Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 01:00, реферат
Целью данной работы является изучение истории открытия и освоения Северного морского пути, анализ состояния и тенденций его развития.
В соответствии с целями были поставлены следующие задачи:
- исследовать материалы (литературу) по истории Северного морского пути;
- проанализировать состояние Северного морского пути на современном этапе;
- выделить перспективные направления его развития.
Введение…………………………………………………….……………..................3
Глава 1. Открытие и освоение Северного морского пути………………………...5
История открытия Северного морского пути……………………………….5
Современный этап развития и освоения Северного морского пути……..10
Глава 2. Перспективы развития Северного морского пути и оценки зарубежных специалистов……………………………………………………………..………....13
Перспективы развития Северного морского пути………………………...13
Оценки зарубежных специалистов………………………………………...17
Позиция скептиков………………………………………………………….19
Взгляд оптимистов………………………………………………………….22
Непредсказуемость Заполярья и слабая инфраструктура маршрута……24
Заключение…………………………………………………….……………………28 Список литературы …………………….………………………………………….30
Содержание
Введение…………………………………………………….…
Глава 1. Открытие и освоение Северного морского пути………………………...5
Глава 2. Перспективы развития Северного
морского пути и оценки зарубежных специалистов………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Введение.
История открытия и освоения Северного морского пути, является важнейшей составляющей истории изучения и хозяйственного освоения Арктики, которая, в свою очередь, является неотъемлемой частью истории Российского государства. При этом предполагается, что проблемы развития арктического мореплавания, а затем и хозяйственного освоения приарктических территорий выдвигались самим ходом социально-экономического развития страны, в связи с чем, причины и предпосылки их возникновения, ход, этапы и результаты их разрешения необходимо рассматривать в тесной связи со складывавшейся (и продолжающей складываться) в стране конкретно-исторической ситуацией. Именно поэтому данная тема является актуальной.
Степень изученности проблемы, несмотря на ее большую значимость, сравнительно мала. Так, например, в краеведческом отделе Областной научной библиотеки едва ли найдется более трех-четырех экземпляров литературы по обозначенной теме.
Целью данной работы является изучение истории открытия и освоения Северного морского пути, анализ состояния и тенденций его развития.
В соответствии с целями были поставлены следующие задачи:
- исследовать материалы (литературу) по истории Северного морского пути;
- проанализировать состояние
- выделить перспективные направления его развития.
Объектом исследования
Предметом исследования является непосредственно история открытия Северного морского пути.
Теоретическую основу исследования составляют мнения различных ученых, занимавшихся данной проблемой. История Северного морского пути начинается с первых плаваний поморов в XI—XIII вв., но идея практического использования Северного морского пути (до начала XX в. называвшегося Северо-Восточным морским проходом) была высказана русским дипломатом Дмитрием Герасимовым в 1525 году. Большой вклад в изучение полярных морей внёс М. В. Ломоносов, который высказал догадку о существовании генерального дрейфа льдов в Арктическом бассейне с востока на запад, разработал классификацию льдов (которая во многом сходна с современной), а также занимался проблемами, связанными с изучением Северного Ледовитого океана1.
Хронологические рамки исследования охватывают период, начиная с первых плаваний поморов в XI-XIII вв. и заканчивая сегодняшним днем, а также рассматриваются перспективы развития Северного морского пути.
Для реализации поставленных целей и задач были использованы следующие методы исследования и их элементы: общелогические методы (анализ, индукция), методы теоретического исследования (исторический, метод прогнозирования), методы эмпирические (методы изучения реального процесса, изучения и анализа литературных источников).
Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении изученного материала, глубоком освещении рассматриваемого вопроса, а также в анализе перспектив развития Северного морского пути.
Практическая значимость исследования
состоит в использовании
Данная работа состоит из введения, 2 глав, каждая из которых включает 2 параграфа, заключения и библиографического списка.
Глава 1. Открытие и освоение Северного морского пути
1.1. История открытия Северного морского пути
Одной из наиболее выдающихся страниц освоения Российского Севера можно назвать открытие и начало эксплуатации Северного морского пути. Он стал не только кратчайшим водным путем между Европейской Россией и Дальним Востоком, но и уникальным трансконтинентальным маршрутом, представляющим значительный интерес для экономики многих стран мира.
История Северного морского пути начинается с первых плаваний поморов в XI—XIII вв., но идея практического использования Северного морского пути (до начала 20 века называвшегося Северо-Восточным морским проходом) была высказана русским дипломатом Дмитрием Герасимовым в 1525 году.2 Освоение морского побережья и арктического мореплавания велось также сибирскими казаками и «промышленными людьми», ходившими вдоль всего морского побережья Сибири на парусных морских судах (кочах). Плавание летом 1648 года из устья Колымы к реке Анадырь якутского казака Семена Дежнева с товарищами доказало раздельность Евразии и Америки и наличие морского прохода из Северного Ледовитого океана в Тихий. Большой вклад в изучение полярных морей внёс Михаил Васильевич Ломоносов, который высказал догадку о существовании дрейфа льдов в Арктическом бассейне с Востока на Запад, разработал классификацию льдов (которая во многом сходна с современной), а также занимался проблемами, связанными с изучением Северного Ледовитого океана. Видное место в этом изучении заняли две Камчатские экспедиции под начальством Витуса Йонссена Беринга, высокоширотная во главе с Василием Яковлевичем Чичаговым, Северо-восточная Иосифа Биллингса — Гавриила Сарычева, Усть-Янская и Колымская под руководством Петра Федоровича Анжу и Фердинанда Петровича Врангеля, новоземельские Федора Петровича Литке, Петра Кузьмича Пахтусова и Августа Карловича Циволько. Результаты их исследований предрешили вопрос о возможности судоходства по Северному морскому пути.
С 1877 года начались эпизодические Карские экспедиции с целью вывоза через Карское море на мировой рынок сибирской сельскохозяйственной продукции и минеральных богатств. До 1919 года из 122 Карских рейсов только 75 прошли успешно; ими перевезено всего 55 тысяч тонн различных грузов. Неудачи Карских экспедиций объясняются отсутствием в северных морях должного навигационного оборудования, портов, ледоколов, а также противодействием со стороны царского правительства и торгового капитала. В 1878—1879 гг. шведская экспедиция Нильса Адольфа Эрика Норденшельда на шхуне «Вега» совершила первое сквозное плавание по Северному морскому пути с зимовкой у побережья Чукотского полуострова. Однако успех «Веги» не был поддержан и закреплен капиталистами Европы и царским правительством России, отказавшимися вкладывать крупные средства в освоение северного мореплавания. С 1911 года из Владивостока на Колыму ежегодно совершались рейсы одного парохода. Колымские рейсы также не получили развития из-за необорудованности морского пути. Среди научных экспедиций этого периода выделяются: русские — на первом линейном ледоколе «Ермак» под командованием Степана Осиповича Макарова, полярная на шхуне «Заря» Эдуарда Толя, по Северному морскому пути Георгия Львовича Брусилова на шхуне «Святая Анна» и Владимира Александровича Русанова на судне «Геркулес», полюсная экспедиция Георгия Яковлевича Седова на шхуне «Святой Фока», гидрографическая на ледокольных транспортах «Таймыр» и «Вайгач» под начальством Бориса Андреевича Вилькицкого, открывшая в 1913 году Северную Землю и совершившая сквозное плавание с Востока на Запад с зимовкой в 1914 – 1915 гг.; иностранные - американская Де-Лонга на шхуне «Жаннетта», норвежская в Арктический бассейн на судне «Фрам» во главе с Фритьофом Нансеном, норвежская на судне «Мод» во главе с Руалем Амундсеном с Запада на Восток по всему Северному морскому пути с зимовками у побережий Таймырского и Чукотского полуостровов. С появлением парового флота, изобретением радио, постройкой ледоколов освоение Северного морского пути вступило в новую фазу, ознаменовавшуюся более высоким уровнем исследований.
После Октябрьской революции 1917 года началось планомерное освоение Северного морского пути, ставшее неотложной народно-хозяйственной задачей. Развитию арктического мореплавания и научных исследований на Советском Севере большое внимание уделял В. И. Ленин. С 1921 года успешно осуществляются советские Карские экспедиции, а с 1923 года— Колымские рейсы, подготовившие почву для открытия мореплавания по всей трассе Северного морского пути. В 1932 году экспедиция на ледокольном пароходе «А. Сибиряков» во главе с Отто Юльевичем Шмидтом впервые прошла из Архангельска до Берингова пролива без зимовки, доказав тем самым реальную возможность эксплуатации Северного морского пути. Плавание «Челюскина» (1933 г.) и «Литке» (1934 г.) ещё раз подтвердило готовность Северного морского пути к совершению по нему грузовых рейсов, которые начались с 1935 года. В 1932 году было создано Главное управление Северного морского пути (Главсевморпуть), которому поручалось проложить окончательно Северный морской путь от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать этот путь, держать его в исправном состоянии и обеспечить безопасность плавания по этому пути. В последующие годы Главсевморпуть проводил работы по созданию специального ледокольного и транспортного флота, по гидрографическому и авиационному обеспечению арктических навигаций, геологическим, гидрологическим, метеорологическим и географическим исследованиям, созданию на Советском Севере очагов социалистической индустрии. В 30-е и 40-е гг. были построены арктические порты Игарка, Диксон, Певек, Провидения и другие. Для освоения Северного морского пути имели значение: экспедиции гидрографические по изучению обстановки трассы и для составления навигационных карт и лоций, высокоширотная на «Садко» (1935 г.), дрейф «Георгия Седова» (1937 – 1940 гг.), первая научная станция «Северный полюс» (1937 – 1938 гг.) во главе с Иваном Дмитриевичем Папаниным, трансарктические полёты из Москвы в США (1937 г.), ледовые патрули (с 1938 г.), воздушная экспедиция на полюс относительной недоступности (1941 г.), послевоенные экспедиции - на ледоколе «Северный полюс» в северо-восточные моря (1946 г.), на «Литке» в Карское море (1948 г.), на том же судне (1955 г.) и дизель-электроходе «Обь» (1956 г.) в Гренландское море. С 1948 года проводятся высокоширотные воздушные экспедиции под названием «Север». Высаженные на дрейфующие льды станции были базами долговременных научных наблюдений. В 1950 – 1951 гг. во льдах Арктики дрейфовала вторая научная станция «Северный полюс». С 1954 года в Арктическом бассейне ежегодно работали по 2 советские дрейфующие станции; в 1974 году во льдах Арктического бассейна работала «Северный полюс - 22»; с конца 1975 года действовала «Северный полюс - 23».
Из наиболее выдающихся плаваний по Северному морскому пути после 1935 года были: проводка военных кораблей Балтийского флота на Дальний Восток (1936 г.), двойной рейс ледокола «И. Сталин» (1939 г.), снабжение продовольственными и промышленными товарами из бассейна Тихого океана Якутии и восточной части Советской Арктики, перегон дальневосточных военных кораблей в Баренцево море в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг., систематические переходы речных судов из европейских портов на реки Сибири (с 1948 г.), рыболовецких судов на Дальний Восток (с 1951 г.), двойные грузовые рейсы дизель-электроходов «Лена», «Енисей» (с 1954 г.), осенние походы атомохода «Ленин» (1970 – 1971 гг.). Вступление в строй новых мощных судов ледового класса: атомоходов «Ленин» и «Арктика», ледоколов «Москва», «Ленинград» и др. однотипных ледокольных судов, современное оборудование арктических портов, расширение сети полярных станций (свыше 100) и обсерваторий, достижения науки — всё это создало реальные возможности для выполнения поставленных в 1957 году ЦК КПСС и Советским правительством задач превращения Северного морского пути в магистраль массовой перевозки народнохозяйственных грузов.
В начале 1990-х годов
распад Советского Союза и последовавший
за ним системный социально-
1.2. Современный этап развития и освоения
Северного морского пути
Сегодня в России начинает предприниматься ряд серьезных практических мер по выводу из сложившегося кризиса и дальнейшему развитию Северного морского пути. Осознание необходимости этих шагов связано с рядом факторов, свидетельствующих о чрезвычайно важном стратегическом значении этого уникального арктического маршрута. В первую очередь оно связано с предстоящим освоением колоссальных по своим масштабам месторождений нефти и газа, сосредоточенных в Арктическом шельфе.
Север России чрезвычайно богат месторождениями полезных ископаемых. Часть этих месторождений разрабатывается, часть разведана и готовится к эксплуатации, некоторые законсервированы, а основная же масса сегодня не востребована и составляет государственный резерв. На шельфе Баренцева моря открыты богатые залежи нефти и газа, в том числе крупные и уникальные. Безусловно, разработка месторождения углеводородов на шельфе будет положительным образом сказываться на деятельности Северного морского пути, так как потребует ледового обеспечения, развития портов и ремонтной базы.
Учитывая сроки и темпы
Большую значимость сегодня имеет развитие транзитных функций Северного морского пути. Они продолжают играть важную роль в освоении и развитии районов Крайнего Севера и Дальнего Востока. Сегодня многие страны мира проявляют большой интерес к развитию грузоперевозок по этому маршруту, в первую очередь в свете растущего товарооборота между Европой и странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Поэтому не исключено, что в XXI веке Северному морскому пути уготовано интенсивное развитие в качестве важной арктической транспортной артерии не только национального, но и международного значения.
В настоящее время по транспортным артериям Северного морского пути осуществляют завоз топлива и продуктов в пункты Российской Арктики более 10 иностранных танкеров и рефрижераторов. На каждую навигацию распоряжениями Правительства РФ открываются для захода иностранных судов более 40 портов и порто-пунктов, расположенных вдоль трассы Северного морского пути. Вместе с тем коммерческий транзит иностранных судов по Северному морскому пути пока не развивается. В период с 1991 года по 1997 год была осуществлена проводка только одного иностранного судна (“Астролябия” под флагом Франции). Зарубежные грузоотправители предпочитают использовать для перевозки своих грузов в этих водах российские суда ледового класса.4
Информация о работе Открытие и освоение Северного морского пути