Бюджетный федерализм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 21:35, курсовая работа

Краткое описание

Бюджетный федерализм – это форма бюджетного устройства в федеративном государстве, которая предполагает учёт интересов всех участников бюджетного процесса на основе компромисса в учёте интересов и самостоятельного управления.
Бюджетный федерализм – это совокупность денежных потоков между субъектами межбюджетных отношений по формированию, распределению и использованию бюджетных фондов.

Содержание

Оглавление:
Введение
Глава 1 . Бюджетный федерализм
1.1. Сущность бюджетного федерализма
1.2. Становление и развитие бюджетного федерализма в России
1.3. Международный опыт бюджетного федерализма
Глава 2. Взаимодействие бюджетов разных уровней
2.1. Межбюджетные отношения и принципы взаимодействия бюджетов
2.2. Территориальные бюджеты – основа бюджетного федерализма
2.3. Анализ межбюджетных отношений в Российской Федерации
Глава 3. Проблемы и перспективы развития бюджетного федерализма в России
3.1. Проблемы межбюджетных отношений в Российской Федерации
3.2. Финансовые проблемы развития регионов
3.3. Пути и перспективы совершенствования бюджетного федерализма
Заключение
Список использованной литературы
Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

Бюджетный федерализм.doc

— 493.50 Кб (Скачать файл)

и) дотации и субвенции за счет средств федерального Дорожного фонда и других целе­вых бюджетных фондов.

В федеральных законах о федеральном бюджете ежегодно утверждаются показатели федерального Фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Федеральным законом утверждается доля каждого субъекта в Фонде финансо­вой поддержки, за исключением регионов-доноров, не получающих данный вид транс­ферта. Средства федерального Фонда финансовой поддержки субъектов Российской Феде­рации выделяются только субъектам РФ, выполняющим требования бюджетного и на­логового законодательства Российской Федерации, без каких-либо исключений, допол­нений и особых условий.

В условиях дефицита бюджетных ресурсов, имеющихся у федерального центра, фе­деральные трансферты регионам предназначены в основном для решения задач верти­кального и горизонтального выравнивания бюджетной обеспеченности и носят характер финансовой помощи. Ограниченность средств не позволяет осуществлять крупномасштабное финансирование инвестиционно­го характера в регионах, что является крупным недостатком в современных межбюджетных связях.

В целях обеспечения защиты интересов федерального бюджета и полноты мобили­зации в нем финансовых ресурсов Правительство Российской Федерации в случаях нарушения отдельными субъектами Российской Федерации и закрытыми администра­тивно-территориальными образованиями установленного законодательством Российской Федерации порядка зачисления налогов и иных доходов в федеральный бюджет вправе применять к ним следующие санкции:

   - приостанавливать финансирование из федерального бюджета федеральных программ и мероприятий, осуществляемых на территориях соответствующих субъектов Россий­ской Федерации, а также прекращение предоставления бюджетных ссуд и кредитов;

   - прекращать выдачу лицензий на экспорт;

  - приостанавливать поставку продукции, поступающей централизованно из государст­венных ресурсов.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что межбюджетные отношения – это взаимоотношения органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам распределения регулирующих доходов и перераспределения денежных средств между бюджетами. Политика государства в межбюджетных отношениях направлена на выравнивание доходной части нижестоящих бюджетов до минимально необходимого уровня. В ходе взаимодействия бюджетов осуществляется их выравнивание и обеспечивается реализация целей социально-экономической политики. Но ограниченность бюджетных ресурсов не позволяет федеральному центру осуществлять крупномасштабное финансирование инвестиционно­го характера в регионах, и это является крупным недостатком в современных межбюджетных отношениях.

 

 

 

 

2.2. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ БЮДЖЕТЫ – ОСНОВА БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА

Одной из важнейших составных частей финансовой системы государства являются территориальные финансы, стабильное состояние которых - основа бюджетного федерализма. Территориальные финансы  охватывают территориальное бюджеты (в Российской Федерации это: республиканские в составе РФ, краевые, областные и окружные бюджеты, бюджеты рай­онов, городов, поселков, сельских поселений) и финансы субъ­ектов хозяйствования, используемые для удовлетворения терри­ториальных потребностей. Также территориальные финансы обеспечивают

финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально-бытовым обслуживани­ем населения.

Роль территориальных финансов постоянно увеличивается, а сфера их применения расширяется. Через территориальные финансы государство активно прово­дит социальную политику. На основе предоставления террито­риальным органам власти средств для их бюджетов осуществля­ется финансирование муниципального народного образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог. При этом круг финансируе­мых мероприятий расширяется.

С помощью территориальных финансов государство осуще­ствляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, гео­графических, военных и других условий отстали в своем эконо­мическом и социальном развитии от других районов.

Территориальные финансы можно охарактеризовать и как совокупность денежных средств, используемых на экономическое и социальное развитие территории.

Компоненты  территориальных финансов:

1. Региональные бюджеты — основная составная часть террито­риальных финансов. В современных условиях все в большей степени территориальные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомст­венных территориях.

2. Средства субъектов хозяйствования — составная часть территориальных финансов, к ним относятся: финансовые ресурсы предприятий, находящиеся в муни­ципальной собственности (как правило, это коммуналь­ные предприятия); финансовые ресурсы предприятий, фирм, организаций, ис­пользуемые ими на финансирование социально-культурных и жилищно-коммунальных объектов.

 

3. Территориальные внебюджетные фонды. Источниками формирования таких фондов служат добровольные взносы предприятий и населения, специальные сборы и др. Внебюджетные фонды чаще всего имеют целевое назначение.

Принципы формирования региональных бюджетов зарубежных стран.

В большинстве зарубежных стран порядок разработки, рассмотрения и утверждения проектов ре­гиональных бюджетов детально регламентирован. Региональные органы власти обязаны руководствоваться зако­нодательно закрепленными принципами составления бюджета. Основные из них принцип обеспечения общей сбалансированности бюджета и принцип полноты бюджета. Иначе говоря, в его проек­те должны фигурировать все предполагаемые доходы и расходы.

Основной источник  доходов региональных бюджетов за рубежом – налоги, составляет в разных странах от 30-70%. Также важный источник доходов региональных бюджетов — дота­ции из вышестоящих бюджетов. Их удельный вес в доходах ре­гиональных бюджетов в разных странах составляет 20—40%. В состав этих дотаций входят субвенции, выдаваемые этим бюдже­там на определенные цели. Неналоговые доходы региональных бюджетов включают в основном доходы, получаемые от предприятий, находящихся в муниципальной собственности, арендных доходов, денежных сборов, всевозможных штрафов, пошлин, добровольных взносов предприятий и населения. Неналоговые доходы занимают скромное место в общих доходах региональных бюджетов, их удельный вес колеблется в разных странах от 10 до 30% общих доходов.

Расходы региональных бюджетов во многом зависят от бюд­жетной политики, проводимой в каком-либо государстве, и степени децен­трализации управления социальной сферой. В расходах региональных бюджетов главенствующее положе­ние занимают ассигнования на социально-культурные объекты. Это, прежде всего, расходы на начальные и средние школы. В Германии эти расходы составляют 1/4 расходов местных бюдже­тов, в Японии и Франции — более 1/3, а в бюджетах Велико­британии и США — свыше 40%. В ряде стран (Германии, США) за счет территориальных бюджетов покрываются расходы на высшие учебные заведения. За счет региональных бюджетов финансируется и здраво­охранение. Например, в Норвегии, Швеции, Финляндии эти затраты составляют более 50% бюджетных расходов. Важнейшей статьей расходов региональных бюджетов за рубежом являют­ся ассигнования на жилищно-коммунальное хозяйство (жилье, водо-канализационные, транспортные предприятия, городское благоустройство, дорожное хозяйство). Из региональных бюджетов финансируются расходы на со­держание местных органов власти, правопорядка, в некоторых странах — судов. Одной из существенных статей бюджетных расходов являют­ся затраты, связанные с погашением займов и выплат процентов по ним. Например, во Франции на выплату процентов по зай­мам и ссудам приходится выделять более 10%, а на погашение полученных займов — около 20% всех расходов бюджетов муни­ципалитетов.

Территориальные бюджеты – главная финансовая база территориальных органов власти.

Территориальные бюджеты — один из главных каналов дове­дения до населения конечных результатов производства. Через эти бюджеты общественные фонды потребления распределя­ются между отдельными группами населения. Из территори­альных бюджетов в известной мере финансируются и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции, и услуги которых также являются важным компо­нентом обеспечения жизнедеятельности населения.

Функции территориальных бюджетов:

• формирование денежных фондов, являющихся финансо­вым обеспечением деятельности территориальных органов власти;

• распределение и использование этих фондов между отрас­лями народного хозяйства;                          

• контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомствен­ных этим органам власти.

Как известно, через бюджет формируется значительная часть общественных фондов потребления. При этом на народное образование и профессиональную подготовку кадров из терри­ториальных бюджетов выделяется более 80% всех расходов кон­солидированного бюджета РФ, на здравоохранение — свыше 88%, на социальное обеспечение — около 70%, на жилищно-коммунальное хозяйство — свыше 90%.

Доходы и расходы территориальных бюджетов.

Доходы бюджетов каждого уровня формируются в соответствии с налоговым законодательством, а распределение отдельных источников доходов между бюджетами разного уровня производится посредством бюджетного регулирования. Доходы бюджетов субъектов российской федерации формируются за счет собственных и регулирующих налоговых доходов, за исключением доходов, передаваемых в порядке регулирования местным бюджетам.

В соответствии с законодательством РФ доходная часть территориальных бюджетов должна состоять из закрепленных и регулирующих доходов.

Закрепленные доходы — это средства, принад­лежащие субъекту бюджетного права, т. е. полностью или в твердо фиксированной доле, на постоянной основе поступающие в соот­ветствующий бюджет, минуя вышестоящие бюджеты (местные налоги и сборы, отчисле­ния от федеральных и региональных налогов).

Регулирующие доходы – вся совокупность денежных средств, предаваемых из вышестоящих  бюджетов  в нижестоящие с целью регулирования их расходов и доходов (дотации, субвенции и т.д.).

Общую схему  регулирующих доходов территориальных бюджетов можно представить в схеме 2.2.1.

Рост территориальных бюджетов непосредственно связан с  процессом урбанизации, а значит расширением социально-бытовой инфраструктуры. Наиболее ярко последствия экономических и социальных процессов  отражаются на расходной части территориальных бюджетов. Главными сторонами деятельности территориальных бюджетов являются разработка и осуществление планов экономического и социального развития на подведомственной им территории.

Увеличение числа поселений, особенно в новых районах освоения, осуществление мероприятий по ЖКХ  и улучшению благоустройства населенных мест ведут к расширению расходов региональных бюджетов. Возрастание расходов связано с повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения.

Спецификой расходов территориальных бюджетов является преобладание в них расходов на социально-культурные мероприятия. В этих расходах наиболее быстрыми темпами растут затраты на здравоохранение, просвещение и науку, что связано с развитием сети медицинских учреждений и расширением научных и проектных работ по проблемам градостроительства, комплексного развития административно-территориальных единиц и т.д.

Поэтому территориальные бюджеты имеют важное значение в  распределении государственных средств на осуществление общегосударственных экономических и социальных задач.

Исходя из выше написанного, территориальные финансы - важнейшая составная часть финансовой системы  государства. Они охватывают территориальные бюджеты и финансы субъ­ектов хозяйствования, а государство через территориальные финансы активно прово­дит экономическую и  социальную политику. Центральной финансовой базой органов власти по регулированию территориальными финансами являются территориальные бюджеты. Доходы региональных бюджетов формируются за счет местных налогов и сборов, неналоговых доходов, поступлений  из вышестоящих бюджетов. Соотношение между этими источниками зависит от функций, возложенных на региональные органы управления, потенциальных возможностей получения ими местных налогов, а также возможностей вышестоящих органов власти оказывать финансовую помощь территориям. Международный опыт показывает, что в более экономически развитых странах доля доходов региональных бюджетов в общем объеме ресурсов государства выше. Устойчивое состояние территориальных финансов является неотъемлемой частью бюджетного федерализма.

 

2.3. АНАЛИЗ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ

Необходимость регулирования финансово-экономического потенциала регионов сохраняется вследствие крайне неравномерной территориальной мобилизации налоговых и неналоговых  платежей; большого количества разноплановых факторов, определяющих потребности регионов в бюджетных расходах; а также целого ряда причин. Поэтому структуру доходов и расходов бюджетов субъектов Федерации следует анализировать в тесной увязке с проблемами межбюджетных  отношений, устойчивости каждого бюджета, перераспределения компетенции органов власти по финансированию расходов.

Информация о работе Бюджетный федерализм