Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 04:20, дипломная работа
Цель, которая преследовалась при выполнении настоящей работы состояла в том, чтобы на основе изучения, анализа и обобщения содержания ряда источников, рассмотреть механизм формирования бюджетов муниципальных образований, вскрыть основные проблемы местных бюджетов и сформулировать некоторые предложения по их разрешению.
Введение 3
Глава 1. Муниципальный бюджет – финансовая основа
местного самоуправления
Место и роль муниципального бюджета в бюджетной системе РФ 6
Структура муниципального бюджета 10
Глава 2. Методологические основы составления местного бюджета
Планирование и прогнозирование местного бюджета 18
Выравнивание бюджетной обеспеченности муниципального бюджета
22
Глава 3. Анализ формирования муниципального бюджета
3.1. Анализ доходной части бюджета муниципального образования 28
3.2. Анализ расходной части бюджета муниципального образования 56
3.3 Проблемы формирования и исполнения бюджета муниципального образования 62
Заключение 78
Список литературы 82
Приложение 86
Кроме того, при нехватке средств в фондах для финансирования всего необходимого объема чрезвычайных расходов порядок перераспределения ресурсов может вызвать множество конфликтов и споров. Возможно, выходом из положения могло бы быть заимствование необходимого объема финансовых ресурсов субъектом Федерации на рынке. Стоимость такого привлечения средств была бы ниже, чем если бы муниципалитеты осуществляли самостоятельные заимствования. Однако следует учитывать, что участие органов местного самоуправления в таких фондах может быть только добровольным.
Другим чрезвычайным источником может быть продажа муниципального имущества, но с точки зрения эффективной муниципальной политики, данный способ может быть рекомендован только в том случае, если отчуждается высоко ликвидное имущество или ценные бумаги, которые покупались специально с целью их дальнейшей перепродажи. Продажа же части необходимого муниципального имущества с целью приобретения другого муниципального имущества нерациональна, в том числе и потому, что срочная продажа недостаточно ликвидного имущества практически всегда осуществляется по цене ниже рыночной.
Если местные органы власти не располагают полномочиями по немедленному увеличению ставок налогообложения, а вышестоящий уровень управления не оказал необходимой помощи, остается единственная возможность — привлечь займы для покрытия непредвиденных расходов.
При использовании займов на эти иные цели следует учитывать, что увеличение доли заемных средств в местном бюджете приводит к существенному увеличению рисков, связанных с изменением рыночной конъюнктуры. Кроме того, большинство займов и кредитов выдается на жестких условиях соблюдения схемы погашения основной долга и регулярной уплаты процентов. Такие ограничения уменьшают возможности оперативного управления финансовыми потоками муниципального образования, так как вынуждают в первую очередь направлять доходы на выполнение обязательств перед кредиторами, а не перед населением.
Эффективная финансовая политика
в муниципальном образовании
будет затруднена, если местные органы
власти не имеют возможности
Местные органы власти несут ответственность за развитие местной инфраструктуры. Очевидно, что такое обустройство благотворно влияет на деловую активность в обустраиваемых районах, и поэтому для целей обеспечения развития часто рациональнее вводить плату за обустройство территорий путем осуществления разовых платежей, например, путем установления сбора за благоустройство, чем использовать займы или налоговые доходы, сбор станет платежом за первоначальные капиталовложения. Может показаться, что введение такого сбора перекладывает все расходы на обустройство на те предприятия, которые изначально вели свою деятельность, но на самом деле расходы на обустройство будут возмещены собственникам через увеличение стоимости их имущества, в результате обустройства территорий.
При этом важно устанавливать сборы таким образом, чтобы использование разных сборов на обустройство для различных районов не сдерживало освоение новых площадей и не переориентировало деловую активность в те районы, где установлены более низкие сборы за обустройство. Одним из путей решения могло бы быть использование повышенных сборов на обустройство для вновь открываемых предприятий в уже освоенных районах.19
Экономическая сущность и функции налогов
Налоги нельзя сводить только к денежным отношениям. Это, прежде всего, совокупность финансовых отношений, складывающихся в процессе перераспределения ВВП с целью создания общегосударственного фонда для финансирования общественных функций. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им по праву собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, с целью финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.20
Первый сущностный признак налога - императивность. Императивность предлагает отношения власти и подчинения. Второй признак - смена собственника. Любая налоговая система, представленная отдельными видами налогов, отличается безвозвратностью. Но при этом для решения общегосударственных задач налоговая система должна подчиняться классическим принципам налогообложения.
В каждой налоговой системе помимо налогов существуют также сборы. Если налоги поступают только в бюджетный фонд, то сборы носят целевой характер и формируют целевые денежные фонды.
Теоретическую основу налогов составляют его элементы. Налог считается установленным в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения. Элемент налога - понятие, используемое при изучении конкретных налогов. Различают следующие элементы налога:
В необходимых случаях
при установлении налога в акте законодательства
о налогах могут также
Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств.
Фискальная функция - основная функция налогов. Она предполагает, что налоги являются доходом государства и формирует доходную часть бюджетов разных уровней. Вводя налоги, государство преследует следующие цели:
Изъятие у предприятий и населения части их доходов в свою пользу. В рыночных условиях налоги стали основным источником доходов бюджетов Российской Федерации.
Стимулирующая или регулирующая функция заключается в воздействии налогов на многие стороны общественно - экономических отношений. Воздействие через налоговый механизм на процессы производства и обращения. Экономический механизм системы налогообложения достигает поставленной цели в случае создания равных экономических условий для всех предприятий независимо от их организационно - правовых форм и форм собственности. Он должен обеспечивать заинтересованность предприятий в получении большего дохода через использование таких элементов налогов, как ставки, льготы, сроки уплаты. Это в свою очередь, позволит решить ряд задач:
Влияние налогов на экономику происходит не прямо, а опосредовано. Причем влияние проявляется с некоторым опозданием, поскольку осуществляется через участие государства в распределении и перераспределении ВВП. Налоги должны быть важнейшим инструментом, способствующим антицикличности в экономике и регулятором инвестиций. С помощью налогового регулирования государство создает необходимые условия для ускорения накопления капитала в наиболее перспективных с точки зрения научно - технического прогресса отраслях, а также в малорентабельных, но социально необходимых сферах производства
От результативности совершенствования налогового механизма во многом зависят темпы экономического роста и решение социальных проблем в обществе. Главная задача налоговой реформы - достижение оптимального соотношения между регулирующей и фискальной налоговыми функциями. Добиться этого можно выравниванием условий налогообложения, снижением общего налогового бремени и упрощением налоговой системы. Нельзя признать, что проводимая налоговая реформа позитивно повлияла на социально - экономическую ситуацию в России. Несмотря на снижение налоговых ставок, отмену ряда налогов и общую либерализацию налоговой системы консолидированный бюджет Российской Федерации имеет устойчивую тенденцию к росту.21
Классификация и порядок исчисления местных налогов
Налоги и сборы
Прямые налоги - это налоги,
взимаемые государством непосредственно
с доходов или имущества
Реальные налоги уплачиваются
с отдельных видов имущества,
товаров или деятельности независимо
от финансового положения
Личные налоги учитывают финансовое положение налогоплательщика и взимаются у источника дохода или по декларации.
Косвенные налоги взимаются в виде надбавки к цене товара, оборота реализации товаров, работ и услуг. К ним относятся акцизы, НДС, фискальные монополии, таможенные пошлины.
Универсальным косвенным налогом является налог на добавленную стоимость, им облагаются все товары, работы и услуги.
Индивидуальными акцизами облагаются отдельные виды товаров, услуг или обороты на определенной стадии воспроизводства (например, налог с продаж).
Фискальная монополия - специфический вид косвенного налога на товары, производство или реализации которых является исключительно монополией государства. Как правило, государство монополизирует производство и реализацию товаров массового потребления - табак, спички, соль и т.п. Фискальная монополия может быть полной или частичной. При полной монополии государство монополизирует и производство, и реализацию определенного вида, при частичной - монополизирует или только производство, или только реализацию какого - то товара. Государственная фискальная монополия считается тяжелым косвенным налогом, поскольку в результате ее применения происходит удорожание товаров массового потребления, что сказывается на жизненном уровне населения. В Российской Федерации этот вид косвенного налогообложения не применяется.
Таможенные пошлины — косвенные налоги, применяемые во внешнеэкономической деятельности.
Во всех странах налоговые доходы бюджетов построены на основе разумного сочетания прямых и косвенных налогов.
Информация о работе Методологические основы составления местного бюджета