потребностей в материалах
Бюджет потребностей в материалах составляют в натуральном и стоимостном выражении. Его цель — определение количества материалов, необходимых для производства запланированного объема продукции и количества материалов, которые необходимо закупить в течение планируемого периода.
Предварительно рассчитывают расход материалов по видам продукции.
Материал |
Продукция А |
Продукция Б |
Итого потребность на расход | ||
на 1 шт. |
на объем |
на 1 шт. |
на объем | ||
X |
|||||
Y |
|||||
Z |
Большей частью затраты на материалы являются переменными, а потому потребность в материалах в натуральном выражении можно рассчитать по следующей формуле:
М = Н*Q + Мк,
где Н — норма расхода на единицу продукции; Q — объем производства; Мк — запас материалов на конец периода.
Однако существуют материалы, расход которых зависит не от объема выпуска, а от длительности планируемого периода Т (например, вспомогательные материалы, катализаторы и др.). В этом случае применяется следующая формула:
М = Н*Т.
Объем закупок равен разности между потребностью в материалах и запасом, имеющимся на предприятии к началу планового периода:
З = М – Мн
Стоимость закупок С = З*Ц, где З — объем закупок (в натуральном выражении); Ц — цена.
Исходя из стандартного размера партии, периодичности закупок и среднего срока оплаты составляется график оплаты Кредиторской задолженности перед поставщиками материалов (это важно для прогнозирования денежных потоков и составления финансового плана).
Материал |
Потребность на расход, кг |
Запас материала на конец периода, кг |
Итого потребность в материале, кг |
Запас материала на начало периода, кг |
Объем закупок, кг |
Цена за 1 кг, руб. |
Стоимость закупок, тыс. руб. |
X |
|||||||
Y |
|||||||
Z |
|||||||
Итого |
Бюджет прямых затрат на оплату труда
Бюджет прямых затрат на оплату труда составляйся на базе производственном программы.
Для определения плановых затрат на оплату труда ожидаемый объем производства каждого вида продукции умножают на трудоемкость единицы продукции, а затем полученную трудоемкость выпуска умножают на стоимость 1 чел.-ч (т.е. среднюю часовую тарифную ставку). Затраты на оплату труда также рассчитывают по центрам затрат (видам работ, участкам), а затем сводят в единую форму. Важно, чтобы при этом сохранилось разделение на постоянные и переменные затраты.
Наименование продукции |
Трудоемкость единицы продукции, ч |
Средняя часовая тарифная ставка, руб. |
Прямые затраты на оплату труда на 1 шт., руб. |
Валовая продукция, шт. |
Реализованная продукция, шт. |
Прямые затраты на оплату труда, руб. | |
на валовую продукцию |
на реализованную продукцию | ||||||
А |
|||||||
Б |
|||||||
Итого |
Бюджет общепроизводственных расходов
Общепроизводственные расходы включают в себя цеховые затраты и расходы на содержание и эксплуатацию оборудования. Эти затраты могут быть как переменными, так и постоянными.
Статья затрат |
Сумма, руб. |
Переменные расходы – всего, в т.ч. |
|
Вспомогательные материалы |
|
Заработная плата |
|
Премиальный фонд |
|
Двигательная электроэнергия |
|
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования |
|
Постоянные расходы – всего, в т.ч. |
|
Амортизация |
|
Заработная плата контролеров, мастеров, начальников цехов |
|
Электроэнергия на освещение |
|
Ремонт, техобслуживание |
|
Итого |
Бюджет цеховой себестоимости продукции
Бюджет цеховой себестоимости продукции сводит воедино затраты на материалы, зарплату, организацию и подготовку участков и цехов с учетом изменения запасов незавершенного производства. Структура бюджета цеховой себестоимости продукции зависит от метода управленческого учета себестоимости, применяемого на предприятии, т.е. от того, включаются ли постоянные затраты в себестоимость продукции. В любом случае необходимо сохранить разделение на постоянные и переменные затраты, причем переменные затраты необходимо указать отдельно для каждого вида продукции.
Затраты на материалы есть произведение норм расхода материалов на цену этих материалов: исходные данные берут из бюджета потребности в материалах. Издержки на оплату труда определяют из бюджета прямых затрат на оплату труда. Общепроизводственные затраты переносят из соответствующего бюджета, причем если на предприятии применяется директ-костинг, то на виды продукции эти затраты не распределяют, а включают общей суммой в себестоимость продукции, реализованной заданный период.
Статья затрат |
Продукция А |
Продукция Б |
Итого | ||
на единицу |
на объем |
на единицу |
на объем | ||
Переменные затраты | |||||
X |
|||||
Y |
|||||
Z |
|||||
Итого материалы |
|||||
Прямые затраты на оплату труда |
|||||
Отчисления на соцнужды |
|||||
Итого переменные затраты |
|||||
Постоянные затраты | |||||
Вспомогательные материалы |
* |
* |
* |
* |
|
Энергозатраты |
* |
* |
* |
* |
|
Фонд оплаты труда |
* |
* |
* |
* |
|
Отчисления |
* |
* |
* |
* |
|
Ремонт, техобслуживание |
* |
* |
* |
* |
|
Амортизация |
* |
* |
* |
* |
|
Итого постоянные затраты |
|||||
Итого цеховая себестоимость |
Бюджет коммерческих расходов
В бюджет коммерческих расходов включают издержки текущего характера, связанные с реализацией продукции, маркетинговой деятельностью (исследование рынка, мероприятия по стимулированию сбыта, реклама, заключение договоров с потребителями и т.п.). Эти затраты необходимо подразделить на постоянные и переменные.
Например, затраты на комиссионные являются переменными и рассчитываются по формуле:
Комиссионные == Процент комиссионных * Объем реализации.
Затраты на рекламу являются постоянными.
Статья затрат |
Продукция А |
Продукция Б |
Итого | ||
на единицу |
на объем |
на единицу |
на объем | ||
Переменные затраты | |||||
Транспортировка |
|||||
Упаковка |
|||||
Комиссионные (5% от ст-ти) |
|||||
Итого переменные затраты |
|||||
Постоянные затраты | |||||
Реклама и стимулирование сбыта Фонд оплаты труда отдела маркетинга и сбыта Отчисления Услуги сторонних организаций и прочие расходы Итого постоянные затраты |
|||||
Итого коммерческие расходы |
Бюджет общехозяйственных расходов
Бюджет общехозяйственных (административных) расходов составляют по тому же принципу, что и бюджет общепроизводственных расходов.
Статья затрат |
Сумма, руб. |
Амортизация |
|
Фонд оплаты труда |
|
Отчисления |
|
Представительские расходы |
|
Энергозатраты, коммерческие услуги |
|
Услуги сторонних организаций |
|
Налоги в составе себестоимости |
|
Прочие |
|
Итого |
Бюджет прибылей и убытков
Бюджет прибылей и убытков представляет собой прогноз отчета о прибылях и убытках, он аккумулирует в себе информацию из всех других бюджетов: сведения о выручке, переменных и постоянных затратах, а следовательно, позволяет проанализировать, какую прибыль предприятие получит в планируемом периоде.
На основании бюджета прибылей и убытков проводят анализ и делают выводы об оптимальности представленной системы бюджетов и необходимости корректировок. Методы анализа бюджета прибылей и убытков будут рассмотрены в следующих главах.
Показатели |
Продукция А |
Продукция Б |
Итого, руб. |
В % к выручке | ||
на 1 шт., руб. |
на объем, руб. |
на 1 шт., руб. |
на объем, руб. | |||
Выручка |
||||||
НДС |
||||||
Выручка без НДС |
||||||
Переменные затраты | ||||||
Материалы |
||||||
Прямые затраты на оплату труда |
||||||
Отчисления на соцнужды |
||||||
Переменные коммерческие расходы |
||||||
Итого переменные затраты |
||||||
Маржинальная прибыль |
||||||
Постоянные затраты | ||||||
Вспомогательные материалы |
* |
* |
* |
* |
||
Энергозатраты |
* |
* |
* |
* |
||
Фонд оплаты труда |
* |
* |
* |
* |
||
Отчисления |
* |
* |
* |
* |
||
Ремонт, техобслуживание |
* |
* |
* |
* |
||
Амортизация |
* |
* |
* |
* |
||
Постоянные коммерческие расходы |
* |
* |
* |
* |
||
Административные |
* |
* |
* |
* |
||
Итого постоянные затраты |
* |
* |
* |
* |
||
Итого издержки |
* |
* |
* |
* |
||
Прибыль |
* |
* |
* |
* |