Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 12:00, курсовая работа
Народные художественные промыслы России - неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции, отражающие самобытность культур многонациональной Российской Федерации.
Художественные промыслы являются одновременно и отраслью промышленности, и областью народного творчества.
Сочетание традиций и новаторства, стилевых особенностей и творческой импровизации, коллективных начал и взглядов отдельной личности, рукотворности изделий и высокого профессионализма - характерные черты творческого труда мастеров и художников промыслов.
Введение………………………………………………………………………………….5
Глава 1. Народные промыслы России …………………………………………….…...6
1.1 Виды народных промыслов России. Их характеристика………………………..6
1.2. Художественные образы. Орнамент ………………………………………….….24
Глава 2. Народные промыслы Тульской области……………………………….…..28
2.1. Филимоновская игрушка …………………………………………………………28
2.2. Тульская глиняная игрушка…………………………………..…………………..30
2.3. Плетение кружев…………………………………………………...........................32
2.4. Тульские самовары………………………………………………………….....…..33
Глава 3. Использование музеев народных промыслов в туристской деятельности………………………………………………………………....................35
Заключение……………………………………………………………………………..36
Список используемой литературы……………………………………………….…...38
Приложение…………………………………………………………………………….39
Тульские самовары не раз награждались медалями на отечественных и международных выставках.
Глава 3. Использование музеев народных промыслов в туристской деятельности
Музей «Филимоновская игрушка» пгт Одоев
Мастер-класс «Тайны росписи филимоновской игрушки»
Филимоновские игрушки расписывают
яркими анилиновыми красками, замешанными
на яйце, наносят их куриным пером. Несмотря
на относительную скупость их палитры
малиновый, желтый, зеленый и голубой цвета
игрушки получаются яркими и веселыми.
Орнамент
росписи состоит из: разноцветных штрихов,
пятен, веточек, розеток, нанесенных без
определенной схемы, и создает броский
пестрый декор.
Раскрыть тайны росписи филимоновской
игрушки вы сможете на
Мастер-класс
включает в себя:
Музей "Тульские самовары"
В экспозиции музея представлены интересные образцы самоваров XVIII-XX вв. Коллекция состоит из 300 самоваров. Представлены самовары из красной и зеленой меди (латунь), мельхиора, томпака. Самовары - самой разнообразной формы: яйцом, дулей, чашей, вазой, рюмкой, банкой - крупнейших тульских фабрикантов В.С.Баташева, Тейле, Ваныкина, Капырзина, Шемарина и др.
Заключение
Говоря о современных художественных промыслах, было упомянуто об основных традициях народного изобразительного искусства, которые должны быть максимально закреплены в художественных производствах. Остановимся на характеристике этих традиций, определяющих специфику художественных промыслов как отраслей специализации.
Естественной функцией народных художественных промыслов является выпуск утилитарно-художественной продукции, то есть бытовых изделий, художественно оформленных. Некоторое время назад широко распространилось мнение о том, что художественным промыслам надлежит отказаться от своей предметной первоосновы, перейти к выпуску собственно декоративных изделий. Истоки такой позиции заключались в массовом изготовлении и распространении фабричных предметов быта, монотонность которых должна была бы разрушаться, облагораживаться изделиями промыслов, обладающих повышенными декоративными качествами. На практике это привело к тому, что наряду с безликими машинными предметами обихода, в нашем быту появилось множество художественного «мусора» - безделушек, ни о чем не говорящих сувениров, ни к чему не приложимых полудекоративных, полустанковых произведений. Это скоро стало истинной проблемой культуры быта, с одной стороны, и проблемой промыслов - с другой. Теперь очевидна правота тех специалистов, которые настаивали на необходимости сохранения утилитарного характера выпускаемой промыслами продукции.
Другая, не менее противоречащая
традициям народного искусства
оплошность заключалась в усиленном
поиске путей осовременивания
Специфическая особенность
продукции народных художественных
промыслов заключается в том,
что для ее изготовления используются
традиционные природные материалы.
Никакие иные изделия, создаваемые
сегодня, не дают современному обществу
столь реальной возможности конкретного
общения с природными материалами.
Это высоко ценимо в современной
культуре. Как уже отмечалось, природные
материалы отпускаются
Эстетика материала познается
мастерами в их конкретной будничной
практике, в процессе изготовления
изделий. Здесь не требуются какие-либо
специальные формы обучения: свойства,
и возможности материала
Ручной творческий труд народного
мастера естественно сочетает в
себе различные стороны человеческой
деятельности. Вне разумного использования
ручного творческого труда
Несмотря на современную механизацию труда, художественные промыслы все же сохранили свою особенность, что и выделяет их среди прочих промышленных производств.
В заключение хотелось бы подвести некоторые итоги данной курсовой работы. В ней были рассмотрены исторические предпосылки зарождения народных художественных промыслов, описано их текущее состояние и проведен анализ работы современной организации по защите и обеспечению развития современных народных художественных промыслов.
Список используемой литературы:
1. Некрасова М.А. Народные мастера, традиции, школы. – 1995г.
2. Разина Т. Художественные промыслы Подмосковья. – М.: 1992г.
3. Рондели. Народное декоративно-прикладное искусство. – М.: 1984г.
4. Смолицкий Б.Г., Скавронская Т.Н. Художественные промыслы России. – М.: 1999г.
5. Станицкий А.В. Народные художественные промыслы. – М.: 1993г.
6. Супрун Л.Я. Резьба и роспись по дереву. – М.: 1993г.
7. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы – М.: 1992г.
Приложение
Вид художественного промысла |
Основные предприятия |
Роспись по дереву |
«Семеновская роспись по дереву» «Городецкая роспись» «Хохломская роспись» «Хохломской художник» |
Резьба по дереву |
«Богородский резчик» «Идеал» «Беломорские узоры» |
Художественная керамика |
«Аксинья» «Дымковская игрушка» «Скопинская художественная керамика» «Турина Гора» |
Резьба по кости |
«Холмогорская резьба по кости им.Ломоносова» «Уэленская косторезная мастерская» «НХП-Магадан» |
Художественная обработка камня |
ТОО «Самоцветы» «Уральский камнерез» Государственное унитарное предприятие «Калининградский янтарный комбинат» «Альк» |
Художественная обработка металла |
«Северная чернь» «Павловский завод им.Кирова» «Возрождение» |
Декоративная роспись на металле |
«Метальная лавка» «Жестовская фабрика декоративных изделий» |
Лаковая живопись |
Холуйская лаковая живопись «Финист» |
Вышивка |
«Мстерская вышивка» «Ивановская строчевышивальная фабрика» «Тарусская вышивка» |
Кружевоплетение |
«Елецкие кружева» «Крестецкая строчка» «Снежинка» |
Узорное ткачество |
«Гипюр» |
Художественные изделия из бересты, лозы и соломки |
«Томский умелец» «Сыктывкарское предприятие НХП» |
Изделия из фарфора и фаянса |
«Феникс» «Сысертский фарфор» «Гжель» |
Роспись по ткани |
«Камелия» «Кунцево» «Русский батик» |