Управление ресурсами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2012 в 16:40, доклад

Краткое описание

Теоретически доказанное и практически иллюстрированное абсолютное подтверждение объективности и неизбежности реализации установленной связи формулируется в виде закона. Закон как объективная, существенная, устойчивая связь явлений или событий представляет собой основу разработки и построения любой научно обоснованной и общепризнанной теории.

Сложнейший характер связей между законами организации, с одной стороны, отражает универсальность ее построения, а с другой стороны определяет объективность их существования. Актуальность исследований, которыми начинается и сопровождается любой процесс поиска связей, привлекает внимание ученых в качестве прообраза формулировки законов. Генезис этого процесса отражает сложную многоступенчатую последовательность изучения и формирования системы законов.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Теоретическая часть

Глава 1. Система законов организации………………………………………..5

1.1 Понятия «зависимость», «закон», «закономерность»……………………5

1.2 Основополагающие законы организации……………..…………………….9

1.3 Законы организации второго и третьего уровней……………………….15

Глава 2. Система закономерностей и принципов организации………………21

2.1 Классификация закономерностей организации……………………………21

2.2 Взаимосвязь законов организации………………………………………….26

ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ

Глава 3. Законы организации на примере ОАО “ЛУКойл-Краснодар”……...28

3.1 Структура управления ОАО «ЛУКойл-Краснодар»………………………28

3.2 Общая характеристика предприятия……………………………………….29

3.3 Организационно-управленческая структура ОАО «ЛУКойл-Краснодар»30

3.4 Анализ целей, стоящих перед предприятием……………………………..34

3.5 Выявление проблемных ситуаций………………………………………..35

Заключение………………………………………………………………………38

Список использованной литературы…………………………………………..39

Вложенные файлы: 1 файл

КурсоваяOffice Word.docx

— 72.73 Кб (Скачать файл)

     Категория «информация» имеет смысл лишь тогда, когда есть источник (информатор) и  ее получатель (информант). Информация обладает такими характеристиками как  объем, достоверность, ценность, насыщенность и открытость. Информатизация управления вносит коррективы в существующие формы  управленческого труда и расширяет  их состав. Она способствует усилению позитивного действия законов и  принципов управления, в первую очередь  законов, свойственных управлению в  целом. К таким законам относятся: закон единства систем управления, закон соотносительности управляющей и управляемой систем, закон пропорциональности производства и управления, закон экономии времени, закон экономии интеллектуальной энергии, закон перехода от административных к организационным методам управления. Информационная среда, ввиду ее важности, является объектом управления, наряду с персоналом, финансами и т. п. Информационная среда управления подчиняется закону информированности-упорядоченности. Из этого закона следует, что информированность работника после достижения ею критического уровня переходит в его компетентность.

     Поэтому, руководитель должен создать работникам условия для получения информации. Самым важным приложением закона информированности-упорядоченности  является рекламная деятельность. Реклама  – это информация о потребительских  свойствах товаров и услуг  с целью их реализации и создания спроса на них [16, С.48-49].

           Закон единства анализа  и синтеза. Каждая материальная система (живой организм, социальная организация  и др.) стремится настроиться на наиболее экономный режим функционирования в результате постоянного изменения  своей структуры или функций [16, С.53].

     Суть  анализа - в разделении целого на части, в представлении сложного в виде простых составляющих. Суть синтеза – в соединении простых составляющих объекта в единое целое. Анализ и синтез в человеческом мышлении сильно переплетаются и не могут существовать друг без друга, поэтому, говоря о единстве анализа и синтеза, мы подразумеваем их неразрывность и взаимодействие в процессе любой мыслительной деятельности.

     Практический  подход к анализу и синтезу  организаций может быть реализован с помощью метода постепенного приближения, который включает 4 уровня:

  1. предварительный анализ с позиций стороннего наблюдателя;
  2. проведение «мозговой атаки» на совещании основных специалистов организации;
  3. создание группы развития организации и формирование ее стратегии развития;
  4. постоянная работа группы развития в рамках нового структурного подразделения организации [16, С.53-54].

     Закон композиции и пропорциональности гласит, что каждая материальная система  стремится сохранить в своей  структуре все необходимые элементы (композицию), находящиеся в заданной соотносительности или в заданном подчинении (пропорции) [16, С.54].

     В окружающем нас мире все приспособлено  для совместного сосуществования. Все лишнее, избыточное постепенно уходит, а недостаточное постепенно развивается, достигая некоторого временного равновесия – гармонии. Гармония –  это естественный эволюционный процесс, происходящий на всех уровнях мировой цивилизации: государств, отраслей, организаций, семьи и даже одного человека. Гармония предполагает наличие совокупности элементов, процессов и их соотносительности (пропорциональности).

     Закон композиции рассматривается на уровне организации и на уровне внешней  среды, в которой организация  является одним из элементов. Реализация закона в организации требует  обязательного использования набора принципов.

     1) принцип планирования: каждая организация  должна иметь обоснованный план  деятельности и развития;

     2) принцип координации: каждая организация должна следить за стратегическими, тактическими и оперативными изменениями и вносить соответствующие коррективы в механизм выполнения;

     3) принцип полноты: каждая организация  должна выполнять весь набор  функций производства и управления  на своем участке деятельности  либо своими силами, либо с  помощью привлеченных организаций  [16, С.54-55].

     Закон онтогенеза относится к группе категорий  взаимодействия, и отражает важнейшие  положения самой динамичной составляющей организационного формирования, функционирования и развития. Закон онтогенеза отражает симметричное развитие генезиса и представляет жизненный цикл любой организации, периодически повторяющейся последовательностью, общей для всех организаций, тесно взаимосвязанных и закономерно сменяющих друг друга шести основных стадий (рис.3).

     Возникновение, становление и развитие организации  неизбежно сменяется стагнацией, распадом и ликвидацией, составляющими  ее жизненный цикл [5, С.117].

     Закон онтогенеза отражает безусловную последовательность и объективную неизбежность осуществления  жизненного цикла организации по шести представленным стадиям, раскрывающим не только преобразования, отражающие внутренние метаморфозы организации, но и сущность и содержание ее внешнего взаимодействия с другими процессами системами. 

     

     

     Рис. 3. Стадии онтогенеза организации 

     Периоды, проживаемые организацией в рамках однотипных ценностных установок и  фиксирующие специфику управленческих задач в определенный период функционирования организации, называются стадиями. Периоды, в которых организация принципиально изменяет внутренние ценности и ориентации, есть цикл развития [5, С.117-118].

     Значение  конструктивного понимания и  эффективного применения знаний действия закона онтогенеза исключительно велико в социальных организациях, являющихся основным объектом экономических исследований и воздействий современного общества. И действительно, адекватная оценка регистрируемых тенденций и выработка  эффективных решений определяющим образом зависят от того, насколько  точно они соотносятся со стадией  онтогенеза. Именно социальной организации, необходимость прогнозирования  их формирования, функционирования и  развития, представляют особые требования к предсказуемости, управляемости  и стабильности [17, С.24].

     Каждая  организация представляет собой  маленькое общество со своими населением и территорией, экономикой и целями, материальными ценностями и финансами, коммуникациями и иерархией. Она имеет свою историю, культуру, технологию и персонал. Существуют формализованные коммуникации и неформальные отношения человека с другими людьми. Руководители большинства организации больше всего заботятся о формализованной стороне отношений. Они создают различную нормативную документацию, полагая, что этим можно ограничить процесс управления коммуникациями. Однако неформальными отношениями также необходимо управлять, чтобы добиться гармонии отношений в организации. Среди элементов, влияющих на формализованные коммуникации и неформальные отношения можно выделить общее и особенное. Общее в отношениях людей в организации можно прогнозировать и на этой базе создавать различные виды нормативной документации. Особенное – это колорит отношений, который в отдельных случаях может иметь решающее значение в деятельности организации. Сочетание общего и особенного в отношениях людей существенно влияет на общее и особенное в деятельности самой социальной организации, ее реакции на действие того или иного закона [17, С.24-26].

 

Глава 2. Система закономерностей  и принципов организации

2.1 Классификация закономерностей  организации

 

     На  втором и третьем уровнях классификации  законов организации, как и в  группе основных законов, представлены и исследованы пока еще далеко не все законы. Более того, некоторые  из приведенных здесь законов  организации рассматриваются многими  учеными как ее закономерности или  даже принципы [15, С.32-48].

     Рассмотрим  принципы, которые определяют закономерности формирования управляемой системы: ее структуры, методы воздействия на коллектив, формируют мотивацию поведения его членов, учитывают особенности технологии и технического оснащения управленческого труда.

     Принцип системности и комплексности  подразумевает объединение частей в целое, свойства которого могут  отличаться от свойств входящих в  нее частей. Любая организация  есть система. Рассмотрим, какие основные свойства включает в себя принцип  системности.

     Неаддитивность - эффективность деятельности системы  варьируется во времени и далеко не всегда равна алгебраической сумме  эффектов частей в нее входящих. Например, прибыль промышленной фирмы  при прочих равных внешних условиях изменяется в зависимости от эффективности  работы входящих в нее подразделений, которая (при одной и той же формальной структуре организации  и принципах стимулирования труда) определяется качеством персонала, стилями руководства, личными взаимоотношениями.

     В большинстве случаев эффективность  работы группы из 7 человек выше, чем  группы, в которую входят 17 сотрудников. Считается, что рабочая группа (руководитель плюс взаимодействующие между собой  исполнители) с точки зрения эффективности  и оперативности руководства, взаимодействия членов и экономии средств должна иметь численной не менее 5 и не более 9 человек (так называемы закон «7 плюс-минус 2») [7, С.9-12].

     Эмерджентность - означает несовпадение цели организации  с целями входящих в нее частей. Например, цель корпорации состоит  в получении максимальной прибыли  при минимальных расходах на рабочую  силу. Подсистема «персонал» руководствуется  целью максимизации оплаты труда  при минимизации энергетических затрат. В умении сглаживать подобные противоречия и состоит искусство руководителей [7, С.12-13].

     Синергичность - однонаправленность действий, интеграция усилий в системе, которые приводят к возрастанию (умножению) конечного  результата. В управлении организацией синергичность означает сознательную однонаправленную деятельность всех членов коллектива (подразделений) в стремлении к общей цели. Синергетика изучает  законы упорядоченности и самоорганизации  частей системы из состояния хаоса. Повышение синергии в организации  осуществляется, прежде всего, посредством  грамотной работы с персоналом [7, С.15-19].

     Мультипликативность - это управляющие действия или  стихийные процессы, направленные на умножение эффективности системы. Например, реконструкция производства позволила фирме добиться резкого  увеличения прибыли, дала возможность  увеличить долю средств, направляемых на инвестиции, увеличила объемы и  номенклатуру выпускаемой продукции. В дальнейшем по мере усложнения организационной  структуры в компании растет бюрократический  аппарат, замедляется реакция на новые требования рынка и условия  внешней среды и ее рыночные позиции  быстро (мультипликативно) ухудшаются [7, С.20-21].

     Устойчивость. Устойчивость системы может быть нарушена при обоснованном усложнении или упрощении организационной  структуры. Опыт управления показывает, что для повышения устойчивости работ, как правило, приходится устранять  излишние звенья или подсистемы управления и значительно реже - добавлять  новые. На устойчивость работы организации  влияют внешние факторы (например, инфляция, спрос, взаимоотношения с партнерами и государством). Для повышения устойчивости работы необходимо быстро перестраивать коммуникации организации в соответствии с новыми целями и задачами [7, С.14].

     Адаптивность - способность организации приспосабливаться  к новым внешним условиям, возможности  саморегулирования и восстановления устойчивой деятельности. Адаптивные организации часто имеют органическую структуру, когда каждый субъект  управления (подразделение, рабочая  группа, работник) имеет возможность  взаимодействовать с каждым [7, С.14].

     Централизованность - речь идет о свойстве системы быть руководимой из какого-то единого  центра, когда все части организации  руководствуются командами из центра и пользуются заранее определенными  правами. В коллективе централизованность осуществляет руководитель, лидер, менеджер; на предприятиях - администрация, аппарат  управления; в стране - государственный  аппарат [7, С.14].

     Совместимость - взаимоприспособляемость и взаимоадаптивность частей системы. На уровне предприятий  нередко возникают противоречия интересов организации и потребностей ее подразделений. К примеру, руководство  компании может принять решение  о направлении большей части  прибыли, зарабатываемой одним подразделением, на развитие другого, в данный момент убыточного. Если в долгосрочной перспективе  конфликтов не возникает, можно говорить о хорошей совместимости работы [7, С.15].

     Итак, основные цели и задачи системного подхода заключается в следующем: снижение эмерджентности; повышение  синергичности; обеспечение положительной  мультипликативности в организации; обеспечение устойчивости функционирования организации; обеспечение адаптивности работы организации; обеспечение совместимости  работы подсистем организации. Принцип  системности и комплексности  подразумевает умение видеть наиболее значимый комплекс взаимосвязанных  и взаимообусловленных подсистем, входящих в организацию.

Информация о работе Управление ресурсами