Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Сентября 2013 в 19:06, курсовая работа
Правильный баланс между доходами и расходами бюджета государства в современном мире до сих пор является предметом дискуссий и споров многих экономистов: выдвигаются новые точки зрения, пересматриваются взгляды, уже ставшие привычными.
В России рассмотрение бюджетов различных уровней представляет особый интерес потому, что бюджеты всех уровней, хотя и являются автономными, в совокупности представляют единую бюджетную систему РФ.
Так в России выделяют федеральный, региональный и муниципальный бюджеты.
Изучение всех уровней бюджета по-своему важно и актуально. Но на сегодня особенно много времени уделяют изучению муниципальных бюджетов, они являются бюджетами третьего уровня, но не смотря на это они представляют собой также своеобразный фундамент бюджетной системы России и от укрепления именно муниципальных бюджетов зависит надёжность всей системы.
Введение 3
Теоретические подходы к пониманию бюджета
Экономическая сущность и содержание бюджета 6
Анализ теоретических взглядов на место и роль государственного бюджета 12
1.3.Бюджетный процесс, структура и сбалансированность
бюджета 16
Бюджет – основа жизнедеятельности муниципального образования
Понятия, специфика и сущность бюджета муниципального
образования 23
Проблемы в социальной сфере муниципальных бюджетов Краснодарского края 30
Заключение 44
Список использованных источников 47
В муниципальных образованиях края наблюдается потребность в дошкольных образованиях, ежегодно увеличивается очередь по определению в детские сады. На 2007 г. охват дошкольными образованиями в крае достиг 62,1 %.
По-прежнему ниже среднего
уровень обеспеченности врачами
в крае, дефицит медработников в Краснодарском
крае на 2010 год составляет более 27 тыс.
человек. Для решения этой проблемы на
Кубани действует программа «Врачебные
кадры для сельского здравоохранения»,
на ее реализацию выделено более 110 млн.
рублей. Однако не все районы активно пользуются
возможностью привлечь сотрудников в
больницы и поликлиники за счет обеспечения
их жильем.11
Так,
по данным администрации, если в Кущевском
районе в 2009 году врачам выделено 16 квартир,
а в 2010 – уже 10, то в Крыловском, Крымском,
Приморско-Ахтарском, Ленинградском, Успенском
районах – всего по две. В Краснодарском
крае на данный момент не хватает более
10 тыс. врачей, дефицит среднего персонала
ещё больше – 17 тыс.
Поэтому напрашивается вывод, что хотя программа «Врачебные кадры для сельского здравоохранения» действует в крае уже 7 лет, но всё также необходимо улучшать не только количество врачей и величину их оплаты труда, но и качество оказания медицинской помощи. Ведь высокая оплата труда главврачей, к сожалению, не всегда гарантия высокого уровня муниципального здравоохранения.
Другой большой проблемой в сфере здравоохранения на сегодня остаётся борьба с наркоманией, а именно стационарное лечение наркоманов. В 2009 году пролечено стационарно 152 наркозависимых жителя Кавказского района. Бесплатное лечение, что особо важно для основной массы наркозависимых, их реабилитация проводятся, как правило, в наркологическом диспансере г. Краснодара. В наркологическом отделении Кропоткинской ЦГБ, как и в других районных и городских лечебных учреждениях, нет условий для изоляции таких больных во время лечения.12
Как сообщил вице-губернатор Кубани Николай Долуда на пресс-конференции по борьбе с наркоманией в 2009 г., на 2007-09 годы губернатором края Александром Ткачевым была принята антинаркотическая программа с общим финансированием 76,5 млн. рублей. На этот же период муниципальные образования приняли свои программы с финансированием 18 млн. рублей. Каждый год порядка 30-33 млн. рублей выделялось на профилактические мероприятия. По прогнозам в 2010 году средства на борьбу с наркоманией будут увеличены в полтора раза.
В общем, проблем в здравоохранении достаточно много, но с каждым годом в эту стратегическую сферу вкладывается всё больше средств и уже стало заметным значительное улучшение лечебного процесса за счёт его правильной организации и новейших технологий. Так, В 2010 г. большой инвестиционный вклад в развитие здравоохранения Кубани будет сделан в рамках национального проект “Здоровье”, запланировано выделение 1,9 млрд. руб. (рис. 6).
Рисунок 6 – Национальный проект «Здоровье». (Составлено автором) 13.
Перейдём к следующей проблеме в сфере социальной политики местных образований Краснодарского края. На сегодняшний день остаются актуальными проблемы в сфере образования.
На 2009 г. дошкольное образование в Краснодарском крае осуществляется в 1490 дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ), в них воспитывается 178,7 тысяч детей. 1423 ДОУ – муниципальных, 67 – негосударственных, открыто 84 семейных детских сада; 186 – ДОУ I категории; 537 – ДОУ II категории. Также функционирует 51 специальное (коррекционное) образовательное учреждение, в которых обучается 6 554 ребенка, из них 2 872 детей-инвалидов (44 %). Это образовательные учреждения в Ейске, Краснодаре, Усть-Лабинске, Армавире, Тихорецке. Но как упоминалось выше, потребность в дошкольных образовательных учреждениях до сих пор существенна.
В общеобразовательных школах в 2008 – 2009 учебном году обучается 484 770 учащихся среди них 4 590 ребенка-инвалида (1%), из них 2 762 учащимся было рекомендовано обучение на дому по индивидуальным образовательным программам. Больше внимания стало уделяться среднему профессиональному образованию. Отрасль среднего профессионального образования Краснодарского края представлена 126 учебными заведениями и их филиалами, пятая часть из которых расположена в краевом центре, три пятых – в крупных городах края, остальные (в основном филиалы) рассредоточены в небольших населённых пунктах сельского типа (приложение B).
Улучшаются показатели высшего образования на Кубани, так по итогам 2009 г. КубГУ города Краснодара занял в рейтенге ведущих университетов мира 314 место, а среди ВУЗов России 10 место. КубГТУ, в свою очередь, занял 350 место среди ВУЗов мира и 24 по России.
По итогам заседания 29 сессии Законодательного собрания региона, на развитие сферы образования из консолидированного бюджета Краснодарского края в 2010 году будет направлено 35 млрд. рублей. Бюджетные средства планируются на содержание более 3,7 тыс. учреждений образования, проведение внешкольных мероприятий с детьми. Всего доля расходов консолидированного бюджета на общее образование составит около 60%. Расходы на начальное и среднее профессиональное образование составят 2, 4 млрд. рублей или 7% в общем объеме. Приоритетом в сфере выступит модернизация механизмов финансирования общего образования, направленная на повышение эффективности расходования.
Нельзя забывать и то, что 2010 год объявлен, как «Год учителя» в России. Поэтому по России в целом стоит задача улучшения качества образования. На сегодня одной из важных проблем в сфере образования в местных образованиях края является организация качественного школьного питания, так как во многих школах горячее питание до сих пор оставляет желать лучшего, а санитарные нормы сильно нарушены. Другая проблема, это нехватка учебных пособий. Не все семьи могут позволить покупать своему ребёнку дорогостоящие учебные пособия ежегодно, и эта проблема встречается, чуть ли не в каждой школе города. Средства, которые выделяют на школьные библиотеки, очень малы, следовательно, выход из этой ситуации таков, или необходимо выделять больше средств на развитие школьных библиотек или можно упорядочить школьную программу так, чтобы учебники по некоторым предметам пользовались актуальностью в течение трёх и более лет. На реализацию борьбы с этими проблемами в муниципальных образованиях края постоянно не хватает средств.
В 2010 г. большое внимание будет уделено вопросам санитарно-курортного комплекса и туризма в муниципальных образованиях Краснодарского края, в прошлом году на средства фонда социального страхования удалось оздоровить 157 тыс. кубанских детишек. И на сегодня уже изыскано в краевой казне 440 млн. рублей на предстоящий летний период. На 17 февраля 2010 г. был принят законопроект в сфере организации оздоровления и отдыха детей, депутаты наделили органы местных самоуправлений государственными полномочиями по организации оздоровления и отдыха детей и проголосовали за выделение из краевого бюджета 19, 5 млн. рублей на исполнение этих полномочий. 14
Что касается спорта, то тут на первый план выходит недостаточное количество детских спортивных комплексов, площадок и стадионов. За последние годы в крае построено около 500 спортивных объектов. Несмотря на это уровень обеспеченности населения края спортивными сооружениями остаётся низким – 23,6 % от социальных нормативов из расчёта на 10 тыс. жителей. В 22 муниципальных образованиях этот показатель ниже краевого. По сообщению краевого департамента экономического развития, на физкультуру и спорт будет выделено 2,4 млрд. рублей. Средства, выделенные на развитие физкультуры и спорта, будут направлены на проведение спортивных мероприятий среди молодежи, подготовку спортсменов для участия в соревнованиях, содержание учреждений спортивной направленности.
На строительство
Итак, в 2006-2008 годах из фонда 157 объектов муниципальных образований Краснодарского края все проблемы социального характера финансировались на сумму 1,8 млрд. рублей.
Объём финансирования инженерной и социальной инфраструктуры на 2009-2011 годы в рамках целевой программы по развитию муниципальных образований края составит 2 131 768 тыс. рублей из средств краевого бюджета, в том числе:
2009 год – 436 950 тыс. рублей;
2010 год - 818 357 тыс. рублей;
2011 год – 876 461 тыс. рублей.
Также планируется привлечение средств местных бюджетов для софинансирования мероприятий программы.15
Таким образом, в ближайшие годы политика Краснодарского края будет направлена на выравнивание муниципальных образований по уровню социально-экономического развития, за счет ускоренного развития депрессивных и слаборазвитых районов, а также улучшения сферы здравоохранения, науки, туризма, спорта и образования.
Как сообщали ЮГА.ру, депутаты Законодательного собрания Краснодарского края в ходе очередной 29 сессии приняли в окончательном чтении бюджет региона(Краснодарского края) на 2010 и плановый период 2011-2012 годов. В 2010 году он остается социально-ориентированным. Расходы на поддержание и развитие социально-культурной сферы составят 88,9 млрд. рублей. Всего за 2010 -2012 годы планируется потратить на эту сферу более 250 млрд. рублей.16
Если мы обратимся к показателям в целом по РФ, то в условиях финансового кризиса правительство на 2010 г. приняло решение максимально выполнить свои социальные обязательства – увеличить пенсии, обеспечить жильём военнослужащих и др. Однако, расходы на другие социальные нужды снижаются. Как отмечает профессор Сенчагов В., представляется недопустимым, например, снижение номинальных расходов на ЖКХ, образование, культуру, здравоохранение и спорт, что ставит под угрозу реализацию приоритетных национальных проектов в социальной сфере. При этом крайне высока доля на фундаментальную науку, что явно не соответствует заявленному курсу на модернизацию отечественной экономики.17
Государство – это сложная система, имеющая в своем составе социально-экономические и территориально-государственные формирования (субъекты Федерации), в пределах которых существуют более мелкие организационные образования (районы, города и др.). Государство воплощает в себе интеграцию интересов, норм и потребностей граждан и социальных групп, обусловленных проживанием на определенной территории.
В настоящее время организация самоуправления стала одной из важнейших политических задач.
Становление местного самоуправления нуждается в разработке института осуществления им государственных полномочий, прежде всего, в социальной сфере – наиболее близкой и болезненной для населения.
Социальная сфера – это то, где должно быть четкое и интенсивное взаимодействие государственной власти и местного самоуправления во имя интересов населения, каждого человека.
Задача местного самоуправления – обеспечить социальный комфорт каждому члену общества, воплотить в жизнь основной лозунг социального
государства – о создании достойного уровня жизни человека.
Именно в этом социальный смысл, предназначение местного самоуправления в сегодняшних условиях.
Заключение
В результате, проведённых нами исследований, в первой главе были рассмотрены экономическая сущность и содержание бюджета, а именно в первом пункте мы отметили понятие бюджета, историю его создания, основные уровни госбюджета в России и обозначили функции госбюджета, которые выделяет профессор Булатов А. С. и профессор Райзберг Б.А.
В ходе первого пункта мы убедились, что бюджет во все времена был основой государственных финансов. Безусловно, без налаженного механизма работы бюджетной системы ни одно государство не сможет существовать, поэтому на сегодня успешное реформирование бюджетной системы позволит создать дополнительные предпосылки для экономического роста Российской экономики, а главной задачей, стоящей в настоящее время перед бюджетной сферой является и будет являться повышение её функционирования.
Далее во втором пункте мы сделали краткий анализ теоретических взглядов на место и роль государственного бюджета: определили понятие государственные финансы, рассмотрели западные теоретические взгляды на государственный бюджет и обозначили вклад российских экономистов в изучение государственных финансов при помощи научного издания Афанасьева М и учебного пособия Булатова А.С.
В итоге, сделали вывод, что роль бюджета в воспроизводственном процессе огромна, он влияет на развитие всех сфер жизни и экономики в целом, а главное от того, как грамотно в государстве будут подходить к вопросам о формирование и ведении бюджета, настолько будет ускоряться или тормозиться развитие общества.
Наконец, рассмотрели этапы и участников бюджетного процесса, дали характеристику структуры госбюджета в целом и в России и описали такой фактор, как сбалансированность бюджета, а также, благодаря научной статье Сенчагова В., рассмотрели данный фактор бюджета в России.
Сбалансированность была выделена нами, как основополагающий фактор в структуре госбюджета и несмотря на великое множество мнений экономистов по этому вопросу, именно благодаря сбалансированности бюджета в государстве будет наблюдаться стабильный экономический рост.
Итак, подводя итог всему вышесказанному, отметим, что ,к сожалению, содержание принятого Бюджетного Кодекса и нормы действующих законодательных актов, регулирующих бюджетный процесс, свидетельствуют о том, что бюджетный процесс в России ещё не достаточно налажен. Что касается, межбюджетных отношений федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, территориальных и местных бюджетов, здесь допускают проявление субъективизма, неравенство федеральных, территориальных и местных интересов, приоритет вышестоящих бюджетов над нижестоящими. В общем, необходимо уделять, как можно больше внимания бюджетной политике в нашей стране и не закрывать глаза на её изъяны, а пытаться её улучшить.
Перейдём к подведению итогов по второй главе научной работы, в ходе которой были рассмотрены специфика сущность и структура бюджетов муниципальных образований и проблемы социальной сферы бюджетов муниципальных образований Краснодарского края.
В данной научной работе были рассмотрены проблемы социальной сферы местных бюджетов, потому что на социальную сферу в местных образованиях расходуется больше всего средств.
Социальная функция является главной, определяющей для муниципального управления среди всех остальных. Целью социальной политики является последовательное повышение уровня жизни населения и снижение социального неравенства, обеспечение всеобщей доступности основных социальных благ и, прежде всего, качественного образования, медицинского и социального обслуживания.
Информация о работе Проблемы формирования и ведения муниципальных бюджетов