Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 17:00, дипломная работа
Целью написания дипломной работы является изучение учета и контроль расчетов с покупателями и заказчиками, установление недостатков в учёте, внесение предложений по их устранению и совершенствованию учёта, а также рассмотрение порядка осуществления контроля расчётов с покупателями и заказчиками.
Введение 4
1. Обзор литературы. 7
2. Экономико-финансовая характеристика ОАО «Осиповичский молочный
комбинат». 16
3. Учёт расчётов с покупателями и заказчиками и его совершенствование на
Бобруйском филиале ОАО «Осиповичский молочный комбинат». 26
3.1. Основные формы расчётных взаимоотношений в Бобруйском филиале
ОАО «Осиповичский молочный комбинат». 26
3.2. Учёт расчётов за молочную продукцию. 36
3.3. Учёт расчётов за давальческую продукцию. 40
3.4. Учёт расчётов с покупателями МСБ. 42
3.5. Учёт расчётов по векселям полученным. 43
3.6. Учёт расчётов по авансам полученным. 44
4. Контроль расчётов с покупателями и заказчиками в Бобруйском филиале
ОАО «Осиповичский молочный комбинат». 46
4.1. Нормативно-правовое регулирование расчётов с покупателями и заказчиками. 46
4.2. Общая характеристика внутреннего контроля с покупателями и заказчиками. 48
4.3. Проверка организации и состояния контроля за выполнением договорных обязательств с покупателями и заказчиками. 54
4.4. Проверка правильности документального оформления расчётов с
покупателями и заказчиками. 56
4.5. Проверка достоверности показателей бухгалтерской и статистической
отчётности по расчётам с покупателями и заказчиками. 58
Выводы и предложения. 62
Список используемой литературы. 64
Приложения.
Бобруйский филиал ОАО «Осиповичский молочный комбинат» ведёт служебную переписку, в той или иной степени связанную с осуществлением экономической деятельности. Одной из возможных ситуаций, в которых необходимо составлять служебные письма, является проведение сверки расчётов с покупателями и заказчиками. По сути, проведение такой сверки является одним из этапов инвентаризации. Для проведения инвентаризации расчётов на Бобруйском филиале ОАО «Осиповичский молочный комбинат» руководителем утверждается Приказ на проведение инвентаризации ценностей и расчётов (прил. 19).
Взаимная сверка расчётов оформляется актом, который содержит результаты инвентаризации имеющейся задолженности (прил. 20). На основании актов сверки взаимных расчётов принимается решение о внесении изменений в данные бухгалтерского учёта.
Сверка взаиморасчётов
между двумя организациями
Мы присоединяемся к мнению автора Ветровой Т. и предлагаем в Бобруйском филиале ОАО «Осиповичский молочный комбинат» применить следующую форму составления акта сверки взаиморасчётов (прил. 21), в котором будут указаны не только суммы задолженности, но и номер договора, по которому была поставлена продукция, а также номер товарно-транспортной накладной. Это позволит улучшить контроль за дебиторской задолженностью (дата образования количество отпущенной продукции).
Также особое значение придаётся
проверке состояния дебиторской
и кредиторской задолженности. От объективности
отражения дебиторской и
Для улучшения организации расчётов с покупателями и заказчиками в Бобруйском филиале ОАО «Осиповичский молочный комбинат» рекомендуем следующие мероприятия:
На Бобруйском филиале ОАО «Осиповичский молочный комбинат» конкретного регистра, учитывающего сроки задолженности нет. С этой целью мы присоединяемся к мнению автора Борбит И. Н. и считаем целесообразным ввести дополнительный регистр «Аналитические данные к счёту 62 «Расчёты с покупателями и заказчиками» для контроля дебиторской задолженности покупателей», в котором будет отражаться задолженность покупателей сроком до 12 месяцев и свыше 12 месяцев с указанием срока и суммы задолженности (прил. 22).
При хорошей организации аналитической работы предприятием создаются предпосылки перехода от пассивного управления дебиторской задолженностью к политике активного управления, предполагающей целенаправленное воздействие на условия предоставления коммерческого кредита поставщикам путём отсрочки поставки применения предоплат.
Значение внутреннего контроля как организационной системы трудно переоценить. Ошибки в бухгалтерском учёте и искажения финансовой отчётности в организациях, пренебрегающих созданием служб внутреннего контроля, допускаются в 1,24 раза чаще, а сумма затрат на контроль и возможные экономические санкции в среднем выше в 3,7 раза.
Так как на Бобруйском
филиале ОАО «Осиповичский
Служба внутреннего контроля может быть организована в виде следующих структур: ревизионной комиссии, отдела внутреннего аудита, группы контроля и т.д. Для организации работы службы контроля важно чётко определить сферу её деятельности, полномочия и обязанности соответствующих специалистов, их подотчётность и подконтрольность. Этого можно достигнуть, разработав в организации Положение о службе внутреннего контроля (прил. 23).
Положение о службе внутреннего контроля должно содержать следующие разделы:
Общие положения. Фиксируется полное наименование службы внутреннего контроля; указывается подчинённость службы должностному лицу и определяется должность руководителя службы; определяется нормативная база, которой руководствуются работники службы (нормативные правовые акты РБ, устав организации).
Структура службы. Чаще всего в составе службы выделяется только руководитель. В больших организациях служба внутреннего контроля также будет большой. В ней могут выделяться подотдел, группа, звено и т.п. В этом случае приводятся все структурные единицы службы, взаимосвязи между ними. В этом же разделе определяется штат службы, деление его на основной и вспомогательный персонал.
Задачи службы. Определяется главная задача службы внутреннего контроля – контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организации. Затем следуют второстепенные, вспомогательные задачи, сопутствующие главной и конкретизирующие её.
Функции службы. Выделяются
конкретные обязанности, поставленные
перед службой внутреннего
Компетенция службы. Акцент делается на перечисление прав работников службы. Обязанности работников перечисляются в конце данного раздела.
Ответственность. Приводятся
применяемые в отношении
Основные взаимосвязи службы с другими службами. Определяется, какую информацию и от кого получает служба внутреннего контроля, как и кому её передаёт.
Приёмы внутреннего контроля:
1. Проверка первичных
документов. Первичные документы,
поступающие в бухгалтерию,
Выполнение проверки первичных
документов позволяет выносить
решение о принятии либо
Проверка на логическую увязку необходима в том случае, когда одна и та же операция отражается в различных регистрах по различным критериям.
2. Выполнение требований
должностной инструкции. Должностные
инструкции работников
3. Разграничение выполняемых операций. При распределении обязанностей между работниками организации следует избегать совмещения различных участков работы.
4. Проведение инвентаризаций.
Соблюдение установленных
5. Ведение регистров
бухгалтерского учёта. Целый
6. Маркировка
обрабатываемых документов. Первичные
документы, прошедшие
7. Проверка соответствия
данных учёта и отчётности. Данные
синтетического, аналитического учёта
и бухгалтерской отчётности
8. Составление
оборотного (оборотно - сальдового) баланса.
Приём заключается в проверке
на равенство итогов актива
и пассива бухгалтерского
9. Сверка данных синтетического и аналитического учёта. При применении данного приёма осуществляется сравнение записей по синтетическим и открываемым к ним аналитическим счетам бухгалтерского учёта.
10. Суммирование ряда
чисел с последующим
11. Нахождение разности между несовпадающими итогами в оборотных (оборотно – сальдовых) ведомостях. Полученная при использовании указанного приёма разность будет указывать на наличие ошибки.
12. Пунктирование
чисел. Приём пунктирования
13. Проверка порядка чисел в документе. Довольно часто при разноске сумм по регистрам бухгалтер ошибочно меняет последовательность чисел, что приводит к ошибкам.
На службу внутреннего контроль организации возложено выполнение следующих функций:
контроль за эффективностью систем бухгалтерского учёта и внутреннего контроля, разработка рекомендаций по их улучшению;
контроль за достоверностью бухгалтерской и оперативной информации, проведение экспертизы средств и способов, используемых для идентификации, оценки, классификации этой информации и составления на её основе отчётности, а также изучение отдельных статей отчётности и операций, остатков по бухгалтерским счетам;
контроль за соблюдением законодательства, нормативных актов, требований учётной политики, инструкций;
контроль за деятельностью различных звеньев управления;
контроль за эффективностью
механизма внутреннего
контроль за отдельными элементами структуры внутреннего контроля;
проведение мероприятий по предупреждению злоупотреблений и специальных расследований;
разработка рекомендаций
и мероприятий по устранению выявляемых
недостатков и повышению
Чёткая и отлаженная система внутреннего контроля позволяет совершенствовать управление производством, находить резервы повышения эффективности деятельности организации.
4.3. Проверка организации
и состояния контроля за
На Бобруйском филиале ОАО «Осиповичский молочный комбинат» существует постоянно действующая ревизионная комиссия, состав которой утверждается Приказом руководителя.
При проверке выполнения договорных обязательств ревизионная комиссия проверяет следующее:
Бобруйский филиал ОАО «Осиповичский молочный комбинат» должен поставлять покупателю продукцию в количестве, согласно принятых заявок, при этом качество товара должно соответствовать действующей нормативно-технической документации ГОСТ на данный вид продукции.
Приёмка товара покупателем должна производиться в соответствии с Положением о приёмке товара по количеству и качеству, утв. Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 26.04.96 г. № 285. Фактом, подтверждающим приёмку товара должна являться товарно-транспортная накладная, подписанная представителем покупателя.
Товар должен поставляться покупателю в транспортной таре, которая должна быть возвращена в трёхдневный срок. Возвращаемая тара должна быть исправной, чистой, пригодной к её дальнейшему использованию по назначению.
Согласно Указа Президента РБ № 117 от 07.03.2000 г. покупатель обязан приложить к договору копию лицензии на осуществляемый им вид торговли.
Информация о работе Учёт расчетов с покупателями и заказчиками и его совершенствование