Управленческий учёт в системе управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 19:47, лекция

Краткое описание

1.1. Сущность, содержание, принципы и назначение управленческого учета.
1.2. Сравнительная характеристика финансового и управленческого учета.
Производственный учет как составная часть управленческого учета.
1.3. Роль бухгалтера-аналитика в принятии управленческих решений. Этические нормы поведения бухгалтера.

Вложенные файлы: 1 файл

Отчет.docx

— 235.32 Кб (Скачать файл)

Рассмотрев вопрос о том, что может пониматься под сегментом для целей составления внешней отчетности, перейдем к решению следующей задачи: какие из выбранных сегментов должны стать отчетными? В Положении определены правила выбора отчетных сегментов, т.е. тех структурных подразделений организации, по которым помимо консолидированной отчетности будет представляться сегментарная бухгалтерская информация.

В соответствии с ПБУ 12/2000 такой выбор осуществляется организацией самостоятельно, с учетом организационной структуры юридического лица (что в полной мере согласуется с принципами бухгалтерского управленческого учета).

Предполагая свободу выбора со стороны предприятий, Положением для этого сформулированы необходимые и достаточные условия. По существу

речь идет о выполнении трех шагов:

Шаг 1. Проверка выполнения необходимых условий. Положением

определено, что в один операционный сегмент может быть включено

несколько видов товаров (работ, услуг), если они объединены следующи-

ми факторами:

• назначением товаров (работ, услуг);

• процессом их производства;

• общими потребителями или едиными методами реализации продук-

ции (работ, услуг).

Шаг 2. Проверка выполнения достаточных условий. Согласно ПБУ 12/2000 операционный или географический сегмент должен рассматриваться как отчетный, если:

• выручка от продажи внешним покупателям и от операций с другими сегментами данной организации составляет не менее 10% общей суммы выручки (внешней и внутренней) всех сегментов;

или

• прибыль (или убыток) от деятельности данного сегмента составляет не менее 10% суммарной прибыли (или убытка) всех сегментов;

или

• активы данного сегмента составляют не менее 10% суммарных активов всех сегментов.

ШагЗ. последний в процессе формирования отчетных сегментов — определение доли их совокупной выручки в общей выручке организации. Если эта доля составляет менее 75%, то должны быть выделены дополнительные отчетные сегменты.

После выделения отчетных сегментов необходимо решить вопрос: в каком формате представлять информацию об их деятельности?

Положением выделяются два понятия об информации по сегментам: «первичная» и «вторичная». Решение о том, какая из них должна быть первичным, в конечном счете зависит от организационной и управленческой структуры организации, от построения системы внутренней отчетности.

Если риски и прибыли организации определяются главным образом различиями в производимых товарах, работах, услугах, то первичным признается раскрытие информации по операционным сегментам, а вторичным —по географическим.

Если риски и прибыли организации определяются главным образом различиями в географических регионах деятельности, то первичной признается информация по географическим сегментам, а вторичной — по операционным сегментам.

В любом случае в составе первичной информации по отчетному сегменту раскрываются следующие показатели:

• общая величина выручки, в том числе полученная от продажи внешним

покупателям и от операций с другими сегментами;

• финансовый результат (прибыль или убыток);

• общая балансовая величина активов;

• общая величина обязательств;

• общая величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы;

• общая величина амортизационных отчислений по основным средствам

и нематериальным активам.

Вторичная информация в этом случае будет представлена данными о деятельности операционных сегментов. Они выделяются дополнительно и

должны удовлетворять одному из двух условий:

• выручка от внешних продаж этого сегмента составляет не менее 10%

общей выручки организации;

• величина активов этого сегмента составляет не менее 10% величины

активов всех операционных сегментов.

Если операционные сегменты выделены, в бухгалтерской отчетности по ним представляется следующая вторичная информация:

• выручка от продаж внешним покупателям;

• балансовая величина активов;

• величина капитальных вложений в основные средства и нематериальные активы.

Если же организационная и управленческая структура организации, а также система внутренней отчетности не основываются ни на производимых товарах, работах, услугах, ни на географических регионах деятельности, то порядок формирования первичной и вторичной информации по сегментам определяется решением руководства организации.

Сегментарная отчетность может и должна представляться организациями,

не только имеющими дочерние и зависимые общества, но и составляющими

сводную отчетность. Подобно тому как результаты финансового учета обобщаются во внешней финансовой отчетности, заключительным этапом управленческого учета является формирование внутренней (сегментарной) отчетности.

В результате обработки информации управленческого учета составляются внутренние (сегментарные) отчеты, которые создаются бухгалтером-аналитиком и предъявляются как администрации предприятия, так и менеджерам всех уровней управления. Основной целью составления отчетности является обеспечение необходимой информацией всех заинтересованныхвнутренних пользователей.

Зарубежные источники содержат различные рекомендации по составлению сегментарной отчетности. Их анализ и обобщение позволяют сделать некоторые выводы.

1. Внутренний отчет должен быть адресным и конкретным. Он не при-

несет желаемых результатов, если:

• информация собирается главным образом для учета объема продаж или определения затрат и не связана с информационными запросами конкретных управляющих, возглавляющих центры доходов или центры затрат;

• будет адресован не конкретному менеджеру, а его более высокому руководителю;

• будет содержать расплывчатую информацию по общим вопросам. Эффективный управленческий контроль предполагает наличие конкретной отчетной информации.

2. Для принятия управленческих решений полезна оперативная информация. Нельзя допустить, чтобы созданные бухгалтером-аналитиком отчеты легли на полку. Следовательно, отчет должен быть интересен менеджеру. При составлении внутренних отчетов с


Информация о работе Управленческий учёт в системе управления предприятием