Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 18:04, курсовая работа
Традиционные методы калькулирования производственных и непроизводственных затрат были созданы в период, когда большинство компаний производили ограниченный ассортимент продукции и доминирующими производственными затратами были затраты на основные материалы и заработную плату основных производственных рабочих. Расходы на обслуживание производства и управление, являющиеся в большинстве своем косвенными, были относительно невелики. Поэтому искажения производственных затрат вследствие их распределения пропорционально заработной плате производственных рабочих (наиболее популярный в силу своей простоты базы распределения) на продукцию были не значительны. Стоимость обработки информации, напротив была достаточно высокой, поэтому применение более сложных методов распределения расходов по обслуживанию производства и управления было не оправдано.
Цель курсовой работы - проследить совершенствование методов учета и калькулирования накладных расходов в различных системах калькулирования себестоимости.
Введение 3
1. Теоретические основы учета и распределения расходов 5
1.1 Экономическое содержание расходов 5
1.2 Классификация расходов для целей управленческого учета 7
1.3 Учет расходов в различных системах калькулирования себестоимости 10
2. Основы учета и распределения косвенных (накладных) расходов 13
2.1 Экономическое содержание накладных расходов 13
2.2 Классификация накладных расходов для целей управленческого учета 14
2.3 Учет и распределение накладных расходов 18
3. Совершенствование учета и распределения накладных расходов 26
Заключение 32
Список используемой литературы 34
И наконец, если деятельность МВЗ является материалоемкой (затраты, добавленные к стоимости продукции в данном МВЗ, в большинстве своем являются расходами сырья и материалов), то за базу распределения можно принять:
· фактически прямые затраты сырья и материалов;
· плановые (нормативные) прямые затраты сырья и материалов.
Если нельзя четко определить, какой
является деятельность МВЗ (трудоемкой,
капиталоемкой или
· полные прямые материальные затраты (текущие материальные затраты плюс амортизация) -- при большом удельном весе используемых сырья, материалов и основных средств;
· добавленная стоимость (амортизация плюс прямые затраты труда) -- при большом удельном весе трудовых ресурсов и капитала (основных средств);
· затраты труда плюс текущие материальные затраты -- при большом удельном весе сырья, материалов и ручного труда;
· полные прямые затраты -- в отсутствие приоритета какого-либо вида ресурсов.
4-й этап. Распределение накладных расходов на изделие (заказ).
Определив цеховые ставки косвенных затрат и зная количество часов, затрачиваемых на производство единицы продукции (заказа), можно определить величину косвенных затрат, приходящихся на единицу продукции. [7,с.35]
Глава 3. Совершенствование учета и распределения накладных расходов
Наиболее распространенным (и принципиально неверным) в настоящее время является подход, при котором все накладные расходы распределяются по какому-либо одному носителю затрат (базе распределения) -- времени работы или величине заработной платы основных производственных рабочих, времени работы оборудования, сумме материальных или прямых затрат и т.д. При этом не учитывается, что накладные расходы являются комплексными статьями и представляют собой совокупность различных по своему экономическому содержанию и по характеру изменения в зависимости от уровня деловой активности затрат.
Очевидно, что в принципе невозможно
найти какой-либо универсальный
показатель, который для всех накладных
расходов являлся бы единственным носителем
затрат, т.е. тем фактором или показателем,
изменение которого в определяющей
степени влияет на изменение величины
накладных расходов. Выбор одного
носителя затрат для всех накладных
расходов приводит к значительному
искажению величины себестоимости
отдельных видов изделий. При
этом величина накладных расходов,
приходящаяся на те или иные изделия,
а соответственно, и их себестоимость
изменяются, в ряде случаев значительно,
в зависимости от используемого
носителя затрат. Наконец, то или иное
изделие, рентабельное при использовании
какого-либо одного носителя затрат, может
оказаться убыточным при ином
способе распределения
В соответствии с этим в качестве
базы распределения накладных
1.При распределении накладных расходов на материал:
· Количество основного производственного материала - используется для материалоемкой продукции, требующей больших сырьевых затрат в единицах веса или объема. Например, критерий может быть применен для предприятий хлебопекарной промышленности.
· Стоимость основного
2. При распределении
· Прямые затраты рабочего времени - используется для трудоемких изделий.
· Прямые затраты труда - применяются для изделий с высокой долей заработной платы в затратах.
· Машинное время - используется для изделий, требующих значительных затрат времени работы оборудования.
3. При распределении
· Производственная себестоимость продукции.
· Объем реализации продукции.
Для обеспечения большей
Распределять каждую статью накладных расходов по своему носителю затрат. Целесообразно для этих целей с учетом возможностей, предоставляемых отечественным учетом, рассматривать следующие статьи:
· расходы на содержание и эксплуатацию оборудования (РСЭО);
· общепроизводственные (цеховые) расходы;
· общехозяйственные (общезаводские) расходы;
· коммерческие (внепроизводственные) расходы.
В свою очередь, цеховые и общезаводские расходы предлагалось распределять, используя в качестве носителя затрат (базы распределения) сумму основной заработной платы производственных рабочих и расходов на содержание и эксплуатацию оборудования. Расходы на упаковку и транспортировку, входящие в состав внепроизводственных (коммерческих) расходов, могут распределяться, согласно указанному документу, между отдельными видами продукции исходя из их веса, объема или производственной себестоимости. [8,с.35]
Однако в настоящее время
в подавляющем большинстве
При выборе носителя затрат в первую
очередь следует исходить из принципа
причинности (обусловленности), означающего,
в частности, что та или иная статья
накладных расходов должна распределяться
на основе того фактора или показателя,
который в наибольшей степени
влияет на величину этих расходов. В
связи с этим представляется логичным
расходы на содержание и эксплуатацию
оборудования распределять пропорционально
времени его работы, поскольку
по крайней мере затраты на эксплуатацию
зависят от уровня загрузки оборудования.
Очевидно также, что коммерческие расходы
при прочих равных коррелируют с
объемом реализованной
Таким образом, отказ от «котлового»
метода распределения накладных
расходов повышает достоверность информации,
однако значительная условность (а
значит, и неточность) в формировании
себестоимости отдельных видов
продукции остается. В первую очередь
это относится к распределению
общепроизводственных и общехозяйственных
расходов, которые являются постоянными
и не зависят от изменения показателей,
характеризующих деловую
В связи с этим в качестве одного из способов решения проблемы распределения накладных расходов можно предложить также пересмотр подхода к классификации некоторых видов затрат, которые традиционно и не всегда обоснованно трактуются как косвенные.
Речь в первую очередь идет о следующих затратах:
· роялти (лицензионные платежи), которые всегда связаны с выпуском определенной продукции;
· амортизация специального оборудования, а также другие расходы на его содержание и эксплуатацию в том случае, если это оборудование используется только для производства конкретного вида продукции;
· расходы на оплату труда конструкторов
и технологов, которые осуществляют
конструкторско-
· расходы на оплату труда работников служб маркетинга и сбыта, если они специализируются на продвижении какой-либо конкретной продукции, а также другие затраты, связанные с выполнением данной функции применительно к какой-либо продукции, например затраты на ее рекламу. [8,с.37]
Очевидно, что эти затраты, приведенный перечень которых не является исчерпывающим, являются прямыми и должны сразу относиться на себестоимость соответствующих видов продукции. В результате этого будет снижена сумма косвенных (накладных) расходов, что повысит точность калькулирования и обеспечит большую достоверность информации о затратах. [8,с.37]
Одним из наиболее радикальных подходов
к проблеме распределения накладных
расходов является использование функционального
(операционного) учета затрат или, иначе,
учета затрат на основе видов деятельности
(activity-based costing-ABC). Концептуальным в данном
случае является положение, что многие
виды деятельности не связаны напрямую
с физическими объемами производства
и, соответственно, затраты на их осуществление
не зависят от этих объемов. К таким
видам деятельности относятся, в
первую очередь, наладка оборудования,
составление графиков производственного
процесса и другие функции производственно-
Затраты, вызванные этими видами деятельности, являются объемонезависимыми, и распределять их на основе объемных носителей затрат (времени работы производственных рабочих или их зарплаты, времени работы оборудования, суммы прямых или переменных затрат, цены или объемов продаж и т.д.) бессмысленно.
Использование объемных показателей может сыграть злую шутку с менеджерами фирмы, выпускающей несколько видов продукции, объемы производства которых значительно различаются между собой. В этом случае себестоимость мелкосерийной продукции будет искусственно занижена, а крупносерийной - завышена, поскольку затраты, например, на переналадку оборудования в связи с выпуском тысячи изделий будут такими же, как и при выпуске 10 тысяч. Распределяя эти затраты по объемным показателям, при прочих равных на любое изделие независимо от его серийности отнесем одну и ту же долю этих накладных расходов, игнорируя то обстоятельство, что на одно изделие из партии в 10 тысяч приходится этих расходов в 10 раз меньше, чем в первом случае. В результате фирма может в течение длительного периода производить продукцию (и даже увеличивать объемы ее производства и продаж), которая выглядит рентабельной только потому, что крупносерийная продукция субсидирует ее, а информация, поставляемая бухгалтером, камуфлирует это обстоятельство. Иначе говоря, преобладающая часть накладных расходов возникает в основном в связи с изготовлением значительной номенклатуры продукции с небольшим объемом выпуска каждой из них. Реальная картина величины и структуры затрат позволит фирме исключить ситуацию, при которой она будет увеличивать производство малорентабельной или убыточной продукции в ущерб продукции, которая действительно является доходной, а разрабатывать и реализовывать жизнеспособные стратегии хозяйствования. [8,с.38]
Реализуя концепцию метода
АВС, накладные расходы следует
распределять по однородным группам, для
каждой из которых выбирается свой
носитель затрат, в наибольшей степени
коррелирующий с затратами
Безусловно, процесс выделения
из совокупности накладных расходов
значительного количества однородных
групп, выбора для каждой из них своего
носителя затрат и расчет соответствующих
ставок распределения достаточно трудоемок.
Однако необходимость проведения достоверного
анализа себестоимости и
Таким образом, для любой компании по очень простой причине: от того, по какой системе, по каким принципам распределяются накладные расходы, зависит, насколько хорошо предприятие понимает, что ему делать выгодно, а что - нет. То есть определяется прибыльность подразделений, продуктов, клиентов и т.д. А уже от этого зависит стратегия развития. Причем два одинаковых предприятия при разных системах распределения накладных издержек будут иметь абсолютно разные финансовые результаты и принимать разные решения. Обычно накладные расходы - это достаточно большая величина. Чем cложнее бизнес структурно, тем большую долю они начинают занимать. Например, у глобальных компаний есть штаб-квартиры мировые, континентальные, региональные, страновые и т.д. Часто у корпораций бывают собственные научно-исследовательские институты и другие подобные подразделения, издержки на содержание которых нельзя напрямую отнести ни на одну из бизнес-единиц. Если посчитать глубже, то не исключено, что груз накладных расходов на одного клиента (при расчете прибыльности работы с ним) может оказаться больше, чем прямые расходы на обслуживание этого клиента. Соответственно если компания определяет, выгоден ли ей этот клиент или нет, и при этом считает только прямые издержки, то в подавляющем большинстве случаев получится, что клиент ей выгоден. Вторым важнейшим моментом в вопросе о необходимости правильно распределять накладные расходы является мотивация высшего менеджмента. Если система мотивации ориентирована на конечный результат подразделения, т.е. на прибыль, отдачу на вложенный капитал, а не только, скажем, на объем продаж, то накладные расходы тоже становятся очень важными.
Информация о работе Совершенствование учета и распределения накладных расходов