Методы изучения экономических районов России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 20:43, контрольная работа

Краткое описание

Цель данной работы – рассмотреть методику изучения экономических районов в курсе «География России».
Для достижения данной цели мной были реализованы следующие задачи:
1.Изучить подходы к экономическому районированию России.
2.Изучить общую структуру курса Экономическая география России в школе.
3. Изучить методы обучения экономическим районам в курсе «География России».
4. разработать несколько уроков по данному курсу.

Содержание

Введение____________________________________________________3

1. Экономическое районирование в курсе «География России»._______4
2. Структура курса в учебной литературе различных авторов_________7

3. Методические рекомендации по изучению экономических районов в курсе «География России»___________________________________________10

4. Пример урока для изучения курса______________________________22

Заключение___________________________________________________26

Список литературы_____________________________________________27

Вложенные файлы: 1 файл

КР МПГ.docx

— 65.97 Кб (Скачать файл)

При изучении курса экономической  географии учащиеся должны научиться  читать экономические карты, уметь  сопоставлять физико-географические и  экономические карты, на основе анализа  комплекса карт давать характеристики территорий.

Учащиеся должны знать закономерности размещения основных отраслей хозяйства  и понимать существующие связи между  ними и природно-экономическими условиями, а также связи между разными  отраслями хозяйства.

Учитель географии в своей профессиональной деятельности должен иметь ясное представление о методологии науки географии, и соответственно методике преподавания географии в школе. Основные положения методологии экономической графий разработаны Н.Н. Баранским в 50-х годах XX столетия и не утратили своего значения до настоящего времени.

Методология – путь или метод  добывания истины, а методика –  путь и способ обучения истинам, уже ранее добытым.

Методы обучения географии, основанные на источниках знаний: словесные, наглядные  и практические.

Методы обучения географии, основанные на характере познавательной деятельности учащихся: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное обучение, частично-поисковый и исследовательский.

Существуют специфические методические приемы, применяемые лишь в экономической  географии: работа с экономическими картами, установление экономико-географического  положения и его оценка на карте, а отсюда и необходимость работы с экономической картой.

Особенно большое внимание уделяется  работе с цифровым материалом, работе со статистическими показателями. Следует  отметить, что у экономических  карт более ограниченные возможности  для получения полной характеристики изучаемых объектов и территорий, чем у физических. Умение сопоставлять различные физико-географические карты  дает возможность устанавливать  существующие закономерности.

Умение читать экономико-географическую карту позволяет лишь в небольшой  мере объяснить экономико-географические явления, и почти невозможно установить уровень развития промышленности и  сельского хозяйства, обеспеченность страны сырьем, соотношение городского и сельского населения региона. Эти карты являются хорошими наглядными средствами.

Умение читать экономико-географическую карту приобретается благодаря  следующим упражнениям:

– анализ отдельных условных знаков;

– показ на карте положения объектов с установлением их многосторонних связей с другими объектами;

– составление характеристик:

а) отраслей хозяйства.

б) городов.

в) экономических районов и стран.

Составление характеристики требует  обязательного установления логических связей. Например, связь сельского  хозяйства с почвенными и климатическими условиями.

При работе с картами особенно важно  сделать подбор физических и экономических  карт для сравнения, а также выяснения  взаимозависимости между природной  средой и экономикой. Такая работа развивает мышление, умение сравнивать, анализировать и делать выводы. Работа по совместному анализу карт закрепляется работой по контурным картам.

Схематические графики используются для выражения логических связей. Они имеют значение не только для  наглядного выражения цифрового  материала, но и для более наглядного показа связей – внутриотраслевых, отраслевых, межотраслевых и межрайонных. Работа со схематической графикой состоит  в чтении, анализе и обосновании  выводов.

План характеристики географических районов сходен с планом описания экономического района, но в него включены вопросы экономической оценки природных  условий и ресурсов, а также  вопросы исторического развития.

При составлении экономико-географической характеристики района или объекта  необходимо выполнить:

– изучение современных тенденций  экономического развития. Следовательно, необходимо использование современного экономического и политического  материала;

– работу со статистическими данными.

Методический прием изучения экономико-географического  положения экономического района содержит следующие вопросы:

– положение на территории государства (центральное, окраинное, пограничное);

– экономическое окружение (соседние районы, государства);

– положение по отношению к топливно-энергетическим и сырьевым базам;

– положение по отношению к транспортным магистралям;

При характеристике экономического района применяется составление картограмм (возрастная структура населения) или  точечные карты, изображающие абсолютные количественные показатели (численность  населения, сбор сельскохозяйственных культур, поголовье скота).

Одной из главных методик изучения экономических районов является необходимость разъяснение учащимся основных принципов экономического районирования.

1. Производственный принцип, основанный  на учете специализации и особенностей  комплексного развития экономических  связей и транспортного тяготения.

2. Принцип единства экономического  и административного деления  страны. В выделении экономических  районов административные границы  не нарушаются: все хозяйственные  мероприятия должны выполняться  в конкретных административных  областях, все статистические данные  даются по административным единицам.

3. Национальный принцип, по которому  в один крупный экономический  район не может быть включена  часть территории республики.

4. Принцип перспективности –  учетвозможных изменений, которые могут произойти в развитии ТПК.

«Экономико-географическая характеристика района или страны должны опираться  «ногами» в землю – геологию, геоморфологию, климатологию и ландшафтоведение, «туловищем» должна проходить через историю, а «головой» – упираться в политику и идеологию», – такое определение дал Н.Н. Баранский. Это значит, что элементы природы, хозяйства должны быть прочно увязаны, взаимосвязаны между собой (вид животноводства, растениеводства от рельефа, климата).

При изучении учащимися экономических  районов необходимо:

– проследить тесную взаимосвязь  между отраслями народного хозяйства. Это особенно необходимо по отношению  к районам России, где эта связь  происходила не стихийно, а в результате развития хозяйства, формирования производственно-территориальных  комплексов (ПТК).

– дать характерные для данного  района отрасли, т.е. дать тип хозяйства. Характеристику страны или района надо обязательно увязывать с особенностями  природы и географического положения, экономикой и историческим прошлым.

– показывать специализацию района в системе общероссийского хозяйства. Экономико-географическая характеристика должна завершаться не только достигнутым  уровнем развития, а также включать основные пути перспективного роста  района или страны в целом.

– широко использовать сравнительный  метод для установления видов  различий районов и их причины. Сравнение  должно быть проведено по нескольким ведущим признакам, имеющим существенный характер.

Основные предложения Н.Н. Баранского по борьбе с формализмом в преподавании географии: «использовать чертежи, схемы, выполненные цветными мелками на доске: хорошо тренируется и привлекается зрительная память; вести рабочие тетради по географии, представляющие наборы контурных карт по школьному курсу географии. В настоящее время это реализовано в большинстве школ».

Понятие об экономическом районе является центральным в экономической  географии как в науке, а также  и в школьном предмете.

Усвоение понятия «экономический район» включает следующие элементы.

1. Географическое разделение труда.  Учитель объясняет, что различные  территории нашей страны отличаются  друг от друга природными и  экономическими условиями.

2. Специализация территории –  производство какой-либо продукции.  Специализация – форма общественного  разделения труда, выраженная  в делении старых и новых  отраслей промышленности. Выделяются  предметная, подетальная, технологическая специализации. Следовательно, географическое разделение труда выражается в специализации отдельных территорий, которое дает стране экономию общественного труда и способствует повышению производительности труда.

3. Комплексное развитие экономического  района обычно выражается в  формировании нескольких территориально-производственных  комплексов (ТПК). Территориально-производственный комплекс – взаимосвязанное сочетание предприятий на общей территории, при котором достигается значительная народнохозяйственная экономия и повышается производительность труда.

В связи с этим рассматриваются  образовательные задачи при изучении экономического района:

– показать специфику экономического района в географическом разделении труда между районами.

– сформировать общее понятие «экономический район» как территориально-производственного комплекса или нескольких ТПК со специализацией в общероссийском масштабе.

– основываясь на знаниях, полученных при изучении отраслей народного хозяйства, необходимо закрепить понятие ЭПЦ (энерго-производственный цикл).

На примере конкретного района учитель показывает состав цикла  и последовательность стадий при  производстве конечной продукции, состав вспомогательных отраслей производства, возникающих на основе отходов. В  результате такого анализа учащиеся подводятся к пониманию производственно-территориального комплекса как сочетания разнообразных  производств на определенной территории, составляющих основу, экономического района. Необходимо показать тесную связь  административного деления территории с экономическим.

Важная задача состоит в овладении  учащимися умением давать характеристику экономических районов по типовому плану и картам. Типовой план характеристики экономического, района включает:

1. Экономико-географическое положение (ЭГП) района.

2. Оценка природных ресурсов.

3. Население и трудовые ресурсы.

4. Хозяйство:

– промышленность (отрасли специализации и вспомогательные отрасли;

– сельское хозяйство (отрасли специализации);

– транспорт.

5. Города.

6. Экологические проблемы.

7. Перспективы развития.

1. Учащиеся должны знать об  экономико-географическом положении района:

1) положение в части страны (окраинные,  пограничные, центральные);

2) положение по отношению к другим районам;

3) положение по отношению к транспортным путям;

4) положение по отношению к  топливно-энергетическим и сырьевым  базам; 5) выводы о влиянии ЭГП района на развитие хозяйства.

Такой план надо иметь в виде наглядного настенного пособия.

2. По наличию ресурсов определенных  типов следует изучить, какие  отрасли промышленности будут  иметь здесь благоприятные условия  для развития. Важно оценивать  природные условия (рельеф, климат  и почвы) при изучении соответствующих  отраслей сельского хозяйства.

3. Раздел «Население и трудовые  ресурсы» включает вопросы:

– примерная численность населения (использование статистических данных);

– национальный состав населения;

– урбанизация и особенности сельского расселения.

– численность городского населения (использование статистических данных);

– обеспеченность района трудовыми  ресурсами. Такой порядок изучения представляет собой типовой план. Но при этом необходимо обучать учеников отбирать такие данные, которые характеризуют  особенности района, его своеобразие через труд людей.

4. Раздел типового плана «Хозяйство»  включает следующие знания:

1) Отрасли специализации хозяйства  и ее причины. Вспомогательные  отрасли и местные отрасли  (схема в учебнике и на доске).

2) Особенности развития хозяйства в советское время.

3) ПТК района.

4) Перспективы развития хозяйства.

5) Экологические проблемы района.

К пониманию хозяйственной специализации  района можно подвести учащихся индуктивным  путем анализа экономико-географического  положения природных и трудовых ресурсов. Например, при экономико-географической характеристике Западной Сибири, основываясь  на богатствах нефти и газа, каменного  угля, железной руды и лесных богатств, вполне возможно подвести к специализации.

Информация о работе Методы изучения экономических районов России