Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2013 в 18:55, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Человек - достаточно загадочное и уникальное создание. Многие органы, ткани и клетки своего собственного организма человек так и не сумел воспроизвести в технических приборах и устройствах. Факты и цифры из человеческой анатомии поражают воображение до сих пор - несмотря на современный уровень развития науки и техники. Например, общая протяженность всех сосудов около 100 тысяч километров. При этом диаметр самых мелких сосудов - капилляров - не более 4 микрометров. Здесь возникает сразу несколько интересных вопросов. Во-первых, количество крови в организме, хотя и является непостоянной величиной для разных людей (примерно 7 % массы тела), но не превышает 7-10 литров. Этого явно не достаточно, чтобы заполнить все кровеносные сосуды. Во-вторых, средний диаметр эритроцитов - 7 микрометров. Возникает вопрос: как же они протискиваются в 4-микрометровые капилляры?
Введение……………………………………………………………………...3
Глава I. Человек в цифрах, фактах, задачах на уроках биологии………...3
1.1 Организм человека в цифрах и фактах…………………………………5
1.2 Человек в задачах……………………………………………………….12
1.3 Использование занимательных материалов на уроках биологии…...15
Заключение………………………………………………………………….32
Литература…………………………………………………………………..33
Приложение 1 – Разработка урока при изучении темы «Кровь»………..34
Приложение 2 - Разработка урока при изучении темы «Обмен веществ»………………………………………………………………………….40
Приложение 3 – Разработка урока при изучении темы «Кожа»………...45
Приложение 4 – Разработка урока при изучении темы «Биоритмы»…...53
Приложение 5 – Разработка урока при изучении темы «Эндокринная система»…………………………………………………………………………..54
Приложение 6 – Разработка внеклассного мероприятия по теме «Вредные привычки»……………………………………………………………60
Ногти на руках растут со скоростью 0,086 миллиметра в сутки, на ногах-0,05 миллиметра. За год на пальцах рук нарастает около двух граммов ногтей.
При пережевывании
пищи челюстные мышцы
На один квадратный
миллиметр слизистой оболочки
желудка приходится около ста
желез, выделяющих
Тонкая кишка, где происходит всасывание в кровь переваренной пищи, имеет на своей внутренней поверхности около 5 миллионов ворсинок - тончайших волосковидных выростов, через которые и идет всасывание питательных веществ.
Глоток воды - много это или мало? Многочисленные измерения показали, что мужчина проглатывает одним глотком в среднем 21 миллилитр жидкости, а женщина-14 миллилитров,
Чувство жажды появляется при потере воды, равной одному проценту от веса тела. Потеря более 5% может привести к обмороку, а более 10% - к смерти от иссушения.
Свежий отпечаток пальца весит примерно одну миллионную долю грамма. Он состоит из воды, жиров, белков и солей, выделяемых кожей,
Даже суровые мужчины
ежедневно проливают 1-3 миллилитра
слез. Слезы постоянно
В теле человека работает не менее 700 ферментов.
Таким образом, изучение организма человека в цифрах и фактах, исследованных и полученными учеными всего мира, представляет интерес, в том числе при изучении школьной программы биологии в разделе «Человек».
1.2 Человек в задачах
Важную роль в повышении умений доказывать играет для учащихся решение познавательных задач, размышление над проблемными вопросами2.
Под задачами понимают такие учебные задания, в которых от учащихся требуется найти ответ на вопрос исходя из условий задания. Решение анатомо-физиологических задач может идти не только словесным путем, но и состоять из практических действий, опытов, наблюдений. Так, например, решение задачи, нацеленной на формирование понятия "работа органа слуха", предполагает постановку учащимися несложного опыта с металлической ложкой и бечевкой (в разделе "Нервная система. Органы чувств"). В ходе решения данной задачи учащиеся убеждаются, что частицы воздуха периодически давят на барабанную перепонку, вызывая ее колебания и т. д.
Во всех задачах основными умственными приемами являются установление причинно-следственных связей и конкретизация определенных понятий. Так, в ходе решения приведенной выше задачи у учащихся конкретизируются такие понятия, как "механизм слуха", "орган чувств, слуха – ухо", "строение уха (наружное ухо, среднее ухо, внутреннее ухо)".
В работе над задачей полезно предложить учащимся следующую памятку.
1. Что известно?
2. О каких известных явлениях идет речь?
3. Что происходит при
этом явлении по условию
4. Какова причина описываемого
явления? Одна причина или
5. Найдя причины, можно ли ответить на вопрос задачи?
Содержание подобной памятки помогает учащимся логически рассуждать. Например, размышляя над задачей о "странном поведении" кожи на холоде и во время жары (в разделе "Кожа"), учащиеся выстраивают следующую логическую цепочку:
1. Что известно?
Наружный покров тела – кожа – самый обширный орган человека.
Кожа защищает тело от повреждений, удерживает в нем жидкости, препятствует проникновению в организм вредных веществ.
3. Что происходит при этом явлении по условию задачи?
На холоде кожа бледнеет.
Во время жары кожа краснеет.
4. Почему это происходит?
На холоде кровь устремляется в глубь тела, чтобы согреть внутренние органы. И кожа бледнеет.
Во время жары кровь поступает в капилляры на поверхности кожи. При этом из тела удаляется избыток тепла.
Безусловно, что на каждом уроке применять такие задачи, вопросы не обязательно. Анализируя условия задачи, надо прежде всего так ставить вопросы, чтобы стали видны причины и следствия каких-либо явлений.
Оценку качества решения задач на установление причинно-следственных связей целесообразно проводить по следующим параметрам: нахождение главной и второстепенных причин явления, указание на конкретные и общие следствия.
Умение применять свои знания в нестандартных ситуациях, использовать учебный прием переноса знаний к другому объекту или на другие задания учу учащихся с 1 – го класса.
В доказательных ответах учащиеся имеют дело с самостоятельными обобщениями и конкретизацией понятий, анализом-синтезом, сравнением и систематизацией знаний.
На уроках следует учить учащихся самостоятельно добывать знания. Этому помогают памятки. Так в работе над познавательными задачами можно предложить учащимся следующую памятку:
1. Что известно?
2. О каких известных явлениях идет речь?
3. Что происходит при
этом явлении по условию
4. Какова причина описываемого
явления? Одна причина или неск
5. Найдя причины, можно ли ответить на вопрос задачи?
Содержание подобной памятки помогает учащиеся логически рассуждать. Например, размышляя над задачей о «странном поведении» кожи на холоде и во время жары (задача 1 в разделе «Кожа»). «Наружный покров тела – кожа – самый обширный орган человека. Кожа защищает тело от повреждений, удерживает в нем жидкости и препятствует проникновению в организм вредных веществ. Очень «странно ведет себя» кожа на холоде, она бледнеет, во время жары – краснеет. Почему это происходит?»
Таким образом, по содержанию применяемые на уроках биологии и анатомии познавательные задачи очень разнообразны. Часть их требует для своего решения чисто теоретических знаний, а часть основана на результатах наблюдений практического характера.
1.3 Использование занимательных материалов на уроках биологии
Основную роль при изучении анатомии собственного организма, особенностей физического развития играет курс биологии 8 класса. В процессе изучения курса «Человек» учащиеся получают знания о строении и функциях человеческого тела, о факторах, укрепляющих и нарушающих здоровье человека. Методы самоконтроля, способность выявить возможные нарушения здоровья и вовремя обратиться к врачу, оказать при необходимости доврачебную помощь, отказ от вредных привычек - умения и навыки которые приобретают обучающиеся в 8 классе. В курсе уделяется большое внимание санитарно-гигиенической службе, охране природной среды, личной гигиене3.
Теоретический материал, раскрывающий основные понятия физического развития, включает знания функционально-анатомических и физиологических констант, характеризующих здоровый организм, а также умений по определению своих показателей и сравнения их с нормой.
Таким образом, в рамках школьного курса анатомии, особое внимание необходимо уделять формированию компетенции личностного самосовершенствования, а именно, способности разработать и реализовать индивидуальную программу физического совершенствования, самоорганизации на уровне здорового образа жизни, соответствии физического состояния выпускника нормам физического развития.
По содержанию применяемые на уроках анатомии познавательные задачи очень разнообразны. Часть их требует для своего решения чисто теоретических знаний, а часть основана на результатах наблюдений практического характера.
Решение «теоретических» задач способствует конкретизации основных понятий, которые следует распознавать в различных жизненных ситуациях. Например, в ходе решения задачи об изменении роста человека утром и вечером (задачи в разделе «Скелет») конкретизируется такое сложное анатомическое понятие, как «строение позвоночника, его функции».
Познавательные задачи могут быть связаны с самонаблюдениями. Они чаще всего имеют количественный характер, так как предусматривают измерения, подсчеты и т. п. Многие наблюдения могут быть даны в форме задач, позволяющих осмыслить физиологические явления и выявить причины и следствия на собственном организме.
Так, размышляя над задачей (раздел «Мышцы»), предусматривающей измерение толщины своего плеча, учащиеся делают вывод о том, что у ребят, занимающихся спортом, мышцы плеча более развиты.
Едва ли не самыми значимыми в курсах природоведения, естествознания являются задачи на связь теоретических знаний основ анатомии и физиологии человека с личной и общественной гигиеной.
Например, вдумываясь в смысл пословицы «Кто хорошо жует, тот долго живет» (в разделе «Пищеварение»), учащиеся делают вывод о том, что плохо пережеванная пища медленно переваривается и вызывает заболевания органов пищеварения.
А анализируя афоризм Л.Н. Толстого: «Наблюдай за своим ртом: через него входят болезни» (в разделе «Пищеварение»), учащиеся вспоминают известные им правила питания: пища должна быть приготовлена из доброкачественных продуктов, чтобы не вызвать пищевое отравление; сырые овощи и фрукты необходимо мыть перед едой; строго соблюдать правила личной и общественной гигиены и др.
Работая над решением познавательных задач, нужно уделять большое внимание приему переноса знаний и умений на другие объекты и в другие ситуации. Психологи не случайно придают большое значение проблеме переноса знаний как показателю глубины и сознательности усвоения материала.
Так, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн считали одним из признаков высокого умственного развития учащихся способность переносить знания на новые задания.
При решении познавательных задач, требующих переноса знаний, иногда для более слабых учащихся необходимо уточнять условия задачи, находить существенные признаки объектов, о которых идет речь в задаче.
По мнению Е.П. Бруновт, мобилизация ряда анатомо-физиологических понятий требуется в тех случаях, когда ученикам нужно решать учебные задачи, самостоятельно выбирая из своего запаса знаний нужные факты и понятия.
Такая актуализация знаний является наиболее важной, высшей формой переноса знаний. Применяется она при решении более сложных проблемных задач в ходе объяснения учителем нового материала, при проверке знаний. Например, задача о различном составе крови жителей гор и равнинной местности (в разделе «Кровь. Кровообращение»), задача об английских моряках - «лимонах» (в разделе «Пищеварение») и др.
Выполнение таких заданий служит показателем общего высокого умственного развития учащихся.
Важным структурным элементом пособия являются рисунки. Они нацелены на раскрытие основных идей познавательных задач, обеспечивая их наглядное выражение.
При работе с иллюстрациями у учащихся конкретизируются общие представления, формируются умения находить в рисунках необходимые объекты, их части, сравнивать изображенные объекты, обобщать, делать выводы.
Скелет
1. Без костей наше
тело было бы мягким, как желе.
Скелет поддерживает тело и
защищает мягкие внутренние
2. Подобно стальным
балкам, размещенным с учетом
точных инженерных расчетов, расположены
в костях крепкие перегородки.
Да и само строение кости
напоминает своды моста.
3. Разрешите спор двух учеников. Один из них утверждает, что кость – это сложный живой орган, а другой отрицает это. Кто из учеников прав и почему?
4. Человек рано утром
имеет один рост, а вечером
его рост уменьшается.
5. Много лет назад в одном из французских городков во время циркового представления зрителям был продемонстрирован необычайный аттракцион. На сцену поднялся человек. Ведущий приставил к нему вплотную шест, длина которого точно совпадала с ростом артиста. На глазах потрясенных зрителей артист за минуту вырос прямо на глазах на 10 см и стал заметно длиннее шеста. Потом постепенно "вернулся" к своему первоначальному росту. Как циркач смог заставить свое тело вытянуться в высоту?
6. Соединения костей нашего тела отличаются высокой подвижностью, обеспечивают гибкость тела. Многие акробаты, артисты цирка изумляют нас своими удивительными выступлениями. Порой нам кажется, будто их тело "без костей". Чем можно объяснить необыкновенную гибкость некоторых людей?
7. Нередко о профессии
человека можно судить по