Управление расходами бюджета на социальную сферу в Республике Беларусь (на примере бюджета г.Минска)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 11:18, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является исследование процесса управления расходами бюджета на социальную сферу, выявление существующих проблем и предложение возможных путей их решения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
уточнить понятие социальной сферы, изучить принципы, методы, виды и формы управления социальной сферой;
изучить организацию управления социальной сферой в Республике Беларусь;
оценить роль управления расходами бюджета в процессе государственного управления экономикой;
исследовать ныне существующую организацию процесса управления расходами бюджета на социальную сферу (на примере бюджета г. Минска);

Содержание

Введение………………………………………………………………………......
4
1 Теоретические аспекты управления социальной сферой……………………
7
1.1 Понятие управления социальной сферой, его принципы, методы, виды, формы…………………...………………………………………………………...
7
1.2 Организация управления социальной сферой в Республике Беларусь…...
15
1.3 Расходы бюджета на социальную сферу как важнейший объект управления экономикой…………………………………………………….........
22
2 Анализ процесса управления расходами бюджета на социальную сферу (на примере бюджета г. Минска)………………………………………………...
29
2.1 Организация управления расходами бюджета г. Минска на социальную сферу………………………………………………………………………………
29
2.2 Анализ динамики состава и структуры расходов бюджета на социальную сферу………………………………………………………………..
41
3 Совершенствование управления расходами на социальную сферу в современных условиях…………………………………………………………..
56
3.1 Проблемы управления расходами на социальную сферу в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..
56
3.2 Направления совершенствования управления расходами на социальную сферу в Республике Беларусь……………………………………………………
62
Заключение……………………………………………………………………….
74
Список использованных источников………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом расходы на соцсферу.doc

— 862.00 Кб (Скачать файл)

Так, например, стратегической целью в области образования является создание системы образования, соответствующей потребностям личности, общества и государства, формирование условий для ее дальнейшего развития, подготовки новых поколений к жизни и труду в гражданском обществе с устойчивой социально ориентированной рыночной экономикой [14, с.75].

Таким образом, задачи социального характера являются приоритетными в дальнейшем развитии Республики Беларусь.

Несмотря на то, что развитию социальной сферы в Республике Беларусь уделяется достаточно пристальное внимание, единого подхода к составу отраслей, входящих в социальную сферу, не существует.

Практически все отрасли экономики имеют то или иное отношение к социальной сфере, обслуживают и удовлетворяют социальные потребности людей. Особое место среди отраслей социальной сферы занимают образование, здравоохранение, культура, физическая культура и спорт, реализация мероприятий социальной политики государства. Отдельные экономисты относят к социальной сфере отрасли городского хозяйства (транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство), жилищное строительство, розничную торговлю, связь в части обслуживания населения и учреждений непроизводственной сферы, охрану окружающей среды и другие.

Кроме того, в современной экономической литературе и практике управления нет четкого разграничения между такими понятиями, как «социальная сфера», «социально-культурная сфера», «непроизводственная сфера», «социальная инфраструктура», «социально-бытовая инфраструктура».

Известный специалист в области экономики отраслей социальной сферы Шишкин С.В. под социальной сферой понимает определенную группу отраслей, которую составляют: здравоохранение, физическая культура и спорт, образование, культура, социальное обслуживание и социальное обеспечение, жилищное хозяйство, социальное страхование и пенсионное обеспечение. Шишкин С.В. выделяет ряд признаков, в соответствии с которыми и формируется совокупность отраслей социальной сферы. Все перечисленные отрасли характеризуются следующими общими признаками:

- предоставляют блага, в основном  в форме услуг, предметом воздействия  которых являются люди и возможности  их повседневной жизнедеятельности;

- потребление предоставляемых  благ имеет значительные внешние  эффекты;

- деятельность этих отраслей  является объектом систематического применения ценностных оценок [49, с.7].

Профессор Райзберг Б.А. определяет социальную сферу как часть экономики, непосредственно связанную с потребностями людей и потреблением ими благ и услуг. При этом к отраслям социальной сферы профессор относит: пассажирский транспорт, связь для населения, розничную торговлю, общественное питание, жилищное и коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, охрану окружающей среды, культуру, образование, здравоохранение, науку, социальную защиту и национальную оборону [39, с.343-346].

Под социальной инфраструктурой экономист Н.Б. Антонова понимает совокупность учреждений непроизводственных отраслей народного хозяйства, а под социальной сферой – социальную политику (включая регулирование занятости и рынка труда, политику доходов, социальную защиту населения, пенсионное обеспечение) в совокупности с непроизводственными отраслями (здравоохранение, образование, культура, жилье, коммунальные услуги населению, физкультура и спорт, туризм и др.) [2, с.733].

Академик Н.Н. Некрасов определяет социальную инфраструктуру как комплекс предприятий, сооружений и учреждений, обеспечивающих на определенной территории необходимые материальные и культурно-бытовые условия жизни населения, т.е. жилой фонд, учреждения науки и искусства, общего и профессионального образования, здравоохранение и социальное обеспечение, предприятия торговли и коммунального хозяйства, сооружения спортивно-оздоровительного значения, пассажирский транспорт [50, с.6].

По мнению Г.Б. Поляка, «в социально-бытовую инфраструктуру с полным основанием следует включать не только все отрасли непроизводственной сферы, но и некоторые отрасли сферы материального производства, а определение инфраструктуры можно уточнить, рассматривая ее как комплекс отраслей производственной и непроизводственной сферы народного хозяйства, обслуживающих население и основное производство. Социально-бытовая инфраструктура включает: просвещение, здравоохранение и физическую культуру, социальное обеспечение, жилищно-коммунальное хозяйство, торговлю и общественное питание, бытовое обслуживание, органы государственного и местного управления» [48, С.8].

В целом можно выделить 3 основных подхода к пониманию понятия «социальная сфера» в современной литературе:

  1. расширительный подход (включает в социальную сферу все то, что служит объектом и средством реализации социальной политики государства, включаются не только традиционные отрасли (такие как образование, здравоохранение, культура и т.д.), но также природоохранная деятельность; деятельность, связанная с семейными отношениями; деятельность, связанная с оказанием бытовых услуг; деятельность, связанная с регулированием доходов различных слоев и групп населения;
  2. суженный подход (социальная сфера – совокупность отраслей по оказанию социальных услуг гражданам и по производству социальных благ);
  3. узкий подход (социальная сфера ограничивается только деятельностью по социальному обеспечению и социальной защите отдельных слоев населения.

С нашей точки зрения, наиболее целесообразным является использование второго подхода, в соответствии с которым социальная сфера – это та часть экономики, деятельность которой направлена на создание условий для воспроизводства и развития человека как члена социальной общности и субъекта социально-экономической активности.

Понятие «непроизводственная сфера» несколько шире. В нее традиционно включают также расходы на содержание государственных органов власти и управления, национальную оборону, правоохранительную деятельность, жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство.

Таким образом, далее под социальной сферой будем понимать совокупность социальной политики и отраслей социально-культурного комплекса (здравоохранение, образование, физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации).

Для эффективного функционирования социальной сферы ею необходимо управлять.

Под управлением понимают воздействие субъекта управления на объект управления для достижения поставленных целей [39, с.402].

Даже в условиях рыночной экономики социальные задачи не могут быть решены без участия государства. Это связано с тем, что решение общественных проблем, как правило, противоречит частным интересам отдельных субъектов. Поэтому понятие «управление социальной сферой» предполагает в первую очередь государственное управление социальной сферой.

Принципы управления социальной сферой - это основоположные идеи, научные положения управления социальной сферой. Поскольку управление социальной сферой предполагает прежде всего государственное управление  этой сферой, то и принципы управления социальной сферой во многом определяются принципами государственного управления социальной сферой.

В административно-правовой науке нет единого мнения по поводу их классификации на группы и виды. В частности, выделяют такие группы принципов государственного управления социальной сферой:

а) социально-политические: демократизм; равноправие лиц разных национальностей; равенство всех перед законом; законность; гласность и учет общественного мнения; объективность;

б) организационные принципы построения аппарата государственного управления: отраслевой, функциональный, территориальный;

в) организационные принципы функционирования аппарата государственного управления: нормативность деятельности, единоначалие, коллегиальность, деление управленческой работы, ответственность за принятые решения, оперативная самостоятельность [1, с. 517].

Наряду с делением принципов на группы наиболее часто предлагается их классификация на виды, а именно:

а) общесистемные: объективности, демократизма, правовой упорядоченности, законности, публичности, разделения власти в государственном управлении социальной сферой;

б) структурно-целевые: согласованности между собой целей по основным параметрам; взаимодополняемости целей; подчиненности частных, локальных целей общим целям государственного управления социальной сферой;

в) структурно-функциональные: дифференциации и фиксирования функций путем издания правовых норм и закрепления управленческих функций в компетенции органов государственного управления; концентрации функций; комбинирования; соответствия управленческого влияния реальным требованиям и запросам объектов управления;

г) структурно-организационные: единства системы государственной власти; территориально-отраслевой; разнообразия организационных связей; объединения коллегиальности и единоначалия;

д) структурно-процессуальные: соответствия элементов (методов, форм, видов) управленческой деятельности органов государственного управления в социальной сфере их функциям; конкретизации управленческой деятельности и личной ответственности за ее результаты; стимулирования рациональной и эффективной управленческой деятельности в социальной сфере [1, с.518].

В условиях рыночных отношений и переходного к рынку периода в системе государственного управления социальной сферой используются  различные формы и методы, обеспечивающие выработку различных вариантов достижения целей социально-экономического развития страны, выбор наилучшего из альтернативных вариантов и обеспечение его выполнения.

Методами управления называют способы воздействия субъектов управления на объекты управления.

Выделяют административно-распорядительные и экономические методы, а также прямые и косвенные (рисунок 1).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Методы государственного управления социальной сферой

 

Примечание – Источник: [2, с.55].

 

 

Административно-распорядительные методы базируются на силе государственной власти и включают в себя меры запрета, разрешения и предупреждения. Они, как правило, носят обязательный характер и оформляются в виде законодательных актов, распоряжений, постановлений.

Экономические методы управления воздействуют на интересы объектов управления косвенно: через хозяйственное законодательство, финансовую, денежную, кредитную систему. При этом прямое принуждение или поощрение отсутствует.

Прямые методы воздействуют на субъект непосредственно, например, через приказ, распоряжение, прямое финансирование, финансовую поддержку; косвенные - опосредованно, например, через налоги, кредитование [2, с.56].

Все перечисленные методы тесно взаимосвязаны между собой и взаимодополняют друг друга.

Форма управления - это внешнее проявление конкретных действий, которые осуществляются органами управления для реализации поставленных перед ними задач [1, с.520].

Формы управления социальной сферой основаны на применении правовых, финансовых и организационно-управленческих регуляторов.

Правовое регулирование обеспечивается системой законодательных актов и программных документов, ограничивающих развитие рыночных отношений определенными правилами.

Финансовое регулирование социальной сферы осуществляется посредством применения прямых, косвенных и смешанных методов (налогообложение, финансирование, финансовая поддержка).

Организационно-управленческое регулирование присутствует в виде создания организационных структур управления, решения организационных вопросов, принятия управленческих решений.

Кроме форм и методов управления социальной сферой существуют различные его виды, характеризующие содержание управляющего воздействия и прокладывающие связь между целями управления и способами их достижения. Виды управления можно рассматривать как отдельные этапы, части, составляющие в целом процесс управления.

Основными видами управления социальной сферой являются:

- организация управления;

- социально-экономический анализ;

- прогнозирование;

- планирование;

- экономическое программирование;

- учет;

- контроль;

- реализация мер ответственности [39, с.405-407].

Сущность организации управления состоит в упорядочении и согласовании действий исполнителей, участвующих в управлении, в установлении взаимосвязей и взаимодействия между ними.

Кроме того, выделяют такие самостоятельные части управления, как формирование организационных структур управления, формирование нормативно-правовой базы, непосредственно управление (регулирование), под которым понимаются текущие управленческие решения, приказы, распоряжения.

Социально-экономический анализ представляет изучение, исследование социально-экономических процессов, выявление возникающих в социальной сфере проблем, установление складывающихся устойчивых тенденций. Социально-экономический анализ должен предшествовать принятию управленческих решений и осуществлению управленческого воздействия, служить его обоснованием, способствовать выбору наилучшего метода управления [39, с.405].

Прогнозирование – научное предвидение хода будущих событий, построение образа, модели социально-экономических процессов, которые могут иметь место в будущем. Прогнозирование необходимо в качестве одной из начальных стадий управления для оценки последствий управляющего воздействия [39, с.405].

Информация о работе Управление расходами бюджета на социальную сферу в Республике Беларусь (на примере бюджета г.Минска)