Шпаргалка по «Бухгалтерское дело»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2014 в 07:47, шпаргалка

Краткое описание

Сущность бухгалтерского дела, его содержание и нормативное регулирование
Бухгалтерское дело - представляет собой профессиональную деятельность бухгалтера во всех ее проявлениях — ведении учета, составлении отчетности, формировании учетной политики организации, контроле, аудите, анализе отчетных данных, участии в профессиональных организациях и т.д.
Предмет бухгалтерского дела - совершенствование работы бухгалтерии и делопроизводства.

Вложенные файлы: 1 файл

Shpora_Bukh_delo.doc

— 427.50 Кб (Скачать файл)

МСФО рекомендует опираться на профессиональное суждение.

Профессиональное суждение - представляет собой обоснованное мнение, добросовестно высказанное профессиональным бухгалтером относительно способов квалификации и раскрытия информации о финансовом состоянии, финансовых результатах организации и их изменении.

Процесс формирования проф. суждения:

Этап 1. Сбор информации для формирования профессионального суждения

Этап 2. Анализ и обработка информации, формирование суждения

Этап 3. Проверка и утверждение суждения: департаментом внутреннего аудита, внешним аудитором; финансовым директором;

Этап 4. Применение профессионального суждения при подготовке МСФО

Источники информации для формирования профессионального суждения:

-  внутренние (например, письмо-представление руководства компании, технические отчеты, аналитические отчеты, модель долгосрочного развития предприятия, бюджет компании);

-  внешние (безрисковая рыночная ставка, коэффициент beta, аналитические прогнозы по рыночным ценам, ставка инфляции, коэффициент риска).

Профессиональное суждение необходимо, в первую очередь, при решении вопроса о включении объекта в отчет о прибылях и убытках или в бухгалтерский баланс. В процессе формирования профессионального суждения решают, сможет ли объект служить источником экономических выгод, какова вероятность их притока или оттока, с какой степенью надежности можно измерить стоимость объекта.

Профессиональное суждение требуется и при оценке конкретных событий или фактов, таких как срок полезной службы объекта, соотношение правовой формы и экономического содержания, длительность процесса потребления заключенных в объекте экономических выгод, реальность погашения сомнительной дебиторской задолженности, возможность устаревания объекта, вероятность обращения в судебные органы по обязательствам компании и возможный итог разбирательств, в которые может быть вовлечена компания.

Оформляемое как система документов, включаемых в учетную политику организации, профессиональное суждение является уникальным средством, с помощью которого, во-первых, осуществляется процесс реальной либерализации системы бухгалтерского учета; во-вторых, происходит совершенствование нормативной системы бухгалтерского учета и отчетности; в-третьих, разрешаются противоречия действующего законодательства.

Профессиональное суждение становится одним из немаловажных инструментов регулирования бухгалтерского учета в реализации его главной и основополагающей цели — формирование достоверной и полной информации о финансовом состоянии и финансовой деятельности компании.

  1. Разработка графика документооборота

Движение документов от момента составления в самой организации или получения от других организаций до сдачи в архив после их обработки и систематизации называется документооборотом.

Стадии документооборота:

1. Создание или получение  бухгалтерского документа от  других организаций.

2. Проверка, исполнение и  принятие к учету бухгалтерского  документа.

3. Бухгалтерская обработка  учетного документа.

4. Передача бухгалтерского  документа в архив.

 Расписание сроков  составления, представления и обработки  первичных документов, регистрации  и группировки учетных данных, прохождение других стадий учетного  процесса принято называть графиком документооборота в учете.

Разрабатывает график документооборота главный бухгалтер, а утверждает руководитель предприятия.

График обычно включает перечень и сроки учетных работ, выполняемых должностными лицами организации и бухгалтерскими работниками, с приложением форм документов и инструкций по их составлению. По каждому документу в графике указывают исполнителя (составителя), адресат (службу, куда поступает документ), сроки представления и обработки. Графики обычно имеют форму таблиц, диаграмм.

Требования для составления графика документооборота:

1. Первичные учетные документы, принимаемые бухгалтерией, должны иметь все обязательные реквизиты;

2. При приеме документов  должна осуществляться проверка  правильности арифметических вычислений;

3. Документы должны быть  оформлены в соответствии с  требованиями законодательных и нормативных актов;

4. Все исправления в  документах должны быть заверены  подписями лиц, ответственных за  их составление, с указанием даты  исправления;

5.По любой сделке должны  быть представлены все необходимые  документы (договор и дополнения  к нему, акт выполнения работ, смета, счет-фактура, платежное поручение и т.д.).

Правильное составление графика документооборота и его соблюдение способствуют рациональному распределению должностных обязанностей между работниками, усилению контрольных функций бухгалтерского учета и обеспечению своевременности составления отчетности.

Работники предприятия, учреждения создают и представляют документы, относящиеся к сфере их деятельности, по графику документооборота. Для этого каждому исполнителю вручается выписка из графика. В выписке перечисляются документы, относящиеся к сфере деятельности исполнителя, сроки их представления и подразделения предприятия, учреждения, в которые представляются указанные документы.

Первичные документы, учетные регистры, бухгалтерские отчеты и балансы до передачи их в архив предприятия, учреждения должны храниться в бухгалтерии в специальных помещениях или закрывающихся шкафах под ответственность лиц, уполномоченных главным бухгалтером.

  1. Понятия и значение системы внутреннего контроля организации.

Система внутреннего контроля – это совокупность организационных структур, политик, процедур и действий сотрудников организации, направленных на минимизацию рисков и обеспечение достижения ее целей.

Внутренний контроль – систему мер, организованных руководством предприятия и осуществляемых на предприятии с целью наиболее эффективного выполнения всеми работниками своих должностных обязанностей при совершении хозяйственных операций.

Процедуры внутреннего контроля:

1. проверка (арифметическая) правильности бухгалтерской записи;

2. проведение сверок расчетов;

3. проверка правильности  осуществления документооборота, наличия  разрешительных записей руководящего  персонала на докладах;

4. проведение в соответствии с установленным порядком периодических плановых и внезапных инвентаризаций;

5. осуществление мер, направленных  на ограничение доступа случайных  лиц к активам предприятия, система  ведения документации, бухгалтерским  записям;

Цели организации системы внутреннего контроля:

1) осуществление упорядоченной  и эффективной деятельности предприятия;

2) обеспечение соблюдения  политики руководства каждым  работником предприятия;

3) обеспечение сохранности  имущества предприятия.

Система внутреннего контроля организуется руководством предприятия. Это первое и основное отличие внутреннего контроля от прочих видов контроля.

В современных условиях внутренний контроль как управленческая функция должен осуществляться на всех уровнях управления.

Система внутреннего контроля должна ориентироваться на:

1) устойчивое положение организации на рынках;

2) признание организации субъектами рынка и общественностью;

3) своевременную адаптацию систем производства и управления организации к динамичной внешней.

    Система внутреннего контроля включает следующие взаимосвязанные компоненты:

- контрольную среду;

- процедуры внутреннего  контроля;

- систему информационного  обеспечения и обмена информацией;

- оценку эффективности  самой системы внутреннего контроля.

        Задачи системы внутреннего контроля:

* в бухгалтерскую (финансовую) отчетность было включено все, что должно быть в нее включено, и то, что включено в отчетность, было бы правильно определено, классифицировано, оценено и зарегистрировано;

* бухгалтерская (финансовая) отчетность давала верное и объективное представление о предприятии в целом;

* компьютерные программы, контролирующие функционирование  учетной системы, включающие формирование  первичных документов, их анализ  и разноску по счетам, не могли  быть сфальсифицированы;

* средства предприятия  не могли быть незаконно присвоены  или неэффективно использованы;

* все отклонения от  планов своевременно выявлялись, анализировались, а виновные несли  ответственность;

* внутренняя отчетность  оперативно передавалась лицам, уполномоченным принимать управленческие решения, для ее оптимального использования.

В систему внутреннего контроля (СВК) входит служба внутреннего аудита.

  1. Основные требования и допущения к ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ.

Строится бухучет на основополагающих принципах, требованиях и допущениях. Они по своему смысловому содержанию близки к принципам МСФО.

Требования:

Ст. 8  ФЗ №129 -  Основные требования к ведению бухгалтерского учета

1. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций организаций ведется в валюте Российской Федерации - в рублях.

2. Имущество, являющееся собственностью  организации, учитывается обособленно  от имущества других юридических  лиц, находящегося у данной организации.

3. Бухгалтерский учет ведется организацией непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

4. Организация ведет бухгалтерский  учет имущества, обязательств и  хозяйственных операций путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета, включенных в рабочий план счетов бухгалтерского учета.  Данные аналитического учета должны соответствовать оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.

5. Все хозяйственные операции и результаты инвентаризации подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий.

6. В бухгалтерском учете  организаций текущие затраты  на производство продукции и  капитальные вложения учитываются раздельно.

      Допущения бухгалтерского учета:

– допущение имущественной обособленности – имущество организации обособленно от имущества собственника. В соответствии с этим допущением имущество организации, принадлежащее на правах собственности, отражается на балансовых синтетических счетах;

– допущение непрерывности – организация не собирается самоликвидироваться, и будет продолжать свою деятельность в перспективе. Это допущение должно использоваться в аудиторской практике, т. е. аудитор обязан информировать пользователей бухгалтерской отчетности о подобных намерениях;

– допущение последовательности применения учетной политики – выбранная учетная политика будет проводиться из года в год и изменится в случае изменения законодательства или нормативных документов, касающихся бухгалтерского учета;

– допущение временной определенности – факты отражаются в бухгалтерском учете того периода, в котором они были совершены.

  1. Учетная политика и последовательность ее применения

Учетная политика организации - это принятая совокупность способов ведения бухгалтерского учета. Учетная политика формируется исходя из установленных допущений и требований ПБУ 1/08.

     Учетная  политика должна обеспечивать:

- полноту всех факторов хоз. операций в БУ;

- своевременное отражение факторов в БУ и бух. отчетности;

- признание в БУ расходов  и обязательств;

- отражение в БУ факторов  ХД исходя не только из правовой  формы и условий хозяйствования;

- тождество данных аналитического  учета оборотам и остаткам  по счетам синтетического учета на последний календарный день;

- рациональное ведение  БУ, исходя из условий ХД и  величины организации.

     В учетной  политике  предусмотрено два раздела: организационно-технический и методический.

Организационно-технический раздел:

-  организацию ведения бухгалтерского учета;

-  форму бухгалтерского  учета;

-  технологию обработки  учетной информации;

-  порядок проведения  инвентаризаций;

-  организацию системы  внутреннего контроля;

-  порядок документооборота;

-  рабочий план счетов  бухгалтерского учета.

Методический раздел:

-  методы оценки активов и обязательств организации;

-  методы признания доходов и расходов организации;

-  методы калькулирования себестоимости.

Формирование учетной политики возложено на главбуха, а утверждение - на руководителя организации. 

     Учетная политика  формируется до начала финансового  года и применяется с 1 января (исключение составляют вновь  созданные организации, они должны  утвердить УП в течение 90 дней  с даты регистрации, но до первой  публикации отчетности).

     Изменение учетной политики может производиться в случаях изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов органов, осуществляющих регулирование бухгалтерского учета, разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий ее деятельности.

  1. Выбор оптимального соотношения финансового, управленческого и налогового учета

  В системе управления  предприятием существуют три  подсистемы бухгалтерского учета, взаимосвязанные между собой: финансовый учет, управленческий учет и налоговый учет.

Если финансовый и налоговый учет это необходимость, то ведение управленческого учета до недавнего времени определялась лишь инициативой хозяйствующего субъекта.

Информация о работе Шпаргалка по «Бухгалтерское дело»