Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 11:58, автореферат
Актуальность исследования. Вопросы выбора приоритетов развития национальной и региональной экономики, взаимосвязи социально-экономического развития с наличием и использованием минеральных ресурсов, оценок минерально-сырьевого фактора экономической динамики являются предметом дискуссий как на теоретическом, так и на практическом уровне. Как наиболее важные аспекты обсуждаются: взаимозависимость обеспеченности минеральными ресурсами и темпов экономического роста; соотношение между добывающими и обрабатывающими отраслями экономики; использование минеральных ресурсов и устойчивое, сбалансированное развитие.
Для выполнения заданий ФЦП требовалось привлечь инвестиции в объеме 5,5-5,7 млрд долл., в том числе на новое строительство 2,1-3,3 млрд долл. и порядка 2,2 млрд долл. – на реконструкцию действующих рудников. Основным источником финансирования нового строительства должны были стать иностранные инвестиции (около 60%), средства федерального бюджета (16%) и средства коммерческих банков, акционерных обществ и частных компаний (около 12%). Фактически удалось привлечь лишь около половины расчетных инвестиций, а введенные мощности составили чуть более 17% от запланированных. Вместо намеченных по программе к 1999 г. двадцати объектов фактически начали работу 6 рудников, при этом пять из них – в дальневосточных субъектах Федерации: Покровское в Амурской области, Ветренское, Школьное и Кубака в Магаданской области, Каральвеем в Чукотском автономном округе. В целом по шести освоенным месторождениям планируемые капитальные вложения освоены на 99,7%, мощности по добыче золота составили 83,1% от проектных, по добыче руды – 66,9% от проектных. По сути, результаты выполнения ФЦП по золоту продемонстрировали ориентацию на освоение в первую очередь более богатых и доступных руд.
Даже частичное выполнение этой ФЦП позволило существенно изменить соотношение добычи рудного и россыпного золота: если в 1992 г. оно составляло 20:80, то в 1998 г. – 40:60. После 2000 г. было введено еще несколько проектов, к 2003 г. золоторудная промышленность России была представлена уже 45 золотоизвлекательными и обогатительными фабриками, 22 из которых - новые объекты, в том числе 14 - в Дальневосточном федеральном округе. При этом производство на новых золотоизвлекательных фабриках достаточно эффективно: в 2000-2002 гг. при колебаниях цены золота на уровне 8,0-10,5 долл. за г себестоимость на них составляла от 3 до 6,5 долл. за грамм золота5.
В 2001-2005 гг. рост доли коренных месторождений в общей добыче золота продолжился как по РФ в целом, так и в дальневосточных субъектах Федерации (табл. 6).
Таблица 6.
Динамика доли добычи золота из коренных месторождений
в основных золотодобывающих регионах Дальнего Востока, %
Регионы |
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
Российская Федерация |
43,5 |
49,8 |
51,5 |
53,9 |
54,8 |
Республика Саха (Якутия) |
26,0 |
33,9 |
44,1 |
48,7 |
47,0 |
Хабаровский край |
57,7 |
63,6 |
67,7 |
71,3 |
69,8 |
Амурская область |
23,7 |
17,6 |
28,6 |
33,0 |
38,9 |
Магаданская область |
51,6 |
56,2 |
47,5 |
43,2 |
46,7 |
Стабилизация российской экономики и наметившийся рост после 2000 г., возросшие финансовые ресурсы, признание существенной роли национального МСК в этих процессах повысили внимание государства к развитию этого комплекса. На уровне Государственного Совета были обсуждены ключевые принципы минерально-сырьевой политики в России и подтверждена долгосрочность ведущей роли минерально-сырьевого комплекса в экономике страны. При этом как важнейший был обозначен принцип разделения ответственности за воспроизводство минерально-сырьевой базы: государство отвечает за геологическое изучение, локализацию и оценку ресурсного потенциала, развитие МСБ окраинных, социально-напряженных регионов страны; недропользователи занимаются подготовкой запасов полезных ископаемых, их рациональной и комплексной эксплуатацией.
Исходя из этих принципов, была сформирована и утверждена ФЦП «Экология и природные ресурсы России на 2002-2010 гг.». Основными целями ее Подпрограммы «Минерально-сырьевые ресурсы» были обозначены: обеспечение потребностей экономики страны в минеральном сырье с учетом национальной минерально-сырьевой безопасности; геологическое обеспечение геополитических интересов РФ на континентальном шельфе и в Мировом океане; стабилизация и улучшение социально-экономической обстановки в регионах с преимущественно минерально-сырьевым профилем экономики. Общий объем финансирования Подпрограммы на 2002-2010 гг. предполагался на уровне 334 млрд рублей, в т.ч. за счет федерального бюджета 46,4%, бюджетов субъектов РФ 42,1%, внебюджетных средств 11,5%.
Что касается МСБ Дальнего Востока, то в 2002-2005 гг. задачи по воспроизводству МСБ ДФО обозначались параллельно в двух государственных целевых программах (также и в ФЦП социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья), а финансировались через механизмы ФЦП «Экология и природные ресурсы России».
В 2005 г. было признано неэффективным дальнейшее обеспечение воспроизводства МСБ России в рамках Подпрограммы «Минерально-сырьевые ресурсы» ФЦП «Экология и природные ресурсы», и с 2006 г. действие и финансирование этой Подпрограммы завершено. Причина в данном случае скорее позитивная - в 2005 г. был принят ряд документов органов федеральной власти по усилению государственного участия в выработке стратегии развития национального МСК на средне- и долгосрочную перспективу. Среди важнейших - «Долгосрочная государственная программа изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья (2005-2010 гг. и до 2020 г.)». Цели Программы — обеспечение сбалансированного развития и использования минерально-сырьевой базы для удовлетворения потребностей (включая экспортные) экономики страны в минерально-сырьевых ресурсах, а также закрепление геополитических интересов Российской Федерации на длительную перспективу.
Дальневосточный регион
оценивается в ДГП как
При всей важности отраслевых государственных программ поддержки МСК, особые надежды на Дальнем Востоке в рассматриваемый период возлагались на такой регулятор развития минерального сектора региона, как ФЦП «Дальний Восток и Забайкалье». В этой программе минерально-сырьевой комплекс признан одним из ключевых факторов перспективного развития региона до 2010 года.
В диссертационной работе (раздел 4.1) детально исследованы результаты реализации ФЦП «Дальний Восток и Забайкалье» в части развития МСК в разрезе: целевых установок, временных периодов, субъектов Федерации и конкретных инвестиционных проектов. В целом динамику абсолютных и структурных показателей развития МСК ДВ в рамках этой программы в 2002-2005 гг. характеризуют данные таблицы 7.
Таблица 7.
Динамика и структура финансирования минерально-сырьевого комплекса ДФО
в ФЦП «Дальний Восток и Забайкалье»
2002 |
2003 |
2004 |
2005 | ||
Объем финансовых ресурсов на развитие МСК, млн руб. |
По Паспорту ФЦП |
2696,7 |
5421,9 |
7773,2 |
7625,0 |
Уточненные показатели соответствующего года |
974,1 |
1141,9 |
8046,1 |
2226,5 | |
Фактическое финансирование МСК |
В млн. руб. |
932,4 |
1032,6 |
991,8 |
1982,3 |
В % к паспорту ФЦП |
34,5 |
19,0 |
12,7 |
25,9 | |
В % к уточненным показателям соответствующего года |
95,7 |
90,4 |
11,0 |
89,0 | |
Доля в общих фактически привлеченных финансовых ресурсах ФЦП, % |
3,7 |
4,0 |
4,0 |
7,8 | |
Структура фактического финансирования ФЦП по источникам, % |
Средства бюджетов всех уровней |
17,1 |
21,0 |
17,8 |
21,7 |
Внебюджетные средства |
82,9 |
79,0 |
82,2 |
78,3 | |
Структура фактического финансирования МСК по источникам, % |
Средства бюджетов всех уровней |
13,5 |
5,8 |
4,5 |
1,8 |
Внебюджетные средства |
86,5 |
94,2 |
95,5 |
98,2 |
Наиболее общими результатами реализации ФЦП являются следующие:
В 2006 г. было принято постановление Правительства РФ (№ 419 от 7 июля 2006 г.) о внесении изменений в Федеральную целевую программу социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья. Скромный термин «изменения» привел к достаточно существенной «перекройке» Программы. Что касается минерально-сырьевого комплекса, то, оставаясь в целевых установках и задачах Программы, реализация формирующих этот блок программных мероприятий и инвестиционных проектов была выведена «за скобки» ФЦП. При этом органы управления многих дальневосточных субъектов РФ по-прежнему считают минерально-сырьевой комплекс одним из ключевых направлений развития для территорий на обозримую перспективу.
По сути говоря, логика развития российских государственных программ в отношении МСК в реформенный период нашла свое отражение и в развитии ФЦП «Дальний Восток и Забайкалье»:
- начальные стадии воспроизводства МСБ закреплены за государством (инвестиционные проекты и мероприятия «ушли» в «Долгосрочную государственную программу изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья (2005-2010 гг. и до 2020 г.)»);
- все остальные стадии
воспроизводства минеральных
Таким образом, логика развития целевых установок и механизмов государственных программ в отношении минерально-сырьевого комплекса в 1990-х - 2005 гг. прошла путь от прямой финансовой и бюджетной поддержки инвестиционных проектов до признания основой инвестиционной стратегии этого сектора возможности развития за счет собственных и привлеченных на коммерческой основе средств. Важнейшим принципом воспроизводства минерально-сырьевой базы стало четкое разделение ответственности между государством и недропользователями.
5. Разработана концепция, приоритеты и целевые задачи перспективного развития минерально-сырьевого комплекса Дальнего Востока. Определены количественные параметры минерально-сырьевого комплекса Дальнего Востока до 2020 г. в увязке с государственными и корпоративными стратегиями и инвестиционными намерениями в минеральном секторе региона. Получены вариантные оценки реакции макроэкономических показателей Дальнего Востока на реализацию инвестиционных проектов в минерально-сырьевом комплексе в период 2010-2020 гг.
Среди приоритетных видов, отраслей хозяйственной деятельности в Дальневосточном регионе многими исследователями, экспертами, специалистами органов управления называется и минерально-сырьевой комплекс при переориентации его на новейшие технологии добычи и переработки сырья с получением высокочистых и наукоемких конечных продуктов. Общий подъем промышленного производства в России, опережающее развитие отраслей высоких технологий и укрепление обороноспособности потребуют существенного роста потребления цветных металлов, подтягивание его к уровню индустриально развитых стран. Кроме возможного роста спроса на редкие, редкоземельные и благородные металлы, являющиеся материальной базой отраслей пятого технологического уклада, прогнозируется и рост потребности в традиционных цветных металлах. В соответствии с оценками специалистов отдела прогноза развития минерально-сырьевой базы ВИЭМС внутренняя потребность России в основных стратегических металлах в ближайшие годы может возрасти: в хроме и вольфраме – в 1,5-2 раза; в цинке, никеле, алюминии и олове – в 3-4 раза; в марганце и меди в – 8-9 раз; в молибдене – более чем в 30 раз6. Предполагается, что доля экспортной составляющей в продукции российской цветной металлургии будет по-прежнему высока (на уровне 60-70%)7.
Перспективная стратегия для горнопромышленного комплекса Дальнего Востока, производство в котором ориентировано как на внешний, так и на внутренний рынок, основывается на его потенциальной возможности развития за счет собственных или привлекаемых на коммерческой основе инвестиционных ресурсов. Тем не менее, необходима государственная поддержка решения определенного уровня задач, направленных на модернизацию этого комплекса.
Целями развития минерально-сырьевого комплекса Дальнего Востока являются: