Бюджетный дефицит и проблемы государственного долга

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 16:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью написания курсовой работы является исследование теоретических аспектов функционирования бюджетной системы , анализ особенностей бюджетной системы в Республике Беларусь и выявление основных проблем, связанных с наличием в стране бюджетного дефицита и государственного долга.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-раскрыть понятие, сущность бюджетного дефицита и государственного долга;
- рассмотреть структуру бюджетной системы;
- определить роль и место бюджетной системы экономике страны;
-проанализировать развитие бюджетной системы в экономике Республики Беларусь;
-охарактеризовать совместное состояние бюджетной системы в Республике Беларусь;
-изучить нормативно-правовые акты Республики Беларусь, регулирующие бюджетный дефицит и государственный долг;
-выделить основные направления совершенствования бюджетной системы в Республике Беларусь;

Содержание

Введение 4
Глава 1: Бюджетный дефицит и государственный долг: определения, показатели и проблемы количественной оценки
1.1Понятие бюджета. Бюджетный дефицит и его виды 5
1.2 Государственный долг, его виды и факторы воздействия………………..12
1.3 Причины возникновения бюджетного дефицита и увеличения государственного долга…………………………………………………………16
Глава 2: Особенности ликвидации бюджетного дефицита и государственного долга в Республике Беларусь
2.1 Государственный долг Республики Беларусь……………………………. 21
2.2 Способы сокращения государственного долга..…………………………..23
2.3 Пути сокращения дефицита бюджета.…………………………...............24
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая рработа.docx

— 79.39 Кб (Скачать файл)

РЕФЕРАТ

Тема курсовой работы: Бюджетный дефицит и проблемы государственного долга

Табл. 1 , граф. 1, библиогр. 15

Ключевые слова:бюджетный дефицит, государственный долг,

государственное регулирование, бюджетная политика

Объект исследования: бюджетная система Республики Беларусь

В работе проведён  анализ бюджетного дефицита и государственного долга Республики Беларусь


 

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней цифровой материал правильно и объективно отражает состояние исследуемой проблемы.

 

                                                                                            _______________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание  

Введение 4

Глава 1: Бюджетный дефицит и государственный долг: определения, показатели и проблемы количественной оценки

1.1Понятие бюджета. Бюджетный дефицит и его виды 5

1.2 Государственный долг, его виды и факторы воздействия………………..12

1.3 Причины возникновения бюджетного дефицита и увеличения государственного долга…………………………………………………………16

Глава 2: Особенности ликвидации бюджетного дефицита и государственного долга в Республике Беларусь

2.1 Государственный долг Республики Беларусь……………………………. 21 2.2 Способы сокращения государственного долга..…………………………..23

2.3 Пути сокращения дефицита бюджета.…………………………...............24

Заключение

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Темой курсовой работы является: «Бюджетный дефицит и проблема государственного долга». Актуальность данной темы состоит  в том, что ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической  структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной  властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный  бюджет. Именно посредством финансовой системы государство воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность  выполнения возложенных на государственные  органы функций. Однако, данная системы зачастую сталкивается с проблемами, выраженными в форме бюджетной задолженности или бюджетного дефицита. Его возникновение обусловливается многими причинами,  среди которых можно выделить следующие: спад общественного производства, завышенные расходы на реализации принятых социальных программ, возросшие затраты на оборону, рост теневого сектора экономики, рост предельных издержек общественного производства, массовый выпуск “пустых” денег.

Целью написания курсовой работы является исследование теоретических  аспектов функционирования бюджетной  системы , анализ особенностей бюджетной  системы в Республике Беларусь и  выявление основных проблем, связанных  с наличием в стране бюджетного дефицита и государственного долга.

 Для реализации поставленной  цели необходимо решить следующие  задачи:

-раскрыть понятие, сущность бюджетного дефицита  и государственного долга;

- рассмотреть структуру бюджетной системы;

- определить роль и  место бюджетной системы экономике  страны;

-проанализировать развитие бюджетной системы в экономике Республики Беларусь;

-охарактеризовать совместное состояние бюджетной системы в Республике Беларусь;

-изучить нормативно-правовые акты  Республики Беларусь, регулирующие бюджетный дефицит и государственный долг;

-выделить основные направления совершенствования бюджетной системы в Республике Беларусь;

 

 

 

 

1. Бюджетный дефицит и государственный долг: определения, показатели и проблемы количественной оценки

1.1Понятие бюджета. Бюджетный дефицит и его виды

 

Государственный бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства местного самоуправления. Расходы и доходы государственного бюджета не всегда совпадают. Если расходы больше доходов, то правительство сталкивается с бюджетным дефицитом [8,c.259,262].

Дефицит бюджета – такие объективные экономические отношения, которые возникают между участниками общественного производства касательно использования денежных средств больше, чем присущие закрепленные источники доходов бюджета в силу роста предельных расходов производства [1,c.93].

Классификация дефицита бюджета по критериям:

 По форме проявления:

Открытый (официально провозглашенный в законе о бюджете на соответствующий год) и скрытый  (не определенный официально, проявляется в повышении плановых объемов доходов, включенных в состав доходов источников покрытия бюджетного дефицита).

Скрытый дефицит  бюджета содержит в себе такие составляющие:

- финансирование государственными  предприятиями излишней занятости  в государственном секторе и  выплаты ими заработной платы  по ставкам, более высоким,  чем рыночные, за счет банковских  займов или путем накопления  взаимной задолженности;

- накопления в коммерческих  банках, которые отсоединились на  начальных стадиях экономических  реформ от Центрального банка  страны, большого портфеля недействующих  ссуд (просроченных долговых обязательств  госпредприятий, льготных кредитов  домашним хозяйствам, фирмам и  т.д.) Эти кредиты выплачиваются  в основном за счет льготных  кредитов ЦБ, причем портфели  «плохих долгов» в переходных  экономиках весьма значительны;

- отдельные операции, связанные  с государственным долгом, а также  финансирование Центральным банком  убытков от мероприятий касательно  стабилизации обмена курса валют,  беспроцентных и льготных кредитов  правительству, рефинансирование Центральным банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства по льготным ставкам.

Скрытый дефицит бюджета  занижает величину фактического бюджетного дефицита, что нередко делается целенаправленно (например, перед выборами), а также  в рамках «жесткого» курса правительства  на ежегодный сбалансированный бюджет.

Таким образом, абсолютные размеры  бюджетного дефицита не могут служить  надежными макроэкономическими  показателями, тем более что задолженность  обычно увеличивается по мере роста  ВВП.

По причинам возникновения: вынужденный (следствие недостаточности финансовых ресурсов у государства, низкий уровень производства ВВП) и сознательный (следствие финансовой политики государства).

По направлениям дефицитного финансирования: активный (из-за направления денег в развитие экономики для роста ВВП) и пассивный (для покрытия текущих затрат).

Л.Й. Айведян отмечает, что  уровень дефицита определяется отношением к ВВП, ВНП или к утвержденным затратам бюджета, но он не может быть постоянным и зависит от различных  источников, которые воздействуют на развитие экономики. Активный дефицит  бюджета дает возможность подтолкнуть  дальнейшее развитие экономики и  рост капитала. Пассивный – подчиняется  законам инфляции.[9, с.48]

Активный бюджетный дефицит  характеризуется направлением денежных средств на покрытие текущих затрат.

О.Д. Василик,  К.В. Павлюк различают понятия стойкий дефицит бюджета, который существует в долгосрочном периоде, и временный дефицит, который вызывается кассовыми разрывами в выполнении бюджета или непредусмотренными событиями и обстоятельствами. [16, с.60]

По критериям  определенности составных частей бюджетного дефицита они выделяют фактический бюджетный дефицит, структурный бюджетный дефицит, циклический бюджетный дефицит. Если фактический бюджетный дефицит является внешним проявлением разбалансированности доходной и затратной частей бюджета, то структурный и циклический дефициты являются его внутренними составляющими. Фактический дефицит отображает реальные доходы, затраты бюджета и дефицит за определенный период.

Структурный дефицит (излишек) государственного бюджета - разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит нередко оценивается как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом.

Оценки структурного дефицита используются, в основном, в индустриальных странах, где размеры бюджетных  дефицитов определяются в большей  степени циклическими колебаниями, а не дискреционными мерами правительства. Сложности определения уровня полной занятости ресурсов, естественного  уровня безработицы и потенциального объема выпуска затрудняют расчеты  структурных излишков и дефицитов  государственного бюджета, хотя именно на основе динамики этих макроэкономических индикаторов оценивается эффективность  мер фискальной политики в долгосрочном плане.

Циклический дефицит – это результат недопоступления бюджетных доходов вследствие циклических колебаний в экономике. Он показывает влияние делового цикла на бюджет и измеряет изменения затрат, поступлений, которые возникают из-за того, что экономика не работает при потенциальном объеме производства, а находится в состоянии роста или спада.

Различия между структурным  и циклическим бюджетами тесно  связаны с различиями между автоматическими  и дискреционными стабилизаторами.

Циклический дефицит (излишек) государственного бюджета является результатом действия встроенных стабилизаторов экономики. "Встроенный" (автоматический) стабилизатор - экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. "Встроенные" стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики так как эти механизмы "включаются" без непосредственного вмешательства правительства.

Создание эффективных  систем прогрессивного налогообложения  и страхования занятости является первоочередной задачей для переходных экономик, где объективные сложности  стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления.

Степень встроенной стабильности экономики  непосредственно зависит от величин  циклических бюджетных дефицитов, которые выполняют функции автоматических "амортизаторов" колебаний совокупного  спроса. Он вызван автоматическим сокращением (увеличением) налоговых поступлений  и увеличением (сокращением) государственных  трансфертов на фоне циклического спада (подъема) деловой активности (рис. 1).

Пояснения: В фазе циклического подъема совокупный доход увеличивается (Y2 > Y0), и поэтому налоговые отчисления автоматически возрастают, а трансфертные платежи автоматически снижаются. В результате возрастает циклический бюджетный излишек, и инфляционный бум относительно сдерживается. В фазе циклического спада совокупный доход снижается (Y1 < Y0), и поэтому налоги автоматически падают, трансферты растут. В итоге увеличивается циклический бюджетный дефицит на фоне относительного роста совокупного спроса и объема производства, что относительно ограничивает глубину спада.

Величины циклических  дефицитов (излишков) определяются степенью "крутизны" графиков налоговой  и бюджетной функций. Угол наклона  налоговой функции T определяется величиной  предельной налоговой ставки t, а  угол наклона функции государственных  расходов G - величиной, которая характеризует  соотношение между изменением суммы  получаемого трансферта и изменением величины дохода. Чем выше уровень  дохода, тем выше вносимый налог  и ниже трансферт, получаемый от государства.

Даже в том случае, когда  все государственные расходы G упрощенно  представлены как неизменная величина, не зависящая от динамики текущего дохода, степень встроенной стабильности экономики оказывается тем выше, чем выше уровень налоговых ставок t и чем, соответственно, круче линия T. В положении T1 величины циклических  бюджетных дефицитов и излишков больше, чем в положении T2, и поэтому  встроенные стабилизаторы оказывают  более сильное воздействие на рост или снижение совокупного спроса.

При прочих равных условиях величины циклических бюджетных  дефицитов и излишков, а также  степень встроенной стабильности экономики  оказываются тем выше, чем выше уровень предельных налоговых ставок, а также чем выше соотношение  между изменением суммы государственных  трансфертов и изменением величины национального дохода.

В то же время, увеличение степени  встроенной стабильности экономики  противоречит другой, более долгосрочной цели бюджетно-налоговой политики - укреплению стимулов к расширению предложения  факторов производства и росту экономического потенциала. Стимулы к инвестированию, к предпринимательскому риску и  к труду оказываются относительно сильнее в условиях постепенного снижения предельных ставок налогообложения. Однако это снижение сопровождается сокращением величин циклических  бюджетных дефицитов и излишков, а следовательно, и снижением  степени встроенной стабильности экономики.

Выбор приоритетов между  краткосрочными и долгосрочными  эффектами бюджетно-налоговой политики является сложной макроэкономической проблемой и для индустриальных, и для переходных экономик.

Информация о работе Бюджетный дефицит и проблемы государственного долга