Нормы конституционного, административного, уголовного и иных отраслей права, регулирующие прохождение военной службы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 19:34, дипломная работа

Краткое описание

Целями исследования являются анализ проблем, существующих в сфере правовой регламентации прохождения военной службы в Российской Федерации и разработка на его основе научно-практических рекомендаций по совершенствованию правового регулирования в указанной области путем внесения соответствующих изменений, дополнений в действующее законодательство.
В настоящей работе для достижения названных целей поставлены следующие задачи:
- определить правовое содержание понятия военной службы (принципы, задачи, виды и правовые источники, ее регламентирующие);
- определить правовое содержание понятия прохождения военной службы, его сущность, раскрыть содержание основных элементов;
- провести сравнительно-правовой анализ правового регулирования порядка прохождения военной службы в зарубежных странах (США, Великобритании, Франции, ФРГ) и в Российской Федерации, выработать рекомендации по использованию положительного опыта;
- осуществить сравнительно-правовой анализ нормативных правовых актов, определявших и регламентирующих прохождение военной службы в дореволюционной России, СССР и Российской Федерации. Выработать рекомендации по совершенствованию правового регулирования прохождения военной службы по контракту в Российской Федерации;
- проанализировать состояние современного законодательства регулирующего правоотношения в сфере воинской обязанности и прохождения военной службы, социальной защиты военнослужащих, граждан уволенных с военной службы и членов их семей;

Вложенные файлы: 1 файл

защита Отечетва.docx

— 527.74 Кб (Скачать файл)

В то же время военная организация государства в настоящее время кроме Вооруженных Сил Российской Федерации включает другие войска, воинские формирования и органы, основное предназначение которых заключается в решении иных задач, например, в иных сферах безопасности, в охране общественного порядка и выполнении иных правоохранительных функций, в обеспечении полномочий Вооруженных Сил РФ и высших органов государственной власти и т.д.

Сравнительно-правовой анализ институтов военной службы развитых зарубежных государств позволяет сделать вывод о том, что, во-первых, в их правовой системе сформировались правовые институты военной службы, представляющие собой совокупность правовых норм по вопросам исполнения военной службы как особого вида человеческой деятельности в целях решения задач военной безопасности государства, а с другой - комплексные юридические институты, представляющие собой систему правовых актов (источников права), регулирующих военную службу (возникновение, прохождение и прекращение военной службы, исполнение обязанностей военной службы и т.д.).

Правовые институты военной службы в зарубежных государствах характеризуются тем, что конституционные основы военной службы достаточно полно реализованы в системе национального законодательства; вопросы замены военной службы, заменяющей ее службой по мотивам совести и убеждений, урегулированы специальными законами; законодательством урегулированы вопросы гражданского контроля над вооруженными силами, последовательно реализованы права и свободы военнослужащих, в том числе, на объединение в профессиональные союзы и иные общественные объединения.

Институт военной службы в Российской Федерации характеризуется тем, что находится в стадии правового установления, т.е. формирования конституционно-правовых основ военной службы и их закрепления в российском законодательстве.

Развитие законодательного обеспечения военной службы должно осуществляться по следующим основным направлениям:

определить в Конституции Российской Федерации и Федеральном конституционном законе «О Вооруженных Силах Российской Федерации» место Вооруженных Сил РФ в государственном механизме России, их предназначение и решаемые задачи в целях обеспечения национальной безопасности в условиях глобализации как военных угроз (международный терроризм), так и военной деятельности иностранных государств (миротворческая деятельность, осуществление функций «мирового жандарма» и др.), а также особый порядок внутриорганизационной деятельности Вооруженных Сил и других составных частей военной организации Российской Федерации посредством исполнения военной службы;

закрепление позитивным правом понятия военной службы, отражающим ее суть и содержание, особенности, а также место в системе государственной службы Российской Федерации;

последовательное (поэтапное) решение действующим законодательством правовых проблем организации военной службы в целях устранения его противоречивости, фрагментарности и правовых пробелов путем систематизации законодательства на начальном этапе в форме инкорпорации и с последующей кодификацией законодательства о военной службе;

разработка и законодательное закрепление институтов гражданского контроля над военной организацией государства в интересах безопасности общества и государства.

 

 

 

2.2.  Некоторые  аспекты прохождения военной  службы по призыву в Российской  Федерации, как исполнения конституционной  обязанности по защите Отечества

Сохранение государственного суверенитета и целостности Российской Федерации достигается различными средствами, в том числе и установлением конституционной обязанности граждан по защите Отечества.  Конституцией Российской Федерации провозглашено: «Защита  Отечества  является  долгом  и  обязанностью гражданина Российской  Федерации» (ч.1 ст.59). Указанная обязанность имеет не только внешний, но и внутренний аспект, т.е. не только участие в обороне государства в случае внешней агрессии, но и участие в специальных мероприятиях в случае посягательства на целостность государства со стороны дестабилизирующих общественную жизнь групп населения227.

Конституция Российской Федерации провозглашает: «Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом» (ч. 2. ст. 59), тем самым, определяя наименование всей совокупности действий по защите государства,  понятием «военная служба».

Основными формами защиты Отечества в мирное время является воинская обязанность граждан, которая предполагает, в частности, прохождение военной службы по призыву и  исполнение конституционного долга по защите Отечества путем добровольного поступления на военную службу.

Основываясь на мнении Ю.Н. Старилова, который главной целью государственной службы определяет «практическое осуществление функций государства, решение его задач, обеспечение благосостояния общества, удовлетворение публичных интересов на основе принципов и положений, установленных в Конституции РФ, федеральных законах…»228, основную цель военной службы можно определить как практическое осуществление функций государства по обеспечению его независимости, государственного суверенитета и целостности, удовлетворение публичного интереса  в области военной безопасности.

В современной юридической литературе нет единого мнения о месте военной службы в системе государственной службы Российской Федерации. Ряд авторов относит военную службу к военизированной государственной службе. Кроме военной к военизированной государственной службе они относят также службу безопасности, пограничную и органы внутренних дел229. Д.Н. Бахрах называет военную службу разновидностью милитаризованной службы, наряду с милицейской, военизированной (внутренней службой в системе МВД России, военизированной охраной МПС России, горноспасательной службой и др.)230. А.Ф. Наздрачев также относит военную службу к разновидности специальной государственной службы, являющейся видом государственной службы наряду с федеральной государственной службой и государственной службой субъектов Российской Федерации»231.

Наиболее точно, по мнению автора, указывает место военной службы в системе государственной службы В.М. Манохин, который считает военную службу разновидностью федеральной государственной службы232. С таким положением согласен и А.В. Кудашкин, который считает, что к государственной относится служба, решающая государственно значимые задачи: обороны, безопасности, охраны общественного порядка, т.е. задачи, которые решаются  в интересах всего государства и без решения которых его существование немыслимо233. В российском законодательстве нашло закрепление утверждение, что военная служба является разновидностью государственной службы234.

Федеральным законом «О системе государственной службы Российской Федерации» (ст. 6) установлено: «военная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства»235.

Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»236  
(ст. 2) дано определение военной службы: «особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также в пограничных войсках, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в Железнодорожных войсках Российской Федерации, войсках гражданской обороны (далее - другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), воинских подразделениях Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах».

Однако, юридической литературой до настоящего времени не предложено научное определение военной службы, которое бы отражало его суть и содержание.

Для того чтобы ответить на данный вопрос необходимо исследовать историко-правовые предпосылки  возникновения военной службы как конкретной специфической деятельности.

Термин «служба» произошел от латинского «usus.», что означает употребление, польза, угода, деятельность, жизнь для других, услуга, полезное дело. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля дается следующее определение службе: «СЛУЖИТЬ, служивать кому, чему, к чему, либо на что, годиться, пригождаться, быть пригодным, полезным; быть орудием, средством для цели, идти в дело, на дело, быть нужным, надобным. Служить где, чем, при чем, быть, состоять на государственной, либо общественной службе, при должности, занимать место с известными обязанностями, быть на (при) месте»237.

В научной литературе понятие «служба» употребляется как социально-правовой институт, как система специальных органов, как духовная деятельность и т.д.238.

Как вид социальной деятельности служба появилась в системе общественных связей в качестве необходимого условия для нормальной жизнедеятельности общества. Служебной деятельностью обеспечивается сфера производства, внешних отношений, распределения материальных и иных благ, безопасности и охраны порядка, а также военное дело (военная служба).

Основополагающим в определении понятия военной службы является ее целевое назначение, т.е. для чего она предназначена, а также применение специальных (боевых) средств и методов239.

  Б. М. Лазарев справедливо отмечал, что «на службе у государства находятся солдаты, офицеры и генералы армии и других вооруженных формирований»240, т.е. военная служба является службой государственной.

Как отмечает В. М. Манохин, «…служба – непременный, неотъемлемый элемент и условие жизнедеятельности любой государственной организации и многих негосударственных   организаций»241. Военная служба не может носить не государственный характер. По мнению А. В. Кудашкина, если она носит не государственный характер –  это уже не военная служба, а частная вооруженная служба отдельным людям или группам людей. По мнению автора в данном случае речь может идти даже уже не о службе, а о вооруженной деятельности, т. к. «служба» изначально воспринимается как исполнение государственных обязанностей. Автор разделяет мнение А. В. Кудашкина, утверждающего, что государственной,  военная служба становится тогда, когда она преследует только государственные цели и регламентирована публичными актами государства242.

Как справедливо отмечает Г. В. Атаманчук, «государственная служба призвана обеспечить и гарантировать реализацию целей и функций государства…»243.

В научной литературе пока нет общепринятого определения понятия «государственная служба». Наиболее часто  встречаются следующие  определения государственной службы:

форма участия граждан в осуществлении целей и функций государства;

форма реализации «связи отношений государства, общества, закона и гражданина;

механизм формирования, реализации и совершенствования институтов государственной власти и государственного управления;

единство правовых институтов, регулирующих осуществление государственной власти и государственного управления, и социального института – сообщества, профессиональной корпорации, лиц, практически исполняющих эти функции в соответствии со своим правовым статусом;

система государственных органов, имеющих своих служащих для выполнения государственных задач и функций;

особый вид управленческой деятельности – государственной административной  (аппаратной) деятельности244.

Таким образом, чтобы определить место военной службы в системе государственной службы, необходимо теоретически сформулировать его правовое понятие, раскрыть его содержание, структуру, как в нормативном, так и концептуальном смысле.

Военная служба – сложное социальное и правовое явление, раскрытие содержания которого невозможно без комплексного подхода.  Она составляет основу деятельности и функционирования Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, входящих в военную организацию государства,  охватывает миллионы граждан Российской Федерации. Ей присущи все основные свойства государственной службы, такие как деятельность в составе государственных организаций и органов;  выполнение специфических задачи в соответствии с законодательно закрепленными государственными функциями;  действие от имени и в интересах государства и общества в целом;   построение взаимоотношений на основе власти и подчинения; определение государством правового положения военнослужащих,  порядка исполнения и прохождения ими военной  службы.

В то же время,  являясь разновидностью государственной  службы,  военная служба  имеет  исключительно  выраженную  специфику,  которая подчас исключает прямые параллели и аналогию с содержанием понятий «государственная служба» и «государственный служащий», закрепленных в  Федеральном законе «Об основах  государственной  службы Российской Федерации». Данный факт объясняется не столько несовершенством законодательства о военной службе и наличием в нем пробелов, сколько ее предназначением и вытекающим из этого особым порядком поступления на военную службу, ее исполнения и прекращения.

Информация о работе Нормы конституционного, административного, уголовного и иных отраслей права, регулирующие прохождение военной службы