Управление расходами бюджета на социальную сферу в Республике Беларусь (на примере бюджета г.Минска)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2014 в 11:18, дипломная работа

Краткое описание

Целью работы является исследование процесса управления расходами бюджета на социальную сферу, выявление существующих проблем и предложение возможных путей их решения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
уточнить понятие социальной сферы, изучить принципы, методы, виды и формы управления социальной сферой;
изучить организацию управления социальной сферой в Республике Беларусь;
оценить роль управления расходами бюджета в процессе государственного управления экономикой;
исследовать ныне существующую организацию процесса управления расходами бюджета на социальную сферу (на примере бюджета г. Минска);

Содержание

Введение………………………………………………………………………......
4
1 Теоретические аспекты управления социальной сферой……………………
7
1.1 Понятие управления социальной сферой, его принципы, методы, виды, формы…………………...………………………………………………………...
7
1.2 Организация управления социальной сферой в Республике Беларусь…...
15
1.3 Расходы бюджета на социальную сферу как важнейший объект управления экономикой…………………………………………………….........
22
2 Анализ процесса управления расходами бюджета на социальную сферу (на примере бюджета г. Минска)………………………………………………...
29
2.1 Организация управления расходами бюджета г. Минска на социальную сферу………………………………………………………………………………
29
2.2 Анализ динамики состава и структуры расходов бюджета на социальную сферу………………………………………………………………..
41
3 Совершенствование управления расходами на социальную сферу в современных условиях…………………………………………………………..
56
3.1 Проблемы управления расходами на социальную сферу в Республике Беларусь…………………………………………………………………………..
56
3.2 Направления совершенствования управления расходами на социальную сферу в Республике Беларусь……………………………………………………
62
Заключение……………………………………………………………………….
74
Список использованных источников………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

диплом расходы на соцсферу.doc

— 862.00 Кб (Скачать файл)

В условиях ограниченности финансовых ресурсов государства должна получить определенное развитие практика использования внебюджетных источников финансирования учреждений социальной сферы. Однако в настоящее время основная часть финансирования социальной сферы ложится на государственный бюджет.

Поэтому к бюджетной системе, методам бюджетного планирования и финансирования предъявляются повышенные требования. Важно решить вопрос о том, какие звенья бюджетной системы более всего к этому приспособлены и будут способствовать получению необходимого экономического и социального эффекта.

Эффективность использования бюджетных средств в значительной степени зависит от того, по какому каналу бюджетной системы они доводятся до потребителей.

Решение этого вопроса зависит от ряда факторов, в числе которых виды услуг, оказываемых населению за счет этих средств, роль отдельных территориальных органов власти в экономическом и социальном развитии общества.

В настоящее время за счет бюджетных средств население в значительной степени обеспечивается услугами учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры, социального обеспечения на бесплатной либо льготной основе. Эти средства поступают населению по каналам республиканского и местных бюджетов. Из общего объема бюджетных ресурсов, направляемых государством на социальную сферу, большая часть проходит через местные бюджеты. Это оправдано и с социальной, и с экономической точек зрения.

Так, при преимущественном финансировании указанных расходов через местные бюджеты повышается ответственность местных администраций за результаты деятельности подчиненных им территориально учреждений социальной сферы, повышается эффективность контроля за уровнем и качеством оказываемых населению социальных услуг, за использованием средств, выделяемых государством на эти цели.

Однако г. Минск является столицей Республики Беларусь, и часть учреждений социальной сферы, расположенных на территории города, имеет общереспубликанское значение. В связи с этим частичное финансирование социальной сферы г. Минска за счет республиканского бюджета должно сохраняться.

В настоящее время финансирование социальной сферы в Республике Беларусь происходит по каналам республиканского и местных бюджетов. (таблица 3).

Таблица 3 – Финансирование социальной сферы Республики Беларусь из республиканского (без учета средств Фонда социальной защиты населения) и местных бюджетов в 2005-2008 гг.

 

Год

Консолиди-рованный бюджет

Республиканский бюджет

Местные бюджеты

Расходы в абсолютном выражении, млрд рублей

Доля в рас-ходах консо-лидированного бюджета, %

Расходы в абсолютном выражении, млрд рублей

Доля в рас-ходах консо-лидированного бюджета, %

2005

9115

2854

31,3

6261

68,7

2007

13522

3932

29,1

9590

70,9

2008

16267

4616

28,4

11651

71,6


 

Примечание - Источник: собственная разработка на основе [47, с.496].

 

 

Из таблицы 3 видно, что около 70 % всех расходов консолидированного бюджета республики на социальную сферу производится через местные бюджеты. Кроме того, доля расходов местных бюджетов на социальную сферу в расходах консолидированного бюджета за рассматриваемый период увеличилась с 68,7 % в 2005 г. до 71,6 % в 2008 г. (рисунок 2).

 

Рисунок 2 – структура финансирования социальной сферы Республики Беларусь по различным каналам в 2005-2008 гг., %

 

Примечание - Источник: собственная разработка на основе [47, с.496].

Это свидетельствует о значимости местных бюджетов как канала распределения бюджетных средств.

Таким образом, из общего объема бюджетных ресурсов, направляемых государством на финансирование социальной сферы, большая часть проходит через местные бюджеты.

Рассмотрим более подробно финансирование социальной сферы Республики Беларусь по различным каналам в разрезе отдельных отраслей социальной сферы (таблица 4).

 

Таблица 4 –  Структура финансирования социальной сферы Республики Беларусь по различным каналам в разрезе отдельных отраслей в 2007-2008 гг., %

 

Отрасль

2007 год

2008 год

Консолиди-рованный бюджет

Республи-канский бюджет

Местные бюджеты

Консолиди-рованный бюджет

Республи-канский бюджет

Местные бюджеты

Социальная сфера, в т.ч.

100,0

29,8

70,9

100,0

29,0

71,6

Здравоохранение

100,0

21,7

78,3

100,0

20,2

79,8

Физкультура, спорт, культура и СМИ

100,0

37,1

62,9

100,0

34,6

65,4

Образование

100,0

19,4

80,6

100,0

19,0

81,0

Социальная политика

100,0

63,3

40,6

100,0

61,5

41,8


 

Примечание - Источник: собственная разработка на основе [47, с.496].

 

 

Из таблицы видно, что в наибольшей степени финансируются за счет местных бюджетов такие отрасли, как образование и здравоохранение. Финансирование же социальной политики происходит в основном через республиканский бюджет. Это связано с тем, что расходы бюджета на образование и здравоохранение представлены в основном расходами на содержание учреждений образования и здравоохранения. В то же время значительная часть расходов на социальную политику − это расходы на централизованные мероприятия.

Таким образом, финансирование является одним из основных регуляторов развития сфер экономики. В Республике Беларусь социальная сфера финансируется в основном из государственного бюджета. Расходы консолидированного бюджета на социальную сферу в общей сумме расходов бюджета имеют достаточно большой удельный вес (около трети всех расходов), однако в последние годы происходит некоторое снижение этого показателя. Бюджетные средства распределяются в основном по каналам местных бюджетов. Особенно это характерно для таких отраслей социальной сферы, как образование и здравоохранение.

Для более глубокого изучения вопроса управления социальной сферой необходимо изучить существующий порядок управления расходами бюджета на социальную сферу (на примере бюджета г. Минска), динамику состава и структуры расходов бюджета на отрасли социальной сферы. 

2 Анализ процесса управления  расходами бюджета на социальную  сферу (на примере бюджета г. Минска)

 

 

2.1 Организация управления  расходами бюджета г. Минска на социальную сферу

 

 

 

Основным субъектом управления расходами бюджета г. Минска на социальную сферу является Финансовое управление Минского городского исполнительного комитета. В финансовом управлении имеется Отдел финансов непроизводственной сферы и социальной защиты населения, который и принимает непосредственное участие в управлении расходами бюджета             г. Минска на социальную сферу.

Основными видами управления расходами бюджета г. Минска на социальную сферу являются:

- бюджетное планирование;

- бюджетное финансирование;

- анализ и контроль.

Бюджетное планирование в непроизводственной сфере имеет особенности, отражающие специфику деятельности соответствующих отраслей. Их необходимо учитывать при разработке мероприятий по повышению обоснованности расходов и качественного уровня планирования.

Планирование расходов бюджета на социальную сферу, как и планирование расходов бюджета в целом, осуществляется в несколько этапов.

Составлению проекта бюджета г. Минска предшествует разработка прогнозов основных параметров экономического развития Республики Беларусь, параметров важнейших денежно-кредитных показателей Республики Беларусь и основных направлений бюджетно-финансовой и налоговой политики Республики Беларусь на очередной финансовый год, включая среднесрочную финансовую программу.

В Республике Беларусь основным методом финансирования учреждений социальной сферы является бюджетно-сметный метод. В связи с этим составлению проекта бюджета г. Минска предшествует также составление проектов индивидуальных и сводных смет.

На практике различают следующие виды смет:

- индивидуальная бюджетная смета;

- сводная бюджетная смета;

- смета доходов и расходов внебюджетных средств (индивидуальная и сводная);

- индивидуальная и сводная бюджетные сметы на капитальное строительство.

К проекту бюджетной сметы получателя бюджетных средств прилагаются плановые показатели по сети, штатам и контингентам, штатные расписания, а также расчеты расходов по статьям, подстатьям и элементам экономической классификации, получателям бюджетных средств [5].

После корректировки соответствующими инстанциями (Минский городской исполнительный комитет, Минский городской Совет Депутатов) сметы утверждаются и являются планом финансирования бюджетных учреждений.

Планирование расходов бюджета имеет некоторые особенности для отдельных отраслей социальной сферы.

Образование. Планирование расходов в учреждениях образования осуществляется на основании производственных показателей, норм и нормативов, объемов площадей, кубатур зданий и т.д.

Так, например, в основе планирования расходов на общеобразовательные школы лежат такие производственные показатели, как количество учащихся и число классов.

Расчет заработной платы ведется отдельно для административного, педагогического и хозяйственно-обслуживающего персонала. Ставки заработной платы зависят от общего контингента учащихся в школе. Для расчета фонда оплаты труда педагогических работников необходимо знать среднюю педагогическую ставку (по тарификационной ведомости) и количество педагогических ставок.

В сметах школ с продленным днем и имеющих группы продленного дня предусмотрены расходы на приобретение мягкого инвентаря и обмундирования. В основном они связаны с приобретением постельных принадлежностей для учащихся. Их планирование осуществляется на основе перечня приобретаемого инвентаря с учетом его фактического наличия и степени износа, а также в пределах выделенных ассигнований.

По расходам на капитальный ремонт составляется подробный расчет, в котором перечислены все необходимые работы, их расценки и стоимость. При этом также учитывается сумма выделенных ассигнований.

В состав расходов государственного бюджета на финансирование образования входят расходы на содержание техникумов, колледжей.

Основными показателями, характеризующими деятельность техникумов, являются среднегодовое число учащихся и среднегодовое число групп. Кроме основных показателей для расчета отдельных статей сметы предоставляются общие сведения (количество учащихся, количество учебно-консультационных пунктов, количество зданий, их площадь, среднегодовое число мест в общежитии и т.д.).

Важное место в расходах техникумов занимают текущие расходы, которые включают материальные и приравненные к ним затраты производственного и социального развития.

Определенное место занимает стипендиальный фонд, расходы на производственную практику, культурно-массовую и спортивную работу.

Расходы техникумов включают формирование фонда оплаты труда, который включает фонд заработной платы учебно-воспитательного, административно-обслуживающего персонала.

Планирование фонда оплаты труда осуществляется на основе тарификации, где среднемесячная заработная плата рассчитывается исходя из фактической нагрузки и различных видов доплат. Педагогическая ставка (оклад) устанавливается на уровне квалификационной категории (как и в общеобразовательной школе). Преподавателю техникума полагается ряд доплат: за заведование лабораториями и кабинетами, за классное руководство, за проверку тетрадей.

Культура. Основным нормативным документом, регламентирующим порядок планирования расходов бюджета на учреждения культуры, является   «Инструкция о порядке планирования расходов на содержание учреждений культуры, финансируемых из бюджета», утвержденная постановлением Министерства культуры Республики Беларусь от 30.11.06 № 39 «Об утверждении Инструкции о порядке планирования расходов на содержание учреждений культуры, финансируемых из бюджета».

Исходными данными для исчисления расходов на содержание учреждений культуры являются: внешняя кубатура зданий по каждому зданию, внутренняя площадь по каждому зданию, технические характеристики здания в соответствии с техническим паспортом, договоры на оказание коммунальных услуг и иных услуг по техническому обслуживанию зданий и сооружений, нормы и нормативы обеспечения материально-техническими ресурсами; договоры на поставку, сроки полезного использования основных средств, отдельных предметов в составе оборотных средств, показатели оплаты труда и  штатной численности [29].

Информация о работе Управление расходами бюджета на социальную сферу в Республике Беларусь (на примере бюджета г.Минска)