Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 12:32, курсовая работа
Цель данной работы — изучить основы организации и применения бюджетного планирования на предприятии.
В соответствии с целью курсовой работой можно обозначить следующие задачи:
- отразить сущность планирования и его значение;
- рассмотреть основные функции и принципы бюджетного планирования;
- рассмотреть основные этапы бюджетного планирования, формы и виды бюджетов;
- изучить бюджетирование на примере экономического субъекта исследования ООО «Кубань-Оптика»;
- рассмотреть методику и организацию формирования и контроля исполнения бюджета на примере ООО «Кубань-Оптика».
ВВЕДЕНИЕ
Бюджетирование — это система краткосрочного планирования, учета и контроля ресурсов и результатов деятельности коммерческой организации по центрам ответственности и/или сегментам бизнеса, позволяющая анализировать прогнозируемые и полученные экономические показатели в целях управления бизнес-процессами.
Бюджет предприятия (Главный бюджет) представляет собой систему взаимосвязанных бюджетов и в структурированной форме описывает ожидания менеджеров относительно продаж, расходов и других хозяйственных операций в планируемом периоде. Он включает два основных блока: систему операционных бюджетов (плановые сметы основных бизнес-процессов) и систему финансовых бюджетов. Соответственно, с точки зрения последовательности подготовки документов процесс бюджетирования может быть условно разбит на две основных части, каждая из которых является законченным этапом планирования: 1) подготовка операционных бюджетов, 2) подготовка финансовых бюджетов.
Организация бюджетирования позволяет согласовать деятельность подразделений внутри компании и подчинить её общей стратегической цели. Бюджеты охватывают все стороны хозяйственной деятельности и включают плановые и отчетные (фактические) данные.
Стремление работать с максимальной экономической отдачей заставляет сегодня многие компании реформировать как свою внутреннюю организационную структуру, так и методы управления бизнесом, одним из которых является бюджетирование. На сегодняшний день коммерческие организации хозяйствуют на свой страх и риск. Как отследить затраты и доходы на предприятии? Какой должна быть система учета, планирования, анализа и контроля, чтобы стать надежным инструментом для принятия верных управленческих решений? Как спрогнозировать сегодня, что будет с компанией завтра? Наличие такого большого числа вопросов относительно бюджетирования предприятия, обуславливает актуальность выбранной темы курсовой работы.
Последние несколько лет популяризации бюджетирования уделялось большое влияние. Бюджетирование позволяет согласовать деятельность подразделений внутри компании и подчинить её общей стратегической цели. Бюджеты охватывают все стороны хозяйственной деятельности и включают плановые и отчетные (фактические) данные. В бюджетах отражены цели и задачи компании. Поэтому в процессе бюджетирования обеспечивается текущий контроль за решениями и процедурами по достижению запланированных финансовых показателей в результате образования, распределения и использования хозяйственных средств компании на всех стадиях ее создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, а также в результате формирования и изменения стоимостных оценок и пропорций активов и пассивов компании.
Обеспечение
устойчивого положения
Актуальность постановки бюджетирования для организаций, во-первых, связана с повышением уровня конкуренции между ними, а значит, необходимостью получения дополнительных конкурентных преимуществ, например за счет более эффективного управления финансами. Во-вторых, в каждой организации существует необходимость изыскания внутренних резервов снижения затрат на производство, реализацию продукции, обоснования оптимальных уровней расхода финансовых средств, а также необходимость оптимизации налогообложения. В-третьих, в организации появляется потребность в повышении ее инвестиционной привлекательности, так как инвесторы охотнее вложат деньги в организацию с высоким уровнем менеджмента.
Для организации бюджетирования должны быть решены основные задачи:
Объект исследования — система управления финансовой деятельностью предприятия.
Предметом
исследования является бюджетное планирование,
как элемент рыночного
Цель данной работы — изучить основы организации и применения бюджетного планирования на предприятии.
В соответствии с целью курсовой работой можно обозначить следующие задачи:
- отразить сущность планирования и его значение;
- рассмотреть основные функции и принципы бюджетного планирования;
- рассмотреть основные этапы бюджетного планирования, формы и виды бюджетов;
- изучить бюджетирование на примере экономического субъекта исследования ООО «Кубань-Оптика»;
- рассмотреть методику и организацию формирования и контроля исполнения бюджета на примере ООО «Кубань-Оптика».
В работе применяется несколько основных исследовательских подходов. Прежде всего, системный подход, в рамках которого объект исследования предстает как один из аспектов целостной, сложноорганизованной системы. Определенное место в исследовании занимают элементы сравнительного подхода.
Работа состоит из введения, двух разделов, включающих в себя, заключения и списка литературы.
1. БЮДЖЕТИРОВАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ИНСТРУМЕНТ ФНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
1.1. Организация информационных
потоков в процессе
Внедрение
и поддержание системы
Существует классическая схема передачи информации: [7, с. 345]
- вертикальный (передача информации между уровнями управления) информационный уровень (конкретизация информации 30-40%);
- горизонтальный (передача информации в пределах одного уровня) информационный уровень (конкретизация информации 70-80%).
В системе бюджетирования доминируют вертикальные информационные потоки. Управляющие высшего уровня в организации для подготовки бюджетов не владеют информацией, которая известна лишь менеджерам низкого уровня и специалистам (такой, как перспективы сбыта продукции, возможность закупки сырья, нормы затрат на изготовление единицы продукции, потребность в оборудовании). Для передачи данной информации необходимо, чтобы был построен информационный поток по принципу «снизу вверх». Руководство располагает информацией о положении организации, ее потенциалах и перспективах. Для передачи таких сведений, включая формы бюджетов и методики их разработки, информационные потоки должны строиться по принципу «сверху вниз».
Принцип «снизу вверх» предусматривает сбор и фильтрацию бюджетной информации от исполнителей к руководителям нижнего уровня и далее к руководству компании. При таком подходе много сил и времени, как правило, уходит на согласование бюджетов отдельных структурных единиц. Кроме того, довольно часто представленные «снизу» показатели сильно изменяются руководителями в процессе утверждения бюджета, что в случае необоснованности решения или недостаточной аргументации может вызвать негативную реакцию подчиненных. В дальнейшем такая ситуация нередко ведет к снижению доверия и внимания к бюджетному процессу со стороны менеджеров нижнего уровня, что выражается в небрежно подготовленных данных или сознательном завышении цифр в первоначальных версиях бюджета.
Этот
подход широко распространен в России
ввиду как неопределенности перспектив
развития рынка в целом, так и
нежелания руководства
Принцип «сверху вниз» требует от руководства компании четкого понимания основных особенностей организации и способности сформировать реалистичный прогноз хотя бы на рассматриваемый период. Бюджетирование «сверху вниз» обеспечивает согласованность бюджетов отдельных подразделений и позволяет задавать контрольные показатели по продажам, расходам и т.п. для оценки эффективности работы центров ответственности.
При вертикальной передаче информации «снизу-вверх» информация сжимается, от уровня к уровню, она претерпевает изменения и потери. При большом количестве уровней передачи, первоначальная информация может полностью измениться.
Изменения вызваны необходимостью уплотнения и обработки информации, но при отсутствии единой внутрифирменной методики обработки и проверки достоверности полученной информации, наверх поступает совсем не та информация, которая необходима. А при передаче информации «сверху-вниз» информация дополняется, расширяется и также подвергается обработке в виде выделения существенных потоков для пользователей. При этом она приобретает избыточность, что также не способствует выработке правильных управленческих решений.
Поэтому, как правило, применяются смешанные варианты, содержащие в себе черты обоих вариантов. Вопрос лишь в том, какой подход преобладает.
При сборе
исходной информации предусматривается
ответственность структурных
1.2. Сущность и функции
бюджетирования в системе
Планирование является средством достижения целей. В современных условиях планирование становится центральным звеном управления. Рынок не отвергает планирование. Наоборот, в конкурентной борьбе выходить на рынок со своей продукцией без заранее продуманного плана невозможно.
В западной практике, говоря о финансовых планах, обычно оперируют словом «бюджет». Бюджет — финансовый документ, отражающий серию спланированных событий, которые свершатся в будущем, т.е. прогноз будущих финансовых операций. [19, с. 276]
Система бюджетов позволяет руководителю заранее оценить эффективность управленческих решений, оптимальным образом распределить ресурсы между подразделениями, наметить пути развития персонала и избежать кризисной ситуации.
Составление бюджета является процессом тактического планирования, отсюда и название управленческой функции - бюджетное планирование. [26, с. 102-110]
Наряду с понятием «разработка бюджетов» на многих отечественных предприятиях используется термин «бюджетирование». В отечественной литературе существует большое количество определений понятия бюджетирование, приведем основные из них.
Рыбакова О.В.: «Бюджетирование — это процесс разработки бюджетов в соответствии с целями оперативного планирования». [27, с. 332]
Федотенко Д.С.: «Бюджетирование — это процесс разработки, управления, использования и контроля бюджетов в соответствии с целями предприятия». [32, с.143]
Ветрова Л.Н.: «Бюджетирование — это процесс разработки, управления и контроля бюджетов в соответствии с целями предприятия». [15, с. 241]
Бочкарев В.В.: «Бюджетирование — это процесс принятия управленческих решений, связанных с будущими событиями, на основе обработки данных с целью повышения эффективности работы предприятия посредством целевой ориентации и координации всех событий на предприятии, выявления рисков и снижения их уровня, повышения гибкости и приспособляемости к изменениям». [12, с. 341]
В самом общем виде назначение бюджетирования в организации заключается в том, что это основа: [7, с. 345]
- планирования и принятия управленческих решений в компании;
- оценки всех аспектов финансовой состоятельности компании;
- укрепления финансовой дисциплины и подчинения интересов отдельных структурных подразделений интересам компании в целом и собственникам ее капитала.
Бюджетирование
позволяет руководству
В процессе бюджетирования цели (задачи) системы бюджетирования определяют исходя из целей организации.
В зависимости от характера и масштаба деятельности организации определяют: общие, главные, частные цели.
Итак, можно сформулировать следующие общие цели бюджетирования: [19, с. 34]
- Разработка концепции ведения бизнеса;
- Планирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия на определенный период;
- Оптимизация затрат и прибыли предприятия;
- Координация — согласование деятельности различных подразделений предприятия;
- Коммуникация — доведение планов до сведения руководителей разных уровней;
- Мотивация руководителей на местах на достижение целей организации;
Информация о работе Основы организации и применения бюджетного планирования на предприятии