Учет и анализ дебиторской и кредиторской задолженности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2013 в 18:01, дипломная работа

Краткое описание

Целью выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию учета расчетных операций, а также мероприятий по оптимизации дебиторской и кредиторской задолженности.
Исходя из цели исследования, в работе поставлены следующие задачи:
Изучить теоретические основы учета и анализа дебиторской и кредиторской задолженности;
Рассмотреть экономическую характеристику предприятия;
Сделать учет расчетных операций;
Сделать анализ дебиторской и кредиторской задолженности;

Вложенные файлы: 1 файл

1, 2,3 часть дипломной работы .docx

— 231.08 Кб (Скачать файл)

Требования Главного бухгалтера в части порядка оформления операций и представления в бухгалтерию  необходимых документов и сведений являются обязательными для всех участников, служб предприятия.

В случае невыполнения требований главного бухгалтера, главный бухгалтер  представляет руководителю предприятия  докладную, в которой указывает  характер нарушения и виновное лицо.

Перечень лиц, имеющих  право подписи учетных документов, составляется Главным бухгалтером  ООО «Мико» и утверждается приказом директора Общества. Общество для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, использует следующие формы регистров бухгалтерского учета:

1. Формы стандартных регистров,  утвержденные письмом Минфином «Об инструкции по применению единой журнально-ордерной формы счетоводства» (с учетом Рекомендаций по применению учетных регистров бухгалтерского учета на предприятиях, приведенных в письме Минфина России от 24.07.1992г. № 59).

2. Компьютерную технологию  учета информации с использованием  программы 1 С Бухгалтерия.

3. Для обеспечения достоверности  данных бухгалтерского учета  и отчетности Общество проводит  инвентаризацию имущества и обязательств  в соответствии с приказом  директора. Инвентаризация дебиторской  и кредиторской задолженности  осуществляется в соответствии  с отдельными приказами генерального  директора. Кроме случаев, когда  проведение инвентаризации обязательно, директор Общества вправе издать приказ о проведении дополнительной инвентаризации имущества и обязательств с указанием порядка и сроков ее проведения.

Учетная политика ООО "Мико" утверждена приказом № 7 от 17.12.2012г. на основании Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/98), утвержденного приказом МФ РФ от 09.12.98г. №60-н. В учетной политике отражено, что учет процесса приобретения и продажи товаров осуществляется:

- по фактической себестоимости  с отражением стоимости приобретения  на счете 41 "Товары ".

- выявленные отклонения при приобретении ТМЦ отражаются в сводном журнале-ордере № 10/1 по материальным счетам;

- себестоимость материальных ценностей определяется по цене приобретения + товарно-транспортные расходы + зарплата работников + прочие расходы;

 - методом учета материалов является оперативно-бухгалтерский (сальдовый) метод; 

- уплата налога на добавленную стоимость исчисляется по мере оплаты за товары (работы, услуги) покупателями;

- выручка для целей налогообложения определяется по начислению 
(отгрузке);

- учет краткосрочной  части в долгосрочных обязательствах. До истечения срока гашения суммы основного долга краткосрочная часть в долгосрочных обязательствах учитываются в составе долгосрочной задолженности;

- перевод долгосрочной  задолженности в краткосрочную не производится до конца срока гашения основного долга.  Учет расчетов с контрагентами по начислению и оплате процентов по займам выданным осуществляется на счете  76 «Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами»;


- закрытие кредиторской  задолженности за поступившие  ТМЦ, выполненные работы, оказанные  услуги осуществляется в журнале-ордере  №6 по каждому поставщику в разрезе каждого заключенного с ним договора.

Так же в учетной  политике сказано, что перед составлением годового отчета, в обязательном порядке, проводится инвентаризация расчетов, результаты которой отражаются в годовом отчете. Годовая бухгалтерская отчетность состоит из: а)бухгалтерского баланса ; б)отчета о прибылях и убытках ; в)отчета о движении денежных средств ; д)отчета о движении капитала ; д) приложения к бухгалтерскому балансу ; е)пояснительной записки.

 Для целей налогообложения налоговая база определяется по мере поступления денежных средств - день оплаты отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг). Оплатой товаров также признается прекращение встречного обязательства-приобретателя указанных товаров (работ, услуг) перед налогоплательщиком, которое непосредственно связано с поставкой (передачей) этих товаров (работ, услуг), за исключением выдачи покупателем - векселедателем собственного векселя.

2.3   Учет расчетов с дебиторами и кредиторами

 

Для обобщения информации о расчетах с подотчетными лицами в ООО «Мико» используется счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Бухгалтер выдает денежные средства подотчетному лицу из кассы, только в том случае, если руководитель подписал приказ о назначении подотчетного лица.  При выдаче подотчетному лицу наличных денежных средств в виде аванса для приобретения товарно-материальных ценностей, на командировочные расходы и другие хозяйственно-операционные цели, а также денежных документов, бухгалтер делает следующие записи: 

Пример 1.

02.02.12г.  из кассы выданы денежные средства подотчетному лицу Шестаковой Ю.И. (приказ №56 от 01.12.12) в сумме 5000 руб., на приобретение товарно-материальных ценностей. Шестакова Ю.И. как подотчетное лицо в течение трех дней сделала авансовый отчет на основании квитанций, чеков на сумму 4570 руб. (приложение 3, 4, 5,).

1. Дебет 71 «Расчеты с подотчетными лицами»

Кредит 50 «Касса» - по РКО №1 от 02.02.2012 г. выданы денежные средства в подотчет Шестаковой Ю.И.на на приобретение товарно-материальных ценностей 5000 руб.

  1. Дебет 10 «Материалы»

 Кредит 71 «Расчеты с подотчетными лицами» - по авансовому отчету № 206 от 05.02.2012 г. Приобретены материальные ценности на сумму 4570 руб.

  1. Дебет 50 «Касса»

 Кредит 71 «Расчеты с подотчетными лицами» – по ПКО № 3 в кассу внесена неиспользованная подотчетная сумма 430 руб.

Основными поставщиками  в ООО «Мико» являются: ООО ТД «Тим», ООО «Винзавод»,  ООО «Рустек», ООО «Салют», ООО «Винтрест». Также поставляют газ  - ОАО «Саханефтегаз», услуги связи ОАО «Сахателеком».

Для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками предприятие использует счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Счет 60 — активно-пассивный, счет расчетов. При приобретении товаров, материалов от поставщиков  приведем примеры задач по расчетам с поставщиками и подрядчиками:

Пример 2.

ООО «Мико» заключила договор с поставщиком ООО «Салют» на приобретение товаров, стоимостью 590 000 руб., в том числе НДС – 90 000 руб. в соответствие с договором 25 октября организация перечислила частичную предоплату поставщику, в сумме 420 000 руб. 6 ноября товары были получены полностью, после чего был произведен окончательный расчет, в сумме 170 000 руб.(приложение 6, 7,8,).

  1. Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Кредит 51 «Расчетный счет» - по платежному поручению № 75 от 25.10.2012 г перечислен аванс с расчетного счета на сумму 420000 руб.

2. Дебет 41 «Товары»

 Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» - по товарной накладной № 213 от 10.10.2012 г. получены товар на сумму 483800 руб.(без НДС);

  1. Дебет 19 «Налог на добавленную стоимость»

 Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». – по товарной накладной № 213 от 10.10.2012 приобретен  НДС на сумму  90 000 руб.

4 . Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

Кредит 51 «Расчетный счет» - по платежному поручению № 120 от 15.11.2012 г перечислен  с расчетного счета на сумму 170000 руб.

Пример 3.

ООО «Мико» приобрела для производственных целей грузовой автомобиль стоимостью 1200 000 рублей, в т.ч. НДС 216 000 руб. Автомобиль получен в сентябре, оплата была произведена в октябре.(приложение 9,10)

  1. Дебет 08 «Вложения во внеоборотные активы»

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» –по товарной накладной № 85 от 11.09.2012 г приобретен автомобиль на сумму  984 000 руб.- без НДС:

  1. Дебет 19 «Налог на добавленную стоимость»

 Кредит 60 «Расчеты с  поставщиками и подрядчиками»  –по товарной накладной № 85 от 11.09.2012 г оприходован автомобиль с НДС на сумму  216 000 руб.

  1. Дебет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

 Кредит 51 «Расчетный счет» – 1200 000 руб.- произведена оплата поставщику по платежному поручению №89 от 30.10.2012 г ;

Покупатели и заказчики  ООО «Мико» в основном это магазины города Якутска и улусов. Для обобщения информации о расчетах за товары, работы и услуги предназначен счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

В расчетах с покупателями применяется как наличная, так и безналичная форма расчетов.

Расчеты наличными производятся населению города, а безналичный расчет с магазинами и поставщиками. 

Пример 4.

Продавец Соломина Н.И. 23.11.2012 г сдала выручку в кассу  в сумме 75 000 руб. (приложение 11).

  1. Дебет 50 «Касса»

Кредит 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» – по ПКО № 315 от 23.11.2012 г в кассу поступила выручка за день в сумме 75 000 руб.

К счету 76 «Расчеты с разными  дебиторами и кредиторами» в ООО «Мико» используются следующие субсчета:

76-1 «Расчеты по имущественному  и личному страхованию»;

76-2 «Расчеты по претензиям»;

76-4 «Расчеты по депонированным  суммам» и др.

Пример 5.

ООО «Мико» в 2011 году заключила договор со страховой компанией «Стерх» по страхованию имущества и персонала организации. Суммы страховых платежей, причитающихся к уплате страховым организациям, по договорам обязательного и добровольного страхования, ООО «Мико» включает на общехозяйственные расходы. В ноябре ООО «Стерх» выставил счет на сумму 5800 руб. на страхование имущества и персонала.(приложение 12, 13)

  1. Дебет 26 «Общехозяйственные расходы»

Кт 76 -1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию» -по акту выполненных услуг № 51 от 15.12.2012 г начислены страховые платежи на сумму   5800 руб.;

  1. Дебет 76-1 «Расчеты по имущественному и личному страхованию»

Кредит 50 «Касса» - оплачены страховые платежи по РКО № 216 от 15.12.2012 г. на сумму 5800 руб.

Начисленные, но не выплаченные  в установленный срок (из-за неявки получателя), суммы оплаты труда, доходов от участия в ООО «Мико» отражаются в учете:

Дебет 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 4 «Расчеты по депонированным суммам» - отражены суммы депонированной заработной платы.

Пример 6.

25 марта 2012 года менеджер  ООО «Мико» Шестакова Ю.В. по семейным обстоятельствам не вышла на работу и не получила заработную плату за март. Заработная плата в марте месяце  с процентами – 23000 руб.(приложение 14)

Дебет 76-4 «Расчеты по депонированным суммам»

Кредит 91 «Прочие доходы и расходы»– 23000 руб.

 

2.4 Рекомендации по совершенствованию учета расчетных операций

 

По результатам учета  дебиторской и кредиторской задолженности  организации ООО «Мико» были предложены рекомендации по совершенствованию учета дебиторской и кредиторской задолженности, которые  представлены в таблице 2.4.

 

Таблица 2.4 - Рекомендации по совершенствованию учета дебиторской и кредиторской задолженности ООО «Мико»

Недостаток учета

Характеристика нарушения

Рекомендации для устранения  нарушения

Ослаблен контроль за кредиторской и дебиторской задолженностью

Несвоевременное составление  договоров

Разработать план мероприятий  по повышению контроля

Наличие договоров и первичных  документов, оформленных неправильно, отсутствие некоторых счет- фактур

Претензии со стороны налоговых  органов вследствие неправильного  оформления, при отсутствии счета-фактуры  входной НДС не может быть принят к вычету

Разработать регистры учета  расчетов с контрагентами Проводить акты сверки с контрагентами


 

Для улучшения организации  расчетов для устранения нарушения  с дебиторами и кредиторами в  ООО «Мико», рекомендуются следующие мероприятия:

- создать комиссию по работе с документами (первичные документы, договора, дополнительное соглашение и т.д.), в обязанности которой входят систематическое наблюдение за состоянием расчетной дисциплины, проведение регулярных сверок расчетов с поставщиками и покупателями;

- на высоком уровне организовать работу с договорами, в карточке клиента отличать работает он под реализацию или по системе предоплаты;

Информация о работе Учет и анализ дебиторской и кредиторской задолженности