Управленческий учёт в системе управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 19:47, лекция

Краткое описание

1.1. Сущность, содержание, принципы и назначение управленческого учета.
1.2. Сравнительная характеристика финансового и управленческого учета.
Производственный учет как составная часть управленческого учета.
1.3. Роль бухгалтера-аналитика в принятии управленческих решений. Этические нормы поведения бухгалтера.

Вложенные файлы: 1 файл

Отчет.docx

— 235.32 Кб (Скачать файл)

 

Списание  заработной платы ОПР отражается по стандартным затратам как произведение фактического выпуска продукции в нормо-часах и нормативной ставки заработной платы. Норма времени на выпуск одного изделия – 9000:5000=1,8 ч. Таким образом бухгалтерская проводка Д20К70 делается на

Отклонение  по ставке в сумме 8500 р. учитывается  на субсчете 16-3 в корреспонденции  с счетом 70. Отклонение по производительности – на субсчете 16-4. Кредитовый оборот по счету 70 составит фактически начисленную сумму заработной платы: (8500+4000+81000=9500 р.).

На третьем этапе рассчитываются отклонения от норм фактических общепроизводственных расходов.

Отклонение  по общепроизводственным постоянным расходам определяется как разница между  фактическими ОПР и их сметной величиной, скорректированной на фактический выпуск: 59500-8100*7=2800 р.

Это отклонение формируется за счет двух факторов:

а) отклонений по эффективности (за счет изменения  объема производства);

б) отклонений по затратам.

Влияние первого фактора рассчитывается как разница сметного и фактического выпусков в нормо-часах, умноженная на нормативную ставку постоянных ОПР: (9000-8100)*4=6300 р.(Н)

Второй фактор оценивается как разность между  фактическими и сметными постоянными  ОПР: 59500-63000=-3500 р. (Б)

Списание  постоянных ОПР на основное производство осуществляется по нормам проводкойД20К25-2 на сумму 56700 р. (8100*7). Отдельно на счете 16 по кредиту отражается неблагоприятное отклонение 6300, а по дебету  – благоприятное отклонение(-3500 р.). 6300-3500+56700=59500, 6300-3500=2800.

Аналогичные расчеты выполняются по переменным общепроизводственным расходам:

Общее отклонение: 32000-8100*4=-400 р. (Б)

Отклонение  по затратам:: разница фактических и сметных переменных ОПР, скорректированных на фактический выпуск: 32000-8500*4=-2000 р. (Б)

Отклонение  по эффективности рассчитывается как разница между фактическими и нормативными трудозатратами, умноженная на нормативную ставку: (8500-8100)4=1600 р. (Н)

Списание  на основное производство переменных ОПР производится с учетом нормативной ставки и фактического выпуска продукции: Д20К25-1 на сумму 32400 р. (8100*4).

Отклонения  аналогично отклонениям постоянных ОПР учитываются на счете 16. 1600-2000=-400. 32400-400=32000.

Расчеты заканчиваются анализом отклонений фактической прибыли от сметной.

Совокупное  отклонение этого показателя рассчитывается как разность между фактической и сметной прибылью, определенными на основе нормативных издержек.

Сметная прибыль  равна 37500 р. (см. таблицу). После этого  необходимо определить размер фактической  прибыли, пересчитанной с учетом нормативных издержек. Это необходимо потому, что отдел продаж отвечает только за количество и цену реализации, но не за производственные затраты. Фактическая выручка от реализации продукции составила: 4500*70=315000 р. по данным сметы рассчитывается стоимость единицы продукции, для чего все запланированные затраты делят на ожидаемое количество продукции: 262500:5000=52,5 р. Фактически реализовано 4500 изделий, следовательно фактическая прибыль с учетом нормативных издержек равна: 315000-52,2*4500=78750 р. Отклонение показателя от его сметного значения составит: 78750-37500=41250 р. (Б)

Оно вызвано  двумя причинами: отклонением по цене и отклонением по объему продаж.

Отклонение  по цене рассчитывается как разница между фактической и нормативной ценой единицы продукции, умноженная на фактический объем продаж: (70-60)*4500=45000 р. (Б)

Отклонение  по объему определяется как разница  в объемах продаж на нормативную  прибыль с единицы продукции: (4500-5000)(60-52,5)=-3750 р. (Н).

Таким образом, совокупное отклонение по прибыли сформировалось под воздействием двух факторов:

Цены за единицу продукции

45000

Объема продаж

-3750

Совокупное отклонение по прибыли

41250


 

Списание  затрат на готовую продукцию (Д43К20) и себестоимость реализованной  продукции (Д90К43) отражаются по нормативным  издержкам. Исходя из фактического объема реализации 4500 ед. совокупные нормативные  затраты составили 236250 (4500*52,5). Тогда  прибыль с учетом нормативных  затрат составит 315000-236250=78750. Конечное сальдо счета 16 составит 18750 и спишется в конце отчетного периода  заключительным оборотом на счет 99, что  и даст в результате конечный финансовый результат в размере 78750-18750=60000 р.

 

Планирование и бюджетирование.

 

1. Цели и концепции систем подготовки смет. Виды сметных систем, фиксированные и гибкие сметы, нулевые и приростные сметы, периодические и непрерывные сметы.

2. Разработка  главного бюджета и взаимосвязь  его элементов.

3. Бюджет  денежных средств.

4. Гибкий  бюджет.

5. Контроль  и анализ деятельности предприятия.

 

1. Планирование является одной из важнейших функций управления и представляет собой процесс определения действий, которые должны быть выполнены в будущем.

В процессе планирования составляются бюджеты, которые  рассчитаны на один следующий год. Под  бюджетом понимают финансовый документ, созданные до того, как предполагаемые действия выполнятся. Бюджет может быть разнообразной формы. Его структура зависит от предмета планирования, размеров организации, связи бюджета с финансовой структурой предприятия, квалификацией и опытом разработчика.

Бюджет  не имеет стандартной формы. Он должен предоставлять информацию в виде, понятном пользователю. В бюджете не обязательно балансирование доходов и расходов. Он может быть составлен в натуральном выражении.

Функции бюджета состоят в следующем:

1) планирование операций, обеспечивающих достижение целей организации;

2) координирование различных видов деятельности и подразделений, согласование интересов отдельных сотрудников в целом по организации;

3) стимулирование руководителей всех рангов к достижению целей своих центров ответственности;

4) контролирование текущей деятельности, обеспечение плановой дисциплины;

5) основа для оценки выполнения плана центрами ответственности и оценки из руководителей;

6) средство обучения менеджеров.

Анализ  отклонений фактических данных от данных бюджета позволяет:

- идентифицировать проблемную область, которая требует первоочередного внимания;

- выявить новые возможности, не предусмотренные в процессе подготовки бюджета;

- показать, что первоначальный бюджет в некоторой степени нереалистичен.

Основными элементами планирования является:

1. Прогнозирование и подготовка  текущих программ.

2. Бюджетное планирование (бюджетирование).

Программы – это основное направление  деятельности,  определено для реализации своей стратегии. Они должны включать  альтернативные планы для разных вероятных условий.

Бюджет (смета) - это финансовый план на конкретный период, согласованное с производственной деятельностью предприятия.

Классификация бюджетов осуществляется по следующим  признакам:

1)по  сферам деятельности предприятия  (операционный бюджет, финансовый  бюджет);

2)по  видам затрат (текущий бюджет, капитальный  бюджет);

3)по  широте номенклатуры затрат (функциональный  бюджет, комплексный бюджет);

4)по  методам разработки (статистический  бюджет, гибкий бюджет);

5)по  базе составления (бюджет от достигнутого, бюджет с нулевого базиса);

6)по  способу планирования (дискретные, скользящие);

7)по  периодичности составления (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные)

По  сферам деятельности выделяют оперативный  бюджет и финансовый бюджет.

Оперативный бюджет включает бюджет продаж, бюджет производства, бюджет затрат на материалы, бюджет общепроизводственных расходов, бюджет затрат на оплату труда, бюджет коммерческих расходов, бюджет управленческих расходов, бюджет прибылей и убытков.

Финансовый  бюджет включает бюджет движения денежных средств, бюджет капиталовложений, бюджетный  баланс активов и пассивов.

По  базе составления бюджет может классифицироваться как «бюджет от достигнутого» или «бюджет с нулевого базиса».

Методом «от достигнутого» бюджет на следующий год составляется на основе данных за текущий год. Обычно при составлении бюджета на очередной год нет данных об исполнение бюджета за текущий год, в лучшем случае за 9 месяцев или полгода, тем не менее эти цифры дают некоторые ориентиры. Бюджет следующего года составляется с поправкой на инфляцию, на реальную экономию ресурсов, на рост объемов производства, но в целом он не очень отличается от бюджета предыдущего года. Этот метод опирается на доступную информацию, но не учитывает «старые» недостатки. Этот  метод малоприемлем при серьезных изменениях во внешней и внутренней среде предприятия.

Если  составление бюджета методом  «от достигнутого» невозможно, то применяется методика «с нулевого базиса». Бюджет с нулевого базиса чаще всего используется для нового предприятия и (или) вновь созданного. Этот подход характеризуется тем, что зависимость между входными и выходными ресурсами пересматривается заново. Такой взгляд позволяет по-новому оценить обоснованность норм расхода и целесообразность видов деятельности. 

По  методу разработки бюджеты классифицируются на  статический и гибкий.

Статический бюджет – это твердый  план, в котором доходы и расходы  планируются исходя только из заданного  объема реализации. Исполнение бюджета  контролируются по фактическим показателям  без каких-либо корректировок. Статический бюджет отражает факт полученного результата. Статические бюджеты используются для внутрихозяйственных служб, в подразделениях, работа которых не зависит от объемов производства или реализации продукции. Статический бюджет, как правило, предназначен для определенного уровня деловой активности предприятия, он не может использоваться для контроля затрат при изменении уровня активности. Провести детальный анализ результатов деятельности предприятия, используя статистический бюджет, невозможно. Поэтому на практике чаще используется гибкий бюджет.

Гибкий бюджет предусматривает  несколько альтернативных вариантов  объемов реализации и всевозможные корректировки затрат и доходов в зависимости от изменения объемов. Сравнивая статический и гибкий бюджеты, можно сказать, что последний предоставляет более объективные данные для анализа выполнения  плановых заданий. Гибкий бюджет можно использовать как для планирования, так и для анализа и оценки различных хозяйственных ситуаций в условиях возможных непредвиденных ситуаций. Гибкий бюджет предусматривает установление планируемых текущих или капитальных затрат не в твердо фиксируемых суммах, в виде норматива расходов, «привязанных» к соответствующим объемным показателям деятельности. По реальным инвестиционным проектам таким показателям может быть объем строительно-монтажных работ. По операционной деятельности аналогичным показателем может выступать объем выпуска или реализации продукции. В этом случае расходы в целом планируются по следующему алгоритму:

ОЗо = Зпост + ОР*Зпер

Где ОЗо – общий объем текущих затрат по конкретному подразделению операционной сферы деятельности предприятия;

Ипост – запланированный объем постоянных статей бюджета;

Ипер – установленный норматив переменных затрат бюджета на единицу продукции;

ОР  – объем выпуска или реализации продукции.

По  широте номенклатуры затрат разделяют  функциональный и комплексный.

Функциональный  бюджет разрабатывается по одной (или  двум) статьям затрат – например бюджет оплаты труда персонала, бюджет рекламных мероприятий и др. Комплексный бюджет разрабатывается по широкой номенклатуре затрат – например, бюджет производственного участка, бюджет административно-управленческих расходов и др.

По  видам затрат плановые бюджеты подразделяются на текущий и капитальный.

Текущий бюджет конкретизирует план доходов  и расходов предприятия, доводимый до центров ответственности. Они состоят из двух разделов: 1)текущие расходы; 2)доходы от текущей хозяйственной деятельности.

Текущие расходы представляют собой издержки производства (обращения) по рассматриваемому виду операционной деятельности Доходы от текущей хозяйственной деятельности формируются в основном  за счет реализации продукции –товаров или услуг. 

Капитальный бюджет представляет собой форму  доведения конкретных исполнителей результатов текущего плана капитальных вложений, разрабатываемого на этапе осуществления нового строительства, реконструкции и модернизации основных фондов, приобретения новых видов оборудования и нематериальных активов. Он состоит из двух разделов: 1) капитальные затраты (затраты на приобретение  внеоборотных активов); 2) источники поступления средств (инвестиционных ресурсов).

По  способу планирования  бюджеты следует разделять на дискретные и скользящие. Дискретный бюджет разрабатывается на годовой основе, с разбивкой по кварталам, месяцам. При составлении скользящих бюджетов, используется метод непрерывного планирования, когда к текущему периоду добавляется новый, учитывающий данные прошедших периодов и интегрирующий возникающие изменения. Скользящие бюджеты показывают, что планирование – это не единовременное событие, которое происходит одни раз в году, когда составляется бюджет, а непрерывный процесс, и руководители вынуждены постоянно отслеживать  дальнейшие перспективы.

В зависимости от периода составления  бюджеты подразделяются на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Краткосрочный бюджет составляется на период до 1 года, среднесрочный – на два-три года, долгосрочный – на три года и более. Краткосрочный бюджет предполагает более подробное планирование, среднесрочный сочетает планы по достижению долгосрочных целей и анализ текущей ситуации, долгосрочный носит ориентировочный характер и детализируется с помощью краткосрочных планов.

Информация о работе Управленческий учёт в системе управления предприятием