Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 16:40, доклад
Теоретически доказанное и практически иллюстрированное абсолютное подтверждение объективности и неизбежности реализации установленной связи формулируется в виде закона. Закон как объективная, существенная, устойчивая связь явлений или событий представляет собой основу разработки и построения любой научно обоснованной и общепризнанной теории.
Сложнейший характер связей между законами организации, с одной стороны, отражает универсальность ее построения, а с другой стороны определяет объективность их существования. Актуальность исследований, которыми начинается и сопровождается любой процесс поиска связей, привлекает внимание ученых в качестве прообраза формулировки законов. Генезис этого процесса отражает сложную многоступенчатую последовательность изучения и формирования системы законов.
Введение…………………………………………………………………………3
Теоретическая часть
Глава 1. Система законов организации………………………………………..5
1.1 Понятия «зависимость», «закон», «закономерность»……………………5
1.2 Основополагающие законы организации……………..…………………….9
1.3 Законы организации второго и третьего уровней……………………….15
Глава 2. Система закономерностей и принципов организации………………21
2.1 Классификация закономерностей организации……………………………21
2.2 Взаимосвязь законов организации………………………………………….26
ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ
Глава 3. Законы организации на примере ОАО “ЛУКойл-Краснодар”……...28
3.1 Структура управления ОАО «ЛУКойл-Краснодар»………………………28
3.2 Общая характеристика предприятия……………………………………….29
3.3 Организационно-управленческая структура ОАО «ЛУКойл-Краснодар»30
3.4 Анализ целей, стоящих перед предприятием……………………………..34
3.5 Выявление проблемных ситуаций………………………………………..35
Заключение………………………………………………………………………38
Список использованной литературы…………………………………………..39
Закон синергии. Для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов (людей, компьютеров), либо существенно меньше [3, С.209].
Синергия
или синергетика от греч. - совместное,
содружественное, взаимозависимое
действие двух или нескольких элементов,
факторов, процессов, подсистем, агентов
и т.д. в каком-либо одном направлении.
Современное понимание сложных
систем приводит к пониманию организации
как сложной системы
Другими словами закон гласит, что любая динамическая сложная система стремится получить максимальный эффект за счет своей целостности, а также стремится максимально использовать возможности кооперирования для достижения эффекта. Синергетический эффект - это благоприятное сочетание ресурсов, а также согласованное поведение, связи, отношения внутри организации. Синергетический эффект определяет набор параметров, который характеризует сложную развитую систему. Может быть положительным и отрицательным. В отличие от кооперирования, синергизм позволяет оценивать эффекты, происходящие в организации. Существует синергетический потенциал, который позволяет производить некоторые совместные синергетические эффекты:
- синергизм "масштаба" - чем разнообразней система, тем больше потенциал синергии;
- синергизм "продаж";
- комбинирование труда или синергизм разнородных усилий;
- оперативный синергизм;
- инвестиционный синергизм;
- синергизм менеджмента;
-
синергизм окружения или
Измерение синергетического эффекта пока достаточно трудно. Однако проводятся накопления статистических данных о влиянии синергии, формируются простейшие модели условий ее достижения. Задача руководителя заключается в том, чтобы найти такой набор элементов, при котором синергия носила бы созидательный характер.
Для успешной реализации закона синергии существует ряд методов. Метод «вопросы и ответы» наиболее прост в организационном исполнении, его реализация может быть частично формализована с помощью компьютера путем создания информационной базы возможных вопросов, ответов и последствий их реализаций. Весьма перспективен метод «конференция идей», в основе которого лежит стимулирование процесса мышления на уровне сознания. С обычной конференцией здесь мало общего. Основные принципы данного метода: число участников 4-12; запрещаются насмешки, критика, даже позитивная; для обсуждения формулируются 1-2 зависимые друг от друга задачи; продолжительность конференции 30-50 мин; ведется запись всех предложений, в том числе и абсурдных. В США распространен метод «мозговой атаки», в его основе лежит стимулирование подсознания, который является неиссякаемым источником человеческого духа, появления блестящих идей. Все методы должны быть направлены на усиление действий закона синергии [3, С.210-218].
Закон самосохранения. Каждая материальная система (организация, коллектив, семья) стремится сохранить себя (выжить) и использует для этого весь свой потенциал (ресурс) [3, С.218].
В аналитическом виде данный закон имеет следующий вид:
Σ Ri > Σ (V1i + V2i), (1)
где Ri - потенциал (ресурс) организации в области i (экономика, политика, финансы и так далее), способствующий ее развитию;
V1i – ресурс внешнего разрушительного воздействия;
V2i – ресурс внутреннего воздействия, стремящегося ликвидировать организацию или нанести ей ощутимый вред.
Таким образом, общая сумма созидательных ресурсов организации должна быть больше суммы внешних и внутренних разрушительных ресурсов. Левая часть в формуле называется «энергией удержания», а правая – «энергией ликвидации». Энергия удержания должна быть больше, чем энергия ликвидации.
Для
анализа положения организации
очень важен показатель «уровень
самосохранения». Он вычисляется по
формуле: разность ресурсов удержания
и ликвидации поделить на суммарный
объем ресурсов удержания.
УР
= (У-Л / ΣУ) * 100%, (2)
где УР - уровень самосохранения;
У - ресурсы удержания;
Л - ресурсы ликвидации;
ΣУ - суммарный объем ресурсов удержания.
Организация
использует при этом значительную часть
своего потенциала. Самосохранение рассматривается
как составная часть
Пассивно-индивидуальная
стратегия основана на ожидании партнеров
и предложений для заполнения
свободных ниш в деятельности
сторонних организаций. Эта стратегия
предполагает проведение умеренной
рекламной кампании. Основная особенность
такой стратегии –
Пассивно-коллективная стратегия основана на заинтересованности государства или какого-либо общества в развитии определенной сферы производства товаров, услуг, информации, знаний в какой-либо области, то есть государство каким-либо образом поддерживает организацию, руководители же опять довольно пассивны.
Активно-индивидуальная стратегия постоянного поиска фирмы своей ниши в науке, технологии и информации.
Активно-коллективная стратегия предполагает создание руководителем собственной инфраструктуры под собственную организацию (организацию-лидер).
Причинами
низкого уровня самосохранения могут
являться: ошибки руководителя, форс-мажорные
обстоятельства, взаимодействие внешних
и внутренних факторов. Самосохранение
зависит от размера, вида деятельности
организации, стиля управления, профессионализма
и опыта руководителя, наличия
ресурсов, их качество. Для определения
того, на каком уровне самосохранения
находится организация, как результат
человеческой деятельности, необходимо
использовать систему различных
показателей. Изучать такую организационную
систему можно с помощью
Удержаться
на заданном уровне самосохранения компании
помогает страхование ресурсов и
рисков. Уменьшая потенциал организации
на сумму страховых взносов, руководитель
существенно увеличивает
Закон развития. Каждая материальная система стремиться достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла [4, С.126].
Развитие – это необратимое, направленное, закономерное изменение материи и сознания. Две формы развития – эволюционное (постепенные количественные и качественные изменения, изменение сознания сочетается с изменением материи) и революционное (скачкообразный неосознанный переход от одного состояния материи к другому, либо скачкообразным изменением сознания без соответствующего изменения базиса). Выделяют также прогрессивное и регрессивное развитие.
Развитие
организаций обусловлено
1) изменение внешней среды (экономика, политика, этика, культура);
2)
изменение внутренней среды (
3)
потребности и интересы
4) старение и износ материальных элементов (оборудования, человека, технологии);
5) изменение экологии;
6) технический прогресс;
7) глобальное состояние мировой цивилизации.
Закон развития опирается на следующие принципы:
1)
инерции – изменение потенциала
(суммы ресурсов) системы начинается
спустя некоторое время после
начала воздействий изменений
во внешней или внутренней
среде и продолжается
2)
эластичности – скорость
3) непрерывности - процесс изменения потенциала системы идет непрерывно, меняются лишь скорость и знак изменения;
4) стабилизации - система стремится к стабилизации диапазона изменения потенциала системы. Этот принцип основан на известной потребности человека и общества к стабильности.
Успешное
развитие и рост организации могут
привести к синдрому большого бизнеса,
который характеризуют
1) крайне централизованный и разбухший аппарат управления;
2) всеохватывающая система специальных форм и процедур для принятия повседневных решений;
3) рост числа всякого рода совещаний для выработки таких решений;
4) передача решений и ответственности из одного отдела в другой.
Снять синдром большого бизнеса позволяют методы регрессивного развития путем движения назад к более простым структурам
Бизнес-план - это основа эффективной реализации закона развития. Он является правопреемником известного среди многих поколений экономистов бывшего СССР промфинтехплана (промышленно-финансового технологического плана). Бизнес-план – это соединение фоновой (пояснительной) информации со строгой системой расчетов промфинтехплана. Он рассчитан на широкий круг специалистов, каждый из которых найдет в нем интересующую его информацию [4, С.126-128].
Закон
информированности –
Все коммуникации в организации основаны на получении, обработке, передаче и хранении данных. Данные – это сообщения, результаты мыслительной деятельности, сведения любого происхождения, вида и назначения. Управленческая информация – это данные, несущие в себе новизну и полезность для работника, принимающего решение. Информация здесь рассматривается как часть данных.
Обычно информацию разделяют на 2 больших класса:
1)
объективную, овеществленную в
товаре (например, о работнике –
диплом об образовании,
2) субъективную (отраженную, организованную людьми).