Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 04:58, дипломная работа
Актуальность темы исследования. Информатизация территориального управления занимает в настоящее время одно из ведущих направлений региональной политики. Отдавая предпочтение важным и первостепенным задачам разграничения полномочий федерального, регионального управления и местного самоуправления, эффективным экономическим механизмам их конкретной реализации, следует отметить, что своевременная и качественная информационная поддержка этих процессов – залог успешного решения проблемы в целом при рациональном их использовании.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..
1 СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
УПРАВЛЕНИЯ………………………………………………………………....
1.1 Информационное обеспечение, его состав и роль в управлении………...
1.2 Современные взгляды на проблему создания и совершенствования
информационных систем организаций………………………….…………
2 НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ
ИНФОРМАТИЗАЦИИ………………………………………………………
2.1 Современное состояние нормативно-правовой базы информационных технологий в Российской Федерации…………..…………..……………..
2.2 Государственная информационная политика – создание Единого
информационного пространства……………………………….…………..
3 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ХАБАРОВСКИЙ РАЙОН»
3.1 Общая характеристика администрации муниципального образования «Хабаровский район» ………………………………………………………
3.2 Анализ системы информационного обеспечения администрации муниципального образования «Хабаровский район»…………………………..
4 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ХАБАРОВСКИЙ РАЙОН»..
4.1 Концепция совершенствования системы информационного
обеспечения деятельности администрации муниципального
образования «Хабаровский район» ………………………………………
4.2 Мероприятия по совершенствованию системы информационного
обеспечения деятельности администрации муниципального
образования «Хабаровский район»……………………………………...
4.3 Оценка эффективности от внедрения концепции и мероприятий по
совершенствованию системы информационного обеспечения
деятельности администрации муниципального образования
«Хабаровский район»……………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….…….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…
С проблемой интеграции и создания интегрированной информационной системы (ИИС) сталкиваются все организации: и те, которые имеют уже достаточно большой опыт автоматизации, и вновь создаваемые, где информационное обеспечение организуется «с нуля». В целом варианты достижения интеграции информационной системы зависят от следующих исходных условий: наличия достаточной технической базы и определенного опыта использования различных видов автоматизированных рабочих мест (АРМ).
В том случае, когда задачу интеграции информационной системы приходится решать в условиях уже существующей автоматизированных систем управления (АСУ), возможны следующие варианты: создание на основе имеющихся массивов информации единого банка данных, интегрирующего все базы и файлы. Несколько иной выглядит ситуация, если интеграция осуществляется на базе автономных комплексов и подсистем, обеспечение которых не унифицировано, т.е. которые программно и информационно несовместимы. Например, в них используются различные системы классификации и кодирования, различные структуры данных, средства программного и технического обеспечения, что характерно для условий стихийной автоматизации. Чем больше перечисленных факторов присутствуют, тем сложнее процесс интеграции информационной системы. В этом случае необходимы перестройка информационных массивов, их перевод в структуру и язык единой системы
В случае создания новой ИИС возможны также различные варианты: например, создание ее в виде централизованного банка данных или обособленных, но информационно взаимосвязанных подсистем на базе распределенных банков данных. При этом необходимо реализовать 2 уровня подсистем: на нижнем – функциональные подсистемы, каждая из которых основана на принципах интеграции и унификации проектных решений в части информационного, программного и технического обеспечения; на верхнем – информационная подсистема, интегрирующая все нижние подсистемы в единую систему14.
При проектировании ИИС необходимы серьезные предварительные исследования, что требует участия высококвалифицированных специалистов и сопряжено со значительными затратами труда и времени. Разработка информационного и программного обеспечения таких систем, ориентированных на широкий круг приложений, значительно дороже, чем АРМ. Однако гибкость и универсальность этих средств значительно упрощает процесс дальнейшего внедрения, эксплуатации и развития ИИС, т.е. первоначальная стоимость окупается на последующих этапах ее существования.
Вместе с тем, длительные сроки разработки проекта, его высокая стоимость, отсутствие специалистов, могут сделать этот вариант недоступным. Более рационально обратиться к компромиссному варианту, когда производится предварительное обследование объекта с целью определения общей концепции создания системы, а сама разработка начинается с локальных подсистем и комплексов задач, которые, ориентированы на дальнейшую интеграцию в единую систему поэтапно, с внедрением отдельных частей.
Информационная система организации представляет собой многоуровневую автоматизированную систему управления, обеспечивающую наиболее эффективное решение задач планирования, производства, реализации товаров и услуг. Интеграцию здесь можно определить как способ организации отдельных компонентов в единую систему, обеспечивающую их согласованное и целенаправленное совместное взаимодействие и высокую эффективность функционирования всей системы15.
Выделенные информационные подсистемы обязательно существуют в организациях в традиционном или автоматизированном виде и одна из наиболее сложных задач – координация их функционирования, которую можно эффективно решить только в рамках интегрированной системы. При этом исключаются дублирование, потери информации, обеспечиваются наиболее быстрый ее оборот, преобразование и поиск.
Для создания систем, ориентированных на принятие решений, используются различные технологии, влияющие в свою очередь, на уровень интеграции. Среди них можно выделить:
- Электронную систему обработки данных (ЭСОД), предназначенную для решения хорошо структурированных задач, по которым имеются необходимые входные данные и известны алгоритмы решения. Система работает в этом случае в автоматическом режиме с минимальным участием человека. Применяется на уровне оперативного управления - информационной системе бухгалтерского учета, АРМ. Главная задача системы - первичная обработка информации.
- АСУ, использующие
СУБД, которые позволяют
- Системы поддержки
принятия решений (СППР) работают
в режиме диалога и
- Система автоматизации офиса (САО) используется для целей автоматизации офисных работ (включая текстовые редакторы, графику, издательские системы и др.), а также для поддержания связей и обмена информацией между сотрудниками офиса, т.е. включает коммуникационные средства типа электронной почты, факса, телеконференций и т.д. САО участвует в информационной поддержке принятия решений. Основное внимание в системе уделено обмену информацией и связи, оперативности.
- Экспертная система (ЭС) основывается на моделировании процессов принятия решений человеком-экспертом при помощи компьютера и разработок в области искусственного интеллекта. ЭС основана не только на использовании данных и информации, но и знаний.
- Нейросетевые компьютерные системы – новый вид информационной технологии, основанный на методах искусственного интеллекта. Такая система обладает возможностями обобщения, абстракции, основанных на имеющихся массивах данных о ранее прошедших процессах и их последствиях, что позволяет решать задачи прогнозирования.
Сложность и многообразие
подходов к построению информационной
системы свидетельствует о
Так же необходимо рассмотреть и программы защиты информации. В настоящее время информационная безопасность – это наиважнейший компонент национальной безопасности, аспект государственного управления. И этот аспект необходимо рассматривать в контексте наведения порядка в органах власти всех уровней.
Эффективность обеспечения информационной безопасности в России во многом определяется легитимизацией термина «информационное обеспечение государственного управления», его законодательным и содержательным закреплением17.
Важнейшее поле деятельности
в решении вопроса
Для обработки информации
создаются корпоративные
Практически отсутствуют технологии принятия управленческих решений. Нет целенаправленной аналитической и прогнозной работы, не осознана необходимость поддержки автоматизированных информационных систем при выработке проектов решений. В большинстве органов власти нет схемы подготовки и принятия оперативных решений, особенно в чрезвычайных случаях. До аналитических обследований дело практически не доходит. Слабо осуществляется информационная поддержка принятия управленческих решений. Органы власти не разграничивают научно-аналитические работы, выполняемые по целевым федеральным программам. Многие органы власти не имеют подведомственные научных или научно-производственных центров18.
В органах местного самоуправления компьютерную технику используют пока больше для подготовки документов и просмотра справок, а также пересылки сообщений по электронной почте, какая либо общая система принятия решений по вопросам информатизации отсутствует. Чаще используется «прецедентный метод компьютеризации»: на отдельном рабочем месте возникает потребность в компьютере – формируется заявка – заявка идет к руководству – руководитель принимает решение. Об экспертизе проектных решений (что, как известно, является залогом качества и снижения стоимости решений) речь почти нигде не идет. Отсутствует, какая либо нормативная и методическая база по формированию информационно-технологических служб.
Комплексно вопросы информационной безопасности в органах МСУ нигде не решаются. Только в малом числе органов МСУ существует отдел защиты информации. Однако используются системы контроля доступа, системы охранной сигнализации. Используются преимущественно три способа защиты информации: разграничения доступа, антивирусной защиты, резервного копирования. Системы криптозащиты практически не используются. Некоторые органы МСУ планируют мероприятия по совершенствованию комплекса системы обеспечения информационной безопасности, разработку политики этого вопроса19.
В целом же можно отметить явную тенденцию развития информатизации в органах МСУ.
2 нормативноЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
2.1 Современное
состояние нормативной
информационных технологий в Российской Федерации
Законодательство Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации основывается на Конституции Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации и состоит из Федерального закона Российской Федерации от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и других регулирующих отношения по использованию информации федеральных законов.
В России социальная и политическая перестройка, формирование рыночной экономики объективно привели к необходимости существенного изменения информационных отношений в обществе. Несмотря на значительное расширение в последнее время рынка информационных услуг и продуктов, информационное обеспечение органов государственного управления, хозяйствующих субъектов и граждан остается на низком уровне20.
Возможность доступа к информации, как правило, ограничивается ее ведомственной принадлежностью и обусловлена зачастую должностным положением и социальным статусом потребителя. Не решена проблема доступа к территориально удаленным информационным ресурсам.
Информационное
Фундаментом законодательства в сфере информации и информатизации является Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием в декабре 1993 г. Конституция определила основные права и обязанности субъектов в сфере информационных отношений, базирующиеся на свободе личности и презумпции открытости информации.
Это, в частности, норма, обязывающая органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц обеспечить каждому возможность ознакомится с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом22, а также норма, возлагающая на должностных лиц ответственность в соответствии с федеральным законом за сокрытие фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей23.
Основой законодательства о формировании и использовании информационных ресурсов является базовый Федеральный закон от 27 июля 2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»24. Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:
- осуществлении права на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации;
- применении информационных технологий;
- обеспечении защиты информации.
Правовое регулирование отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, основывается на следующих принципах:
- свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;
- установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;
- открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;