Народные промыслы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 12:00, курсовая работа

Краткое описание

Народные художественные промыслы России - неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур многонациональной Российской Федерации.
Художественные промыслы являются одновременно и отраслью промышленности, и областью народного творчества.
Сочетание традиций и новаторства, стилевых особенностей и творческой импровизации, коллективных начал и взглядов отдельной личности, рукотворности изделий и высокого профессионализма - характерные черты творческого труда мастеров и художников промыслов.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………….5
Глава 1. Народные промыслы России …………………………………………….…...6
1.1 Виды народных промыслов России. Их характеристика………………………..6
1.2. Художественные образы. Орнамент ………………………………………….….24
Глава 2. Народные промыслы Тульской области……………………………….…..28
2.1. Филимоновская игрушка …………………………………………………………28
2.2. Тульская глиняная игрушка…………………………………..…………………..30
2.3. Плетение кружев…………………………………………………...........................32
2.4. Тульские самовары………………………………………………………….....…..33
Глава 3. Использование музеев народных промыслов в туристской деятельности………………………………………………………………....................35
Заключение……………………………………………………………………………..36
Список используемой литературы……………………………………………….…...38
Приложение…………………………………………………………………………….39

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 82.34 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………….5

Глава 1. Народные промыслы России …………………………………………….…...6

1.1 Виды народных промыслов России. Их характеристика………………………..6

1.2. Художественные образы. Орнамент ………………………………………….….24

 Глава 2. Народные промыслы Тульской области……………………………….…..28

2.1. Филимоновская игрушка …………………………………………………………28

2.2. Тульская глиняная игрушка…………………………………..…………………..30

2.3. Плетение кружев…………………………………………………...........................32

2.4. Тульские самовары………………………………………………………….....…..33

Глава 3. Использование музеев народных промыслов в туристской деятельности………………………………………………………………....................35

Заключение……………………………………………………………………………..36

Список используемой литературы……………………………………………….…...38

Приложение…………………………………………………………………………….39 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Народные художественные промыслы России - неотъемлемая часть  отечественной культуры. В них  воплощен многовековой опыт эстетического  восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур  многонациональной Российской Федерации.

Художественные промыслы являются одновременно и отраслью промышленности, и областью народного творчества.

Сочетание традиций и новаторства, стилевых особенностей и творческой импровизации, коллективных начал и  взглядов отдельной личности, рукотворности  изделий и высокого профессионализма - характерные черты творческого  труда мастеров и художников промыслов.

Неповторимые художественные изделия народных промыслов России любимы и широко известны не только в нашей стране, их знают и высоко ценят за рубежом, они стали символами  отечественной культуры, вкладом  России во всемирное культурное наследие.

В век технического прогресса, машин и автоматики, стандарта  и унификации изделия художественных промыслов, выполненные в основном вручную, в большинстве своем  из природных материалов, приобрели  особое значение.

Целью данной работы является изучение художественных промыслов России и Тульской области, их особенностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Народные промыслы России  

1.1 Виды народных промыслов России. Их характеристика

Народное декоративно-прикладное творчество - сложное и многогранное явление. Оно включает в себя самые  различные направления, виды, формы. Но все их объединяет сочетание практической целесообразности изделий с естественной красотой их внешнего облика, идущей от окружающей природы.

В Древней Руси вся жизнь  людей была буквально пронизана  стремлением к красоте и гармонии с природной средой. Дом, очаг, мебель, орудия труда, одежда, утварь, игрушки - все, к чему прикасались руки народных мастеров, воплощало их любовь к  родной земле и врожденное чувство  прекрасного. И тогда обычные  бытовые предметы становились произведениями искусства. Красоту их формы дополняли  декоративные украшения в виде орнамента, изображений людей, зверей, птиц, сюжетных сценок.

Издревле народные мастера  в своем творчестве использовали то, что давала им сама природа - дерево, глину, кость, железо, лен, шерсть Природа  постоянно служила главным источником вдохновения народных умельцев. Но, воплощая в своих произведениях  образы природы, мастера никогда  не копировали ее буквально. Озаренная  народной фантазией реальность приобретала  порой волшебные, сказочные черты, в ней быль и вымысел представлялись неразделимыми.

Именно это своеобразие  народного декоративно-прикладного  творчества, его неповторимая выразительность  и соразмерность, вдохновляли и  продолжают вдохновлять профессиональных художников. Однако не всем из них удается  в полной мере постичь и переосмыслить  всю его глубину и духовный потенциал.

Как отмечает известный исследователь  народного творчества М.А.Некрасова, в современных условиях «возрастает  потребность народа в народном искусстве, в его подлинности, духовности. Но найти пути к сохранению народного  искусства, к его плодотворному  развитию можно только понимая его  сущность, творческую и духовную, его  место в современной культуре».

Ведущая творческая идея традиционного  народного искусства, основанная на утверждении единства природного и  человеческого мира, проверенная  опытом многих поколений, сохраняет  всю свою значимость в искусстве  современных народных художественных промыслов.

Познакомимся с наиболее известными из них.

Художественная обработка  дерева.

Дерево — один из древних  символов России. В древнеславянской мифологии древо жизни символизировало  мироздание. Тенистые рощи и дубравы, таинственные темные чащи и светло-зеленое  кружево лесных опушек издревле притягивали  к себе ценителей красоты, пробуждали у нашего народа творческую энергию. Не случайно у народных мастеров именно дерево - один из самых любимых природных материалов.

В разных уголках России сложились самобытные виды художественной обработки дерева.

Резьба по дереву — это богородская скульптурная и абрамцево-кудринская плоскорельефная резьба в Московской области; изготовление изделий с трехгранновыемчатой резьбой Кировской, Вологодской, Томской, Иркутской, Архангельской областей; резьба по бересте в Вологодской и Кировской областях.

К традиционным художественным промыслам росписи по дереву относятся: Хохломской, Городецкий и Полхов-Майданский промыслы Нижегородской области; Сергиево-Посадская роспись с выжиганием, роспись с выжиганием в Кировской, Горьковской, Калининской, Иркутской и в ряде других областей; изготовление изделий со свободной кистевой росписью в Архангельской, Вологодской областях.

У каждого из этих промыслов  есть своя история и свои неповторимые особенности.

Богородская резьба.

Недалеко от подмосковного  города Сергиева Посада раскинулось  старинное русское село Богородское.

Здесь сосредоточено производство знаменитой богородской резной деревянной скульптуры и игрушки. Их традиции восходят к XVII веку, когда у стен Троице-Сергиева монастыря продавались резные деревянные игрушки.

Богородские изделия изготовляются  из дерева мягких пород — липы, ольхи, осины. Основными инструментами  народных мастеров были топор, специальный  богородский нож и набор круглых  стамесок различного размера. Лезвие богородского ножа оканчивается треугольным скосом и отточено до остроты бритвы.

В течение веков сложились  так называемые маховые приемы резьбы. Любое изделие режется ножом  «с маху», сразу начисто, быстро, точно, без каких-либо предварительных  эскизов, подготовленных в рисунке  или глине.

Богородские игрушки интересны  не только резьбой, но и своей оригинальной конструкцией. Чаще всего это игрушки  с движением. Их традиционный герой  — богородский мишка — смышленый  и деятельный медвежонок, выступающий  в компании с человеком.

Очень красивы, пластичны, выразительны богородские кони, вполне реалистичные и одновременно сказочные. Человеческие фигуры в богородских композициях  также очень выразительны. Наиболее традиционна среди них фигурка  русского крестьянина, представляющего  классический образ доброго, хитрого, мастеровитого русского мужичка.

Художественные изделия  из бересты.

Традиционным видом русского народного декоративно-прикладного  творчества является изготовление художественно  оформленных изделий из березовой  коры, бересты. Еще в древности  березовая кора привлекала мастеров народного искусства своей ослепительной  белизной. При обработке береста  сохраняла свои природные свойства: мягкость, бархатистость, гибкость и  удивительную прочность, благодаря  которым она применялась для  изготовления сосудов для жидкостей, молока и меда.

Известно, что на лесистой территории России - Вологодской, Архангельской, Олонецкой, Вятской, Владимирской, Нижегородской  губерниях, а также на Урале и  в Сибири - в Пермской, Тобольской губерниях издревле развивались  промыслы, прославившиеся берестяными  изделиями.

Разнообразные берестяные изделия  народов России можно разделить  на несколько групп в зависимости  от способа их изготовления, характера  и размера используемой бересты. Прежде всего, нужно выделить вещи, сделанные из целого куска бересты. Они наиболее просты по форме, их проще  всего изготовить. К ним относятся  низкие широкие открытые сосуды - чекманы, кузовки, набирушки.

Значительную часть представляют плетеные изделия. К ним относятся  солонки, плетеная обувь - бродки, чехлы, сумки - заплечники. Наиболее сложные  и трудоемкие предметы утвари —  бураки, короба, туески. Разнообразны и  способы украшения берестяных изделий: выскабливание, гравирование, тиснение, резьба и роспись.

Хохломская роспись по дереву.

Всемирно известные хохломские изделия изготавливают главным  образом в Нижегородской области. Одно предприятие хохломской росписи  находится в городе Семенове, другое в селе Семино (100 км от Нижнего Новгорода). Искусство хохломской росписи зародилось в конце XVII века. Свое название оно  получило от села Хохлома, где проводились  в прошлом большие ярмарки. На них продавалась деревянная посуда, в основном крашеная или, иначе, расписная.

Хохломские изделия - ковши, братины, ложки, поставцы - изготавливаются  из липы или березы. Так называемое «белье» - неокрашенные деревянные заготовки, покрывают грунтом, шпаклюют и смазывают  олифой три-четыре раза, просушивая каждый слой. На высушенную поверхность последнего слоя олифы наносится алюминиевый  порошок. Получается блестящая «серебряная» поверхность. Далее поверхность  хохломского изделия расписывается  масляными красками свободным кистевым приемом без предварительного рисунка.

В хохломской росписи различают  два вида орнамента - «травный» и  «под фон». Наиболее древним являются «травные» узоры. Они выполняются  в технике так называемого  «верхового» письма. В нем цветочный  орнамент наносится силуэтом поверх серебряного фона, который после дальнейшего нанесения лака и закалки в печи при температуре 100-110° С становится «золотым». К «верховому» письму относятся росписи «травка», «пряник», «под листок», «березка», «растительно-травный орнамент».

Орнамент «под фон» включает такие росписи, как «фон», «древко» и «Кудрину» Роспись «фон»  чаще всего использовалась для создания праздничной посуды - больших блюд, пивных кружек, ковшей. Роспись выполнялась  следующим образом: на покрытую алюминиевым  порошком поверхность изделия наносили черной краской контуры орнамента - стеблей растений, листьев, различных  ягод и цветов; затем художник «отписывал».

Начало производства подносов в Жостово относится к 1807 г. Каждый поднос обычно проходил через руки трех человек: коваля, изготовлявшего форму, шпаклевщика и живописца, грунтовщика, после просушки покрывавшего изделие лаком.

Жостовское письмо начинается с «замалевки» - нанесения разбеленной  краской силуэтов цветов и листьев, затем на просохшийзамалевоклессировочными (прозрачными) красками накладываются  тени. Этот прием «тенежки» погружает  букет в глубину фона. Далее  следует «плотное корпусное письмо», наиболее ответственный этап живописи. «Бликовка» - наложение бликов - выявляет объем и свет, завершает лепку  форм. Далее «чертежка» размещает  детали, очерчивает лепестки, прожилки и семена. Завершает письмо «привязка» — тонкие травки и усики.

Расширяя выразительные  средства, живописцы Жостова разрабатывают  новые способы орнаментальной росписи. Так появился новый прием «копчения», с помощью которого на поверхность  подноса наносился узор, напоминающий рисунок панциря черепахи.

Кроме черных и белых фонов, подносы расписывают и по цветным, и по золотым фонам На поверхность  подноса наносится порошок бронзы или алюминия. Просвечивая сквозь слой лака, он создает эффект золота. На золотом фоне краски приобретают  особую яркость, а подносу придают  вид дорогого предмета.

За свою историю жостовские подносы из бытового предмета стали  декоративными панно, а ремесло, служившее некогда подспорьем к  земледелию, обрело статус уникального  вида русского народного искусства.

Народная керамика.

Керамика — различные  предметы из обожженной глины. Они создаются  гончарами. Повсюду, где имелись  природные запасы глины, пригодной  для обработки, мастера-гончары изготавливали  разнообразные по формам и декору миски, кувшины, блюда, фляги и другие предметы, широко использовавшиеся народом  в быту.

К керамике относятся майолика, терракота, фарфор, фаянс, отличающиеся друг от друга составом глин.

Майоликой называют изделия  из гончарных глин, покрытые цветными непрозрачными глазурями – эмалями.

Терракота - это изделия  из обожженной глины, не покрытые глазурями.

Фарфор отличается составом массы, в которую входит белая  глина — каолин высокой температуры  плавления, или полевой шпат, придающие  фарфоровым изделиям белизну, тонкость стенок, прозрачность.

Фаянс близок к фарфору, но не обладает его белизной и прозрачностью, имеет более толстый черепок.

Гжельская керамика. В Гжели, Речицах, Турыгине и других селах Раменского района Московской области издавна существовало производство керамических изделий, которым занималось почти все население местных деревень.

Информация о работе Народные промыслы России