Бюджетный процесс как форма управления бюджета организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 20:34, курсовая работа

Краткое описание

В каждой стране структура бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом других факторов.
Каждое правительство в своей деятельности стремится к тому, чтобы доходная часть бюджета равнялась расходной. Соответствие их называется «балансом дохода».
Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большой степени зависит от того, в каких направлениях произошло преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства отвечает требованиям времени.

Вложенные файлы: 1 файл

финансы кур.doc

— 204.00 Кб (Скачать файл)

Контрольные органы законодательных (представительных) органов власти на всех уровнях осуществляют: контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровней и бюджетов государственных внебюджетных фондов; проведение экспертизы проектов бюджетов, федеральных и региональных целевых программ и иных нормативных актов бюджетного

 

12

законодательства  РФ, субъектов РФ, актов органов  местного самоуправления.

Органы контроля исполнительной власти в ходе исполнения соответствующего бюджета и бюджета государственного внебюджетного фонда осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль.

Главный распорядитель бюджетных  средств определяется ведомственной классификацией расходов бюджета. Для федерального уровня им выступает орган государственной власти РФ; для регионального и местного уровня — орган государственной власти субъекта РФ, орган местного самоуправления, бюджетное учреждение.

Бюджетное учреждение — организация, созданная органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

Министерство финансов РФ: составляет проект федерального бюджета и принимает участие в разработке проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов; составляет сводную бюджетную роспись федерального бюджета; разрабатывает Программу государственных внутренних заимствований и Программу государственных внешних заимствований Российской Федерации; осуществляет сотрудничество с международными финансовыми организациями; осуществляет методическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм; проводит проверки финансового состояния получателей бюджетных средств; регистрирует эмиссии займов субъектов РФ, муниципальных образований, государственных унитарных предприятий и федеральных казенных предприятий; осуществляет в порядке, установленном

 

13

Правительством РФ, управление государственным долгом РФ;  исполняет федеральный бюджет; составляет отчет об исполнении федерального бюджета, отчет об исполнении консолидированного бюджета РФ; осуществляет иные полномочия. 

1.3. Основные этапы бюджетного процесса

Исходными макроэкономическими показателями для составления проекта бюджета являются объем валового внутреннего продукта на очередной финансовый год и темп роста валового внутреннего продукта в очередном финансовом году; уровень инфляции. Например, Президент РФ В.Путин определил задачу удвоения ВВН в ближайшие 10 лет. Этот вывод сделан на основании достигнутых темпов экономического роста, колеблющихся около 7% в год. Для расчета использовалось «правило  70»: 1

Срок                                 =                                                         70

удвоения ВВП                                                              темп экономического роста


 

Проекту бюджета  предшествует ряд социально-экономических  и финансовых документов. Прогноз социально-экономического развития территории разрабатывается на основе данных социально-экономического развития территории за последний отчетный период, прогноза социально-экономического развития территории до конца базового года, тенденций развития экономики и социальной сферы. Основные показатели прогноза: индекс потребительских цен, ВВП, объем промышленной продукции, объем продукции сельского хозяйства, объем инвестиций в основной капитал, объем розничного товарооборота, объем импорта и экспорта, объем платных услуг населению, среднемесячная зарплата и др.

Перспективный финансовый план разрабатывается на три года и формируется по укрупненным показателям бюджетной классификации: доходы,

 

14

всего; расходы, всего; из них процентные расходы  в млрд. рублей и в % к ВВП.          

   Таблица 1

Схема сводного финансового баланса на территории на год, млрд. руб

ДОХОДЫ

РАСХОДЫ

Наименование

Млрд.

руб.

Наименование

Млрд.

руб.

Прибыль

 

Расходы предприятий за счет прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налога, а также за счет амортизации

 

Амортизационные

отчисления

 

Затраты на государственные инвестиции, включая погашение кредиторской задолженности (кроме военного строительства)

 

Налоговые доходы (без 

налога  на прибыль), из них:

 

Государственные дотации, субсидии, субвенции

 

НДС

 

Расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет бюджета, а также средств единого социального налога

 

Акцизы

 

Расходы на фундаментальные исследования и  содействие научно-техническому прогрессу

 

Налог на доходы

физических  лиц

 

Расходы за счет средств целевых бюджетных

фондов

 

Налоги  на имущество

 

Расходы на национальную оборону

 

Налоги  на внешнеэкономические операции

 

Расходы на правоохранительную деятельность

(без  капитальных вложений)

 

Не  налоговые доходы

 

Расходы на содержание органов государственной  власти (без капитальных вложений)

 

Безвозмездные

перечисления

 

Расходы по внешнеэкономической деятельности

 

Средства  целевых 

бюджетных фондов

 

Обслуживание  государственного долга

 

Средства  единого 

социального налога

 

Финансовая  помощь бюджетам других уровней

 

Страховые взносы на обязательное страхование

от  несчастных случаев

 

Прочие  расходы

 

Прочие  доходы

     

ИТОГО ДОХОДОВ

 

ИТОГО РАСХОДОВ

 

Превышение  расходов над доходами

 

 

 Баланс финансовых ресурсов - баланс всех доходов и расходов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории (Таблица 1). Баланс финансовых ресурсов составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории.

План развития государственного или  муниципального сектора экономики включает:

1) перечень и сводный план финансово-хозяйственной деятельности федеральных казенных предприятий;

2) перечень и сводный план финансово-хозяйственной деятельности государственных или муниципальных унитарных предприятий;

3) программу приватизации государственного или муниципального имущества и приобретения имущества в государственную или муниципальную собственность;

4) сведения о  предельной штатной численности  государственных или муниципальных служащих и военнослужащих.

В проекте закона (решения) о бюджете содержатся основные характеристики бюджета - общий объем расходов бюджета, общий объем доходов бюджета и дефицит бюджета, а также прогнозируемые доходы бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов РФ; нормативы отчислений от собственных доходов бюджета, передаваемых бюджетам других уровней бюджетной системы РФ. Орган исполнительной

16

власти, орган местного самоуправления вносят проект закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год на рассмотрение законодательного (представительного) органа, представительного органа местного самоуправления. Одновременно рассматриваются и утверждаются проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов. Бюджетным кодексом РФ предусматривается и временное управление бюджетом.

Важным  элементом процедуры подготовки проекта федерального бюджета  является Бюджетное послание Президента РФ, с проектом которого на очередной  финансовый год Президент РФ выступает в Федеральном Собрании РФ. Оно задает стратегические и краткосрочные ориентиры бюджетной политики, согласованные с общими целями и задачами экономической политики государства. Ограниченность финансовых ресурсов и назревшие преобразования в бюджетной сфере вызывают необходимость, с одной стороны, выявить приоритеты, а с другой - уменьшить расходы, усилить контроль за рациональным использованием государственных средств.

           Составление, рассмотрение и утверждение федерального бюджета реализуется Правительством РФ, которое своим постановлением поручает Министерству экономического развития и торговли РФ организовать разработку прогноза социально-экономического развития РФ на планируемый год и уточнение прогноза социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу.

Министерство экономического развития и торговли РФ с участием Министерства финансов РФ, других министерств, Государственного комитета РФ по статистике и Центрального банка РФ в установленные постановлением Правительства РФ сроки разрабатывает и представляет в Правительство РФ основные параметры функционирования экономики страны в планируемом году.

Министерство экономического развития и торговли РФ  доводит

 

17

рассмотренные Правительством РФ условия функционирования экономики страны в планируемом году до федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, а с участием Государственного комитета РФ по статистике - систему показателей прогнозов и методические рекомендации по их составлению.

Министерство финансов РФ направляет получателям средств федерального бюджета прогнозируемые на планируемый год данные о предельных объемах бюджетного [6,c.82-83] обеспечивает федеральные органы исполнительной власти методическими материалами по формированию параметров основных  расходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу[7].

Государственный комитет РФ по статистике представляет в федеральные, территориальные и муниципальные органы исполнительной власти статистическую информацию по перечню показателей для разработки прогнозов и проектов бюджетов; направляет в Министерство экономического развития и торговли РФ отчетные данные по согласованным показателям Сводного финансового баланса РФ.

Государственные социальные внебюджетные фонды предоставляют в Министерство финансов РФ и Министерство экономического развития и торговли РФ проекты бюджетов соответствующих фондов на планируемый год; прогноз формирования и расходования средств этих фондов по годам на среднесрочную перспективу.

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов  РФ в установленные сроки разрабатывают варианты прогнозов социально-экономического развития субъектов РФ в планируемом году по основным показателям, уточнения параметров прогноза социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу; проектировки получения и использования доходов от государственного имущества и

 

18

представляют  их в Министерство финансов РФ и  Министерство экономического развития и торговли РФ.

Государственные заказчики федеральных целевых программ разрабатывают и представляют в Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство финансов РФ, Министерство промышленности, науки и технологий РФ обоснования на финансирование в планируемом году и на среднесрочную перспективу федеральных целевых программ.

Федеральные органы исполнительной власти в установленные сроки представляют в Министерство финансов РФ распределение предельных объемов бюджетного финансирования на планируемый год по показателям функциональной и экономической классификации расходов бюджетов РФ; предложения по проведению структурных и организационных преобразований в отраслях экономики; материалы для разработки соответствующих разделов проектировок основных расходов федерального бюджета на планируемый год и по годам на среднесрочную перспективу.

Центральный банк РФ представляет в Министерство финансов РФ информацию, необходимую для подготовки федерального бюджета на очерёдной финансовый год.

Министерство  экономического развития и торговли РФ распределяет по получателям средств федерального бюджета и направлениям использования предельные объёмы государственных инвестиций и представляет соответствующие материалы в Министерство финансов РФ.

Органы  исполнительной власти субъектов РФ в установленный для согласования срок представляют в Министерство финансов РФ и Министерство экономического развития и торговли РФ отчеты об исполнении бюджетов за предыдущий год, а также утвержденные в установленном порядке бюджеты субъектов РФ.

Министерство экономического развития и торговли РФ в установленный

 

19

Правительством  РФ срок представляет в Правительство: итоги социально-экономического развития РФ за первое полугодие текущего года и оценку предполагаемых итогов за текущий год; прогноз социально-экономического развития РФ на планируемый год и уточненные параметры прогноза социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу,  перечень приоритетных социально-экономических задач; проект сводного финансового баланса РФ на планируемый год и на среднесрочную перспективу; проект федеральной адресной инвестиционной программы на планируемой год и на среднесрочную перспективу; уточненный перечень федеральных целевых программ; перечень и объемы поставок продукции для федеральных государственных нужд на планируемый год и др.

Министерство финансов РФ на завершающем этапе формирования федерального бюджета представляет в Правительство РФ: проект федерального бюджета на планируемый год; проектировки основных расходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу; прогнозы консолидированного бюджета РФ на планируемый год и на среднесрочную перспективу; предварительные итоги исполнения федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ за первое полугодие текущего года и оценку их предполагаемого исполнения за текущий год; отчет об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ за предшествующий год.    

Информация о работе Бюджетный процесс как форма управления бюджета организации