Совершенствование системы информационно - аналитического обеспечения деятельности органов местного самойправления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Августа 2013 в 04:58, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Информатизация территориального управления занимает в настоящее время одно из ведущих направлений региональной политики. Отдавая предпочтение важным и первостепенным задачам разграничения полномочий федерального, регионального управления и местного самоуправления, эффективным экономическим механизмам их конкретной реализации, следует отметить, что своевременная и качественная информационная поддержка этих процессов – залог успешного решения проблемы в целом при рациональном их использовании.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..
1 СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
УПРАВЛЕНИЯ………………………………………………………………....
1.1 Информационное обеспечение, его состав и роль в управлении………...
1.2 Современные взгляды на проблему создания и совершенствования
информационных систем организаций………………………….…………
2 НОРМАТИВНОЕ ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ
ИНФОРМАТИЗАЦИИ………………………………………………………
2.1 Современное состояние нормативно-правовой базы информационных технологий в Российской Федерации…………..…………..……………..
2.2 Государственная информационная политика – создание Единого
информационного пространства……………………………….…………..
3 АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ХАБАРОВСКИЙ РАЙОН»
3.1 Общая характеристика администрации муниципального образования «Хабаровский район» ………………………………………………………
3.2 Анализ системы информационного обеспечения администрации муниципального образования «Хабаровский район»…………………………..
4 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ХАБАРОВСКИЙ РАЙОН»..
4.1 Концепция совершенствования системы информационного
обеспечения деятельности администрации муниципального
образования «Хабаровский район» ………………………………………
4.2 Мероприятия по совершенствованию системы информационного
обеспечения деятельности администрации муниципального
образования «Хабаровский район»……………………………………...
4.3 Оценка эффективности от внедрения концепции и мероприятий по
совершенствованию системы информационного обеспечения
деятельности администрации муниципального образования
«Хабаровский район»……………………………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….…….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…

Вложенные файлы: 1 файл

Дипломный проект - концепция.doc

— 610.50 Кб (Скачать файл)

- равноправие языков  народов Российской Федерации  при создании информационных  систем и их эксплуатации;

- обеспечение безопасности  Российской Федерации при создании  информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;

- достоверность информации  и своевременность ее предоставления;

- неприкосновенность  частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;

- недопустимость установления  нормативными правовыми актами  каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими.

Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»25 определяет требования к созданию государственных информационных систем.

В стране действует базовый Закон Российской Федерации от 21.07.93 г. № 5485-1 «О государственной тайне». В этом законе определены порядок отнесения сведений к государственной тайне и ответственность лиц за ее разглашение. В этом же законе определяется состав организационных и технических мер, направленных на предотвращение утечки сведений, составляющих государственную тайну.

Формирование конкретных видов информационных ресурсов регулируется рядом видовых федеральных законов, к которым в первую очередь следует отнести:

- Федеральный закон от 29.12.94 № 78-ФЗ «О библиотечном деле»;

- Федеральный закон  от 20.02.95 № 24-ФЗ «Об обязательном  экземпляре документов»;

- Основы законодательства  Российской Федерации от 07.07.93 №  5341-1 «Об архивном фонде Российской  Федерации и архивах»;

- «Патентный закон  Российской Федерации» от 23.09.92 №  3517-1;

- Закон Российской  Федерации от 10.06.93 № 5154-1 «О стандартизации».

Во всех этих законах  детально представлены нормы, касающиеся порядка формирования соответствующих видов информационных ресурсов.

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Президентом Российской Федерации от 09.09.2000 № Пр-189526, относит задачи совершенствования нормативной правовой базы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, включая механизм реализации прав граждан на получение информации и доступ к ней, к числу основных задач по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации.

Федеральным органом  исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в области информатизации Постановлением Правительства РФ от 28.03.2000 N 265 «Об утверждении Положения о Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации» определено Министерство Российской Федерации по связи и информатизации.

Работы последних десятилетий  по улучшению информационного обеспечения органов государственной власти и управления сосредоточивались главным образом на создании технических средств, соответствующих автоматизированных систем и сетей, предназначенных для передачи и обработки информации. Однако, несмотря на определенное продвижение работ по автоматизации информационных процессов, нужной специалистам и гражданам информации по-прежнему остро не хватает.

Информатизация органов  государственной власти до сих пор ориентирована на повышение эффективности собственной деятельности, что привело к созданию значительного числа ведомственных (отраслевых) автоматизированных (локальных и территориальных) информационно-управляющих систем, предназначавшихся, как правило, для удовлетворения информационных потребностей ограниченного круга пользователей. Внедрение новых информационных технологий не давало ожидаемого эффекта. Необходимо формирование единого информационного пространства России, которое позволит существенно повысить эффективность функционирования всех ветвей власти за счет повышения уровня информационной поддержки их деятельности, использование всей накопленной информации для решения комплексных проблем управления обществом.

При всех недостатках, информационно-управляющие системы органов государственной власти могут служить основой, которая обеспечит формирование государственных информационных ресурсов.

Работы по информатизации Хабаровского края были начаты в 1994 году. Постановлением Хабаровской краевой Думы № 61 от 28.07.1994 года был принят документ «О концепции информатизации Хабаровского края», в котором были изложены основные принципы и цели комплексной информатизации Хабаровского края, основные направления информатизации и первоочередные задачи (документ опубликован не был).

В настоящее время  информационно-коммуникационный комплекс Хабаровского края находится в процессе развития. Создается нормативно-правовая база, информационные технологии внедряются во все сферы общественной жизни и экономики края.

Создан совет по внедрению информационных и коммуникационных технологий при Губернаторе Хабаровского края.

Для того, чтобы объединить усилия всех органов государственной  власти края, органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов и граждан на территории края в области информатизации региона, Правительством Хабаровского края принято постановление № 75-пр от 25.10.2004 года «О состоянии и перспективах развития средств массовых коммуникаций и информационно-коммуникационных технологий в Хабаровском крае»27. Данным постановлением была утверждена концепция развития средств массовых коммуникаций, ИКТ в Хабаровском крае на 2005-2008 годы, перечень первоочередных мероприятий по развитию средств ИКТ в крае на 2005-2008 годы, а также положение о краевом государственном заказе на информационное обеспечение жителей края.

Учитывая общественную значимость информатизации социального  блока, Правительством Хабаровского края принято постановление № 107-пр от 05.09.2005 года «Об основных направлениях развития информационно-коммуникационных технологий на 2006-2008 годы в социальной сфере Хабаровского края»28.

Данным постановлением утверждены основные направления развития ИКТ социального блока:

- информатизация сферы  социальной защиты населения  Хабаровского края;

- информатизация образования;

- телемедицина;

- информатизация учреждений  культуры.

К правовым проблемам, возникающим  при использовании муниципальных информационных ресурсов, относится отсутствие законодательной регламентации по следующим вопросам:

- обязанности органов местного самоуправления по предоставлению муниципальных информационных ресурсов органам государственной власти, юридическим лицам, общественным и политическим объединениям и гражданам;

- порядок использования  муниципальных информационных ресурсов, порядок и условия предоставления их пользователям;

- состав информации, подлежащей  защите в составе муниципальных  информационных ресурсов, режимы  защиты и органы, ответственные за ее обеспечение;

- обязанности органов  местного самоуправления по созданию  общедоступных информационных ресурсов;

- порядок определения  перечня информационных услуг,  оказываемых на основе муниципальных  информационных ресурсов и компенсации  расходов на их осуществление.

Решение важнейших правовых проблем формирования и использования муниципальных информационных ресурсов должно осуществляться на базе специального федерального закона, регламентирующего информационные основы деятельности органов местного самоуправления.

Разработка Федерального закона «Об информационных основах  деятельности органов местного самоуправления» необходима по следующим причинам:

- информация становится  важнейшим интеллектуальным ресурсом, сравнимым с материальными, финансовыми  и трудовыми ресурсами, необходимыми для принятия обоснованных решений по социально-экономическому развитию территории;

- оценка состояния  информатизации органов местного  самоуправления показывает, что  настоятельной необходимостью является координация работ по развитию информатизации территорий на единой методической основе с применением согласованных и апробированных в опорных зонах прогрессивных информационных технологий с их последующим тиражированием в другие муниципальные образования с целью сокращения затрат и повышения качества создаваемых информационных систем;

- создание территориальных  информационных систем, территориальных информационных ресурсов для органов управления муниципальным образованием должно осуществляться в рамках единого информационного пространства субъекта Российской Федерации, в составе региональной информационно-телекоммуникационной системы, так как субъект Российской Федерации и муниципальные образования составляют единый социально-экономический комплекс;

- на территории муниципального  образования находятся территориальные органы субъекта Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, которые осуществляют сбор первичной информации для своих целей; на территории сталкиваются интересы органов управления федерального, регионального и муниципального уровней, муниципальные информационные ресурсы должны органично взаимодействовать с государственными информационными ресурсами и обеспечивать создание единого информационного пространства России на основе федерального законодательства и других нормативных правовых актов.

Федеральный закон «Об  информационных основах деятельности органов местного самоуправления» позволит разрешить проблемные ситуации, возникающие при создании на территории первичных информационных ресурсов для органов государственной власти и органов местного самоуправления. Однако наряду с разработкой такого закона необходимо провести гармонизацию действующей нормативной правовой базы в сфере информатизации и создания государственных информационных ресурсов с целью обеспечения интересов органов местного самоуправления в получении доступа к конкретным видам информационных ресурсов федеральных и региональных органов исполнительной и законодательной власти.

 

 

 

2.2 Государственная информационная политика – создание

      Единого информационного пространства

 

Как и всякая политика, информационная политика представляет собой особую деятельность по достижению социально значимых целей.

Государственная политика формирования и развития единого  информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов должна осуществляться с учетом интересов федеральных органов государственной власти, органов власти субъектов федерации, органов местного управления, юридических и физических лиц. Она должна учитывать возможности международного сотрудничества в сфере информационных технологий, продуктов и услуг, реальные возможности отечественной информационной индустрии в условиях рыночной экономики29.

Государственная политика в области информационных ресурсов должна предусматривать решение следующих задач:

- обеспечение условий,  гарантирующих реализацию конституционных  прав граждан на информацию, удовлетворение  их информационных потребностей;

- создание всех необходимых  условий для удовлетворения информационных потребностей органов государственной власти и хозяйствующих субъектов;

- установление порядка  формирования и использования  информационных ресурсов, обязательного для всех субъектов информационных отношений в рамках единого информационного пространства;

- интеграцию информационных  ресурсов независимо от их  ведомственной принадлежности и форм собственности;

- обеспечение совместимости  и взаимодействия систем информатизации на базе современных информационных технологий, международных стандартов, общероссийской системы классификации и кодирования информации;

- определение государственных  заказчиков, ответственных за создание  информационных систем и ресурсов  и за их эффективное функционирование  в едином информационном пространстве;

- определения государственных  органов, ответственных за ведение  отдельных информационных ресурсов;

- эффективное использование  государственными и негосударственными организациями, а также гражданами информационных ресурсов;

- создание эффективной  системы сертификации информационных технологий, продуктов и услуг и лицензирования информационной деятельности для обеспечения необходимого качества информационных ресурсов;

- повышение уровня  информационной грамотности; 

- расширение и укрепление  информационных связей между общественными структурами, укрепление доверия, общественного согласия и повышение заинтересованности в коллективных действиях;

- обеспечение полноты,  точности, достоверности и своевременности  представления информации организациям и гражданам, независимо от их территориального размещения;

- обеспечение комплексной  защиты информационных ресурсов, применение эффективных средств и методов обеспечения защиты информации в едином информационном пространстве России30.

Государственная политика совершенствования информационной инфраструктуры России должна учитывать значительную территориальную протяженность страны, а также различный уровень развития информатизации в отдельных ее регионах.

Государство должно обеспечить максимально быстрое развитие всех систем связи, прежде всего телекоммуникационной, на основе прогрессивной информационной технологии. Развитие современных систем связи – оптоволоконной, спутниковой, радиорелейной, и т.д. – необходимое условие совершенствования государственного управления, развития рыночных структур, нормальной кредитно-финансовой системы и т.д. В условиях огромных размерах территории России наличие хороших систем связи является первым условием экономического развития. Создание телексной системы, электронной почты и т.д. могло бы позволить с минимальными потерями решить огромное количество транспортных, энергетических, управленческих и других проблем31.

Информация о работе Совершенствование системы информационно - аналитического обеспечения деятельности органов местного самойправления